Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике

Утверждена постановлением

Государственного Совета

Удмуртской Республики

от 25 ноября 2008 года № 194–IV

Республиканская целевая программа

развития малого и среднего предпринимательства

в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы

I. Паспорт Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы

Наименование республиканской программы

Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы (далее – также Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 января 2008 года № 42–р «О разработке республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики;

Министерство финансов Удмуртской Республики;

Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики;

Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики;

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

Государственный комитет Удмуртской Республики по труду;

Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи;

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, участвующие в реализации Программы в соответствии с законодательством;

иные исполнители, отбираемые в соответствии с законодательством.

Основные цели Программы

– развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике;

– обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

– оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на отечественный рынок и рынки иностранных государств;

– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

– увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

– увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов.

Основные задачи Программы

– правовое и организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

– содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике;

– содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки;

– развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства;

– содействие некоммерческим и профессиональным организациям и объединениям предпринимателей;

– поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

– поддержка лиц, начинающих создание собственного бизнеса;

– информационная поддержка субъектов предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя.

Целевые индикаторы Программы

Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 9,1% в 2009 году до 9,7% в 2013 году.

Увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта с 4,7% в 2009 году до 5,1% в 2013 году.

Сроки и этапы реализации Программы

2009–2013 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы отсутствуют

Объемы и источники финансирования Программы

Реализация Программы обеспечивается посредством финансирования за счет бюджета Удмуртской Республики.

Предполагаемая сумма финансирования мероприятий Программы составляет 305,255 млн. рублей, в том числе по годам:

2009 год – 50,000 млн. рублей;

2010 год – 55,000 млн. рублей;

2011 год – 60,500 млн. рублей;

2012 год – 66,550 млн. рублей;

2013 год – 73,205 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально–экономической эффективности

Последовательная реализация мероприятий Программы позволит к 2013 году обеспечить увеличение на 4957 единиц число субъектов малого и среднего предпринимательства.

Доля лиц, занятых в малом и среднем предпринимательстве, по отношению к общему количеству работников всех предприятий и организаций Удмуртской Республики к концу реализации Программы составит 47,5%.

II. Характеристика проблемы, ее социально–экономическая значимость для населения Удмуртской Республики и необходимость ее решения программно–целевыми методами

В соответствии с Программой социально–экономического развития Удмуртской Республики на 2005–2009 годы развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений. В течение 2004–2008 годов в Удмуртской Республике государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республики на 2004 – 2008 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 октября 2003 года № 108–III. Принятие настоящей Программы обеспечивает преемственность решений органов государственной власти Удмуртской Республики в сфере развития малого предпринимательства с использованием механизмов и форм государственной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004 – 2008 годы.

Основополагающими документами при реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике являются послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программа социально–экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38–р, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Закон Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года № 60–РЗ «О Программе социально – экономического развития Удмуртской Республики на 2005–2009 годы», Указ Президента Удмуртской Республики от 2 сентября 2008 года № 138 «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике».

Министерством экономики Удмуртской Республики совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предприни–мательского климата в республике и созданию положительного образа предпринимателя.

В рамках реализации Республиканской целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства координировалась инициатива общественных организаций предпринимателей. Их представители участвуют в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов, что позволяет сформировать сбалансированные документы.

Во всех администрациях городов и районов вопросы развития предпринимательства курируют заместители глав администраций, в их структурных подразделениях назначены ответственные за работу по развитию малого предпринимательства.

В Удмуртской Республике целенаправленная работа по государственной поддержке малого предпринимательства ведется почти 15 лет и дает ощутимые результаты.

Количество действующих малых предприятий в 2004 году, по данным официальной статистики, составило 7,78 тыс. единиц, в 2005 году – 8,24 тыс. единиц, 2006 году – 10,59 тыс. единиц, а в 2007 году – 13,24 тыс. единиц.

Сектор малого предпринимательства оказывает положительное влияние на замедление темпов роста безработицы. Численность занятых на малых предприятиях в Удмуртской Республике в 2007 году составила 55,65 тыс. человек. Сложилась тенденция роста доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике республики, которая в 2007 году достигла 9,1 процента, в 2006 году доля составляла 6,9 процента, в 2005 году – 5,3 процента, в 2004 году – 7,7 процента.

