Программа
«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Петушинский район»
на 2009 - 2012 годы»
Паспорт Программы. |
1. Анализ развития малого предпринимательства в Петушинском районе. Характеристика проблемы Программы |
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые показатели |
3. Перечень программных мероприятий |
4. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы |
5. Механизм реализации Программы |
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы |
Паспорт Программы
«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Петушинский район» на 2009 - 2012 годы»
Наименование Программы |
«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Петушинский район» на 2009-2012 годы» | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 года n209-фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации"; Закон Владимирской области от 24.12.2007 года №182-оз «Об областной целевой программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства во владимирской области на 2009-2010 годы». | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заказчик Программы |
Администрация Петушинского района | ||||||||||||||||||||||||||||||
Руководитель Программы |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основные разработчики Программы |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района | ||||||||||||||||||||||||||||||
Цели Программы |
Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в Петушинском районе, способствующих: - устойчивому росту уровня социально-экономического развития района и благосостояния граждан; - формированию экономически активного среднего класса; - ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для Петушинского района сферах деятельности; - занятости и самозанятости населения; - повышение качества товаров и услуг для жителей Петушинского района | ||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи Программы |
1. Совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства. 2. Организация эффективного взаимодействия с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и создание условий для их дальнейшего развития. 3. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса. 6. Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Петушинского района. 7. Содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства. 8. Развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 9. Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства. 10. Сокращение административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Важнейшие целевые показатели Программы |
1. Количество субъектов малого бизнеса на 1000 жителей. 2. Доля занятых в среднем и малом бизнесе в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях. 3. Уровень среднемесячной заработной платы на малых предприятиях. 4. Удельный вес инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций по Петушинскому району. 5. Удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, жилищно-коммунальные хозяйства) в общей численности малых предприятий. 6. Доля отгруженной малых предприятий продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и малыми предприятиями по Петушинскому району. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Участники (исполнители) основных мероприятий |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района; Управление образования администрации петушинского района; Отдел культуры администрации Петушинского района; Финансовое управление администрации Петушинского района; Комитет по управлению имуществом администрации Петушинского района; Правовое управление администрации Петушинского района; Информационно – компьютерный отдел администрации Петушинского района; Общественные организации и объединения малых и средних предприятий и предпринимателей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2012 годы | ||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Показатели социально-экономической эффективности: - увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей до 40; - увеличение доли занятых в субъектах малого предпринимательства в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях до 60%; - увеличение среднемесячной заработной платы в субъектах малого предпринимательства до 15000 руб.; - увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций до 15%; - увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, жилищно-коммунальные хозяйства) в общей численности субъектов малого предпринимательства до 45%; - доля отгруженной субъектами малого предпринимательства продукции, выполненной работы, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и малыми предприятиями до 20%. |
Приоритеты в оказании поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства |
Производство конкурентоспособной продукции. Строительство и производство строительных материалов. Инновационная деятельность. Коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда. Бытовое обслуживание населения. Сельское хозяйство. |
Контроль исполнения Программы |
Контроль исполнения программы осуществляет глава Петушинского района и совет народных депутатов Петушинского района. |
1. Анализ развития малого предпринимательства в Петушинском районе. Характеристика проблемы.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.
Настоящая программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства, в связи с введением в действие с 1 января 2008 года нового федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Малое и среднее предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных конституцией российской федерации (ст. 34 конституции Российской Федерации). Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов, является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
- формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы, как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
- включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
- увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации муниципального имущества;
- насыщение отдельных, неперспективных для крупного бизнеса, сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов малого и среднего предпринимательства гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
- привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
- стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет обеспечения прозрачности бизнеса.
В практической деятельности администрации Петушинского района по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить два основных направления:
1. защита интересов малого и среднего предпринимательства;
2. создание общих благоприятных условий для его развития.
Эффективными могут быть только меры комплексной поддержки.
Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:
- необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого и среднего предпринимательства;
- развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса необходимо определять, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Петушинского района, финансовых возможностей.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Петушинском районе за 2003-2007 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 1. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований на областном уровне с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений:
Таблица 1:
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Число малых предприятий. |
Единиц |
426 |
480 |
517 |
714 |
721 |
Число индивидуальных предпринимателей (по данным Управления федеральной налоговой службы). |
Человек |
1730 |
1680 |
1600 |
1560 |
1572 |
Численность работающих в субъектах малого предпринимательства. |
Человек |
4572 |
4920 |
5980 |
7022 |
8172 |
Объем выпуска продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Млн. руб. |
639,8 |
665,0 |
850,2 |
941,8 |
1267,2 |
Фонд оплаты труда субъектам малого предпринимательства. |
Млн. руб. |
10,1 |
14,8 |
24,6 |
39,4 |
57,6 |
Среднемесячная зарплата в субъектах малого предпринимательства |
Руб. |
2200 |
3000 |
3900 |
5000 |
6300 |
Инвестиции в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Млн. Руб. |
129,9 |
104,7 |
130,8 |
192,2 |
295,5 |
Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в Петушинском районе, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии. Так, объем выпуска продукции в 2007 году по отношению к 2003 году увеличился в 2 раза. Приток инвестиций в основной капитал увеличился в 2,2 раза. Наблюдается увеличение заработной платы работников малых предприятий.
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2003-2007 годы, в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 48 до 53%). Вторыми место по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (18%). Строительные организации составляют около 15%, предприятия обрабатывающего производства – 10%.
Положительные тенденции отмечены в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства. То есть, введение единого налога на вмененный доход заменило для малого бизнеса ведение учета по наиболее сложным для уплаты предпринимателями налогам.
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в Петушинском районе, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
- недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и властей по защите экономических прав предпринимателей;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
В этих условиях необходима разработка порядка микрофинансирования малых предприятий (учитывая механизм компенсации процентных ставок по банковским кредитам). Используя механизмы микрокредитования, многие предприниматели, располагая небольшими средствами, смогут начать свое дело.
Процесс стабилизации и позитивного развития малого предпринимательства в Петушинском районе зависит, в том числе, и от уровня подготовки предпринимателей и их наёмных работников. Для решения данного вопроса необходима разработка положения «Об образовательной программе по подготовке кадров для предпринимательских структур Петушинского района», в реализации которой по обучению, подготовке и повышению квалификации кадров в районе в целом будет создана разветвленная система непрерывного образования кадров для предпринимательских структур района, в которую органично включатся средние общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров.
Необходима также поддержка предпринимателей и через предоставление образовательных, консалтинговых и других услуг, необходимых для развития малого бизнеса. Выбор организаций по предоставлению консалтинговых услуг должен проводиться на конкурсной основе. Данный вид поддержки является достаточно востребованным предпринимателями.
С целью снижения существующих административных барьеров в администрации Петушинского района планируется организовать работу "горячей линии для предпринимателей".
Содействие развитию предпринимательства осуществляется также через расширение возможностей доступа малых предприятий к участию в конкурсах, проводимых администрацией района по размещению муниципального заказа.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые показатели.
Цель:
улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в Петушинском районе, способствующих:
- устойчивому росту уровня социально-экономического развития района и благосостояния граждан;
- формированию экономически активного среднего класса;
- ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для Петушинского района сферах деятельности;
- занятости и самозанятости населения;
- повышение качества товаров и услуг для жителей Петушинского района.
Задачи:
- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- организация эффективного взаимодействия с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и создание условий для их дальнейшего развития;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;
- обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Петушинского района;
- содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства;
- развитие системы финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;
- сокращение административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства.
Период реализации программы – 2008-2012 годы.
Важнейшие целевые показатели, отражающие характер развития малого и среднего предпринимательства на территории Петушинского района:
- количество субъектов малого бизнеса на 1000 жителей;
- доля занятых в среднем и малом бизнесе в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях;
- уровень среднемесячной заработной платы на малых предприятиях;
- удельный вес инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций по Петушинскому району;
- удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство) в общей численности малых предприятий;
- доля отгруженной малых предприятий продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и малыми предприятиями по Петушинскому району.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач через механизмы реализации программы, представлен в таблице 2.
