Администрация Манского района
Утверждена
Решением Манского районного
Совета депутатов Красноярского края
от 24 октября 2007 года
№ 28-213 р
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАНСКОМ РАЙОНЕ НА 2008-2010 ГОДЫ
Манский район
2007 год
Содержание
ПАСПОРТ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
3. ПОСТАНОВКА ОБЩЕРАЙОННОЙ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
7. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
9. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
«Поддержка и развитие малого предпринимательства
в Манском районе» на 2008-2010 годы
Наименование программы |
«Поддержка и развитие малого предпринимательства в Манском районе» на 2008-2010 годы |
Основание для разработки программы |
Распоряжение администрации Манского района |
Заказчик программы |
Администрация Манского района |
Разработчик программы |
Администрации Манского района |
Цель программы |
обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства в Манском районе для: - решения социально-трудовых проблем, связанных с высвобождением работников средних предприятий и обеспечением социальных гарантий, в том числе за счет поддержки личных подсобных хозяйств района; - повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой товаропроизводителями района
Создание правовых, организационных и экономических условий для повышения эффективности малого предпринимательства в социально- экономическом развитии Манского района |
Задачи программы |
повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее дальнейшее развитие; создание целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого предпринимательства; развитие системы кредитования и снижение затрат субъектов малого предпринимательства, возникших в связи с привлечением финансовых ресурсов; содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого предпринимательства; создание и развитие организаций по закупке, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, производимой в районе |
Сроки реализации программы |
2008-2010 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Всего 2008 - 2010 гг. - 52819.4 тыс. руб. В том числе: Средства краевого бюджета - 10526 тыс. руб.
Внебюджетные источники – 42160 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации мероприятий программы прогнозируется в 2010 году по сравнению с 2007 годом: - увеличение численности занятых на малых предприятиях на 29 процентов, в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей – на 17 процентов; - повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике района с 23,1 процентов до 26,5 процентов; - увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах сферы малого предпринимательства до 26,9 процентов; - увеличение объемов выпуска продукции обрабатывающими производствами сферы малого предпринимательства до 27,6 процентов; - увеличение объемов выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в расчете на одного жителя района с 9,1 тыс. рублей до 12,5 тыс. рублей. За 2008 - 2010 годы количество вовлеченных в процесс производства и переработки сельскохозяйственной продукции и поддержанных через субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, ЛПХ составит свыше 200 с доходами до 15 тыс. рублей в месяц. |
Контроль за исполнением программы |
Администрация Манского района |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Манском на 2008 - 2010 гг. (далее - Программа) устанавливает цели и приоритеты политики администрации Манского района в сфере малого предпринимательства, формирует задачи и определяет механизм реализации системы мер государственной поддержки малого предпринимательства.
Программа ориентирована как на сферу малого предпринимательства в целом, так и на поддержку отдельных отраслей, видов деятельности и проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение для Манского района.
В Программе учтены предложения субъектов малого предпринимательства по состоянию и развитию малого предпринимательства в Манском районе.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа поддержки и развития малого предпринимательства Манского района ориентирована на создание благоприятных условий для реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и другими федеральными нормативными актами и местным законодательством права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, а именно: эффективно инвестировать собственные денежные средства, получить доступ к производственным, материально-техническим, информационным и финансовым ресурсам.
Развитие малого предпринимательства будет способствовать:
- обеспечению занятости населения и частичного снятия проблемы безработицы, которая возникла из-за сокращения объемов продукции и высвобождения огромной армии работников с Манского РайПО, совхоза «Красный Октябрь», совхоза Первоманский».
- стабильному поступлению средств в местные бюджеты и реализации на этой основе районных социальных, культурных и экологических программ;
- насыщению рынка и удовлетворению потребности населения в разнообразной и качественной продукции
3. ПОСТАНОВКА ОБЩЕРАЙОННОЙ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
На территории Манского района ведущими отраслями промышленности являются перерабатывающая промышленность (90,6%), лесная промышленность, лесопиление и производство строительных материалов (6,8%),торговля и сфера обслуживания (2,5%). Наибольший удельный вес в общем объеме промышленного производства занимает перерабатывающая промышленность.
В Манском районе осуществляют деятельность 299 субъекта малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерские хозяйства.
В этой сфере работает 1179 человек – 23,1 процента в общей среднесписочной численности занятых в производстве.
В два с лишним раза с 2002 года выросла средняя заработная плата. В 2006 году она составила 3933 рублей, за 9 месяцев 2007 года средняя заработная плата составила 5610 руб.