В то же время в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике имеются недостатки и нерешенные проблемы:

сохраняется дифференциация муниципальных образований по уровню развития малого бизнеса, порожденная неравномерностью развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. По показателю «число малых предприятий на 10 тыс. жителей» Удмуртская Республика уступает ряду регионов страны;

администрации муниципальных образований не располагают официаль–ными данными от территориальных органов федеральной налоговой службы и федеральной службы государственной статистики по зарегистрировавшимся и прекратившим деятельность субъектам малого предпринимательства, а также сведениями о результатах деятельности субъектов малого предпринимательства из–за отсутствия системы учета субъектов малого предпринимательства по видам деятельности, объемам произведенной ими продукции, оборота малых предприятий и другим показателям развития малого предпринимательства в разрезе муниципальных образований;

недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;

отсутствие финансовых ресурсов в местных бюджетах на цели развития субъектов малого предпринимательства;

недостаток помещений, высокая арендная плата (в среднем по Российской Федерации 15 % малых предприятий, действующих менее 3–х лет, и до 32 % малых предприятий, действующих свыше 3–х лет, владеют собственным помещением. Договоры аренды с органами государственной власти и местного самоуправления заключены у 18 % и 25 % малых предприятий соответственно);

недоступность общеэкономических и специализированных консультаций для субъектов малого предпринимательства;

уменьшение числа желающих заниматься собственным делом;

трудности при экспорте продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, связанные с большими затратами по сертификации продукции по международным стандартам;

недостаток квалифицированных кадров (как показал опрос, проведенный в мае 2006 года, 30% выпускников ВУЗов хотят поступить на государственную службу, еще 30% – в крупные российские или зарубежные компании, около 25% желают заняться наукой и только лишь 15% выпускников ВУЗов выражают готовность строить собственный бизнес);

не сформированы механизмы досудебного и внесудебного разрешения споров между гражданами, государственными органами и субъектами малого и среднего предпринимательства.

Устранение вышеназванных проблем возможно с использованием программно–целевого метода.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Удмуртской Республике, в настоящее время отсутствуют. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.

Разработка Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.

Необходимость программно–целевого планирования развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике вызвана тем, что требуется кардинальное изменение тенденций развития сферы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике. Эта проблема значима для экономики республики, является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с комплексным характером для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и задач развития системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Проблему невозможно решить в рамках текущего бюджетного финансирования, необходима дополнительная государственная поддержка.

Преимущества программно–целевого метода решения проблемы в том, что комплексное решение проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.

Новизна и эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых к реализации и обеспечивающих осуществление структурных сдвигов в экономике, а также социальную, экономическую, бюджетную и иную эффективность соответствует выбранным приоритетам социально–экономического развития страны и региона.

Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно–целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики. Осуществление программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике позволит повысить эффективность государственного управления социально–экономическим развитием Удмуртской Республики, обеспечит повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Программа реализуется в период с 2009 года по 2013 год. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.

III. Основные цели и задачи Программы

Стратегическая цель Программы – повышение конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Основные цели Программы:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предприни–мательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на отечественный рынок и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпри–нимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов.

Основные задачи Программы:

1) правовое и организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) содействие органам местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике;

3) содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов предпринимательства на товарные рынки;

4) развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства;

5) содействие некоммерческим и профессиональным организациям и объединениям предпринимателей;

6) поддержка субъектов предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

7) поддержка лиц, начинающих создание собственного бизнеса;

8) информационная поддержка субъектов предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя.

Предполагаемые способы решения основных задач Программы:

создание, развитие и обеспечение деятельности республиканской и муниципальной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправ–ления в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях;

поддержка муниципальных (межмуниципальных) программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

имущественная поддержка субъектов малого и среднего предприни–мательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

информационная поддержка субъектов малого и среднего предпри–нимательства;

пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности;

содействие деятельности региональных, межрегиональных, отраслевых и иных некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

развитие саморегулирования малого и среднего предпринимательства, как один из факторов развития механизмов досудебного и внесудебного разрешения споров между гражданами, государственными органами и субъектами малого и среднего предпринимательства;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (создание технопарков, центров коммерциализации технологий, технико–внедренческих и научно–производственных зон и обеспечение деятельности таких организаций).

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предприни–мательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики за счет средств республиканского бюджета путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предприни–мательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе: бизнес–инкубаторов, технопарков, центров аутсорсинга и производственной субконтрактации, центров инновационного предпринимательства и других организаций), будет осуществляться в соответствии с законодательством.

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, экспорта их товаров, работ, услуг будет осуществляться путем развития сотрудничества с международными организациями, а также путем оказания содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и путем создания благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства будет включать следующие виды поддержки: формирование образовательных программ и государственных образовательных стандартов по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе факультативных программ по основам предпринимательской деятельности для старших классов общеобразовательных учреждений; формирование мер по вовлечению социально незащищенных слоев населения в микропредпринимательство и малое предпринимательство; учебно–методологическую, научно–методическую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства: создание сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально–незащищенных слоев населения, таких как – молодежь, инвалиды и т.д., а также по подготовке кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формирование инструментов стимулирования создания собственного дела и обучение основам предпринимательства, а также формирование профессиональной ориентации в школьном возрасте, позволит увеличить приток молодежи в сферу малого и среднего предпринимательства.