Таблица 2: Перечень программных мероприятий
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Срок исполнения, Годы | |
1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение | ||||
1.1 |
Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы развития малого и среднего предпринимательства Петушинского района. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Правовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
1.2 |
Разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий программы «Развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Петушинском районе». |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Правовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
1.3 |
Создание совета по малому и среднему предпринимательству при администрации Петушинского района. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
2009г. | |
1.4 |
Разработка программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петушинском районе на 2013-2017 годы». |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
2012г. | |
1.5 |
Взаимодействие со структурными подразделениями администрации владимирской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. |
16 |
Содействие созданию и развитию ассоциаций и объединений предпринимателей, в том числе отраслевых. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, структурные подразделения администрации Петушинского района, общественные организации и объединения малых и средних предприятий и предпринимателей (по договоренности). |
Весь период. | |
1.7 |
Координация работы и взаимодействие с отраслевыми и территориальными организациями предпринимателей по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, общественные организации и объединения малых и средних предприятий и предпринимателей (по договоренности). |
Весь период. | |
2. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства | ||||
2.1 |
Оказание информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства по различным направлениям общепредпринимательской деятельности. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, исполнители на конкурсной основе. |
Весь период. | |
2.2 |
Участие в работе областного бизнес-инкубатора-экспоцентра (г. Владимир). |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, общественные организации и объединения малых и средних предприятий и предпринимателей. |
С момента открытия. | |
2.3 |
Формирование и ведение реестра организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
2.4 |
Содействие созданию и развитию сети объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Петушинском районе. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
3. Обучение и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства | ||||
3.1 |
Подготовка и проведение семинаров по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, структурные подразделения администрации Петушинского района, привлеченные организации. |
Весь период. | |
3.2 |
Проведение тренингов для персонала субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, привлеченные организации (на договорной основе) |
Весь период. | |
3.3 |
Проведение специализированных семинаров для учителей общеобразовательных средних школ Петушинского района, преподающих предметы, в которых содержатся сведения об основах организации предпринимательской деятельности. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Управление образования администрации Петушинского района, вузы (на договорной основе) |
Ежегодно. | |
3.4 |
Обучение субъектов малого и среднего предпринимательства основам ведения предпринимательской деятельности. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, исполнители на конкурсной основе |
Весь период. | |
3.5 |
Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки малого и среднего бизнеса и персонала инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
3.6 |
Подготовка образовательного раздела web-сайта «Малый бизнес Петушинского района». |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Информационно – компьютерный отдел администрации Петушинского района. |
2009г. | |
3.7 |
Организация и проведение совместно с Государственным учреждением «Центр занятости населения г. Петушки» мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Государственное учреждение «Центр занятости населения г. Петушки» (по договоренности). |
Весь период. | |
3.8 |
Разработка положения «Об образовательной программе по подготовке кадров для предпринимательских структур Петушинского района». |
Управление образования администрации Петушинского района; Отдел культуры администрации Петушинского района, Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
I кв. 2009г. | |
3.9 |
Реализация положения «Об образовательной программе по подготовке кадров для предпринимательских структур Петушинского района». |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, исполнители на конкурсной основе. |
2012г. | |
4. Информационно-методическое обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности | ||||
4.1 |
Подготовка информационных материалов для средств массовой и информации, освещающих вопросы развития малого и среднего предпринимательства в Петушинском районе и направленных на формирование позитивного образа предпринимателя. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, структурные подразделения администрации петушинского района, общественные организации и объединения малых и средних предприятий и предпринимателей (по договоренности). |
Весь период. | |
4.2 |
Приобретение для муниципальных библиотек, библиотек школ Петушинского района информационно-методической литературы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, |
