Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

РБК. Финансы: Вместо денег - гарантии

ПЯТИЛЕТКА ПРЯМОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДПИТКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗАКОНЧИЛАСЬ - ГОСУДАРСТВО МЕНЯЕТ СТРУКТУРУ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА. МЕЖДУ ТЕМ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ЗАСТАВЛЯЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС ИСКАТЬ ДЕНЬГИ У ГОСУДАРСТВА. "РБК ФИНАНСЫ" ВЫЯСНИЛА, КАКИЕ ФОРМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ СЕГОДНЯ ДОСТУПНЫ МЕЛКИМ КОММЕРСАНТАМ

Государство по-прежнему декларирует готовность заниматься развитием малого бизнеса.

Но уже не согласно полностью брать риски небольших компаний на себя. По данным Министерства экономического развития, в 2014 году на программу поддержки малых и средних компаний выделено более 18 млрд рублей. Как заявляла ранее директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова, со временем ведомство намерено отказаться от прямого финансирования начинающих компаний в пользу развития инфраструктуры. "Мы пытаемся настроить программу на сектор растущих средних компаний", - говорила Ларионова.

В министерстве отмечают, что за последние три года уже произошло серьезное перераспределение предоставляемой поддержки в пользу организации объектов инфраструктуры. Результаты распределения ресурсов в 2013 году показали, что 55% от общего объема финансирования - это "прямые" меры финансовой поддержки, рассказала "РБК Финансы" помощник министра экономического развития, пресс-секретарь Елена Лашкина. Остальные 45%, по ее словам, уходят на создание имущественной и финансовой инфраструктуры. В 2011 году "непрямые" меры поддержки занимали лишь 15% от общего объема финансирования. "Сейчас региональные власти отдают предпочтение строительству технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов и организации микрофинансовых институтов, а не прямой финансовой поддержке предпринимателей", - говорят в Минэкономразвития.

По мнению экспертов АНО "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП), инфраструктурная поддержка - более эффективный инструмент развития производства. Однако требует высокого профессионализма от ее организаторов.

Ведущий аналитик O2Consulting, эксперт НИСИПП Павел Соловов считает, что материальная поддержка "массовых групп предпринимателей" основывалась на ситуации начала 2000-х годов, когда в стране не хватало институтов для ведения бизнеса, не было возможности получить кредит, отсутствовали образовательные программы и так далее.

Предпринимательская среда изменилась, в большинстве крупных городов России в целом ее можно назвать благоприятной, считает Павел Соловов. "Провалы рынка в достаточной степени устранены, а различные виды поддержки уже бесплатно начали оказывать коммерческие структуры", - утверждает аналитик. Развитие инфраструктуры, по его мнению, даст существующим предприятиям возможность сократить издержки и откроет возможность для создания новых производств.

А вот президент НИСИПП, декан факультета социологии Высшей школы экономики Александр Чепуренко обеспокоен тем, что "сидеть в технопарках и бизнес-инкубаторах будет некому". "Создавать технопарки и бизнес-инкубаторы имеет смысл в тех регионах, где есть хотя бы один два сильных университета с хорошими естественнонаучными и инженерными факультетами. Но у нас, как часто бывает, выберут одну удачную форму и начинают внедрять ее повсеместно даже там, где нет достаточной базы", - заявил "РБК Финансы" Александр Чепуренко.

Эксперты отмечают, что в ряде существующих инфраструктурных объектов уже наблюдается недозагрузка производственных мощностей и используемых ресурсов. Павел Соловов полагает, что для заполнения отдельных инфраструктурных объектов достаточно будет проведения масштабных информационных и маркетинговых мероприятий.

Александр Чепуренко менее оптимистичен. По его мнению, в ближайшие несколько лет малому и среднему бизнесу "все краны будут перекрыты" и развиваться ему будет просто не на что. "Доступ к дешевым финансовым ресурсам закрыт в силу экономических санкций, а национальные ресурсы будут перераспределяться в пользу системообразующих предприятий", - подчеркивает Чепуренко.

