Приложение
к решению Совета депутатов
Балахтинского район
от 7.02.2007г. № 21-230р
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В БАЛАХТИНСКОМ РАЙОНЕ»
НА 2007 – 2009 г.г.
Содержание
ПАСПОРТ
Раздел 1. Характеристика состояния малого предпринимательства в Балахтинском районе.
Раздел 2. Концепция
Раздел 3. Механизмы реализации районной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Балахтинском районе»
Раздел 4. Ожидаемый результат
Раздел 5. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Раздел 6. Основные мероприятия по реализации районной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Балахтинском районе на 2007-2009г.г.»
Районной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Балахтинском районе»
на 2007 – 2009г.г.
1. Наименование программы |
Программа «Поддержки и развития малого предпринимательства» (далее Программа) |
2. Основания для разработки Программы |
Программа социально- экономического развития Балахтинского района, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995года № 88 ФЗ Краевая целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае» на 2006-2007г.г. |
3. Цель Программы |
Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в Балахтинском районе на основе повышения эффективности и качества мер муниципальной поддержки. |
4. Задачи Программы |
- Целенаправленное формирование системы поддержки малого предпринимательства; - Создание новых рабочих мест; - Развитие эффективных форм финансово-имущественной поддержки малого предпринимательства; - Поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства, продвижение продукции малых предприятий на рынок края; - Развитие сфер торговли и платных услуг; - Расширение комплекса услуг, предоставляемых населению; - Расширение производства за счет увеличения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции на предприятиях. |
5. Основные направления Программы |
- Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства; - Информационно–консультативная поддержка субъектов малого предпринимательства; - Производственно-технологическая и финансовая поддержка; - Налоговое стимулирование развития предпринимательства; - Развитие кредитования малого бизнеса кредитными учреждениями; - Оказание финансовой поддержки; - Строительство и реконструкция объектов малого предпринимательства; - Создание эффективной системы сбыта произведенной продукции. |
6. Срок реализации Программы |
2007 – 2009г.г. |
7. Объем планируемых средств |
Районный бюджет –3460 тыс. руб. 2007г - 1020 тыс. руб. 2008г. – 1170 тыс. руб. 2009г. - 1270 тыс. руб. |
8. Ожидаемые конечные результаты |
К концу 2009г. в рамках выполнения мероприятий Программы предполагаются следующие результаты: - Обеспечение условий для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий; - Повышение уровня предпринимательской активности на 10%; - Выстраивание взаимовыгодного сотрудничества между бизнесом и властью; - Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; - Повышение инвестиционной активности предпринимателей на 50%; - Насыщение рынка продовольственными товарами собственного производства на 30%; - Создание 70 новых рабочих мест. |
9. Контроль за исполнением программы |
Управление экономики администрации района. |
Раздел 1. Характеристика состояния малого предпринимательства в Балахтинском районе.
Малое предпринимательство - это мощный рычаг для решения ряда экономических и социальных проблем. Анализ деятельности малого предпринимательства показывает, что именно этот вид хозяйственной деятельности, из всех сфер народного хозяйства, наиболее динамично развивается и от этапа развертывания перешел к становлению в самостоятельную отрасль экономики. И если крупные предприятия определяют экономическую и техническую мощь района, то малое предпринимательство является его социально-экономической основой. Таким образом, малое предпринимательство - это мощный рычаг для решения комплекса экономических и социальных проблем: формирования среднего класса, способствующего стабильности в обществе, создания прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы, снижения остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами, широкого использования местных источников сырья.
Вместе с тем, в развитии этого сектора экономики сохраняются некоторые негативные тенденции. Например, ряд предприятий после регистрации длительное время не приступают к деятельности, либо вскоре ликвидируются в связи с отсутствием квалифицированных специалистов, отсутствия финансово–кредитной поддержки.
Главными проблемами, тормозящими развитие малого предпринимательства, можно назвать:
· Ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и инвестиционным ресурсам.
· Недостаток производственных площадей и высокие тарифы на их аренду.
· Отсутствие законодательной базы о создании краевого и районного залогового фондов.
· Наличие административных барьеров.
· Слабое развитие, а в большей степени отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а в том числе отсутствие системы информационного обеспечения.
· Нехватка квалифицированных кадров, несовершенство нормативно – законодательной базы по поддержке и защите малого предпринимательства.
· Низкий уровень предпринимательской культуры.
И все же, несмотря на существующие негативные тенденции и проблемы в развитии малого предпринимательства, предприниматели находятся в постоянном поиске производственных финансовых и технических идей.
Субъекты малого предпринимательства ведут свою деятельность практически во всех сферах и отраслях экономики района.
На территории Балахтинского района функционирует 517 субъектов малого бизнеса. Это 36 субъектов на 1 тыс. работоспособного населения района.
В отраслевой структуре малого бизнеса стабильно преобладают предприятия торговли и общественного питания (50%). 15 % предприятий малого бизнеса занимаются оказанием услуг населению. В сфере сельского хозяйства занято 5,6% предприятий, в сфере лесного хозяйства 3,7%, в перерабатывающей промышленности 2,4%, в отрасли строительства 2,2%
Ежегодно растет удельный вес налогов, уплаченных предпринимателями. Так, в 2005 году поступление в районный бюджет составило 4,8млн. руб. что составляет 11,2% общей суммы собственных доходов. В районе в секторе малого бизнеса занято 2260 человек, или 15,9% от общей численности населения в трудоспособном возрасте.
В тоже время отмечается низкий уровень инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства. Так за период 2004-2006 годы на территории района реализуется три инвестиционных проекта.
Основными причинами невысоких показателей развития малого предпринимательства в районе, по мнению самих предпринимателей является:
- давление монопольных структур;
- проблема сбыта продукции;
- отсутствие квалифицированных специалистов (продавцов, бухгалтеров, менеджеров, технологов);
- отсутствие доступа к информационным ресурсам.
Настоящий этап становления института малого предпринимательства требует решения новых задач его развития: определения стратегий развития с учетом новых задач, стоящих перед экономикой, это пополнение бюджета всех уровней, повышения доли малого предпринимательства в общем объеме производства, смягчение безработицы.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли. Поэтому активизация действий государства в части поддержки малого предпринимательства, является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить начавшийся экономический рост.
Подводя черту под выше сказанным, можно с уверенностью констатировать: реализация потенциала данного сектора экономики во многом зависит от политики поддержки со стороны всех уровней исполнительной и законодательной власти.
Раздел 2. Концепция
Решение задач дальнейшего развития предпринимательства предполагает, создание, с участием органов местного самоуправления, благоприятных условий для развития предпринимательства.
Данная цель может быть достигнута путем реализации следующих направлений работы.
Прежде всего, необходимо преобразование нормативно-правовой базы, которая смогла бы обеспечить более высокие темпы развития малого предпринимательства. Данное направление базируется на изучении опыта соседних регионов в соответствии с актами федерального и краевого законодательства. На основании полученной информации готовятся, с учетом местной специфики, проекты решений, постановлений администрации района, направленные на поддержку и развитие малого бизнеса.
Настоящей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях.
Для решения задачи организации эффективной кредитно-финансовой системы, разработки и распространения финансовых технологий, необходима максимальная активизация инвестиционных ресурсов.
В связи с этим основные усилия будут направлены на разработку нормативной базы для реализации гарантийных кредитно-финансовых механизмов. Прорабатывается вопрос о формах, размерах и источниках финансирования и субсидирования проектов в приоритетных сферах деятельности, о прочих способах оказания поддержки: льготного налогообложения, снижения арендной платы за пользование помещением, размещение муниципального заказа на предприятиях малого бизнеса. Кроме того, планируется участие субъектов малого предпринимательства в выставках-ярмарках на краевом уровне для продвижения продукции собственного производства на рынки края.
Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью получения информации, консультаций.
Информационная поддержка предполагает создание банка данных для малого бизнеса (информация о наличии свободных площадей, имеющихся сырьевых ресурсах, рынках сбыта, неиспользованных производственных мощностей и т.д.), а также проведение регулярных семинаров, встреч с предпринимателями с целью доведения до них новых нормативно-правовых актов, законодательных документов, использование средств массовой информации. Также необходимо расширить спектр деятельности информационно-юридических услуг центров и объединений предпринимателей и охватить следующие основные направления информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование.
Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения путем развития малого предпринимательства (создание и развитие малых предприятий в рамках соответствующей государственной политики занятости населения).
Огромное значение имеет задача подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства.
Кроме того, необходимо интенсивное развитие сети объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды, центры поддержки предпринимательства.
Разработка различных инструментов поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. В этой связи необходимо проведение исследований проблем малого предпринимательства, ориентированных на задачи разработки политики поддержки предпринимательства.
Методическое и аналитическое обеспечение требует внедрения механизма сбора статистической и другой информации, создание систем мониторинга динамики развития малого предпринимательства.
Это направление имеет особую важность, так как имеющиеся на сегодняшний день данные порой не соответствуют действительности и не дают возможности сделать реальный анализ деятельности и прогноз развития сектора малого бизнеса.