Наиболее привлекательной для предпринимателей остается непроизводственная сфера, особенно торговля и общественное питание, в которой, по данным статистического наблюдения, в 2006 году работало 52 процента всех малых предприятий и 43 процента от численности работников малого предпринимательства.
Динамика основных показателей, характеризующих деятельность малого предпринимательства в Манском районе, свидетельствует о позитивных тенденциях его развития. С 2005 года среднегодовой прирост объемов выпуска товаров и услуг на малых предприятиях составил 17 процентов, численности занятых – 4 процента. Постепенно увеличивается соотношение занятых на малых предприятиях и среднегодовой численности занятых в экономике: с 4,0 процентов в 2005 году до 4,4 процентов в 2006 году. Более 23,1 процентов от общей численности занятых в экономике района занимаются предпринимательской деятельностью либо работают по найму у индивидуальных предпринимателей. Несмотря на высокие предпринимательские риски, ведущие к ликвидации, численность субъектов малого предпринимательства растет. Частично этот рост обусловлен действующим налоговым законодательством, стимулирующим развитие предпринимательства.
Наряду с позитивными изменениями существуют и проблемы, которые находят отражение в статистике.
Факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, выражающаяся в высокой стоимости банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства, недоступности (ограничении доступности) финансовых ресурсов вследствие жестких требований к кредиторам со стороны банковской системы, отсутствии механизмов самофинансирования;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения и землю;
- отсутствие системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика;
- высокий износ основных средств в сфере материального производства и в агропромышленном комплексе;
- высокие издержки выхода на внешние рынки;
- недостаток квалифицированных кадров;
- недоступность общеэкономических и специализированных консультаций в связи с дисбалансом размещения информационных ресурсов и рынка консультационных услуг;
Одной из основных причин недостаточно высокой эффективности реализуемых до настоящего времени отдельных мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства, является отсутствие межпрограммной координации мероприятий и интеграции, выделенных в рамках этих программ ресурсов.
Программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Манском районе" на 2008 - 2010 годы содержит инструменты и механизмы, обеспечивающие повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства независимо от видов деятельности, главное, чтобы ее результатом было внедрение инноваций, производство любых видов продукции, предоставление качественных медицинских, образовательных, культурных, коммунальных, сервисных и иных услуг.
Ряд мероприятий программы направлен на увеличение доли глубокой переработки продукции сельского хозяйства. Предусматривается реализация комплекса мер по поддержке и развитию личных подсобных хозяйств района (ЛПХ) через субъекты малого предпринимательства, являющиеся сельскохозяйственными производителями и переработчиками продукции. Приоритетность поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в сфере переработки продукции сельского хозяйства, производства пищевых продуктов, переработки древесины, обусловлена существующей емкостью сырьевого рынка, быстрой оборачиваемостью готовой продукции именно в этих отраслях, большим платежеспособным спросом на соответствующую продукцию. Увеличение доли переработки местного сырья позволит увеличить объемы остающейся в пределах района денежной массы.
Программа предусматривает интеграцию механизмов и источников внебюджетного финансирования через вовлечение в этот процесс кредитно-финансовых институтов, лизинговых, консалтинговых и иных компаний на конкурсной основе.
Реализация государственной политики поддержки малого предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля позволяет не только достичь целевых показателей, но и создать предпосылки для дальнейшего, более динамичного развития малого бизнеса.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства в Манском районе для:
- решения социально-трудовых проблем, связанных с высвобождением работников средних предприятий и обеспечением социальных гарантий, в том числе за счет поддержки личных подсобных хозяйств района;
- повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой товаропроизводителями района.
Первоочередной задачей программы является создание правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые должны обеспечивать равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов.
Программой предполагается применение, как мер общей поддержки малого предпринимательства, так и мер специальной поддержки, направленных на развитие отдельных видов деятельности.
Приоритетные направления и основные задачи общей поддержки малого предпринимательства
Приоритетные направления:
- консультационно-информационная поддержка;
- содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- создание и развитие материально-технической базы для осуществления предпринимательской деятельности;
- развитие кадрового потенциала малого предпринимательства.
Основные задачи:
- создание благоприятных правовых и экономических условий для развития малого предпринимательства;
- повышение эффективности работы существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее дальнейшее развитие;
- создание целостной системы информационно-консультационных услуг через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- развитие системы кредитования и снижение затрат субъектов малого предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов.