КОМУ СУБСИДИЮ?

Рассчитывать на безвозмездную поддержку малого бизнеса со стороны региональный властей теперь приходится все меньше. В 2012 году грантовая поддержка начинающих предпринимателей проводилась в 56 регионах страны, в 2013 году этот вид поддержки сохранился только на территориях 44 субъектов федерации и в 2014-м - в 45 регионах. В этому году общий объем безвозмездных субсидий сократился в 2 раза по сравнению с 2012 годом, когда на гранты начинающим государство потратило 2,6 млрд рублей. И судя по всему, это исключительно политическая воля региональных властей.

По данным выборочного опроса предпринимателей, проведенного Минэкономразвития в 2012 году, микропредприятия и индивидуальные предприниматели охотно брали гранты на начало бизнеса - этой мерой поддержки воспользовались 49% опрошенных ИП и 29% микрокомпаний. Также популярностью пользовались и микро-займы, этой форме поддержки отдали предпочтение 21,5% малых компаний и 16,5% микропредприятий. По данным министерства, интерес к грантовой поддержке предпринимателей сохраняется и по сей день.

"Предприниматели, получившие гранты, продолжают свою деятельность и после получения субсидии", - отмечает Елена Лашкина. По итогам проводимого Минэкономразвития мониторинга, около 90% грантополучателей, получавших поддержку в 2011-2013 годах, остаются на рынке.

НОВИЧКАМ У НАС ДОРОГА

Господдержка в последние годы была выстроена у нас таким образом, что начать бизнес было гораздо легче, чем развивать. Гранты предоставляются новичкам на безвозмездной и безвозвратной основе. Федеральные власти рекомендуют регионам выделять не более 300 тыс. рублей на одного начинающего предпринимателя. Общие условия предоставления грантов не слишком обременительны: компания должна действовать на местном рынке не менее 1 года, предприниматель обязан вложить в проект собственные средства - от 15% до 50% от размера гранта, пройти краткосрочное обучение и защитить бизнес-проект.

Особым пиететом пользуются безработные и работники предприятий, которым грозит массовое увольнение, военнослужащие в запасе, молодежь в возрасте до 30 лет, представители социального бизнеса.

По итогам распределения субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2014 году самые крупные транши получили республика Татарстан (1,8 млрд руб.) и Башкортостан (1,2 млрд руб.).

Далее идут Московская область (774 млн руб.), Свердловская область (631 млн руб.), Ростовская область (616 млн руб.), Самарская область (373 млн руб.), Нижегородская область (363 млн руб.) и Москва (341 млн руб.).

В среднем по стране лимит стартовых грантов составляет 250 тыс. рублей. Крупные регионы могут себе позволить большее: в Москве, например, размер гранта достигает 500 тыс. рублей. Стартапом в столице считаются компании возрастом до 2 лет. Получить грант московский малый бизнес может на условиях долевого финансирования своего проекта в размере не меньше 50% от заявленной суммы субсидии.

Лидером по введению государственных форм поддержки предпринимательства всегда был Татарстан. В Казани давали самые большие гранты - до 600 тыс. рублей. В 2012 году ими воспользовались порядка 1,5 тыс. стартапов. Одной из первых республика и отказалась от этой формы поддержки. Раздавать невозвратные деньги в Казани сочли занятием малоэффективным. "Государство - не венчурный фонд, чтобы раздавать деньги и ждать, когда один из десяти проектов выстрелит", - заявил "РБК Финансы" руководитель "Центра поддержки предпринимательства Республики Татарстан", исполнительный директор ТРО "ОПОРА России" Артем Наумов. Судя по его словам, республиканские власти одними из первых пошли по пути реформирования госпрограммы поддержки малого бизнеса.

Основной формой поддержки стартапов в РТ стал "лизинг-грант": компания возрастом менее 1 года может получить до 1 млн руб. на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования (45% от суммы договора).

