Утверждена
постановлением Правительства
Республики Карелия
от 16 декабря 2005 года №143-П
Паспорт «Отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы» |
1. Анализ состояния малого предпринимательства в Республике Карелия, основные проблемы и обоснование необходимости их решения на программной основе |
2. Цели, задачи и принципы Программы |
3. Система программных мероприятий |
4.Финансовое обеспечение Программы |
5. Ожидаемые конечные результаты. Оценка эффективности реализации Программы |
6. Организация управления Программой и механизм ее реализации |
7. Основные мероприятия по реализации «Отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы» |
Паспорт
«Отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы»
Наименование Программы |
Отраслевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы |
Основание для разработки Программы |
Закон Республики Карелия от 23 июня 1995 года N 53-ЗРК «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Карелия» |
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономического развития Республики Карелия |
Разработчик Программы |
Министерство экономического развития Республики Карелия |
Цель Программы |
Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на республиканском уровне |
Задачи Программы: |
- создание благоприятных условий для устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства; - преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; - разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, - развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предоставление методической, информационной, консультационной поддержки субъектам малого предпринимательства; - вовлечение субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочную деятельность для дальнейшего продвижения производимой ими продукции |
Важнейшие целевые показатели Программы |
- увеличение количества субъектов малого предпринимательства к 2008 году до 4,9 тысяч единиц; - рост числа постоянно занятых работников субъектов малого предпринимательства до 39 тыс. чел. - рост доли объемов производства продукции (товаров и услуг), произведенными субъектами малого предпринимательства до 20% общего объема произведенной продукции. - трансформация сфер деятельности малого бизнеса в сторону увеличения производства товаров и оказания услуг; - наполнение региональных и местных рынков товарами и услугами отечественных производителей |
Сроки реализации Программы |
2006-2008 годы |
Исполнители Программы |
- Министерство экономического развития Республики Карелия; - Министерство государственной собственности Республики Карелия; - Министерство финансов Республики Карелия; - субъекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (по согласованию); - общественные организации предпринимателей (по согласованию); - органы местного самоуправления (по согласованию), научные, образовательные и другие организации по профилю предусматриваемых мероприятий (по согласованию) |
Основные источники финансирования Программы |
- средства бюджета Республики Карелия, необходимые для реализации Программы, составляют 34,3 млн. рублей, в т.ч. в 2006 году - 8 млн. рублей, в 2007 году - 12,8 млн. рублей, в 2008 году - 13,5 млн. рублей; - внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы малого бизнеса, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в развитии туризма (на добровольной и договорной основе) |
Период, основания и порядок корректировки Программы |
Корректировка Программы производится государственным заказчиком ежегодно после разработки прогноза социально-экономического развития Республики Карелия и утверждения бюджета Республики Карелия на очередной год, а также после внесения изменений и дополнений в отраслевые, городские и районные целевые программы |
Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность отчета исполнителей, дата представления материалов |
Вопросы хода выполнения Программы заслушиваются на Совете при Правительстве Республики Карелия по малому предпринимательству в 1 квартале года, следующего за отчетным. По истечении года исполнители в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчет в Министерство экономического развития Республики Карелия по согласованной с заказчиком форме |
1. Анализ состояния малого предпринимательства в Республике Карелия, основные проблемы и обоснование необходимости их решения на программной основе
Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
- сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
- развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
- развитие сектора малого предпринимательства является важным фактором структурных изменений в экономики региона, обеспечивающих переход всего хозяйства на рельсы эффективно работающей рыночной экономики;
- массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является альтернативой социальному иждивенчеству.
Имея ряд преимуществ, малый бизнес был и остается самым динамичным и самым уязвимым сектором экономики. В силу ряда объективных и субъективных причин малый бизнес нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства.
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий свидетельствует о поступательном движении в развитии данного сектора экономики республики.