Реализация мероприятий Концепции рассчитана на 2007-2009 годы и предполагает два этапа. В 2007-2008годах основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и развития информационных технологий.
Раздел 3. Механизмы реализации районной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Балахтинском районе»
3.1. Нормативно-правовое обеспечение
По данному направлению предусматривается:
Подготовка Положения о залоговом фонде и муниципальных гарантиях. В части этого мероприятия предусматривается: формирование залогового имущества, оформление прав собственности на имущество, разработка Положения о порядке предоставления залогового имущества и муниципальных гарантий субъектам малого и среднего бизнеса.
Подготовка положения о фонде развития и порядка его использования. В рамках этого мероприятия предлагается разработать и утвердить проект положения о фонде развития и порядке расходования фонда развития.
Усовершенствование нормативно-правовых актов по предоставлению на конкурсной основе муниципальных заказов субъектам малого предпринимательства и передача им на конкурсной основе объектов недвижимости, земельных участков.
3.2 Налоговое стимулирование развития
малого предпринимательства
Данный раздел предполагает создание условий для легализации малого бизнеса – максимального выхода предпринимателей из тени и предусматривает установление оптимальных поправочных коэффициентов для расчета арендной платы за землю для субъектов малого бизнеса, а также установление корректирующих коэффициентов базовой доходности по ЕНВД, дифференцированных по уровню доходности видов деятельности и месту осуществления деятельности.
3.3 Кредитно–финансовая поддержка
субъектов малого бизнеса
Раздел предусматривает повышение доступности и снижение стоимости кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства через следующие мероприятия:
- Упрощение условий получения кредита в банковских учреждениях;
- Расширение видов (форм) кредитования;
- Проведение конкурсов с целью выхода на условия индивидуального обслуживания.
3.4 Информационно-консультативная
поддержка субъектов малого бизнеса
Проведение с субъектами малого предпринимательства консультаций и разъяснений по вопросам действующего законодательства на безвозмездной основе. Подписание соглашения о сотрудничестве между администрацией района и субъектом малого предпринимательства, проведение мониторинга участие предпринимателей района в краевых и федеральных целевых программах поддержки малого предпринимательства. Информирование предпринимателей о свободных муниципальных помещениях комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации района. Информационная поддержка представителей бизнеса через программу «Консультант – Плюс», доступ к которой находится в районной библиотеке.
3.5 Оказание организационно-методической помощи
субъектам малого предпринимательства
Эффективность работы по формированию системы поддержки малого предпринимательства достигается через установление обратной связи с предпринимателями. Механизмом для решения такой задачи служит организация круглых столов. В целях формирования положительного имиджа и выявления, лучших среди представителей малого бизнеса, для формирования предпринимательской этики и предпринимательской культуры, планируется проведение ежегодного конкурса «Предприниматель года». Ежеквартальное проведение семинаров-совещаний с предпринимателями с приглашением представителей контролирующих, надзорных и правоохранительных органов. Формирование «портфеля» предложений предпринимателей района по инвестиционным проектам, и их реализация и продвижение.
3.6 Оказание финансовой поддержки
Получателями средств районного бюджета в рамках программы могут быть физические и юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Балахтинского района. Оказание финансовой поддержки осуществляется при отсутствии у субъекта малого предпринимательства, юридических лиц просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней. Финансирование производится в соответствии с порядком расходования фонда развития.
Рассмотрение вопроса о предоставлении субъектам малого предпринимательства льгот по аренде объектов муниципальной недвижимости, включая земельные участки, особенно для начинающих предпринимателей. Ведение процедуры учета затрат арендаторов в счет арендной платы при выполнении работ капитального характера, улучшающих состояние арендованного объекта и прилегающей территории. Стимулирование органами местного самоуправления предпринимателей за благоустройство территории вокруг объектов их деятельности.
3.7 Кадровое обеспечение субъектов малого бизнеса
В рамках реализации Федеральной целевой программы содействия занятости населения, при поддержке ГУ Центра занятости населения, предусмотрено обучение основам предпринимательской деятельности, подготовка специалистов для предприятий малого и среднего бизнеса (продавцов, бухгалтеров) в ПУ80, совместно с центром занятости. Формирование базы данных о потребности в кадрах в сфере предпринимательства.
Раздел 4. Ожидаемый результат
В результате реализации мероприятий программы предполагается:
- рост предпринимательской активности в районе на 10%;
- увеличение численности занятых на малых предприятиях до 70 человек;
- рост объемов выпускаемой продукции малыми предприятиями;
- увеличение поступлений в бюджеты всех уровней;
- увеличение активности населения заниматься малым бизнесом в
- сфере переработки продукции, в предоставлении услуг, в организации новых производств на территории района;
- повышение инвестиционной активности на 50%.
