РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
УЖУРСКИЙ РАЙОННЫЙ
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
12.11.2007 г. |
г. Ужур |
№ 21-201р |
Об утверждении районной целевой программы
«Развитие субъектов малого предпринимательства
в Ужурском районе» на 2008-2010 годы
Рассмотрев проект районной целевой программы «Развитие субъектов малого предпринимательства в Ужурском районе» на 2008 - 2010 годы, руководствуясь Уставом Ужурского района, районный Совет депутатов РЕШИЛ:
1. Утвердить районную целевую программу «Развитие субъектов малого предпринимательства в Ужурском районе» на 2008 - 2010 годы согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, финансам и налоговой политике (Котельников В.Д.).
Глава района |
В.К. Матиков |
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ
ПОСТАНОВКА ОБЩЕРАЙОННОЙ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МЕРОПРИЯТИЯ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЖУРСКОМ РАЙОНЕ» НА 2008 – 2010 ГОДЫ
|
Приложение № 1 к решению Ужурского районного Совета депутатов № 21-201р от 12.11.2007 г. |
ПАСПОРТ
РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
« РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В УЖУРСКОМ РАЙОНЕ»
НА 2008– 2010 ГОДЫ
Наименование программы |
Районная целевая программа «Развитие субъектов малого предпринимательства в Ужурском районе» на 2008-2010 годы (далее - программа) |
Разработчик программы |
Администрация Ужурского района Отдел экономики и прогнозирования администрации Ужурского района |
Цель программы |
Обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства в Ужурском районе для: - решения социально-трудовых проблем, связанных с высвобождением работников крупных и средних предприятий и обеспечением социальных гарантий, в том числе за счет поддержки личных подсобных хозяйств района; - повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой районными товаропроизводителями |
Задачи программы |
Повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее дальнейшее развитие; развитие системы кредитования и снижение затрат субъектов малого предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов; содействие и продвижение продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого предпринимательства, на краевой и российский рынок |
Сроки реализации программы |
2008-2010 годы |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Администрация Ужурского района |
Объемы и источники финансирования |
410 тыс. рублей за счет средств районного бюджета, в том числе по годам: 2008 год - 100 тыс. рублей 2009 год - 150 тыс. рублей 2010 год – 160 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В 2010 году по сравнению с 2006 годом планируется: - увеличение численности занятых в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей на 13,7 процента; - повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике района с 17,9 процента до 20,9 процента; - увеличение объемов выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в расчете на одного жителя района с 25,1 тыс. рублей до 33,2 тыс. рублей |
Контроль за исполнением программы |
Финансовое управление администрации Ужурского района Ужурский районный Совет депутатов
|
ПОСТАНОВКА ОБЩЕРАЙОННОЙ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
На территории Ужурского района крупные и средние организации представлены в основном производством сельскохозяйственной продукции, выпуском пищевых продуктов.
Наряду с крупными организациями в районе осуществляют деятельность 57 предприятий малого и среднего бизнеса, 422 индивидуальных предпринимателя, включая 115 крестьянско-фермерских хозяйства.
В этих условиях задача малого бизнеса заключается в увеличении рабочих мест, создание условий для развития сферы услуг и производства товаров народного потребления, использование потенциала для развития сервисных малых предприятий, работающих, в том числе на основе кооперационных связей с крупными.
В этой сфере работает 2,5 тыс. человек, что составляет 18,8 % от общей численности занятых в экономике района.
С 2004 года на 50% возросла средняя заработная плата. В 2004 году она составляла 1597 рублей, в 2006 году составила 2397 рублей.
Наиболее привлекательной для предпринимателей остается непроизводственная сфера. Из 57 предприятий малого бизнеса на долю торговых предприятий приходиться 85,4% или в количественном выражении - 47.
Динамика основных показателей характеризующих деятельность субъектов малого предпринимательства в районе свидетельствует о позитивных тенденциях его развития. С 2004 года объем выпуска товаров и услуг на малых предприятиях с 327102 тыс. рублей увеличился до 859112 тыс. рублей. Постепенно увеличивается соотношение занятых на малых предприятиях и среднегодовой численности занятых в экономике: с 13% в 2004 году до 18,6% в 2006 году.
