Содержание
Содержание
1. Паспорт
районной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе на 2009 -2011 годы"
2. Технико–экономическое обоснование Программы.
3. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации.
4. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого предпринимательства
5. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение.
6. Ресурсное обеспечение программы
7. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы
8. Система организации выполнения Программы и контроль за исполнением программных мероприятий
9.
1. Паспорт
районной целевой программы "Развитие субъектов
малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе на 2009 -2011 годы"
Наименование Районная целевая программа «Развитие субъектов малого
Программы и среднего предпринимательства в Карагинском муни-
ципальном районе на 2009-2011 годы (далее-Прог-
рама)
Основание для Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ
разработки «О развитии малого и среднего предпринимательства
Программы в Российской Федерации»
Распоряжение Главы Карагинского муниципального
района от 08.12.2008 г. № 238 «О районных целевых программах»
Заказчик- координатор Сектор по муниципальным заказам и инвестициям
Программы Управления по экономическому развитию и инвестициям
администрации Карагинского муниципального района
Разработчик Сектор по муниципальным заказам и инвестициям
Программы Управления по экономическому развитию и инвестициям
администрации Карагинского муниципального района
Исполнители Сектор по муниципальным заказам и инвестициям
Программы Управления по экономическому развитию и инвестициям
администрации Карагинского муниципального района
Управление жилищно-коммунального
хозяйства и муниципальной собственности
администрации Карагинского муниципального района
Финансовое управление администрации
Карагинского муниципального района
Цель Программы Создание благоприятных условий для развития
субъектов малого предпринимательства
Задачи Программы -информационно-образовательное обеспечение малого
предпринимательства;
- развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
- повышение уровня обеспечения населения бытовыми
услугами;
- облегчение доступа субъектов малого предпринимательства
к финансовым ресурсам;
-содействие доступа субъектов малого предпринимательства
к заказам на поставку товаров, работ, услуг для
муниципальных нужд.
Сроки реализации 2009-2011 годы
Программы
Перечень основных -информационная поддержка субъектов малого
мероприятий предпринимательства;
Программы -развитие системы финансовой поддержки субъектов малого
предпринимательства в Карагинском муниципальном районе;
-имущественная поддержка малого предпринимательства;
- научно–методическое и кадровое обеспечение малого
предпринимательства в Карагинском муниципальном районе
- участие в реализации программ социально-экономического
развития Карагинского района
Объемы и источники Общий объем финансирования
финансирования Программы-1800,0 тыс. рублей
Программы в том числе:
- краевой бюджет-1200,0тыс. рублей (по согласованию)
- районный бюджет-600,0 тыс. рублей
Прогноз ожидаемых - увеличение объема бытовых услуг;
результатов реализации - увеличение общего числа граждан, занимающихся
программы индивидуальной деятельностью;
- создания новых рабочих мест на малых пред-
приятиях и смягчение проблемы занятости
населения;
- формирование конкурентной среды;
- повышение уровня благосостояния населения.
Система организации Текущее управление Программой и контроль над ходом
контроля за ее реализации осуществляет Сектор по муниципальным
исполнением заказам и инвестициям Управления по экономическому развитию и
Программы инвестициям администрации Карагинского муниципального района
2. Технико–экономическое обоснование Программы.
Районная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе на 2009- 2011годы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и на основании Распоряжения Главы Карагинского муниципального района от 08.12.2008 г. № 238 «О районных целевых программах».
Актуальность разработки Программы обусловлено тем, что малое предпринимательство стало неотъемлемым субъектом рынка, влияющим на социально-экономическое развитие Карагинского муниципального района, решающим проблемы занятости, повышения уровня жизни населения. Малое предпринимательство является единственным поставщиком продуктов питания и непродовольственных товаров для населения и бюджетных организаций.
Население Карагинского муниципального района на 1 января 2008 года составило 4824 человека (1,4% от численности населения Камчатского края).
В том числе: п.Оссора- 2190, с.Ивашка-910, с.Тымлат-866, с.Карага-472, с.Ильпырское- 290, с.Кострома-96.
Все населенные пункты района расположены на берегу Берингова моря.
Карагинский район является многонациональным, на его территории проживают коряки, ительмены, чукчи, камчадалы и др., всего 1730 человек (36% от общей численности населения по району).
Традиционными занятиями коренного населения были и остаются оленеводство, рыболовство, охота, сбор дикоросов и др.
На территории Карагинского муниципального района, зарегистрированных в Статрегистре, по состоянию на 01.01.2008г. числится 317 предприятий, организаций и 63 индивидуальных предпринимателя.
Из 317 предприятий- 60 малых, 10 крупных, остальные относятся к средним предприятиям.