IV. Целевые индикаторы по годам реализации Программы

Планируемое изменение показателей:

Показатель, единица измерения

2009

2010

2011

2012

2013

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %

9,10

9,30

9,50

9,60

9,70

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, %

4,70

4,80

4,90

5,00

5,10

Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку и развитие малого предпринимательства,

тыс. руб.

50000

55000

60500

66550

73205

V. План мероприятий Программы

В целях реализации Программы необходимо осуществить комплекс основных организационно–практических мероприятий.

Конкретные мероприятия Программы указаны в приложении 1 к настоящей Программе «План мероприятий Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы».

Технико–экономическое обоснование мероприятий Программы содержится в приложении 2 к настоящей Программе.

VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Реализация Программы обеспечивается посредством финансирования за счет бюджета Удмуртской Республики.

Необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы представлены в Плане мероприятий Программы (приложение 1).

Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики (тыс. рублей):

Расходы бюджета

Финансовые затраты на весь период реализации программы

2009

2010

2011

2012

2013

Программа кредитных гарантий Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства
Бюджетные ассигнования на реализацию иных мероприятий Программы

110000

30000

165255

30000

5000

15000

20000

5500

29500

20000

6000

34500

20000

6500

40050

20000

7000

46205

Итого

305255

50000

55000

60500

66550

73205

Планируется предусмотреть в бюджете Удмуртской Республики в составе государственных гарантий обязательства перед кредиторами в обеспечение исполнения обязательств Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства в следующих суммах: 2009 год – 210000 тыс. руб.; 2010 год – 260000 тыс. руб.; 2011год – 320000 тыс. руб.; 2012 год – 360000 тыс. руб.; 2013 год – 400000 тыс. рублей.

В 2009 году предусматривается осуществление добровольного имущественного взноса Правительства Удмуртской Республики в имущество Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства для оказания поддержки субъектов малого предпринимательства в сумме 61340 тыс. рублей, а также возврат бюджетных кредитов в сумме 61340 тыс. рублей, полученных Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства из бюджета Удмуртской Республики на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.

Предполагается также привлечение средств федерального бюджета. Для этого планируется ежегодное участие Удмуртской Республики в конкурсах по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на реализацию мероприятий по поддержке малого предпринимательства.

Общий объем средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, будет уточняться в зависимости от принятых на федеральном уровне решений о результатах отбора субъектов Российской Федерации и объемов выделяемых средств.

VII. Механизм реализации Программы

Государственный заказчик Программы:

обеспечивает ее реализацию в соответствии с Планом мероприятий Программы;

заключает в соответствии с законодательством договоры и соглашения, связанные с реализацией Программы;

осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы.

Программой предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, реализуемых за счет средств местных бюджетов.

Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий определяется Правительством Удмуртской Республики.

Получателями средств республиканского бюджета в рамках Программы в соответствии с законодательством могут быть бюджеты муниципальных образований, физические и юридические лица, зарегистрированные и действующие на территории Удмуртской Республики.

Оказание государственной поддержки осуществляется с соблюдением основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», при отсутствии у субъектов малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

В рамках Программы субъектам малого и среднего предпринимательства – производителям товаров, работ, услуг, за счет средств бюджета Удмуртской Республики предполагается субсидировать из бюджета Удмуртской Республики:

процентные ставки по кредитам субъектов предпринимательства от кредиторов;

часть лизинговых платежей по договорам лизинга субъектов малого предпринимательства;

часть затрат по участию в выставках или ярмарках для предприятий, предлагающих уникальную, инновационную или социально–значимую продукцию;

часть затрат на внедрение субъектами предпринимательства международных стандартов и сертификации продукции;

часть затрат для предприятий инфраструктуры по оказанию услуг, в т.ч. финансовых для субъектов предпринимательства;

часть затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства, обеспечивающих исполнение обязательств по кредитным договорам и договорам лизинга, заключенным с целью производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, критерии и условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства при обращении за оказанием поддержки, перечень документов, необходимых для обращения за оказанием поддержки, сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки определяются Правительством Удмуртской Республики.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определяются в соответствии с законодательством.

VIII. Организация управления Программой

Организация управления Программой осуществляется государственным заказчиком Программы – Министерством экономики Удмуртской Республики. Государственный заказчик Программы обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Государственный заказчик Программы отчитывается перед Правительством Удмуртской Республики о реализации Программы в соответствии с законодательством.