Весь период. | |
4.3 |
Участие администрации Петушинского района в региональных выставках и ярмарках по вопросам малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
4.4 |
Информационное наполнение сайта администрации Петушинского района по разделу «Развитие малого и среднего бизнеса». |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Информационно – компьютерный отдел администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
4.5 |
Изготовление и распространение аудио, видео, печатных курсов обучения по основным аспектам предпринимательской деятельности. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, исполнители на конкурсной основе |
Весь период. | |
5. Организация работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы | ||||
5.1 |
Организация работы круглых столов по основным проблемам малого и среднего бизнеса. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, структурные подразделения администрации Петушинского района, привлеченные организации. |
Весь период. | |
6. Организация проведения конкурсов | ||||
6.1 |
Проведение конкурса среди журналистов на лучшую публикацию о малом и среднем бизнесе. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Ежегодно. |
6.2 |
Проведение совместно со структурными подразделениями администрации конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства по отраслевой направленности. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, структурные подразделения администрации Петушинского района, привлеченные организации. |
Ежегодно. | |
6.3 |
Организация и проведение конкурса среди образовательной и студенческой молодёжи «Лучший предпринимательский проект в Петушинском районе» с выделением грантов. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, вузы Петушинского района. |
Ежегодно. | |
6.4 |
Организация и проведение конкурса «Лучший предприниматель в Петушинском районе». |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Ежегодно. | |
6.5 |
Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в конкурсах «Бизнес для потребителя», «Владимирская марка», «Бизнес для бизнеса» и т.д. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
7. Инвестиционно-финансовая поддержка | ||||
7.1 |
Совместная работа с финансово-кредитными организациями района по развитию системы оказания финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Финансовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
7.2 |
Субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по компенсации затрат на арендные платежи. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Финансовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. |
7.3 |
Субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по компенсации процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговым платежам. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Финансовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
7.4 |
Субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства по компенсации затрат на разработку и экспертизу бизнес-планов, инвестиционных проектов. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Финансовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
7.5 |
Развитие системы микрокредитования малого и среднего бизнеса. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Финансовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
7.6 |
Создание и пополнение реестра инвестиционных проектов сферы малого и среднего предпринимательства Петушинского района. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
7.7 |
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Комитет по управлению имуществом администрации Петушинского района. |
Весь период. | |
8. Сокращение административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства | ||||
8.1 |
Оказание информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам защиты прав предпринимателей. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, исполнители на конкурсной основе. |
Весь период. |
8.2 |
Обеспечение работы «горячей линии» для предпринимателей. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, привлеченные организации (на договорной основе). |
Весь период. | |||
9. Расширение деловых возможностей | ||||||
9.1 |
Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных организаций предпринимателей на участие в региональных, межрегиональных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Финансовое управление администрации Петушинского района. |
Весь период. | |||
10. Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства | ||||||
10.1 |
Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства в Петушинском районе. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района. |
Весь период. | |||
10.2 |
Проведение социологических опросов среди населения района с целью определения общественного мнения о малом и среднем бизнесе и его роли в социально-экономическом развитии района. |
Управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, Управление образования администрации Петушинского района. |
Весь период. | |||
|
4. Обоснование ресурсного обеспечения реализации программы
На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников (таблица 3).
Бюджетные источники: районный и областной бюджеты.
Иные источники:
1) средства организаций - соисполнителей программы;
2) собственные средства предпринимателей.
Реализация программных мероприятий будет достигнута путем заключения муниципальных контрактов, договоров и договоренности с исполнителями, соисполнителями мероприятий.