В том числе:
· рыбная отрасль – 70 предприятий (22% от общего числа предприятий);
· сфера торговли, общественного питания и бытовые услуги – 32 индивидуальных предпринимателя (50% от общего числа предпринимателей).
Из малых предприятий: сельхозпредприятия - 2, рыболовство – 48, торговля – 10. Среднесписочная численность работников, занятых на постоянной основе на малых предприятиях, в 2007 году увеличилась на 8% и составила 668 человек. Малый и средний бизнес в Карагинском муниципальном районе в значительной мере занимает рыбную отрасль и торговлю.
Сельское хозяйство и производственная сфера не развиты. Препятствиями в хозяйственном освоении территории являются удаленность от развитых районов страны, практически изолированность от материка, тяжелые условия навигации, ее ограниченные сроки, отсутствие морских портов и внутренней автодорожной сети.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акциза) крупными и средними организациями за 2007 году составил – 1683996 тыс. рублей (превышает прошлый год в 1,8 раза).
В том числе с приростом промышленного производства среди районов округа завершил год только Карагинский район (на 35,8%).
В Карагинском муниципальном районе из 70 рыбных предприятий, занимающихся выловом, переработкой и реализацией рыбопродукции в 2007 году фактически работало 48.
Общий вылов рыбы за 2007 год всеми рыбопользователями района составил 45506 тонн, что превышает объем вылова в 2006 году на 90%.
Пищевая рыбная продукция за 2007год составила 35391,5 тонн, что превышает показатель 2006 года на 59%.
Свой вклад в развитие экономики Карагинского муниципального района вносят и индивидуальные предприниматели.
За 2007 год оборот розничной торговли по полному кругу организаций составил 153114 тыс.руб. (к прошлому году 114,2%). Удельный вес продовольственных товаров составил – 84,6%, непродовольственных – 15,4%. Из общего оборота розничной торговли на крупные предприятия приходится - 15247,0 тыс.рублей, на малые предприятия – 8087,0тыс.рублей, индивидуальные предприниматели – 129780,0 тыс.рублей. Оборот розничной торговли формировался в основном за счет индивидуальных предпринимателей (85%).
По оценке – каждым жителем района (4918 чел.) в течении 2007 года было приобретено потребительских товаров на сумму 31133 руб., что превысило на 7584 руб. показатель прошлого года.
За 2007 год на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 15138 тыс.руб., что больше в 1,6 раза прошлого года. Удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли составляет 9%. В структуре продажи алкогольных напитков удельный вес субъектов малого предпринимательства составляет 100%.
Объем реализации платных услуг населению за 2007 год составил – 42223 тыс. руб. (69% к предыдущему году).
В структуре объема платных услуг населению устойчиво доминируют услуги обязательного характера: транспортные, жилищно–коммунальные и услуги связи. На их долю приходится почти 90% от общего объема потребляемых услуг в районе.
Удельный вес бытовых услуг в общем объеме платных услуг составил лишь 2,6%. За отчетный год населению было оказано услуг бытового характера на 980,7 тыс.рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня прошлого года на 11%.
82% объема бытовых услуг населению района оказывают индивидуальные предприниматели (услуги парикмахерской, пошив и ремонт одежды, пошив и ремонт обуви). В настоящее время услуги парикмахерской временно прекращены с целью приведения помещения в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. Также отсутствуют услуги фотографии.
На территории района находится два предприятия, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, и личные подсобные хозяйства. На 01.01.2008г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 69 голов (сократилось на 4% к прошлому году); свиней – 14 голов (сократилось на 44%). Поголовье оленей во всех категориях хозяйств составило 2730 голов, что на 21% меньше предыдущего года.
Производство скота на убой за 2007 год составило 5,3 тонны (сократилось на 39% к 2006г.); молока – 79 тонн (увеличилось на 17,9%); яиц - 44 тыс.шт. (увеличилось на 22,2%).
Общая посевная площадь сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий) составляет 47 гектаров, из неё 45 гектаров занято под картофелем и 2 гектара под овощами.
В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю растениеводства приходится менее 10%. Но положение отрасли более стабильно, чем в животноводстве. Это можно объяснить стремлением населения к гарантированному обеспечению собственной овощной продукцией.
Количество личных подсобных и других индивидуальных хозяйств, согласно переписи населения всего 886, из них производивших сельскохозяйственную продукцию в 2007 году – 800 хозяйств.
Общая площадь земель у населения составляет 30,9 га. Урожай картофеля в 2007году у населения составил – 110,5 тонн (88,7% к 2006г.); овощей – 8,3 тонны (83%).
Несовершенство методики ведения статистической отчетности за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства не позволяют отразить реальную ситуацию в этом секторе экономики и оценить эффективность и реальный вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику района.
