проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)) и муниципальному контролю (надзору), и направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
-
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Настоящий Федеральный закон не применяется к проверкам, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного и муниципального контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного и муниципального контроля (надзора), а также к действиям связанным с проведением оперативно - розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, налогового, банковского, валютного, бюджетного надзора, контроля на финансовых рынках, а также при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Положения настоящего Федерального закона не применяются также к отношениям связанным с проведением:
государственного метрологического надзора;
государственного контроля (надзора) в области безопасности движения;
контроля безопасности при использовании атомной энергии;
таможенного контроля;
санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации); государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте.
- Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
порядок проведения проверок, осуществляемых органами государственного и муниципального контроля (надзора);
порядок взаимодействия органов государственного и муниципального контроля (надзора) при проведении проверок;
порядок предварительного контроля (надзора) органами государственного и муниципального контроля (надзора);
права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного и муниципального контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении проверок.
-
Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
-
Положения настоящего Федерального закона распространяются на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соответствием техническим регламентам с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О техническом регулировании" и соответствующими техническими регламентами.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
обязательные требования - обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положения, установленные федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, а также предписания органов государственного и муниципального контроля (надзора) об устранении ранее выявленных нарушений;
государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению действий (бездействия) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выражающихся в неисполнении (несоблюдении) ими при осуществлении своей деятельности обязательных требований и принятие предусмотренных соответствующим законодательством мер реагирования;
федеральный государственный контроль (надзор) - государственный контроль (надзор), осуществляемый в конкретной сфере деятельности уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами на всей территории Российской Федерации и отдельных территориях иностранных государств, находящихся под управлением Российской Федерации на условиях аренды в соответствии с международными договорами. Порядок организации и проведения федерального государственного контроля (надзора) в конкретной сфере устанавливается соответствующими административными регламентами.
региональный государственный контроль (надзор) - государственный контроль (надзор), осуществляемый в конкретной сфере деятельности уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается соответствующими административными регламентами.
муниципальный контроль (надзор) - контроль (надзор), осуществляемый в конкретной сфере деятельности уполномоченным органом муниципальной власти на территории конкретного муниципального образования. Порядок организации и осуществления муниципального контроля (надзора) устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.
мероприятие по контролю - отдельное действие или совокупность действий должностного лица (лиц) органа государственного и муниципального контроля (надзора) и привлекаемых им в установленном порядке специалистов при проведении проверки юридического лица (его филиалов и представительств) или индивидуального предпринимателя.
Состав мероприятия по контролю определяется при назначении проверки конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя и может включать: рассмотрение документов, характеризующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; посещение с целью обследования (осмотра) принадлежащих указанным лицам на законных основаниях зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых ими грузов; отбор образцов продукции, объектов окружающей и производственной среды и проведение их исследований (испытаний); выполнение специальных экспертиз и специальных расследований по установлению причинно-следственной связи между выявленным нарушениям (невыполнением) обязательных требований и случаями причинения вреда; разработка предложений по предупреждению и устранению указанных нарушений.
проверка - совокупность мероприятий по контролю, проводимых должностным лицом (лицами) органа государственного или муниципального контроля (надзора) по оценке соответствия осуществляемой юридическим лицом, в том числе его филиалами (представительствами), или индивидуальным предпринимателем деятельности (действия, бездействия) и ее результатов (продукции, работ, услуг) обязательным требованиям. Проверка проводится как по месту нахождения, так и по месту фактического осуществления деятельности юридического лица, его филиалов (представительств) или индивидуального предпринимателя.