Приоритетные направления и основные задачи специальной поддержки малого предпринимательства
Приоритетные направления:
- создание условий для вовлечения личных подсобных хозяйств в цивилизованные экономические отношения;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, в технологической цепочке которых задействованы ЛПХ;
- поддержка субъектов малого предпринимательства, занимающихся лесопереработкой, а также иными видами деятельности с высокой долей добавленной стоимости.
Основные задачи:
- снижение издержек для начинающих субъектов малого предпринимательства;
- содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого предпринимательства, на рынке края;
- снижение стоимости финансовых ресурсов, привлекаемых субъектами малого предпринимательства при расширении объемов и видов своей деятельности;
- создание и развитие организаций по закупке, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, производимой в районе.
С целью достижения эффекта от выполнения программы предусмотрен комплексный подход к ее реализации с учетом отраслевых и территориальных программ, прямо или косвенно влияющих на уровень предпринимательской активности в районе.
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным организующим звеном поддержки малого предпринимательства Манского района является администрация Манского района (отдел экономического развития администрации Манского района, отдел сельского хозяйства) которые привлекает к реализации Программы государственные, муниципальные, общественные организации, хозяйствующие субъекты, занимающиеся поддержкой и развитием предпринимательства.
Взаимосвязь между административными и общественными структурами планируется осуществлять через совет товаропроизводителей и предпринимателей.
Источники финансирования Программы: кредиты банков, средства Центра занятости, предназначенные для создания новых рабочих мест, средства предпринимателей и других внебюджетных источников.
Организация работы по выполнению конкретных пунктов Программы возлагается на ответственных исполнителей, которые, в свою очередь, привлекают к реализации Программы необходимые подразделения администрации, хозяйствующие субъекты и общественные организации.
Сроки реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
6. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Всего 2008 - 2010 гг. - 52819.4 тыс. руб. |
Средства краевого бюджета - 10526 тыс. руб.
Внебюджетные источники – 42160 тыс. руб. |
В том числе по годам и источникам
|
|
2008 год - 33195.8 тыс. руб. |
Средства краевого бюджета – 3876 тыс. руб.
Внебюджетные источники – 29200 тыс. руб. |
2009 год 10015.8 тыс. руб. |
Средства краевого бюджета – 3250 тыс. руб.
Внебюджетные источники – 6760 тыс. руб. |
2010 год - 9607.8 тыс. руб. |
Средства краевого бюджета – 3400 тыс. руб.
Внебюджетные источники – 6200 тыс. руб. |
7. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации мероприятий программы прогнозируется в 2010 году по сравнению с 2006 годом:
- увеличение численности занятых на малых предприятиях на 21 процент, в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей – на 17 процентов;
- повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике района с 23,1 процентов до 26,5 процентов;
- увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах сферы малого предпринимательства до 26,9 процентов;
- увеличение объемов выпуска продукции обрабатывающими производствами сферы малого предпринимательства до 27,6 процентов;
- увеличение объемов выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в расчете на одного жителя района с 9,1 тыс. рублей до 12,5 тыс. рублей.
За 2007 - 2008 годы количество вовлеченных в процесс производства и переработки сельскохозяйственной продукции и поддержанных через субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, ЛПХ составит свыше 200 с доходами до 15 тыс. рублей в месяц.
8. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Администрация Манского района несет ответственность за реализацию программы, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение программы.
Контроль за исполнением мероприятий Программы поддержки и развития малого предпринимательства в районе осуществляют отделы администрации района по курируемым отраслям и ежегодно представляют информацию по их выполнению в отдел экономического развития администрации Манского района.
9. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Планируемое изменение показателей
Наименование
|
Един.
|
2006
|
2010
|
Динамика
|
Количество субъектов
|
единиц |
299 |
382 |
127,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
- количество малых
|
единиц |
67 |
90 |
134,2 |
- количество
|
единиц |
232 |
292 |
125,8 |
Объем выпуска продукции
|
млн. рублей |
141,784 |
194,650 |
137,2 |
Численность занятых в
|
тыс. человек |
1,179 |
1,550 |
131,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
- численность занятых
|
тыс. человек |
0,715 |
1,025 |
143,3 |
- численность занятых
|
тыс. человек |
0,464 |
0,525 |
113,1 |
Инвестиции в основной
|
млн. рублей |
8,050 |
16,808 |
208 |
Среднемесячная
|
рублей |
3933,3 |
6650,0 |
169 |