- Все события по крайней мере последних двух-трех лет в сфере регулирования и налогообложения предпринимательской деятельности укладываются в логику нарастания бюджетных ограничений. Государственный вектор «либерализации» экономической деятельности сменился на прямо противоположный: рост налогов и ужесточение санкций.
Власти всех уровней еще совсем недавно заявляли, что «мы исчерпали ресурс повышения налогов», что «налоги трогать нельзя» и что проблемы «надо решать другими способами — через оптимизацию расходов, сокращение госпрограмм, приватизацию, возможно, заимствования». В бюджетном послании президента 2012 года было заявлено, что налоги на несырьевой сектор в этом электоральном цикле увеличиваться не будут. Ровно это же отмечено и в основных направлениях налоговой политики Минфина на 2015-2017 годы. Однако, сегодня уже даже на уровне деклараций из уст председателя правительства звучит: «Нужно дополнительно проанализировать и возможности по мобилизации доходов, включая самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки…». Вначале, как известно, всегда бывает слово.
Знаковые события из тренда последних лет:
Неудачная попытка увеличения «фиксированных социальных взносов» для ИП, после которой в 2013 году с легального рынка ушло несколько сот тысяч микробизнесов;
Введение налога на недвижимое имущество (административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения с офисами, общепитом и бытовкой) для организаций МСП, находящихся на налоговых спецрежимах («вмененка» и «упрощенка»);
Введение налога с продаж (что отнюдь не исключает возможное развитие других «инициатив»: увеличение НДС с 18 до 20%, повышение налога на доходы физлиц и социальных взносов в ФОМС).
В этой связи «офшорникам», можно сказать, даже повезло. Если перечисленные выше регуляции были приняты стремительно, без длительных обсуждений, то «антиофшорный» законопроект Минфина обсуждается уже много месяцев подряд. Оно и понятно: слишком серьезные интересы проект, если станет законом, может затронуть и слишком серьезные лоббисты или «антилоббисты» выступали против его принятия в том виде, в котором предлагал Минфин.
В первоначальном виде документ предполагал «покосить налоговую травку» с иностранных активов тех «налоговых резидентов РФ», кто прямо или косвенно является «контролирующим лицом» более 10% иностранной компании. Сегодня версия уже смягчена и, даже если закон вступит в действие с начала следующего года, установлен переходный период до 2019 года. До 1 января 2017 года признание лица контролирующим будет осуществляться в случаях, когда доля его участия в организации совместно со своими родственниками и несовершеннолетними детьми составляет более 50%. До этого же времени уведомлять налоговые органы об участии в иностранной организации должны лица, контролирующие не менее 25%. Штрафы и пени за неуплату налогов планируется ввести только с 2018 года.
Административные санкции Совет Федерации решил «подкрепить» «дальнобойной артиллерией»: уголовным наказанием. Использование офшорных схем, «сопровождаемое» непредставлением или искажением информации о контролируемых иностранных компаниях, согласно законопроекту, будет приравнено к уклонению от уплаты налогов в особо крупном размере и грозить лишением свободы на срок до 6 лет со сроком давности в 10 лет. Тренд n-летней давности, когда происходила замена санкций в виде лишения свободы за экономические правонарушения на санкции в виде порой баснословных денежных знаков, сменился трендом, когда к штрафам приплюсовывается тюрьма. Рулит не экономическое мотивирование, а идеи Следственного комитета. Уголовных дел станет больше, работы у правоохранителей прибавится, и в результате — начнет расти следственный аппарат. Еще один возможный итог — число «налоговых резидентов» в России может поубавиться, «офшорный народ», имеющий соответствующие возможности, больше дней в году будет дышать «дымом Отечества», физически проводя это время вне его пределов.
Понятно, что оба закона должны пройти либо «пакетом», либо последовательно, ибо второй (изменения в УК) без первого (новация в НК) — пустой звук. И «второй» скорей всего и появился сегодня на повестке дня, чтобы «подтолкнуть» к скорейшему принятию первый.
Деофшоризация экономики нужна и важна, кто ж с этим поспорит, но «офшорный бизнес» — лишь реакция, способ адаптации экономики к неблагоприятным условиям внешней среды. С этой точки зрения, гораздо более важным и нужным является изменение предпринимательского климата в стране, а не просто «стрельба по воробьям» с целью наполнения бюджета любыми средствами и «вылавливания» тех, в кого случайно или неслучайно попадут «сгустки» дроби.