ДЛЯ КОМПАНИЙ С ИСТОРИЕЙ

Для компаний с опытом, нуждающихся в финансовых средствах на развитие бизнеса, у государства тоже есть предло- жения. Но требования к компаниям с историей выше, пакет документов больше и получить субсидию им зачастую сложнее, чем новичкам бизнеса. Опытные коммерсанты могут рассчитывать на два основных вида финансовой поддержки: компенсацию части платежей до договору лизинга и частичное возмещение процентов по кредиту.

Индивидуальный предприниматель из Вологды Лариса Канавкина руководит небольшим производством упаковочных материалов "ЛигаПак".

Компания с оборотом 200 млн рублей в год постоянно нуждается в заемных деньгах. Ежегодно Лариса Канавки на берет кредиты до 20 млн рублей. В 2011 году предпринимательнице удалось получить от государства компенсацию процентной ставки по кредиту в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. "Поддержка позволяет лишь немного снизить затраты компании на выплаты процентов по кредитам и не соизмерима с пакетом документов, который нужно собрать", - делится опытом Канавкина.

Компенсация государством процентов по кредитам - одна из самых распространенных в мире форм поддержки предпринимательства. У нас в стране - это одна из самых неэффективных форм финансовой поддержки исходя из критерия "затраты/доходы": пакет документов большой, а сумма компенсации, напротив, совсем невелика, перечисляется она частями, каждый месяц в соответствии с графиком платежей заемщика. Столичные предприниматели, взявшие небольшие по объему кредиты, с ней даже не связываются.

"Направление по субсидированию затрат по уплате процентов пока не нашло активного развития", - рассказала "РБК Финансам" заместитель генерального директора ГБУ "Малый бизнес Москвы" Анна Морозова. По данным ГБУ, в столице в 2012 году на компенсацию процентов по кредитам было подано 33 заявки на сумму 66,5 млн руб., одобрены были 24 заявки на сумму 28,7 млн руб. В 2013 году дела пошли лучше: из 69 заявок на общую сумму 156 млн руб. одобрено было более 60% на общую сумму 97,7 млн руб. Однако в этом году процесс компенсации процентов по кредитам заметно просел: подали заявку только 39 компаний на сумму чуть более 110 млн руб. На настоящий момент одобрено только 3 заявки на 8,5 млн руб.

За все это время максимальный размер компенсации одному предпринимателю составил 5 млн руб. В среднем размер одобренной субсидии составляет 2,3 млн руб. Деньги, как уже было сказано, выделяются не единовременно, а частями, в соответствии с затратами, произведенными по кредиту. По словам Анны Морозовой, требуемый пакет документов превышает 100 листов.

"Наиболее затратный по времени процесс - составление бизнес-плана, но он в большинстве случаев пишется компанией еще на момент получения кредита", - объясняет Морозова.

Чтобы хоть как-то компенсировать свои расходы, предприниматели мечутся между разными формами поддержки. Предпринимательница из Вологды Лариса Канавкина, получив однажды госсубсидию, пыталась сделать это еще несколько раз, но больше ей это не удалось. Компания Канавкиной замахнулась на субсидию на возмещение первого взноса по договору лизинга оборудования - 20% от размера лизинга или 250 тыс. руб. "Мы взяли лизинг в конце года, и к тому времени денег в бюджете на эту субсидию уже не было. Чтобы получить госсубсидию, нужно знать особенности верстки и расходов бюджета", - рассказывает коммерсант.

По данным Минэкономразвития, в целом поддержка лизинга и модернизации производства малых компаний (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн рублей на одного получателя поддержки) в 2012- 2013 годах оставались популярными в большинстве регионов. Эти формы поощрения предпринимательства используются на территории 75 субъектов РФ.

В Татарстане компании с историей, как и новички, могут претендовать на компенсацию аванса по договору лизинга. Сумма субсидии может достигать 3 млн руб. (общий размер программы поддержки "Лизинг-грант" в республике составляет более 550 млн руб.). Но поддержка достанется далеко не всем желающим. Запрос на государственные лизинг-гранты в Казани уже в 2 раза превышает предложение. "У меня лежит 800 заявок. Каждому второму из этих производственных и сельскохозяйственных компаний мы сможем предоставить грант", - рассказал Артем Наумов.

