Крупный бизнес просит объединить оценку регулирующего воздействия и антикоррупционную экспертизу важных для бизнеса законопроектов.
Сейчас антикоррупционная экспертиза этих документов, которую проводит Минюст, проходит без участия бизнеса, уверены в РСПП. Президент союза Александр Шохин предлагает «переформатировать» независимую антикоррупционную экспертизу важных для бизнеса проектов (проводит Минюст), объединив ее с оценкой регулирующего воздействия (ОРВ), за которую отвечает Минэкономразвития. Перед принятием проекты актов публикуются на сайте regulation.gov.ru, чтобы бизнес и эксперты смогли заранее просчитать последствия будущих законов.
По проектам в сфере предпринимательства в ходе ОРВ «обязательно должна проводиться оценка потенциальных коррупционных положений», настаивает Шохин в письме главе управления президента по вопросам противодействия коррупции Олегу Плохому (копия есть у РБК). По остальным проектам процедура останется прежней. Изменения могут коснуться закона «Об антикоррупционной экспертизе».
Система антикоррупционной экспертизы нормативных актов, регулирующих экономические отношения, фактически не работает, считает управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин. «Специалисты, ответственные за экспертизу нормативных актов, часто меняются, и компаниям нет резона постоянно аккредитовывать новых экспертов. Это приводит к тому, что Минюст России аккредитует экспертов, далеких от бизнес-сообщества. В итоге в отличие от ОРВ предприниматели фактически не участвуют в подготовке заключений по итогам антикоррупционной экспертизе», – говорит он. По его словам, правильнее было бы объединить эти процедуры.
Круг экспертов, которых аккредитует Минюст, ограничен, аккредитованные же эксперты зачастую аккредитовывались только для статуса, это приводит к тому, что независимой антикоррупционной экспертизы фактически нет, отмечает замдиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олег Шестоперов. «Это очень актуальная проблема. Не понятно, в какие сроки и как проводится антикоррупционная экспертиза – уследить за тем, как она увязана с другими экспертизами и оценками, невозможно. Бывали случаи, когда антикоррупционная экспертиза проходила через два-три месяца после ОРВ, при этом речь могла идти уже о принципиально разных текстах законопроекта», – вспоминает он.
Предложения РСПП об объединении процедур ОРВ и антикоррупционной экспертизы по законопроектам в сфере предпринимательства в Минюст не поступали, рассказал РБК представитель ведомства. По его словам, закон «Об антикоррупционной экспертизе» позволяет проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов актов на любой стадии их подготовки, в том числе при их общественном обсуждении или ОРВ.
ОРВ и антикоррупционная экспертиза – это две разные процедуры, различающиеся по сути и процедуре, говорит представитель Минэкономразвития. «Но исключительно для того, чтобы не плодить сущности, (можно) объединить их в размещении на regulation.gov.ru, засчитав это как размещение акта для антикоррупционной экспертизы», – считает он.
Читать полностью:http://top.rbc.ru/economics/19/09/2014/950204.shtml