За 2007 год от деятельности предприятий Карагинского муниципального района в бюджет района поступило налоговых и неналоговых платежей - 46192 тыс. рублей, взимаемых по ЕНВД (единый налог на вмененный доход) – 1534,0 тыс.рублей, по сравнению с 2006 годом рост составил 134% (1145,0 тыс. руб.). Поступление ЕНВД от предприятий рыбной промышленности составило 154,9 тыс.рублей (10%). От собственной доходной части бюджета - 3%.
Предпринимателями и предприятиями малого бизнеса систематически оказывается помощь (финансовая поддержка и предоставление услуг различного характера) бюджетным организациям Карагинского муниципального района.
Проблемы малого предпринимательства и недостатки государственной системы его поддержки проявляются как на федеральном, так и соответственно на местном уровнях. Меры, принимаемые администрацией Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, по созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства недостаточны. Кроме того, регламентация деятельности субъектов малого предпринимательства в большей степени зависит от нормативной правовой базы Российской Федерации и действий федеральных контролирующих органов в Камчатском крае, которые в своей работе подчиняются различным федеральным министерствам и ведомствам.
Данные проблемы носят системный характер, для решения которых необходим комплексный подход, так как отдельные мероприятия не смогут кардинально изменить ситуацию в развитии малого предпринимательства.
Основным инструментом реализации политики органов власти в Карагинском муниципальном районе в отношении малого предпринимательства на ближайший период является долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе».
3. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации.
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства.
Достижение цели Программы требует решения следующих первоочередных задач:
- информационно-образовательное обеспечение малого предпринимательства;
- развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
- повышение уровня обеспечения населения бытовыми услугами;
- облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- содействие доступа субъектов малого предпринимательства к заказам на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
В сложившейся социально – экономической ситуации в Карагинском муниципальном районе приоритетными видами деятельности малого предпринимательства являются:
- рыбная отрасль;
- сфера торговли;
- оказание бытовых услуг населению;
- общественное питание.
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
I этап – 2009 год
II этап – 2010 год
III этап – 2011 год
4. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого предпринимательства
Поддержка в рамках Программы оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также субъектам малого и среднего предпринимательства:
1) осуществляющим приоритетные виды предпринимательской деятельности;
2) не находящимся в стадии реорганизации, ликвидации, несостоятельности (банкротства);
3) не имеющим задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам и просроченной задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам в бюджеты всех уровней;
4) зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом на территории Карагинского муниципального района.
В оказании поддержки субъектам малого и (или)среднего предпринимательства должно быть отказано в случаях, предусмотренных частями 3-5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Поддержка оказывается субъектам малого и (или)среднего предпринимательства на основании заявления, к которому прилагаются копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического в качестве индивидуального предпринимателя.
По результатам рассмотрения документов субъекта малого и (или)среднего предпринимательства принимается решение о соответствии или несоответствии субъекта малого и среднего предпринимательства условиям и критериям предоставления поддержки в рамках Программы, о чем субъект малого или среднего предпринимательства извещается. Общий срок рассмотрения заявки и документов субъекта малого или среднего предпринимательства, претендующего на получение поддержки, не может превышать одного месяца со дня окончания срока приема документов.
5. Мероприятия по реализации Программы и ее ресурсное обеспечение.
5.1. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация направления по информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе предусматривает:
- освещение в газете «Карагинские вести» мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе и Камчатском крае;
5.2. Развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе.
Главной целью направления по развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе является упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, что планируется достигнуть при помощи:
- выделение субсидий для оказания финансовой поддержки функционирования деятельности малого и среднего предпринимательства в сфере оказания бытовых услуг. В том числе: составление сметы на перепланировку жилой квартиры по адресу п. Оссора, улица Советская 42 кв,1, ремонт помещений, закупка и установка сантехники, приобретение электрического титана, оборудования для кабинета солярия, приобретение униформ, оборудование рабочих мест мебелью, необходимых по санитарным нормам и правилам.
- информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о возможности получения субсидии на возмещение транспортных расходов, связанных с доставкой муки для выпечки хлеба в труднодоступные и отдаленные местности Камчатского края.
5.3. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства.
В данный раздел включен комплекс мероприятий, способствующих:
- созданию и ведению реестра муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, с обязательным размещением реестра в газете «Карагинские вести».
- заключению договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства на длительные сроки.
- реализации механизма зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендных нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы.
5.4. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе.
В данном разделе планируется:
- исследование состояния рынка труда, выявление потребностей в кадровых ресурсах.
5.5. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении муниципальных заказов.
- ежегодное привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в размещении муниципальных заказов.
