Патерналистские настроения
В 1990-е годы значительное число россиян разделяли демократические ценности, свидетельствуют многочисленные исследования. Было бы логично, если бы на фоне смены поколений доля таких граждан постепенно росла. Однако этого не случилось. Соцопросы показывают рост патерналистских настроений среди населения, отметил в ходе публичной дискуссии, организованной Фондом Егора Гайдара, Александр Чепуренко. В модели трансформации российского общества, по его мнению, есть сложности, которые связаны, в том числе, с незавершенностью процессов модернизации.
Ценностные установки россиян относительно демократии, государственного устройства и предпринимательства, как показывают исследования, достаточно стабильны на протяжении последних 10-12 лет. Так, по данным опросов, около 60% россиян до сих пор считает, что степень участия государства в экономике недостаточна, отметил эксперт.
В то же время, как рассказал Александр Татарко, с середины 1990-х годов в России выросли ценности достижения и автономии среди молодежи. «Мы догнали по этим показателям Западную Европу, и это те ценности, которые могут способствовать развитию рыночной экономики», – рассказал он. Однако, наряду с ценностями достижения, среди россиян высок уровень приверженности к ценностям безопасности, иерархии и власти. И это сочетание является ценностным базисом для коррупции.
Массовый настрой на неудачу
Предприниматель – это драйвер рыночной экономики. Но большинство россиян, хотя и считают, что предпринимательство полезно для экономики, перспектив открытия собственного дела не видят. Так жители России, как рассказал Чепуренко, хуже оценивают условия для занятия бизнесом, чем, например, литовцы или чехи.
Одна из особенностей начинающих предпринимателей в России – боязнь неудач, базирующаяся, в том числе, и на объективных предпосылках – таких как бюрократические препоны или высокие процентные ставки по кредитам. Однако страх перед неудачами в бизнесе, по мнению экспертов, не только проблема отсутствия идеальных условий для его ведения. «Это также и вопрос системы образования, потому что страх совершить ошибку прививается детям еще во время обучения в школе», – отметил участник дискуссии, директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров.
Немаловажно и то, что социальное окружение своими настроениями создает негативный фон для деятельности потенциальных предпринимателей. Это можно объяснить через теорию планируемого поведения Айзена, рассказал Александр Татарко. Согласно этой теории, на реализацию намерения влияют три фактора: собственные установки (насколько позитивно отношение к идее), собственная уверенность в том, что идея осуществима, а также воспринимаемое поведение (как относится к этой идее социальное окружение). Если выраженность этих трех факторов высока, то предпринимательское намерение, скорее всего, будет реализовано. Однако в России окружение чаще всего не одобряет предпринимательские идеи, потому что не верит в их реализацию, отметил эксперт.