Поток регулятивных инициатив, прежде всего налоговых (впрочем, и неналоговых тоже), "обрушившихся" в последние годы на малый и средний бизнес, отражает один и тот же тренд: собрать в бюджеты разных уровней все, что "плохо лежит" (впрочем, и то, что "лежит хорошо", тоже).
Напрочь забыты, как будто их и не было, все обещания о "неувеличении налогового бремени" и даже об "исчерпании ресурса повышения налогов". Рост фактора неопределенности. Бизнес не знает точно масштабов налоговой нагрузки на следующий год (о последующих даже речи нет), что усиливает нестабильность, "дерготню" и желание спрятаться, "забиться в щель". А малый бизнес и так живет "одним днем", вести даже краткосрочное "финансовое планирование" стало совсем невозможно.
Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. А благие намерения возникли давно: передать все налоговые поступления от сектора МСБ в региональные/местные бюджеты (правда, речи о нереальных размерах ставок, когда десяток лет назад возникла, а потом набирала силу эта инициатива, еще не было).
На самом высоком уровне "в прикладном значении" инициатива о введении местных налогов/сборов с МСП на Сочинском инвестфоруме была озвучена премьер-министром Дмитрием Медведевым в сентябре сего года. "Неудача" с введением налога с продаж стимулировала "креативные госмозги на всех уровнях власти" начать придумывать механизмы своеобразной "компенсации", суть которой - собрать с экономики пусть и не совсем то же самое по абсолютным денежным объемам, но с более простым механизмом налогового администрирования (налог с продаж администрируется намного сложнее, нежели разного рода "вмененные" налоги: предлагаемые местные сборы - именно вариация "вмененки", "назначения" независимо от финансовых результатов деятельности). Минфин принялся за дело - разрабатывать новый законопроект.
Но кому-то захотелось то ли попиариться, то ли стать святее папы римского. Проект поправок в Налоговый кодекс был внесен не правительством, а председателем бюджетного комитета Госдумы Андреем Макаровым.
Проектом предусматривается введение ежеквартальных сборов с малых и средних предприятий непроизводственных видов деятельности (всего таких видов - более двух десятков) в размере от 6 тысяч до 600 тысяч руб. (в годовом исчислении эти цифры звучат и пишутся еще страшнее).
При этом, согласно поправкам, регионы получают право как не вводить эти налоги/сборы у себя (то есть устанавливать нулевые ставки), так и повышать их размер в 10 раз. Под новое налогообложение может подпасть стационарная и нестационарная торговля, общепит, перевозка грузов и пассажиров автотранспортом, ремонт, техобслуживание и мойка автомобилей, химчистка и прачечные, парикмахерские и косметология, организация розничных рынков, мелкий пошив одежды и обуви, фотоателье, ветеринарные услуги и даже платные туалеты (деньги, как известно, не пахнут). Перечень не полный. По расчетам ОПОРЫ, в совокупности это 70% всего сектора МСП.
После того как в конце 2012 года Госдума неожиданно приняла закон, увеличивший ставки "фиксированных социальных взносов" на ИП почти в 2 раза, стало почти традицией именно в конце года безо всяких дискуссий с "интересантами" тихой сапой "вбрасывать" новые инициативы на рассмотрение законодательного органа в части увеличения финансовых изъятий из экономики.
Если уж "налоговый маневр" полюбился и стал мейнстримом государственной налоговой политики, то он полюбился и стал мейнстримом во всем. Вот и проект налоговых поправок был подготовлен не как "автономный" закон, который по процедуре должен был пройти хотя бы первое чтение, а как "дополнения" ко второму чтению изменений налогообложения в нефтянке.
Малый и средний бизнес (всю, так сказать, "мелочевку"), как перо, решили приравнять к штыку. А концепция и суть законопроекта, прошедшего первое чтение, может измениться до неузнаваемости. Метод изменения налогового законодательства придуман "красивый".
По разным расчетам/оценкам (в том числе Минфина), введение новых сборов позволит изъять из экономики и принесет в местные бюджеты от 20 млрд до 70 млрд руб. в год трем городам: Москве, Санкт-Петербургу и почему-то Севастополю), пока "экспериментально" разработчики планируют ввести сборы именно тут, а уже "по итогам эксперимента" - по всей Руси Великой.
По расчетам Минфина, введение налога с продаж должно было "приносить" по паре сотен миллиардов ежегодно в местные бюджеты во всей России. В принципе при "перерасчетах" все вполне сопоставимо: введение налога с продаж основную часть налоговых поступлений тоже должно было принести в бюджеты Москвы и Петербурга, бенефициар понятен. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Кстати, разнородность экспертных оценок и фактической аргументации наталкивает именно на ту мысль, что, во-первых, депутатский вариант для того и был "вброшен" в Госдуму, чтобы первоначально испугать малый бизнес величиной "изъятий", а потом сойтись на более "мягком" минфиновском (правительственном). Возможно, такое развитие сюжета и было согласовано разными ветвями власти.
В чем разнородность оперирования разными фактическими данными? По мнению одних экспертов, предлагаемые сборы дублируют патентную систему налогообложения (налоги от которой идут в местные бюджеты) и по сути ведут к двойному налогообложению.
По мнению других, оглашенные СМИ ежеквартальные ставки ошибочны (речь идет не о квартале, а о годе), сумма сбора будет вычтена из сумм налогов на доходы и "прибыль" (сборы должны в определенной мере заменить патенты, единый налог на вмененный доход, налог на физлиц, на прибыль и налог по упрощенной системе налогообложения). Очевидно, что эксперты или имели доступ к разным законопроектам, разработанным разными "экспертными"/ведомственными группами (или же кто-то участвовал в каких-то разработках сам, а кто-то - изучал другие варианты).
Всех особенностей и тонкостей нового режима налогообложения, да еще в ситуации "цейтнота", даже эксперты-налоговики понять не сразу смогут, не говоря уже о самих представителях МСБ, поэтому вполне закономерна волна недовольства, охватившаяся в первый же день широкие круги предпринимательства (включая и резкие заявления руководства предпринимательских объединений, федерального и региональных бизнес-омбудсменов - тут полный консенсус), после чего обсуждение депутатских поправок было перенесено на более поздний срок (в течение которого и может появиться минфиновский вариант).
Итог тренда последних лет по части "налогового маневра" все равно один и тот же - не налоговое стимулирование через привлекательность ставок в спецрежимах, а налоговое понуждение, "тень", "схемы", снижение числа мелких игроков и рост "олигополий" на локальных рынках, повышение цен. Банально, но за все эксперименты все равно заплатит потребитель.
А между тем Ульяновская область на всякий случай устами своего губернатора уже публично отказалась от введения дополнительных налогов и сборов, даже если такое право получит. То ли снова пиар, то ли возобладание разума в отдельно взятых регионах.