6. Ресурсное обеспечение программы
Для реализации настоящей Программы предполагается привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов краевого и местного бюджетов. Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы в 2009 году определяется в размере 1800,0 тыс. рублей, в том числе средств краевого бюджета–1200,0 тыс. рублей, средств районного бюджета - 600 тыс. рублей.
Администрация Карагинского муниципального района осуществляет финансирование мероприятий Программы на каждый финансовый год (в течении 2009-2011 гг.), в пределах годового объема бюджетных ассигнований, которые указываются в расходной части бюджета Карагинского муниципального района.
Финансирование мероприятий Программы рассматривается перед принятием бюджета Карагинского муниципального района, исходя из сложившейся экономической ситуации, и утверждается решением Совета депутатов Карагинского муниципального района.
Объемы финансирования мероприятий Программы, за счет средств краевого и местного бюджетов, ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке в соответствии с Законом Камчатского края о краевом бюджете и Решение совета депутатов о бюджете Карагинского муниципального района на очередной финансовый год.
7. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации в Карагинского районе, улучшению инвестиционного климата, расширению налогооблагаемой базы.
- увеличение объема бытовых услуг;
- увеличение общего числа граждан, занимающихся индивидуальной деятель-
ностью;
- создания новых рабочих мест на малых предприятиях и смягчение проблемы занятости населения;
- формирование конкурентной среды;
- повышение уровня благосостояния населения.
8. Система организации выполнения Программы и контроль за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет сектор по муниципальным заказам и инвестициям Управления по экономическому развитию и инвестициям администрации Карагинского муниципального района, который осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы.
Сектор по муниципальным заказам и инвестициям Управления по экономическому развитию и инвестициям администрации Карагинского муниципального района несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий, обеспечивает подготовку и предоставление отчета о выполнении мероприятий Программы.
Приложение
к целевой районной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе на 2009-2011 годы»
Мероприятия по реализации районной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карагинском
муниципальном районе на 2009-2011 годы"
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения мероприятий |
Источники финансирования мероприятий |
Предельные источники финансирования (тыс. руб.) |
Исполнители мероприятий | ||||
на весь период |
в том числе по годам | ||||||||
2009 |
2010 |
2011 | |||||||
1. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | |||||||||
1.1. |
Освещение в газете «Карагинские вести» мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства в Карагинском муниципальном районе и Камчатском крае. |
2009 -2011 г. |
Районный бюджет |
3,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Отдел экономического развития администрации КМР | |
2. Развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе | |||||||||
2.1. |
Выделение субсидий для оказание финансовой поддержки функционирования деятельности малого и среднего предпринимательства в сфере оказания бытовых услуг |
2009-2011 г. |
Краевой бюджет
Районный бюджет |
1200,0
592,0 |
400,0
194,0 |
400,0
199,0 |
400,0
199,0 |
Финансовое управление Карагинского муниципального района | |
2.2. |
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о возможности получения субсидии на возмещение транспортных расходов, связанных с доставкой муки для выпечки хлеба в труднодоступные и отдаленные местности Камчатского края и сбор необходимых документов. |
2009-2011 г. |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отдел экономического развития и инвестиций | |
3 Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства | |||||||||
3.1. |
Создание и ведение реестра муниципального имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, с обязательным размещением реестра в газете «Карагинские вести» |
2009-2011 |
Районный бюджет |
5,0 |
5,0 |
- |
- |
Отдел по муниципальной собственности, архитектуре и земельным отношениям администрации КМР | |
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения мероприятий |
Источники финансирования мероприятий |
Предельные источники финансирования (тыс. руб.) |
Исполнители мероприятий | ||||
На весь период
|
в том числе по годам
| ||||||||
2009 |
2010 |
2011 | |||||||
3.2. |
Заключение договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства на длительные сроки. |
2009-2011 г. |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отдел по муниципальной собственности, архитектуре и земельным отношениям администрации КМР; правовой отдел администрации КМР | |
3.3. |
Реализация механизма зачета средств, израсходованных субъектами предпринимательской деятельности на ремонт и реконструкцию арендных нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы |
2009-2011 г |
- |
0,0
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отдел по муниципальной собственности, архитектуре и земельным отношениям администрации КМР | |
4. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства в Карагинском муниципальном районе | |||||||||
4.1. |
Исследованием состояния рынка труда, выявление потребностей в кадровых ресурсах |
2009-2011 г. |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отдел экономического развития КМР | |
5. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в размещении муниципальных заказов | |||||||||
5.1. |
Ежегодное привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в размещении муниципальных заказов |
2009-2011 г. |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Управление по экономическому развитию и инвестициям администрации КМР | |