Таблица 1: Основные показатели развития малого предпринимательства
|
1999г. |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004 г. |
Количество малых предприятий, всего, единиц |
3734 |
2579 |
3003 |
3601 |
4012 |
4348 |
Численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. |
28,4 |
26,9 |
30,7 |
31,7 |
32 |
32,5 |
Объем продукции малых предприятий, млн. руб. |
2543,7 |
4676,5 |
4228,8 |
7125,7 |
8224,9 |
9997,1 |
Удельный вес малых предприятий в выпуске товаров (работ, услуг), % |
6,8 |
8,7 |
6,4 |
9,9 |
10,0 |
9,0 |
Доля занятых на малых предприятиях, в % от общей численности занятых |
6,8 |
6,8 |
7,7 |
8,0 |
10,4 |
12,4 |
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, всего (млн. руб.) |
57,8 |
86,4 |
62,8 |
44,3 |
135,9 |
234,3 |
Средняя численность работающих на малых предприятиях на 1 января 2005 года составила 32,5 тыс. человек. На малых предприятиях работает каждый десятый от всей численности работников списочного состава, занятого на предприятиях республики. Структура общего количества малых предприятий в разрезе основных сфер деятельности по-прежнему отражает начальный этап становления рыночной экономики, когда малые предприятия, не имея больших средств, создаются в первую очередь в сфере услуг, как наименее капиталоемкой сфере деятельности. Поэтому ведущее место или 49% в общем количестве малых предприятий занимают предприятия торговли и общественного питания.
В сфере промышленного производства функционируют 17% общего количества малых предприятий, при этом почти половина из них действуют в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в строительстве занято 19 % малых предприятий.
Диаграмма:
В 2004 году объем произведенной продукции субъектами малого предпринимательства составил порядка 10 млрд. руб., в т.ч. по промышленности - 4 млрд. рублей. Динамика объема произведенной продукции малыми предприятиями с 1998 года позволяет говорить о возрастающей роли данного сектора в экономике республики. В то же время, в 2004 г. доля продукции малых предприятий в общем объеме выпуска продукции сократилась, что свидетельствует о необходимости внедрения на малых предприятиях новых, более эффективных технологий, повышения квалификации кадрового персонала.
Таким образом, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в республике недостаточен для формирования высокоэффективной экономики, быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на рынке, появления самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Наблюдаются существенные диспропорции в развитии сектора малого предпринимательства в муниципальных образованиях республики, что свидетельствует о недостаточном внимании органов местного самоуправления к проблемам создания благоприятной бизнес - среды.
На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:
- отсутствие баз данных нормативных актов в сфере малого предпринимательства, а также отсутствие информационных справочных пособий по ведению бизнеса;
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
- создание нового предприятия «с нуля» и только за счет личных средств граждан- невыполнимая задача. Значительная часть граждан, способных по своему базовому образованию и производственному опыту основать новый бизнес, не имеют достаточного запаса финансовых средств и специальных знаний по целому ряду практических вопросов ведения бизнеса. Особенно это касается молодых выпускников вузов;
- проблемы выхода продукции малого предпринимательства на новые рынки сбыта.
Настоящая Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, разработанный с учетом созданной инфрастуктуры поддержки данного сектора экономки.
В Программе учитывается имеющийся опыт реализации предшествующих республиканских целевых программ, в то же время Программа исходит из необходимости совершенствования государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной взаимосвязи с общими задачами социально-экономического развития республики.
Правовой базой для разработки Программы служат Закон Республики Карелия «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Карелия» и Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.
2. Цели, задачи и принципы Программы
Цель Программы - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Основные задачи программы:
- создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий;
- преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
- разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предоставление методической, информационной, консультационной поддержки малым предприятиям;
- вовлечение малых предприятий в выставочно- ярмарочную деятельность для дальнейшего продвижения производимой ими продукции.
