ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2005 г. N 609
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
РЕГЛАМЕНТА "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 718)
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Указанный специальный технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего Постановления.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим Постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2005 г. N 609
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
"О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ,
ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 718)
1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.
2. В соответствии с Федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.
3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают следующее:
"автомобильная техника" - колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них;
"автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" - впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника;
"выбросы" - выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми
являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания
и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные
(загрязняющие) вещества (оксид углерода (CO), углеводороды (C H ),
m n
оксиды азота (NO ) и дисперсные частицы);
x
"газовый двигатель" - двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе;
"дизель" - двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия;
"искровой двигатель" - двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газовом топливе;
"Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций согласно приложению N 1, принятые в соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента Соглашением, применяемые в целях настоящего регламента;
"технические нормативы выбросов" - устанавливаемые в отношении автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега;
"экологический класс" - классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.
4. Объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей.
5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы:
а) легковые автомобили (код ТН ВЭД России 8703, код ОКП 45
1400) категории M с двигателями внутреннего сгорания,
1
используемые для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест
для сидения, кроме места водителя;
б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700) с двигателями внутреннего сгорания категорий:
M максимальной массой не более 5 т, используемые для
2
перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме
места водителя;
M максимальной массой свыше 5 т, используемые для перевозки
3
пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места
водителя;
в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701, 8704, 8705, 8706 00, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130, 45 2100, 45 2200, 45 2300, 45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и ОКП, с двигателями внутреннего сгорания категорий:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 718)
N максимальной массой не более 3,5 т, используемые для
1
перевозки грузов и установленного на них оборудования;
N максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т,
2
используемые для перевозки грузов и установленного на них
оборудования;
N максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки
3
грузов и установленного на них оборудования.
6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы согласно приложению N 2.
7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
8. Техническими требованиями к автомобильной технике и установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются следующие:
а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2:
категорий M , M максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями -
технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-04 (уровни выбросов B, C, D), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с
дополнением 1 (только для дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы
3
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-02 (уровень
выбросов B), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N
1 2 3 2 3
с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов (CO -
55 г/кВт.ч, C H - 2,4 г/кВт.ч, NO - 10 г/кВт.ч) при испытаниях,
m n x
предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03 (испытательный цикл
ESC);
б) в отношении автомобильной техники экологического класса 3:
категорий M , M максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями -
технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-05 с исправлениями 1 - 3, дополнениями 1 - 5 (уровень
выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы
3
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень
выбросов A), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N
1 2 3 2 3
с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов
(CO - 20 г/кВт.ч, C H - 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч) при
m n x
испытаниях, предусмотренных Правилами N 49-03 (испытательный цикл
ЕТС);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N
1 2 3 2 3
повышенной проходимости с дизелями - технические нормативы
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями
1, 2, Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
в) в отношении автомобильной техники экологического класса 4:
категорий M , M максимальной массой не более 3,5 т, N с
1 2 1
искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями -
технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-05 с исправлениями 1 - 3, дополнениями 1 - 5 (уровень
выбросов B), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы
3
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровень
выбросов B1), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только
для дизелей);
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
1 2 3 1 2
N с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов
3
(CO - 4 г/кВт.ч, C H - 0,55 г/кВт.ч, NO - 2 г/кВт.ч) при
m n x
испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН N 49-03
(испытательный цикл ЕТС);
г) в отношении автомобильной техники экологического класса 5
категорий M максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N , N с
1 2 3 1 2 3
дизелями и газовыми двигателями - технические нормативы выбросов,
предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровни выбросов B2, C),
Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение технических требований к автомобильной технике и установленным на ней двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента, предъявляются основные технические требования согласно приложению N 3.
10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего регламента.
11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН.
13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не превышает 4 лет.
Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего регламента, действительны до окончания срока их действия.
В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или двигателя изменений, влияющих на выполнение технических требований, указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту автомобильную технику или двигатели выдаются новые сертификаты соответствия.
14. Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки:
а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего регламента;
б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.;
в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.;
г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.
Приложение N 1
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАВИЛ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ
(ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"
1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся:
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.
I. официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II. официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;
III. официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
IV. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия".
2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02, 49-03, 49-04 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ".
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.
3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей".
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.
4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями".
--------------------------------
<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.
Приложение N 2
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ВЫБРОСОВ
ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ
─────────┬─────────────────────┬──────────────────────────────────
Экологи-│Категории и подгруппы│ Нормативные документы,
ческий │автомобильной техники│ устанавливающие требования к
класс │ │ экологическим характеристикам
автомо- │ │ автомобильной техники/технические
бильной │ │ нормативы выбросов
техники │ │
─────────┴─────────────────────┴──────────────────────────────────
0 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН
1 2 N 83-02, уровень выбросов A
массой не более 3,5
т, N с бензиновыми
1
двигателями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-01
1
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
дизелями
M максимальной CO - 85 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 5 г/кВт.ч, NO - 17 г/кВт.ч
M , M , N , N с x
2 3 2 3 (9-режимный испытательный цикл)
бензиновыми
двигателями
1 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-02, уровни
1 2 выбросов B, C соответственно
массой не более
3,5 т, N с
1
бензиновыми
двигателями и
дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-02, уровень
1 выбросов A
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
M максимальной CO - 72 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 4 г/кВт.ч, NO - 14 г/кВт.ч
M , M , N , N с x
2 3 2 3 (9-режимный испытательный цикл)
бензиновыми
двигателями
2 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-04, уровни
1 2 выбросов B, C, D соответственно
массой не более
3,5 т, N с
1
искровыми
двигателями
(бензиновыми,
газовыми) и дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-02, уровень
1 выбросов B
массой свыше 3,5 т
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
M максимальной CO - 55 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 2,4 г/кВт.ч, NO - 10 г/кВт.ч (при
M , M , N , N с x
2 3 2 3 испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
бензиновыми N 49-03, испытательный цикл ESC)
двигателями
3 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-05, уровень
1 2 выбросов A
массой не более
3,5 т, N с
1
искровыми
двигателями
(бензиновыми,
газовыми) и дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
1 выбросов A
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 96-01
1
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N
2 3 1 2 3
повышенной
проходимости с
дизелями
M максимальной CO - 20 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 1,1 г/кВт.ч, NO - 7 г/кВт.ч (при
M , M , N , N с x
2 3 2 3 испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
бензиновыми N 49-03, испытательный цикл ESC)
двигателями
4 M , M максимальной Правила ЕЭК ООН N 83-05, уровень
1 2 выбросов B
массой не более
3,5 т, N с
1
искровыми
двигателями
(бензиновыми,
газовыми) и дизелями
M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
1 выбросов B1
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
и дизелями
M максимальной CO - 4 г/кВт.ч, C H -
1 m n
массой свыше 3,5 т, 0,55 г/кВт.ч, NO - 2 г/кВт.ч (при
M , M , N , N с x
2 3 2 3 испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
бензиновыми N 49-03, испытательный цикл ЕТС)
двигателями
5 M максимальной Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
1 выбросов B2, C
массой свыше 3,5 т,
M , M , N , N , N с
2 3 1 2 3
газовыми двигателями
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение N 3
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА
ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
─────────────────────┬───────────┬──────────────────────────────────────
Характеристики │ Единица │ Нормы в отношении
топлива │ измерения │ автомобильной техники
│ ├────────────┬────────────┬────────────
│ │экологичес- │экологичес- │экологичес-
│ │кого класса │кого класса │кого класса
│ │ 2 │ 3 │ 4
─────────────────────┴───────────┴────────────┴────────────┴────────────
Бензин
Концентрация свинца, мг/дм3 10 5 0
не более
Концентрация серы, мг/кг 500 150 50
не более
Объемная доля процентов
углеводородов, не
более:
ароматических не 42 35
установлена
олефиновых не 18 18
установлена
Объемная доля процентов 5 1 1
бензола, не более
Массовая доля процентов не 2,7 2,7
кислорода, не более установлена
Давление насыщенных кПа
паров с учетом
климатических
условий:
в летний период 45 - 80 45 - 80 45 - 80
в зимний период 50 - 100 50 - 100 50 - 100
Отложения на не соответствие европейским
впускных клапанах и установлены бензинам для автомобильной
в камере сгорания техники экологических
классов 3 и 4 <*>
Дизельное топливо
Цетановое число, не 49 51 51
менее
Плотность при 15 кг/м3 820 - 860 820 - 845 820 - 845
град. С
Массовая доля процентов не 11 11
полициклических установлена
ароматических
углеводородов, не
более
Концентрация серы, мг/кг 500 350 50
не более
Фракционный состав - град. С 360 360 360
95 процентов объема
перегоняется при
температуре не более
Смазывающая мкм 460 460 460
способность, не
более
────────────────────────────────────────────────────────────────────────
--------------------------------
<*> Определяется на стадии подготовки производства.