Наряду с позитивными изменениями существует и проблемы, которые находят отражение в статистике. В сельской местности, вдали от крупной промышленности, покупательская способность населения ниже. Поэтому заниматься предпринимательской деятельностью в этих районах непросто. Кроме того, факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, выражающаяся в высокой стоимости банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства, недоступности (ограничении доступности) финансовых ресурсов вследствие жестких требований к кредиторам со стороны банковской системы, отсутствии механизмов самофинансирования;
- высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения;
- отсутствие системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика;
- высокий износ основных средств в сфере материального производства и в агропромышленном комплексе;
- высокие издержки выхода на внешние рынки;
- недостаток квалифицированных кадров;
- недоступность общеэкономических и специализированных консультаций в связи с дисбалансом размещения информационных ресурсов и рынка консультационных услуг.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации мероприятий программы прогнозируется
в 2010 году по сравнению с 2006 годом:
- увеличение численности занятых в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей на 13,7 процента;
- повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике района с 17,9 процента до 20,9 процента;
- увеличение объемов выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в расчете на одного жителя района с 25,1 тыс. рублей до 33,2 тыс. рублей;
- увеличение объема выпуска продукции субъектами малого предпринимательства на 32,5%.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Целью программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства в Ужурском районе для:
- решение социально-трудовых проблем, связанных с высвобождением работников крупных и средних предприятий и обеспечением социальных гарантий, в том числе за счет поддержки личных подсобных хозяйств района;
- повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой районными товаропроизводителями.
Программой предполагается применение, как мер общей поддержки малого предпринимательства, так и мер специальной поддержки, направленных на развитие отдельных видов деятельности.
Приоритетные направления и основные задачи общей поддержки малого предпринимательства:
Приоритетные направления:
- консультационно-информационная поддержка;
- содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- создание и развитие материально-технической базы для осуществления предпринимательской деятельности;
- развитие кадрового потенциала малого предпринимательства;
- Основные задачи:
- снижение издержек для начинающих субъектов малого предпринимательства;
- содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого предпринимательства, на краевой и российский рынки;
- снижение стоимости финансовых ресурсов, привлекаемых субъектами малого предпринимательства при расширении объемов и видов своей деятельности.
Сроки выполнения программы
Программа рассчитана на 2008-2010 годы.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Источником финансирования программы являются средства районного бюджета, а также средства краевого бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Бюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется в следующих формах: субсидии юридическим и физическим лицам, межбюджетные трансферты, средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам.
Получателями средств районного бюджета в рамках программы могут быть бюджеты муниципальных образований, физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Ужурского района.
Оказание поддержки осуществляется при отсутствии у субъектов малого предпринимательства, юридических лиц просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Для участия в мероприятиях по предоставлению поддержки в форме субсидий субъект малого предпринимательства представляет следующие документы:
- нотариально заверенные регистрирующим органом копии документов, подтверждающих государственную регистрацию субъекта малого предпринимательства;
- бухгалтерскую отчетность за последний отчетный год и последний отчетный период. Для субъектов малого предпринимательства, применявших в отчетном периоде специальные режимы налогообложения,- справку об имущественном и финансовом состоянии;
- справку инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю о состоянии расчетов по налоговым платежам.
Указанные документы представляются субъектом малого предпринимательства 1 раз в течение финансового года и принимаются к рассмотрению заявки (заявок) субъектов малого предпринимательства по всем мероприятиям государственной поддержки в форме субсидии. Кроме указанных документов, субъекты малого предпринимательства представляют документы, указанные в порядке реализации мероприятия по предоставлению государственной поддержки в форме субсидии.
I. Мероприятия общей поддержки субъектов малого предпринимательства
1. Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с продвижением качественной, конкурентоспособной продукции на краевой и российский рынки, осуществляется по следующему направлению:
возмещение части затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации, включая расходы по транспортировке экспозиций. Субсидии предоставляются после документального подтверждения фактов оплаты указанных выше расходов в размере 1/4 произведенных затрат (без учета НДС – для получателей субсидий, применяющих общую систему налогообложения), по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Красноярского края, но не более 15 тыс. рублей и не более 30 тыс. рублей на участие в одном выставочно-ярмарочном мероприятии за пределами края.
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
- выставочно-ярмарочное мероприятие проводится не на территории муниципального образования, где зарегистрирован и осуществляет свою деятельность субъект малого предпринимательства;
- текущие обязательства по договорам, направленным на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории края и Российской Федерации, договорам перевозки грузов исполнены и оплачены в 2007-2010 годах.
Порядок предоставления субсидий и перечень подлежащих субсидированию затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории края и Российской Федерации, утверждается Постановлением администрации района.
II. Мероприятия специальной поддержки субъектов малого предпринимательства
1. Субсидии субъектам малого предпринимательства на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в целях реализации инвестиционных проектов, предоставляются администрацией района. Размер субсидии на возмещение части процентных ставок равен 1/4 ставки рефинансирования Банка России (без учета НДС – для получателей субсидий, применяющих общую систему налогообложения). Порядок отбора заявок и Порядок расходования, приостановления и прекращения предоставления субсидий утверждается Постановлением администрации района. Отбор заявок осуществляется экспертной комиссией администрации района (далее - экспертная комиссия). Состав и положение экспертной комиссии утверждается Постановлением района.
Субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, реализующими инвестиционные проекты, предоставляются администрацией района субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным на территории района, при условии, что сумма кредита составляет более 1 млн. рублей (1 млн. рублей не включается) на дату получения кредита, в соответствии с Порядком отбора заявок и Порядком расходования, приостановления и прекращения представления субсидий.
2. Субсидии на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов проектов предоставляются субъектам малого предпринимательства, получившим на реализацию этих проектов кредиты (займы, инвестиции) в период 2006-2010 годов. Субсидии предоставляются в размере 1/4 от этих затрат после документального подтверждения (без учета НДС – для получателей субсидий, применяющих общую систему налогообложения), но не более 15 тыс. рублей.
Порядок предоставления субсидий устанавливается Постановлением администрации района.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Администрация Ужурского района осуществляет контроль за реализацией программы, достижением конечного результата, а за эффективное использование финансовых средств, выделенных на выполнение программы, контроль осуществляет финансовое управление администрации Ужурского района.
Отдел экономики и прогнозирования администрации района, отдел сельского хозяйства администрации района совместно с финансовым управлением администрации района ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным и по итогам года до 20 января очередного финансового года, составляют отчеты об эффективности использования финансовых средств.
Отдел экономики и прогнозирования администрации Ужурского района ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств, при необходимости вносит предложения (с обоснованием) о продлении срока реализации программы.
ПЛАНИРУЕМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Наименование показателей |
Единица измерения |
2006 год |
2010 год |
Динамика % |
Количество субъектов малого предпринимательства |
единиц |
477 |
486 |
101,9 |
в том числе |
|
|
|
|
- количество малых предприятий |
единиц |
55 |
61 |
110,9 |
- количество индивидуальных предпринимателей |
единиц |
422 |
425 |
100,7 |
Объем выпуска продукции субъектами малого предпринимательства, всего |
тыс. рублей |
859112 |
1125664 |
131,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
- объем выпуска продукции малыми предприятиями |
тыс. рублей |
201631 |
267067 |
132,5 |
- объем выпуска продукции индивидуальными предпринимателями |
тыс. рублей |
657481 |
858597 |
130,6 |
Численность занятых в малом предпринимательстве |
человек |
2450 |
2785 |
113,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
- численность занятых на малых предприятиях |
человек |
900 |
935 |
101,1 |
- численность занятых по найму у индивидуальных предпринимателей |
человек |
1550 |
1850 |
119,4 |
Инвестиции в основной капитал (по малым предприятиям) |
тыс. рублей |
15984 |
16100 |
100,7 |
Фонд заработной платы годовой |
тыс. рублей |
70542 |
133483 |
189,2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
2397 |
3995 |
166,7 |
Критерии реализации программных мероприятий
Наименование показателей |
Единица измерения |
2006 год |
2010 год |
Динамика | |
в абсолютных значениях |
в процентах | ||||
Количество субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. населения |
единиц |
139 |
144 |
5 |
103,6 |
Доля занятых в малом предпринимательстве к среднегодовой численности занятых в экономике |
процентов |
17,9 |
20,9 |
3,0 |
|
Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства на одного жителя района |
тыс. рублей |
25,1 |
33,2 |
8,1 |
132,3 |
МЕРОПРИЯТИЯ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЖУРСКОМ РАЙОНЕ» НА 2008 – 2010 ГОДЫ
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Распределители бюджетных средств |
Формы расходования бюджетных средств |
Сроки исполнения |
Объемы финансирования (тыс.рублей) | |||
всего |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
I. Мероприятия общей поддержки субъектов малого предпринимательства | |||||||
1.1 |
Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с продвижением качественной, конкурентоспособной продукции на краевой и российский рынки | |||||||
1.1.1 |
Возмещение части затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории края и Российской Федерации, включая расходы по транспортировке экспозиций |
Администрация Ужурского района |
субсидии |
2008- 2010 годы |
150,0 |
30,0 |
60,0 |
60,0 |
|
II. Мероприятия специальной поддержки субъектов малого предпринимательства | |||||||
2.1 |
Субсидии субъектам малого предпринимательства на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в целях реализации инвестиционных проектов |
Администрация Ужурского района |
субсидии |
2008- 2010 годы |
185,0 |
55,0 |
60,0 |
70,0 |
2.2 |
Субсидии на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов проектов предоставляются субъектам малого предпринимательства |
Администрация Ужурского района |
субсидии |
2008- 2010 годы |
75,0 |
15,0 |
30,0 |
30,0 |