Минэкономразвития предлагает изменить систему распределения субсидий из федерального бюджета регионам на поддержку малого и среднего бизнеса. Проект постановления правительства ведомство разместило на официальном портале regulation.gov.ru.
Сейчас регионы получают субсидии исходя из доли небольших предприятий, зарегистрированных в регионе, говорит вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Ежегодно федеральный бюджет выделяет около 20 млрд руб., приводит он данные.
Минэкономразвития хочет реформировать процедуру. По проекту постановления субсидия региону будет зависеть от доли городского населения и потенциала по развитию бизнеса. Под потенциалом ведомство понимает долю малого и среднего бизнеса в общем обороте и числе предприятий региона. Неиспользованные субсидии будут перераспределены в пользу регионов, наиболее эффективно поддерживающих небольшой бизнес. «В чем смысл поддерживать успешный регион?» — удивляется член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин: субсидии нужны отстающим. Малому бизнесу, которому сложнее всего, помощь и не достанется, возмущается он.
Никакой статистически значимой связи между размером субсидий и развитием сектора выявить не удалось, говорит Буев, куда больше на состояние бизнеса влияют спрос и заградительные барьеры, например административные и налоговые. А налоговые издержки для предпринимателей как раз могут вырасти. Так, у регионов может появиться право вводить специальные сборы за право заниматься бизнесом, заявил на Сочинском форуме премьер Дмитрий Медведев. О том, что сборы могут появиться уже в следующем году, говорил министр финансов Антон Силуанов. Кроме того, Минфин предлагает разрешить регионам самостоятельно устанавливать условия использования налоговых специальных режимов. Для секторов недвижимости, торговли и общепита регионы смогут в 10 раз снижать численность и выручку, которые дают право на спецрежимы. Сейчас использовать упрощенную систему налогообложения может компания со штатом до 100 сотрудников, выручкой до 60 млн руб. (сумма индексируется) и стоимостью имущества до 100 млн руб.
Инициативы направлены на поддержку региональных бюджетов, это идея самих регионов, говорит представитель Минфина. По данным Минфина, сборы принесут только Москве от 20 млрд до 30 млрд руб. в первые годы и до 40-45 млрд в последующие.
Больше всего пострадает малый бизнес, жалуется президент «Опоры России» Александр Бречалов в письмах Силуанову (копия есть у «Ведомостей»). Более 70% микропредприятий занимаются торговлей, работают в секторе общепита и недвижимости (по версии Минфина, именно они могут лишиться спецрежимов), приводит он данные: негативные последствия коснутся около 45% юрлиц и 19% индивидуальных предпринимателей, совокупно свыше 800 000 предпринимателей. Существенно увеличится и административная нагрузка, а введение сборов при сохранении действующих налогов фактически будет означать двойное налогообложение бизнеса. Пострадают и потребители: издержки будут заложены в цену товара, предупреждает Бречалов. Проблему несбалансированности региональных бюджетов и ухода от налогов через дробление бизнеса инициативы не решают, указывает он: поступления от сборов будут сконцентрированы в «экономически успешных регионах», а недобросовестные налогоплательщики станут еще больше дробиться.
Из-за двукратного увеличения страховых взносов в 2013 г. около 600 000 индивидуальных предпринимателей свернули бизнес, напоминает Буев. Предлагаемые изменения создают для предпринимателей определенные риски, признает представитель Минэкономразвития, а из-за роста нагрузки бизнес может уйти в тень. Субсидии регионам на развитие малого и среднего бизнеса не компенсируют издержки от роста налоговой нагрузки, признает он.