При этом основные принципы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, обеспечивающие достижение этих целей, следующие:
- открытость как при формировании государственной политики поддержки малого предпринимательства, так и при ее реализации;
- наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;
- установление открытых процедур при распределении средств бюджета Республики Карелия;
- публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку малого предпринимательства средств.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена следующими основными направлениями:
- мониторинг, анализ, совершенствование нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия в сфере государственной поддержки малого предпринимательства;
- развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого предпринимательства;
- повышение эффективности инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование информационно - методического обеспечения малого предпринимательства;
- содействие выставочно-ярмарочной деятельности;
- проведение съездов, конференций, встреч по вопросам, связанным с малым предпринимательством.
Данная структура Программы обеспечивает развитие уже имеющейся системы государственной поддержки, при этом в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи.
a. Мониторинг, анализ, совершенствование нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия в сфере государственной поддержки малого предпринимательства
Нормативное правовое обеспечение эффективной предпринимательской деятельности будет осуществляться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ и Республики Карелия, настоящей Программой.
Учитывая, что не преодоленными остаются административные барьеры, мешающие активному развитию предпринимательства и создающие элемент недоверия к органам государственной власти со стороны предпринимателей, предусматривается постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров, анализ проблемных ситуаций.
b. Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого предпринимательства
Раздел определяет приоритетные механизмы финансового обеспечения малого предпринимательства. При этом в соответствии с направлениями поддержки предпринимательства на федеральном уровне, акцент в Программе делается на разработку и реализацию механизма компенсации процентных ставок субъектам малого предпринимательства по кредитам, выданным им банками и иными кредитными организациями, а также компенсацию части арендной платы субъектам малого предпринимательства, арендующим помещения в бизнес-инкубаторе.
В то же время, учитывая, что финансовые возможности государственного инвестирования ограничены, необходимы новые технологии в области содействия развитию институтов микрофинансирования, в том числе кредитной кооперации, и их взаимодействию в целях расширения возможностей по финансированию малого предпринимательства.
c. Повышение эффективности инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства
Мероприятие раздела предусматривает в качестве наиболее эффективной модели государственной поддержки развитие системы бизнес-инкубаторов.
Создаваемое в настоящее время Государственное учреждение «Центр развития предпринимательства Республики Карелия» (далее - Центр) с функциями бизнес-инкубатора дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы как Республики в целом, так и отдельных муниципалитетов.
Центр должен оказывать субъектам малого предпринимательства консалтинговые, образовательные услуги, а также выполнять такие функции, как организация выставок и ярмарок, презентаций и других мероприятий, проведение конкурсов, конференций и др.
Роль Центра в создании новых малых предприятий состоит не только в непосредственной инкубации начинающих субъектов малого предпринимательства, но и в том, что за счет процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на площадях Центра, Республика Карелия может оказывать поддержку тем предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам социально-экономического развития. Кроме того, функционирование Центра способствует повышению прозрачности и легализации деятельности работающих на рынке субъектов.
d. Совершенствование информационно - методического обеспечения малого предпринимательства
В целях формирования и создания для предпринимателя доступной информационно-консультационной сети, содержащей сведения о законах, налогах, мерах государственной поддержки данной сферы экономики необходимо создание и обслуживание Интернет-портала Министерства экономического развития Республики Карелия «Малый бизнес Карелии» с интерактивной системой взаимодействия с пользователями. Создание данной системы информационно-консультационных услуг будет в определенной степени стимулировать предпринимательскую активность, упрощать взаимодействие малого бизнеса и власти, пропагандировать передовой опыт.
e. Содействие выставочно-ярмарочной деятельности
Важнейшим механизмом, стимулирующим процесс развития рынков сбыта субъектов малого предпринимательства, является выставочно - ярмарочная деятельность. Программой предусматриваются соответствующие мероприятия, в частности участие Республики Карелия в Днях малого бизнеса на ВВЦ, подготовка экспозиций «Малый бизнес Карелии-2006, 2007, 2008».
f. Организация съездов, конференций по вопросам, связанным с малым предпринимательством
Существенным элементом создания благоприятного климата для развития предпринимательства являются совместные действия органов государственной власти, профсоюзов и предпринимателей. Программа предусматривает мероприятия по проведению ежегодных республиканских, межрегиональных и деловых международных встреч и конференций, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности с органами государственной власти и управления.