Раздел 5. Организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения
Управление экономики администрации района отвечает за реализацию программы, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение программы.
Управление экономики администрации района ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, при необходимости вносит предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации программы. Раздел 6. Основные мероприятия по реализации районной целевой программы
Раздел 6. Основные мероприятия по реализации районной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Балахтинском районе на 2007-2009г.г.»
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Источники и объемы финансирования, тыс. руб. |
Сроки проведения |
Исполнители |
|
Поддержка малого предпринимательства |
|
|
|
1. |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
|
|
|
Разработка положения «О фонде развития» и порядка расходования средств «Фонда развития». Подготовка Положения о залоговом фонде, муниципальных гарантиях. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса. Разработка положений о проводимых конкурсах. |
|
2007г. |
Управление экономики администрации района, КУМИ, Юридический отдел администрации района. |
2. |
Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства. |
|
|
|
|
Установление оптимальных поправочных коэффициентов для расчета арендной платы за землю для субъектов малого бизнеса. Установление корректирующих коэффициентов базовой доходности по ЕНВД, дифференцированных по уровню доходности видов деятельности и месту осуществления деятельности. |
|
ежегодно |
КУМИ Управление экономики администрации района. |
3. |
Кредитно-финансовая поддержка субъектов малого бизнеса банковскими учреждениями. |
|
|
|
|
Расширение видов кредитования. Проведения конкурсов с целью выхода на условия индивидуального обслуживания. Консультирование, оказание помощи в подготовке документов. Проведение семинаров. |
|
2007-2009г.г. |
Банковские учреждения. |
4. |
Информационно-консультативная поддержка субъектов малого бизнеса. |
|
|
|
|
Создание единого информационного пространства для информационного обмена субъектов малого предпринимательства Красноярского края и органов власти Формирование базы данных нормативно-правовой документации по вопросам осуществления деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Консультирование по вопросам нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Информационная поддержка через программу «Консультант Плюс». |
|
2007-2009г.г. |
Департамент планирования и экономического развития администрации Красноярского края Районная библиотека Управление экономики администрации района. |
5. |
Оказание организационно-методической помощи субъектам малого предпринимательства. |
|
|
|
|
Проведение постоянного мониторинга предпринимательской активности. Проведение семинаров, в том числе совместно с представителями контролирующих, надзорных и правоохранительных органов. Проведение круглых столов. Консультирование по вопросам составления бизнес планов и инвестиционных проектов. Проведение ежегодного конкурса «Новогодняя витрина» Проведение конкурса «Предприниматель года» Заключение договоров с администрациями г.г. Красноярска, Дивногорска о сотрудничестве с целью продвижения продукции произведенной предпринимателями района. Информирование предпринимателей о свободных площадях, нежилых помещениях. |
Районный бюджет – 20 Районный бюджет – 20 Районный бюджет – 20 |
2007 –2009 |
Управление экономики администрации района. |
Управление АПК и продовольствия, КУМИ | ||||
6. |
Оказание финансовой поддержки |
|
|
|
|
Субсидирование части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, реализующими инвестиционные проекты; Возмещение части расходов по сертификации продукции, по оформлению прав собственности на недвижимое имущество и земельные участки, используемые в производстве и оказании услуг; Субсидирование части расходов по разработке проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию производственных, торговых и складских зданий и сооружений; Предоставление льгот по аренде объектов муниципального имущества |
Краевой бюджет Районный бюджет – 1 000 Районный бюджет – 1 150 Районный бюджет – 1 250 |
2007г. 2008г. 2009г. |
Департамент планирования и экономического развития администрации Красноярского края, Управление экономики администрации района |
7. |
Кадровое обеспечение субъектов малого бизнеса |
|
|
|
|
Формирование базы данных о потребности в кадрах для предприятий малого и среднего бизнеса. Подготовка специалистов для предприятий малого и среднего бизнеса в ПУ 80 и других образовательных учреждениях, совместно с центром занятости. Осуществление комплексной поддержки начинающим предпринимателям, в том числе студентам, безработным гражданам, включающей обучение и сопровождение при государственной регистрации создаваемых ими организаций до момента получения регистрационных документов, с обеспечением оплаты госпошлины. |
Краевой бюджет |
2007-2009г.г. |
Управление экономики администрации района, Отдел кадровой политике и охраны труда администрации района, ГУ Центр занятости населения Балахтинского района |