ВЗЯЛ - ВЕРНИ

Региональные власти сегодня все чаще отдают предпочтение "возвратным деньгам", например, микрокредитам для малого бизнеса. Это еще один вид финансовой поддержки от местных властей, но уже не бесплатный.

Микрофинансовые фонды действуют в 70 регионах и в 60 с лишним муниципалитетах. Портфель их займов превышает 9,2 млрд руб. Микрокредиты из фондов, созданных за счет федеральных средств, предоставляются на жестких условиях: займы выдают под 10% годовых, в размере не более 1 млн руб. и на срок, не превышающий 12 месяцев.

Первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Ирина Акбашева считает, что муниципалитеты в силах создавать собственные микрофинансовые организации и менять условия кредитования в пользу бизнеса. "Муниципальные фонды кредитования могут сами определять процентные ставки и размеры кредитов в зависимости от вида бизнеса", - рассказала она "РБК Финансам".

До апреля 2014 года Ирина Акбашева занимала пост заместителя главы Саткинского района по экономике и стратегическому развитию. Муниципалитету удалось создать собственный фонд микрофинансирования, который позволил выдавать займы на три года на сумму до 5 млн руб. под 10% годовых. Доходы микрофинансовой организации помогли местным властям расширить сервисы поддержки предпринимателей. В районе были созданы бизнес-инкубатор для начинающих предпринимателей, дистанционная площадка для действующего бизнеса - сервис, позволяющий бесплатно создать сайт для своей компании, размещать в интернете информацию о своем продукте, подавать заявку на займ.

"Фонды микрокредитования редко опускаются на муниципальный уровень. В лучшем случае есть региональные организации микрофинансирования, но в силу сложного географического расположения в областные центры не наездишься", - говорит Ирина Акбашева. По ее словам, микрозаймы от муниципалитетов - это своего рода касса взаимопомощи: "Дали деньги одному, он поправил свое положение, а деньги в фонд возвращаются и позволяют поддержать следующего".

По словам предпринимателя Ларисы Канавкиной, в Вологодской области самым приемлемым вариантом привлечения заемных средств служат займы вологодской микрофинансовой организации - Фонда ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства. "Фонд быстро реагирует на обращения предпринимателей, пакет документов меньше, чем у банка, заявки рассматривают быстро", - рассказывает предпринимательница. Но размеры займов подходят только для микробизнеса и не достаточны для серьезного развития производства. Фонд предоставляет займы от 30 тыс. руб. до 1 млн руб. "Для нашей компании этого мало", - говорит Канавкина. ДЛИННЫЕ И ДЕШЕВЫЕ ДЕНЬГИ Даже в сложных экономических условиях наиболее приемлемым вариантом господдержки является "повышение доступности заемных ресурсов", считают в аналитическом центре МСП Банка. Как заявил "РБК Финансам" эксперт центра Александр Шамрай, прямая поддержка в форме субсидий "сопряжена с большими издержками, менее эффективна и часто сопровождается различными проявлениями коррупции".

Госбанк по поддержке малого и среднего предпринимательства МСП Банк (100% капитала принадлежит Внешэкономбанку) через сеть региональных банков-партнеров и организаций инфраструктуры (лизинговые, факторинговые компании, микрофинансовые организации и др.) предоставляет займы по льготной цене и на более длинные в сравнении с рынком сроки. Так, по данным банка, в целом по стране малому и среднему бизнесу в 2013 году на срок 3 и более лет было выделено лишь около 15% от общего объема кредитов. В портфеле поддержки по программе МСП Банка доля таких кредитов составляет на текущий момент около 76%. Средняя ставка по кредитам, выданным в рамках программы МПС Банка, - 12,65% годовых. На рынке средняя ставка составляет порядка 15-16%. Кредиты по программе банка выделяются средним предприятиям, инвестирующим в развитие бизнеса не менее 20% собственных средств.