Таблица 3: Ресурсное обеспечение Программы
№ п/п |
Наименование раздела |
Источники финансирования |
Ресурсное обеспечение программы (объём финансирования), тыс. руб. |
| |||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год | ||||
1 |
Нормативно-правовое и организационное обеспечение. |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
|
Районный бюджет |
- |
- |
- |
- |
| ||
Иные источники |
5 |
5 |
5 |
5 |
| ||
2 |
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. |
Областной бюджет |
20 |
20 |
70 |
70 |
|
Районный бюджет |
20 |
20 |
70 |
70 |
| ||
Иные источники |
50 |
50 |
100 |
100 |
| ||
3 |
Обучение и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства. |
Областной бюджет |
295 |
295 |
310 |
310 |
|
Районный бюджет |
295 |
295 |
310 |
310 |
| ||
Иные источники |
330 |
330 |
400 |
400 |
| ||
4 |
Информационно-методическое обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности. |
Областной бюджет |
140 |
140 |
150 |
150 |
|
Районный бюджет |
140 |
140 |
150 |
150 |
| ||
Иные источники |
75 |
75 |
100 |
100 |
| ||
5 |
Организация работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы. |
Областной бюджет |
- |
- |
10 |
10 |
|
Районный бюджет |
- |
- |
10 |
10 |
| ||
Иные источники |
5 |
5 |
10 |
10 |
| ||
6 |
Организация проведения конкурсов. |
Областной бюджет |
60 |
60 |
70 |
70 |
|
Районный бюджет |
60 |
60 |
70 |
70 |
| ||
Иные источники |
85 |
85 |
100 |
100 |
| ||
7 |
Инвестиционно-финансовая поддержка. |
Областной бюджет |
450 |
450 |
550 |
550 |
|
Районный бюджет |
450 |
450 |
550 |
550 |
| ||
Иные источники |
120 |
120 |
200 |
200 |
| ||
8 |
Сокращение административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства. |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
|
Районный бюджет |
- |
- |
- |
- |
| ||
Иные источники |
80 |
80 |
80 |
80 |
|
9 |
Расширение деловых возможностей и международное сотрудничество. |
Областной бюджет |
35 |
35 |
35 |
35 |
Районный бюджет |
35 |
35 |
35 |
35 | ||
Иные источники |
50 |
50 |
60 |
60 | ||
10 |
Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства. |
Областной бюджет |
- |
- |
- |
- |
Районный бюджет |
- |
- |
- |
- | ||
Иные источники |
10 |
10 |
10 |
10 | ||
11 |
Итого: |
Областной бюджет |
1000 |
1000 |
1195 |
1195 |
Районный бюджет |
1000 |
1000 |
1195 |
1195 | ||
Иные источники |
810 |
810 |
1065 |
1065 | ||
12 |
Всего: |
|
2810 |
2810 |
3455 |
3455 |
5. Механизм реализации программы
Решение поставленных в программе задач, с учетом сложившейся положительной динамики развития малого предпринимательства района предполагается решать через следующие механизмы:
- Нормативно-правовое и организационное обеспечение;
- Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- Обучение и переподготовку кадров для малого и среднего предпринимательства;
- Информационно-методическое обеспечение и пропаганду предпринимательской деятельности;
- Организацию работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы;
- Организацию проведения конкурсов;
- Инвестиционно-финансовая поддержку;
- Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
- Расширение деловых возможностей;
- Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами администрации Петушинского района.
Реализация программы осуществляется посредством взаимодействия администрации Петушинского района, органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и ассоциаций малого и среднего предпринимательства, вузов Петушинского района, Государственное учреждение «Центр занятости населения г.Петушки».
Для обеспечения мониторинга реализации программы, муниципальный заказчик программы – управление экономики, потребительского рынка и услуг администрации Петушинского района, ежегодно, в установленном порядке, подготавливает отчет о ходе ее реализации.
6. Оценка социально-экономической эффективности программы
В результате реализации мероприятий программы в последующей среднесрочной перспективе до 2012 года будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого предпринимательства в Петушинском районе:
1) показатели социально-экономической эффективности:
- увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей до 40;
- увеличение доли занятых в среднем и малом предпринимательстве в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях до 60%;
- увеличение среднемесячной заработной платы в субъекты малого предпринимательства до 15000 руб.;
- увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций до 15%;
- увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство) в общей численности субъектов малого предпринимательства до 45%;
- доля отгруженной субъектами малого предпринимательства продукции, выполненной работы, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и малыми предприятиями до 20%.
достигнутые количественные показатели развития малого предпринимательства позволят получить качественные социальные результаты:
- развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
- гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;
- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятий;
- укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.