эффективность государственного и муниципального контроля (надзора) - достижение результатов государственного и муниципального контроля (надзора), характеризующих изменение состояния соблюдения обязательных требований в конкретной сфере деятельности в связи с осуществлением государственного и муниципального контроля (надзора), а также степень выполнения органами государственного и муниципального контроля (надзора) критериев и показателей оценки их деятельности, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)
Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) являются:
преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности;
презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
соблюдение международных договоров Российской Федерации;
открытость, доступность и безвозмездность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного и муниципального контроля (надзора);
установление обязательных требований федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
проведение проверок уполномоченными должностными лицами органов государственного и муниципального контроля (надзора);
соответствие предмета проводимой проверки компетенции органа государственного и муниципального контроля (надзора);
возможность проведения контроля (надзора) путем организации документарных проверок;
учет проверок, проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора);
недопустимость плановой проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований, проводимой в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя органами государственного и муниципального контроля (надзора) в конкретной сфере деятельности;
возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора), нарушающих порядок проведения проверок установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
недопустимость требования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления у субъектов предпринимательской деятельности предварительных разрешений и согласований, если иное не предусмотрено Федеральным законом;
признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
устранение в полном объеме органами государственного и муниципального контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
ответственность органов государственного и муниципального контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение проверок, за исключением случаев возмещения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанных с осуществлением исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
недопустимость непосредственного получения органами государственного и муниципального контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения проверок;
финансирование проводимых органами государственного и муниципального контроля (надзора) мероприятий по контролю и проверок за счет средств соответствующих бюджетов;
разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный и региональный государственный контроль (надзор) в конкретной сфере деятельности, федеральными законами и (или) принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
открытость, доступность и безвозмездность для заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации об организации и проведении государственного и муниципального контроля (надзора), правах и обязанностях органов, его осуществляющих, и их должностных лиц, за исключением сведений, свободное распространение которых запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
-
Установление сфер деятельности, в которых осуществляется государственный контроль (надзор), определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
-
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в том числе относятся:
разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
организация и проведение государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
координация и контроль деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный региональный контроль (надзор) в соответствующих сферах деятельности на территории субъектов Российской Федерации;
обеспечение исполнения международных обязательств Российской Федерации;
принятие административных регламентов проверок в сфере государственного контроля (надзора);
организация статистического учета в сфере государственного контроля (надзора);
осуществление методической поддержки субъектов Российской Федерации при осуществлении ими полномочий по контролю (надзору);
организация и проведение мониторинга эффективности государственного контроля (надзора);
осуществление других полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
-
Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их исполнения осуществляются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
-
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении регионального государственного контроля (надзора) в том числе относятся: реализация единой государственной политики и соблюдение федерального и регионального законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации; организация и проведение регионального государственного контроля (надзора) на территориях субъектов Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах деятельности; осуществление методической поддержки органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по контролю (надзору); организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора).
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти местного самоуправления в области проведения муниципального контроля (надзора)
-
Определение органов исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченных на проведение муниципального контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их исполнения определяется в соответствии с уставом муниципального образования.
-
К полномочиям органов исполнительной власти местного самоуправления в области проведения муниципального контроля (надзора) в том числе относятся:
реализация единой государственной политики и соблюдение федерального, регионального и муниципального законодательства в области проведения государственного контроля (надзора) на территории муниципальных образований;
организация и проведение муниципального контроля (надзора) на территориях муниципальных образований с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах деятельности;
организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля (надзора).
Статья 7. Порядок взаимодействия органов государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок
-
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно федеральный и региональный государственный контроль (надзор), а также муниципальный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности на основании разграничения их полномочий в соответствии с федеральными законами, при исполнении указанных государственных функций обеспечивают взаимодействие по следующим вопросам:
информирование о принимаемых нормативных правовых актах, инструктивных и методических документах, регламентирующих вопросы организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора);
определение целей, объемов, сроков проведения планового контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
информирование о результатах проводимых в плановом и внеплановом порядке проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);
подготовка в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы организации и проведения государственного и муниципального контроля (надзора);
принятие совместных административных регламентов по проведению государственного контроля (надзора), по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
повышение квалификации специалистов, выполняющих функции государственного и муниципального контроля (надзора);
взаимодействие с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты их прав при проведении государственного и муниципального контроля (надзора).
-
Органы государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении государственного и муниципального контроля (надзора) могут взаимодействовать с аккредитованными организациями, уполномоченными на выполнение мероприятий по обеспечению государственного и муниципального контроля (надзора), включающие мероприятия по оценке соответствия, мероприятия по контролю, анализу состояния соблюдения законодательства Российской Федерации, ведению мониторинга, учета и отчетности в соответствующих сферах государственного и муниципального контроля (надзора). Порядок аккредитации указанных организаций определяется Правительством Российской Федерации.
-
Органы государственного и муниципального контроля (надзора) могут привлекать на договорной основе для обеспечения проведения проверок (проведения необходимых экспертиз, исследований, измерений) граждан-экспертов и организации, аккредитованные в соответствующей области деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Плата с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по обеспечению государственного и муниципального контроля (надзора) аккредитованными организациями, а также лицами, участие которых в проведении мероприятий по контролю и проверках определено в установленном порядке, не взимается.
Расходы, понесенные аккредитованными организациями, уполномоченными на выполнение мероприятий по обеспечению государственного и муниципального контроля (надзора) в связи с проведением мероприятий по ликвидации последствий нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, возмещаются допустившими такие нарушения лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Органы государственного и муниципального контроля (надзора) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, ежегодно публикуют данные об эффективности государственного и муниципального контроля (надзора) и направляют его для составления сводного мониторинга эффективности государственного и муниципального контроля (надзора) в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает состав сведений, необходимых для составления сводного мониторинга эффективности государственного и муниципального контроля (надзора).