4. Финансовое обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается направить из бюджета Республики Карелия не менее 34,3 млн. рублей в течение 2006-2008 г.г. (цифры на каждый год уточняются при формировании бюджета на соответствующий год).
5. Ожидаемые конечные результаты. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы должна способствовать повышению роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития республики, обеспечить рост показателей деятельности сектора малого предпринимательства в соответствии с целевыми ориентирами (Таблица 2).
- увеличение количества занятых в малом предпринимательстве к 2008 году до 4,9 тысяч человек;
- рост числа работников, постоянно занятых на малых предприятиях до 39 тыс. чел.;
- рост доли объемов производства продукции (товаров и услуг), произведенными малыми предприятиями, до 20% общего объема произведенной продукции;
- трансформация сфер деятельности малого бизнеса в сторону увеличения производства товаров и оказания услуг;
- наполнение региональных и местных рынков товарами и услугами отечественных производителей.
Таблица 2: Целевые ориентиры Программы
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Количество малых предприятий, единиц |
4,3 |
4,5 |
4,6 |
4,7 |
4,9 |
Количество занятых на малых предприятиях, тыс. чел. |
32,2 |
35 |
36 |
37 |
39 |
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности работающих, % |
12,4 |
13,5 |
15,0 |
18,0 |
20,0 |
Доля выпуска товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС и акциза) по всем видам деятельности в общем объеме выпуска, % |
6,3 |
9,0 |
12,0 |
15,0 |
20,0 |
Доля поступлений от малого предпринимательства в консолидированный бюджет РК,% |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
32,0 |
35,0 |
6. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Государственный заказчик Программы размещает государственный заказ, подготавливает обоснования, соглашения, договоры и проводит необходимые мероприятия по их выполнению. Основным механизмом реализации Программы является размещение государственного заказа на выполнение отдельных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Исполнители работ (услуг) определяются на конкурсной основе. Конкурсная документация готовится Министерством экономического развития Республики Карелия ежегодно к каждому конкурсу.
Межведомственную координацию и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет Совет по малому предпринимательству при Правительстве Республики Карелия, который ежегодно рассматривает ход выполнения Программы на заседаниях.
- Основные мероприятия по реализации Отраслевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализа-ции |
Средства, требуемые для реализации мероприятий, тыс. руб. |
Источники финансиро-вания |
Ожидаемые результаты |
Исполнители |
Мониторинг, анализ, совершенствование нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия в сфере государственной поддержки малого предпринимательства | ||||||
|
Мониторинг действующих нормативных правовых актов в сфере государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства и выработка предложений по их совершенствованию |
2006-2008 |
--- |
Не требуется |
Совершенство-вание нормативно-правовой базы |
Министерство экономического развития Республики Карелия |
|
Разработка предложений и проектов нормативных актов, направленных на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства |
2006-2008 |
--- |
Не требуется |
Совершенствова-ние нормативно-правовой базы |
Министерство экономического развития Республики Карелия, заинтересованные министерства и ведомства республики, администрации местного самоуправления (по согласованию) |
|
Создание и обновление базы данных действующих нормативных правовых актов в сфере государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства |
2006-2008 |
2006 - 30,0 2007 - 20,0 2008 - 20,0 |
Бюджет Республики Карелия |
Совершенствова-ние нормативно-правовой базы |
По конкурсу |
|
Подготовка, издание и распространение информационно - справочных пособий для субъектов малого предпринимательства по ведению бизнеса, проведение семинаров в муниципальных образованиях республики |
2006-2008 |
2006 - 100 2007 - 150 2008 - 200 |
Бюджет Республики Карелия |