В ряде регионов программа МСП Банка занимает весьма существенное место в финансовой инфраструктуре. Наиболее успешно программа работает в Камчатском крае - доля займов банка в общем портфеле кредитов малому бизнесу составляет сейчас более 4%, в Татарстане - 3,8%. Довольно высока эта доля также в Нижегородской и Челябинской областях, республике Марий Эл.

КРЕДИТ ПО ГАРАНТИИ

Отсутствие залогового имущества и предвзятое отношение банков к мелкому бизнесу не позволяют многим предпринимателям брать кредиты.

"Банки низко оценивают имущество и, соответственно, неохотно дают кредиты. Сейчас ситуация становится еще хуже - за последние полгода ставки по процентам поднялись. В прошлом году можно было взять кредит под 12% годовых, сейчас процентная ставка выросла до 15%", - жалуется предприниматель из Вологды Лариса Канавкина.

Решение по удешевлению заемных денег между тем есть. В Минэкономразвития ссылаются на опыт Евросоюза, США, Японии и Южной Кореи.

В этих странах успешно применяют косвенные меры поддержки бизнеса, а именно систему государственных кредитных гарантий. Система госгарантий должна стать посредником между предпринимателем и банком и обеспечить развивающимся производственным и инновационным компаниям длинные и дешевые кредиты.

В мае этого года распоряжением правительства в качестве дополнительного института развития для малого и среднего бизнеса было создано Агентство кредитных гарантий. Уставной капитал АКГ - 50 млрд руб. Агентство стало еще одним институтом поддержки при уже имеющихся региональных гарантийных фондах, которые работают на территории 80 субъектов РФ. Капитализация гарантийных фондов составляет 38 млрд руб.

По данным председателя правления Агентства кредитных гарантий Галины Изотовой, за пять лет организация (агентство имеет лицензию кредитной организации и подчиняется Центробанку) планирует выдать гарантий на 356 млрд руб., а в целом по национальной гарантийной системе стоит задача предоставить малому и среднему бизнесу гарантии в объеме почти 600 млрд руб. В результате, по расчетам АКГ, это позволит выдать компаниям заемных средств на 1 трлн руб. Первая тысяча гарантий должна быть выдана уже в этом году. По словам Изотовой, на согласование гарантии по кредиту объемом до 15 млн руб. уйдет не более 3 дней. Максимальная стоимость поручительства была заявлена агентством как 1,75% от суммы кредита. Средний срок гарантий - 4 года, максимальный - 7 лет. Однако уже в октябре агентство снизило свою комиссию до 1,25% от суммы кредита и пообещало увеличить сроки поручительства до 15 лет. Как утверждает Галина Изотова, первая категория качества гарантий агентства позволит получать банкам-партнерам ресурсы из ЦБ под 9,5% годовых, что позволит зафиксировать ставку для кредитования малого бизнеса.

Выглядит новая система весьма привлекательно. Но у экспертов есть опасения по поводу ее эффективности. Так, президент НИСИПП Александр Чепуренко считает, что гарантийные фонды должны работать не напрямую с предпринимателями, а с венчурными фондами. "В России их мало, но они есть, и это могло бы увеличить кредитное плечо. Венчурные компании обладают экспертизой и вкладывают свои деньги, поэтому материально заинтересованы в том, чтобы деньги, которые они привлекают, инвестировались разумным образом", - считает Чепуренко. Он уверен, что чиновники не обладают достаточным опытом и ответственностью, чтобы эффективно отбирать бизнес-проекты. "Они ни в коем случае не должны работать напрямую с бизнесом, иначе деньги будут посеяны, но не взойдут", - опасается эксперт.

"Участники рынка прогнозируют рост средней ставки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса до 16-17% годовых уже в ближайшем квартале"

Автор: Юлия Глуховская

РБК. Финансы

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости