Агентство политических и экономических коммуникаций представляет рейтинг социальной ответственности российских компаний в октябре 2014 года.
Компания |
Место в рейтинге |
Средний балл |
Очень высокий уровень социальной ответственности |
||
«Газпром» |
1 |
9,50 |
РЖД |
2 |
9,17 |
«ВТБ» |
3 |
9,00 |
«Сургутнефтегаз» |
4 |
8,88 |
«Транснефть» |
5 |
8,80 |
«Норильский никель» |
6 |
8,74 |
«Роснефть» |
7 |
8,63 |
«Уралвагонзавод» |
8 |
8,60 |
Трубная металлургическая компания |
9 |
8,30 |
«Аэрофлот» |
10 |
8,00 |
«Газпромбанк» |
11 |
7,88 |
«КамАЗ» |
12 |
7,80 |
«ЛУКойл» |
13 |
7,50 |
«Металлоинвест» |
14 |
7,45 |
«Сбербанк России» |
15 |
7,33 |
«Северсталь» |
16 |
7,15 |
«Росатом» |
17 |
7,05 |
Объединенная металлургическая компания |
18 |
7,00 |
«Татнефть» |
19 |
6,90 |
Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) |
20 |
6,88 |
Высокий уровень социальной ответственности |
||
Магнитогорский металлургический комбинат |
21 |
6,80 |
«РусГидро» |
22 |
6,71 |
«ВымпелКом» |
23 |
6,65 |
«ГАЗ» |
24 |
6,55 |
«Газпром автоматизация» |
25 |
6,50 |
«Россельхозбанк» |
26 |
6,45 |
«Трансаэро» |
27 |
6,40 |
«Русал» |
28 |
6,33 |
«СОГАЗ» |
29 |
6,23 |
«УГМК» |
30 |
6,15 |
«ЧТПЗ» |
31 |
6,12 |
«Алмаз-Антей» |
32 |
6,00 |
«Алроса» |
33 |
5,92 |
«Балтика» |
34 |
5,83 |
«КЭС-Холдинг» |
35 |
5,80 |
«Мегафон» |
36 |
5,70 |
«Нижнекамскнефте |
37 |
5,65 |
«Оборонпром» |
38 |
5,60 |
«Почта России» |
39 |
5,56 |
«Росбанк» |
40 |
5,50 |
«Ростелеком» |
41 |
5,48 |
«Ростех» |
42 |
5,44 |
«Сибур» |
43 |
5,40 |
«Росэнергоатом» |
44 |
5,35 |
«Уралкалий» |
45 |
5,33 |
«Фольксваген Груп Рус» |
46 |
5,30 |
«Нобель Ойл» |
47 |
5,27 |
«АвтоВАЗ» |
48 |
5,25 |
«Альфа-банк» |
49 |
5,21 |
«Ашан» |
50 |
5,15 |
Средний уровень социальной ответственности |
||
«Ингосстрах» |
51 |
5,10 |
«Иркутскэнерго» |
52 |
5,06 |
«ЛГ Электроникс Рус» |
53 |
5,04 |
«Лента» |
54 |
5,00 |
«Магнит» |
55 |
4,92 |
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» |
56 |
4,90 |
«НоваТЭК» |
57 |
4,88 |
Первая грузовая компания |
58 |
4,80 |
«Полюс золото» |
59 |
4,75 |
«Рольф» |
60 |
4,73 |
«Росгосстрах» |
61 |
4,70 |
«Русснефть» |
62 |
4,66 |
«ТНК-ВР» |
63 |
4,61 |
«Трансмашхолдинг |
64 |
4,55 |
«Фосагро» |
65 |
4,50 |
«ФСК ЕЭС» |
66 |
4,48 |
«PepsiCo» |
67 |
4,44 |
«X5 Retail Group» |
68 |
4,41 |
«Автотор» |
69 |
4,40 |
«Банк Хоум Кредит» |
70 |
4,35 |
«Дж. Т. И. по Маркетингу и Продажам» |
71 |
4,33 |
«ДИКСИ» |
72 |
4,30 |
«Интер РАО» |
73 |
4,26 |
«Метро Кэш энд Керри» |
74 |
4,22 |
«МОЭК» |
75 |
4,20 |
«МРСК» («Российские сети») |
76 |
4,18 |
Национальная компьютерная корпорация |
77 |
4,15 |
«ЮТэйр» |
78 |
4,10 |
«Номос-банк» |
79 |
4,07 |
«Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» |
80 |
4,05 |
«СИА Интернейшнл Лтд.» |
81 |
4,02 |
«Славнефть» |
82 |
4,00 |
«Стройгазконсалт |
83 |
3,95 |
«Стройгазмонтаж» |
84 |
3,87 |
«ТАИФ-НК» |
85 |
3,80 |
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» |
86 |
3,74 |
«Евраз груп» |
87 |
3,65 |
«Евросеть-Ритейл |
88 |
3,63 |
«Еврохим» |
89 |
3,60 |
«М. Видео» |
90 |
3,55 |
«Мостотрест» |
91 |
3,50 |
«Протек» |
92 |
3,48 |
«Система» |
93 |
3,44 |
«СУЭК» |
94 |
3,42 |
«Эльдорадо» |
95 |
3,35 |
«Merlion» |
96 |
3,32 |
«Автофрамос» |
97 |
3,30 |
«Мечел» |
98 |
3,27 |
«Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» |
99 |
3,21 |
«Alliance Oil Company» |
100 |
3,15 |
Методика исследования
Для определения ежемесячного рейтинга социальной ответственности российских компаний Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в октябре 2014 г. был проведён опрос, в котором приняли участие 40 известных экспертов. Оценка проводилась для 100 наиболее крупных российских компаний.
Экспертам был задан следующий вопрос: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 уровень социальной ответственности российских компаний.
Сначала каждый из экспертов оценил уровень социальной ответственности каждой компании, затем были определены средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) существует с 2004 года. Рейтинговые исследования – одно из главных направлений его деятельности. Наиболее известные продукты АПЭК: рейтинг влияния 100 ведущих политиков России, рейтинг влияния губернаторов, отраслевой рейтинг влияния деятелей ТЭК.
Участники исследования АПЭК
Благов Юрий (Центр корпоративной социальной ответственности Прайсвотерхаус Куперс), Буев Владимир (Национальный Институт системных исследований проблем предпринимательс
Комментарий к рейтингу за октябрь 2014
Десятка лидеров рейтинга
В октябре лидером среди российских компаний по уровню социальной ответственности продолжает оставаться «Газпром» (1). Предприятие активно реализует различные общественно значимые проекты. Так, компания планирует реконструировать Вечные огни в городах-героях России и стран СНГ к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. На 2-е место по итогам месяца удалось подняться «Российским железным дорогам». В октябре перевозчик отметил 15-летие благотворительного фонда «Почёт», благодаря которому компания обеспечила социальную помощь и материальную поддержку уже более миллиону бывших сотрудников. «ВТБ»продолжает укреплять свои позиции в рейтинге социальной ответственности: поднявшись на 6 пунктов, в октябре банк закрепился на 3-й позиции.
Компании нефтегазового сектора продолжают удерживать доминирующие позиции в десятке лидеров по уровню социальной ответственности среди российских компаний. В октябре в топ-10, помимо «Газпрома», вошли «Сургутнефтегаз» (4), «Транснефть» (5) и«Роснефть» (7). Представители нефтегазовой отрасли, как правило, реализуют социальные проекты в регионах присутствия. Так «Роснефть» заявила о поддержке проектов Ханты-Мансийского автономного округа в сфере образования, здравоохранения и жилищного строительства.
Несмотря на сложную ситуацию в металлургической отрасли, компании сектора остаются в десятке лидеров рейтинга социальной ответственности. По итогам октября на 6-й позиции рейтинга оказался «Норильский никель», а на 9-м – «Трубная металлургическая компания». ГМК «Норильский никель» в этом месяце презентовала программу развития человеческого капитала, призванную оценить вклад каждого работника в производство и создать условия для профессионального роста сотрудников.
«Уралвагонзавод» улучшил позиции на два пункта и в октябре поднялся на 8-ю позицию рейтинга компаний по уровню социальной ответственности. Предприятие отчиталось о затратах на социальное развитие в первом полугодии 2014 года: это более 600 млн рублей, в которые вошли в том числе затраты на льготы и компенсации работникам и пенсионерам. «Аэрофлот» (10), напротив, не смог удержаться на высоком сентябрьском уровне: по итогам месяца авиаперевозчик замыкает топ-10 рейтинга.
Очень высокий и высокий уровень социальной ответственности
В топ-20 рейтинга компаний по уровню социальной ответственности в октябре немало компаний металлургического сектора. Помимо десятки лидеров, здесь «Металлоинвест» (14), «Северсталь» (16), Объединенная металлургическая компания (18), Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) (20). Близки к лидирующим позициям Магнитогорский металлургический комбинат (21), «Русал» (28) и «УГМК» (30).
Банковский сектор в топ-20 рейтинга социально ответственных компаний в октябре, помимо «ВТБ», представлен еще двумя структурами. Укрепить позиции по итогам месяца удалось «Газпромбанку» (11), а «Сбербанк России» (15) продемонстрировал снижение рейтинга.
Помимо компаний, представленных в десятке лидеров, в топ-20 оказались только два предприятия нефтегазовой отрасли – «ЛУКОЙЛ» (13) и «Татнефть» (19). При этом «ЛУКОЙЛ» сообщил о проведении первой из запланированных в разных регионах общественной конференции, посвященной корпоративной социальной ответственности, в рамках которой оценивалась роль компании в реализации социально-значимых проектов в области культуры, образования, медицины и спорта.
В октябре улучшить позиции в рейтинге по уровню социальной ответственности компаний удалось представителям машиностроительной отрасли. Так «КамАЗ» поднялся на 12-е место с 23-го в сентябре, а «ГАЗ» расположился на 24-й позиции.
Компаниям с государственным участием также удалось укрепиться в рейтинге: «Ростатом» (17) в октябре прибавил 8 пунктов, а«РусГидро» (22) – 3 пункта. Однако аффилированной с «Газпромом» страховой компании «СОГАЗ» не удалось удержать позиции: по итогам месяца страховщик на 29-м месте, потеряв сразу 11 позиций.
Близки к двадцатке лидеров в октябре мобильный оператор «ВымпелКом» (23), сервисная компания «Газпром автоматизация» (25) и авиаперевозчик «Трасаэро» (27). Так, «ВымпелКом» в рамках социальной кампании «#ЯТебяПонимаю» призвал обратить внимание на людей, имеющих проблемы со слухом и речью, а помощь людям с ограниченными слуховыми возможностями обозначил как одно из основных направлений социальной ответственности.