Повышение уровня правовых знаний предпринимате-лей |
По конкурсу |
Развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого предпринимательства | ||||||
|
Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам субъектов малого предпринимательства |
2006-2008 |
2006 - 5000 2007 - 5000 2008 - 5000 |
Бюджет Республики Карелия |
Активизация инвестиционных процессов в малом бизнесе |
По конкурсу |
|
Организация сбора проектов, создание и ведение каталога инвестиционных проектов и предложений по малому предпринимательству в Республике Карелия в электронном виде |
2006-2008 |
2006 -100 2007 - 200 2008 - 200 |
Бюджет Республики Карелия |
Активизация инвестиционных процессов в малом бизнесе |
По конкурсу |
|
Содействие развитию институтов микрофинансирования, в том числе кредитной кооперации, и их взаимодействию в целях расширения возможностей по финансированию малого предпринимательства, проведение семинаров в муниципальных образованиях республики, подготовка информационных материалов |
2006-2008 |
2006 - 50 2007 - 100 2008 - 100 |
Бюджет Республики Карелия |
Расширение возможностей финансирования малого предпринима-тельства, активизация инвестиционных процессов в малом бизнесе |
По конкурсу |
|
Компенсация в установленном порядке части ставки арендной платы субъектам малого предпринимательства, арендующим помещения в бизнес-инкубаторе, для реализации инвестиционных проектов |
2006-2008 |
2006 - 500 2007 - 4200 2008 - 4800 |
Бюджет Республики Карелия |
Рост количества предприятий и занятых в малом бизнесе |
По конкурсу |
Повышение эффективности инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства | ||||||
|
Организация становления и развития производственной и инновационной инфраструктуры в Республике Карелия, в том числе развитие системы бизнес-инкубаторов |
2006-2008 |
2006 - 1000 2007 - 2000 2008 - 2000 |
Бюджет Республики Карелия |
Совершенствова-ние инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса |
В соответствии с действующим законодательством |
Совершенствование информационно - методического обеспечения малого предпринимательства | ||||||
|
Создание официального сервера по малому предпринимательству Республики Карелия «Малый бизнес Карелии», в том числе организация интерактивной системы опросов субъектов малого предпринимательства по административным барьерам, создающим недоверие к органам власти, тормозящим развитие сферы малого бизнеса |
2006-2008 |
2006 - 100 2007 - 50 2008 - 55 |
Бюджет Республики Карелия |
Совершенствова-ние информационного обеспечения предпринима-тельства, в том числе получение аналитических материалов для подготовки предложений по совершенствова-нию нормативно-правовой базы |
По конкурсу |
|
Выпуск издания «Малый бизнес Карелии» на бумажном и электронном носителях |
2006-2008 |
2006 - 100 2007 - 150 2008 - 200 |
Бюджет Республики Карелия |
Совершенствова-ние информационного обеспечения предпринима-тельства |
По конкурсу |
|
Организация профессиональной бесплатной переподготовки специалистов малого бизнеса |
2006-2008 |
2006 - 450 2007 - 150 2008 - 0 |
Бюджет Республики Карелия |
Повышение уровня профессиональ-ной подготовки работающих в малом секторе экономики |
В соответствии с действующим законодательством |
|
Проведение практических обучающих семинаров по вопросам ведения бизнеса, организация бесплатного бизнес-консультирования |
2006-2008 |
2006 - 350 2007 - 350 2008 - 350 |
Бюджет Республики Карелия |
Повышение уровня профессиональ-ной подготовки работающих в малом секторе экономики |
По конкурсу |
Содействие выставочно-ярмарочной деятельности | ||||||
|
Участие Республики Карелия в российских и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе в Днях малого бизнеса на Всероссийском выставочном центре |
2006-2008 |
2006 - 120 2007 - 250 2008 - 300 |
Бюджет Республики Карелия |
Продвижение идей повышения качества продукции и услуг на малых предприятиях |
По конкурсу |
Проведение съездов, конференций, встреч по вопросам, связанным с малым предпринимательством | ||||||
|
Организация и проведение не менее двух мероприятий в год (съездов, конференций, встреч по малому предпринимательству) |
2006-2008 |
2006 - 100 2007- 200 2008- 200 |
Бюджет Республики Карелия |
Усиление взаимодействия бизнеса и власти |
По конкурсу |