Исполнители мероприятий Программы представляют в Министерство экономики Удмуртской Республики:

ежеквартально отчет по исполнению мероприятий Программы;

ежегодно до 1 февраля текущего года развернутый отчет о ходе работы по реализации Программы за прошедший финансовый год.

По запросу Государственного Совета Удмуртской Республики, Президента Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики государственный заказчик Программы представляет информацию о реализации мероприятий Программы.

Государственный заказчик Программы ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств, при необходимости вносит предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы.

IX. Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством. Министерство экономики Удмуртской Республики совместно с иными исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики проводят выборочные проверки целевого использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на реализацию Программы.

X. Методика оценки эффективности Программы

Оценка эффективности результатов реализации Программы будет осуществляться в соответствии с:

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

Указом Президента Удмуртской Республики от 31 января 2008 года № 14 «Об утверждении показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Удмуртской Республики».

В число оценочных показателей входят:

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта;

расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики на поддержку и развитие малого предпринимательства, тыс. рублей.

XI. Оценка социальной, экономической и бюджетной эффективности реализации Программы

В целом последовательная реализация Программы позволит к 2013 году обеспечить экономическую эффективность – увеличить на 4957 единиц число субъектов малого и среднего предпринимательства.

Прогноз количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы

Показатели, единиц

Факт

Прогноз *

2008

2009

2010

2011

2012

2013

1.

Количество организаций – субъектов малого и среднего предпринимательства

23 793

24 100

24 500

24 900

25 300

25 600

2.

Предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

40 750

41400

42 000

42 600

43 200

43 900

3.

Всего субъектов малого и среднего предпринимательства

64 543

65 500

66 500

67 500

68 500

69 500

Примечание.* В 2008 году количество организаций – субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 23793 единиц, в том числе: а) средние предприятия – 298 единиц; б) малые предприятия – 8682 единиц; в) микропредприятия (без ПБОЮЛ) – 14813 единиц.

Социальная эффективность реализации Программы связана с ростом среднегодовой численности работников в сфере малого и среднего предпринимательства с 225,2 тыс. человек в 2008 году до 264,2 тыс. человек в 2013 году.

Прогноз показателей численности работающих в сфере малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009–2013 годы, человек

Показатели

Факт

Прогноз*

2008

2009

2010

2011

2012

2013

1. Предприниматели без образования юридического лица

1.1

Количество ПБОЮЛ

40750

41400

42000

42600

43200

43900

1.2

Численность лиц, работающих по найму у ПБОЮЛ

61125

62000

62900

63900

65000

65900

2. Организации малого и среднего предпринимательства

2.1

Среднесписочная численность работающих в организациях малого и среднего предпринимательства (без учета ПБОЮЛ)

143348

145500

147700

149900

152100

154400

3.

Среднегодовая численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, всего

225223

248900

252600

256400

260300

264200

Доля лиц, занятых в малом и среднем предпринимательстве, по отношению к общему количеству работников всех предприятий и организаций Удмуртской Республики к концу реализации Программы возрастет до 47,5%.

Экономическая и бюджетная эффективность реализации Программы характеризуется следующими показателями:

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

1

Оборот организаций малого и среднего бизнеса

млн. руб.

122000

139000

158000

180750

206000

2

Налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики от субъектов малого и среднего предпринимательства*

млн. руб.

1200,00

1380,00

1587,00

1825,00

2100,00

3

Расходы бюджета Удмуртской Республики на реализацию Программы

млн. руб.

50,00

55,00

60,50

66,55

73,20

4

Сальдо поступлений в бюджет Удмуртской Республики от субъектов малого предпринимательства и расходов бюджета Удмуртской Республики на реализацию Программы

млн. руб.

1150,00

1325,00

1526,50

1758,45

2026,80

* – поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения

XII. Технико–экономическое обоснование Программы

Технико–экономическое обоснование Программы в развернутом виде с поэлементной расшифровкой необходимых сумм финансирования мероприятий Программы в ценах текущих лет приведено в приложении 2.

XIII.Оценка рисков реализации Программы

Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление формирования конкурентоспособной системы малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.

Административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:

недостижением целевых показателей;

неэффективным использованием ресурсов;

повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.

Способами ограничения административного риска являются:

регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;

обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.

Изменение социально–экономической ситуации в Удмуртской Республике и пересмотр привлечения государственных институтов и общественных организаций к решению проблем повышения конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике может негативно сказаться на состоянии предпринимательского климата Удмуртской Республике и оттоку предпринимательского капитала в другие регионы страны, привести к недостижению конечных результатов Программы.

Способами ограничения риска является своевременная корректировка целей и сроков реализации Программы, а также Плана мероприятий Программы.

–––––––––––––––––––––––––––––––

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости