Правительство Ленинградской области
Постановление
от 6 февраля 2009 года № 18
О долгосрочной целевой программе "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы"
|
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области Правительство Ленинградской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы".
2. Руководителям органов исполнительной власти Ленинградской области, участвующих в реализации долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы", ежеквартально представлять в комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области отчет о выполнении мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы".
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Ленинградской области осуществлять разработку муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области – председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дваса Г.В.
Губернатор Ленинградской области |
В.Сердюков |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 6 февраля 2009 года № 18
(приложение)
Долгосрочная целевая программа
"Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области
на 2009-2013 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы"
Цель Программы |
Создание условий для устойчивого функциони-рования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Ленинградской области |
Основные задачи Программы |
Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках; расширение использования субъектами малого и среднего предпринимательства информационно-коммуникационных технологий; развитие деловой активности населения Ленинградской области за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности; улучшение стартовых условий для предприни-мательской деятельности представителям социально незащищенных слоев населения и молодежи; совершенствование информационно-консультаци-онной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем расширения видов и повышения качества услуг, оказываемых организациями муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства; развитие механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам; обеспечение первоочередной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития и (или) на территориях депрессивных муниципальных образований; развитие механизмов, направленных на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства |
Разделы Программы |
1. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам. 2. Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки. 4. Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере малого и среднего предпринимательства. 5. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства. 6. Нормативно-правовое обеспечение долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" |
Объем финансовых ресурсов, запланирован-ных по Программе, с указанием источников финансирования |
Средства областного бюджета – 214963тыс. рублей, в том числе: 2009 год – 34665 тыс. рублей, 2010 год –36850 тыс. рублей, 2011 год – 38970 тыс. рублей, 2012 год – 47838 тыс. рублей, 2013 год – 56640 тыс. рублей; прочие источники – 226430 тыс. рублей, в том числе: 2009 год – 42790 тыс. рублей, 2010 год – 37365 тыс. рублей, 2011 год – 49720 тыс. рублей, 2012 год – 42075 тыс. рублей, 2013 год – 54480 тыс. рублей. Всего по Программе – 441393 тыс. рублей, в том числе: 2009 год – 77455 тыс. рублей, 2010 год – 74215 тыс. рублей, 2011 год – 88690 тыс. рублей, 2012 год – 89913 тыс. рублей, 2013 год – 111120 тыс. рублей |
Показатели: |
|
экономическая эффективность |
Создание около 5500 субъектов малого предпринимательства, оборот малых и средних предприятий составит 1705000 млн. рублей, объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства составит 53900 млн. рублей; |
социальная эффективность
|
создание более 11500 новых рабочих мест, привлечение в сферу малого предпринимательства при поддержке в форме субсидий 250 граждан – представителей социально незащищенных слоев населения и молодежи; |
бюджетная эффективность |
прирост объемов налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней превысит 1300 млн. рублей, в том числе в областной бюджет – 570 млн. рублей. |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Оборот малых и средних предприятий увеличится в 2,7 раза. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организации составит 44,5 процента. Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на один рубль средств государственной поддержки из областного бюджета Ленинградской области составит более шести рублей. |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года № 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предприни-мательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства", постановление Правительства Ленин-градской области от 31 августа 2007 года № 224 "Об утверждении показателей для оценки эффективности деятельности органов исполни-тельной власти Ленинградской области", распоряжение Правительства Ленинградской области от 16 января 2008 года № 7-р "О разработке проекта региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" |
Разработчик Программы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
|
Сроки разработки Программы |
2008 год |
Представитель заказчика Программы и координатор Программы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, государственное учреждение "Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства", организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства Ленинградской области, Ленинградская торгово-промышленная палата, некоммерческое партнерство "Ленинградский областной центр кредитной кооперации", некоммерческое партнерство объединенных неком-мерческих организаций малого предпринима-тельства "Опора власти и предпринимательства", отраслевые и территориальные некоммерческие организации субъектов малого и среднего предпринимательства, открытое акционерное общество "Агентство кредитного обеспечения" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Смирнова Наталия Георгиевна – председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, тел. 576-63-45 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности.
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области ежеквартально – отчеты о реализации мероприятий Программы, ежегодно – сводный отчет о выполнении мероприятий Программы |
В целях настоящей Программы применяются следующие термины и понятия:
субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", состоящие на налоговом учете в территориальных налоговых органах Ленинградской области;
организации муниципальной инфраструктуры поддержки предприни-мательства – некоммерческие организации, созданные с участием администрации муниципального образования (муниципальные организации поддержки предпринимательства), и некоммерческие организации, созданные без участия администрации муниципального образования, состоящие на налоговом учете в территориальных налоговых органах Ленинградской области, к уставным целям которых относится оказание консультационных, организационных, информационных и других услуг субъектам малого или малого и среднего предпринимательства;
депрессивные муниципальные образования – муниципальные образования первого уровня местного самоуправления с низкими налоговыми и неналоговыми доходами на душу населения в местные бюджеты и (или) с высокой напряженностью на локальных рынках труда, перечень которых утверждается Правительством Ленинградской области;
представители социально незащищенных слоев населения – инвалиды, военнослужащие, уволенные в запас, безработные граждане, состоящие на учете в службе занятости населения Ленинградской области, члены неполных семей, имеющих иждивенцев, многодетные родители;
бизнес-инкубатор – некоммерческая организация, созданная с участием администрации муниципального образования, или ее структурное подразделение, основными видами уставной деятельности которых являются сдача субъектам малого предпринимательства внаем офисных и (или) производственных помещений на льготных условиях, а также предоставление субъектам малого предпринимательства консультационных, организационно-методических, информационных и других услуг;
информационно-коммуникационные технологии – технологии обработки и передачи информации, основанные на использовании вычислительной техники, компьютерных сетей и каналов электронной связи.
1. Состояние и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2007 году на территории Ленинградской области осуществляли деятельность 14,9 тысячи малых предприятий. На учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на 1 января 2008 года состояли 30,5 тысячи индивидуальных предпринимателей. На тысячу жителей Ленинградской области приходится 28 субъектов малого предпринимательства. Положительная динамика наблюдается по большинству показателей деятельности субъектов малого предприни-мательства (таблица 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства Ленинградской области
Основные показатели деятельности |
Единица измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Рост показателей 2007 года по отношению к 2006 году, проц. |
Субъекты малого предпри-нимательства – всего |
ед. |
36828 |
37765 |
45739 |
126 |
в том числе: малые предприятия |
ед. |
11740 |
10879 |
14892 |
137 |
индивидуальные предприниматели |
чел. |
25088 |
26886 |
30487 |
113 |
Средняя численность заня-тых на малых предприятиях |
тыс. чел. |
150,6 |
153,4 |
166,7 |
109 |
в том числе среднеспи-сочная численность занятых на малых предприятиях |
тыс. чел. |
138,7 |
140,6 |
143,1 |
102 |
Оборот малых предприятий |
млн. руб. |
62922 |
86043 |
102514 |
119 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
1007 |
961 |
1451 |
151 |
Объем платежей по налогам на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСН) |
млн. руб. |
585,8 |
797,7 |
1046,7 |
131 |
По состоянию на 1 января 2008 года доля малых предприятий по видам экономической деятельности составляет: оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 35,4 процента, обрабатывающее производство – 14,5 процента, строительство – 11,7 процента, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 13,7 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 7,1 процента, транспорт и связь – 7,7 процента, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 2,8 процента, гостиницы и рестораны – 3,3 процента, добыча полезных ископаемых – 0,9 процента, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 1 процент, рыболовство и рыбоводство – 0,5 процента, финансовая деятельность – 0,7 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 0,5 процента, образование – 0,2 процента.
Число малых предприятий социально значимых видов деятельности (здравоохранение, социальные услуги и образование) составляет 1,2 процента от общего количества малых предприятий, что недостаточно для удовлетворения потребности населения Ленинградской области в социально значимых видах услуг.
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 1,8 процента и составила 143,1 тыс. человек. Среднее число работающих на постоянной основе на одном малом предприятии сократилось с 13 до 10 человек. Более половины работников малых предприятий работает в производственной сфере, строительстве, транспорте и связи (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура среднесписочной численности занятых на малых предприятиях
в 2007 году по видам экономической деятельности
Доля среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в среднесписочной численности работающих на предприятиях и в организациях Ленинградской области в 2007 году составила 26,3 процента. В целом малый бизнес, с учетом работающих по трудовым договорам у индивидуальных предпринимателей, обеспечивает трудоустройство около 40 процентов от числа занятых в экономике Ленинградской области.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в первом квартале 2008 года в базу данных Генеральной совокупности о действующих организациях Ленинградской области включены 15235 малых предприятий, в том числе 12568 микропредприятий, и 356 средних предприятий. На средних предприятиях Ленинградской области работает около 34 тысяч человек (таблица 2). Таким образом, доля работающих в малом и среднем бизнесе Ленинградской области составляет 47 процентов от числа занятых в экономике Ленинградской области.
Таблица 2
Динамика основных показателей деятельности
средних предприятий Ленинградской области
Основные показатели деятельности |
Единица измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Количество средних предприятий |
ед. |
176 |
185 |
287 |
Среднесписочная численность занятых на средних предприятиях |
тыс. чел. |
27,6 |
29,3 |
33,7 |
Оборот средних предприятий |
млн. руб. |
19510,6 |
27161,2 |
38680,3 |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
1728,0 |
2443,5 |
4265,3 |
В 2007 году оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности увеличился по сравнению с 2006 годом на 19 процентов (в действующих ценах) и составил 102514 млн. рублей. В общем обороте малых предприятий на долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходилось 46 процентов, строительства – 20,5 процента, обрабатывающих производств – 18,3 процента. Низким остается удельный вес социально значимых отраслей в общем объеме оборота малых предприятий, в том числе: образование – около 0,1 процента, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 0,2 процента.
Доля оборота малых предприятий от оборота предприятий и организаций Ленинградской области составила 14,4 процента, с учетом деятельности средних предприятий – около 20 процентов. Вклад малых предприятий в экономику Ленинградской области составил: по виду деятельности "гостиницы и рестораны" – 42 процента, по виду деятельности "оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" – 40 процентов, по виду деятельности "строительство" – 34 процента. Лидирующее положение малые предприятия занимали в рыболовстве и рыбоводстве (74 процента). Невысоким остается удельный вес малых предприятий в обрабатывающих производствах (5,3 процента), а также в сфере транспорта и связи (5,1 процента).
Малое предпринимательство Ленинградской области в 2007 году характеризовалось самыми высокими темпами роста инвестиций за последние три года. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий вырос по сравнению с 2006 годом на 51 процент и составил 1451 млн. рублей, в том числе обрабатывающие производства – 716 млн. рублей (к 2006 году рост на 36 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 240 млн. рублей (в 3,3 раза по сравнению с 2006 годом), добыча полезных ископаемых – 188 млн. рублей (в 3,8 раза по сравнению с 2006 годом), транспорт и связь – 77 млн. рублей (в 6 раз по сравнению с 2006 годом).
Устойчивое развитие малого предпринимательства Ленинградской области подтверждается ростом налогов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности субъектов малого предпринимательства в 2005-2007 годах (рисунок 2). По данным налоговой отчетности, в 2007 году в бюджеты всех уровней поступило платежей по налогам на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог) в сумме 1046,7 млн. рублей, или на 31 процент больше чем в 2006 году.
Рисунок 2. Динамика налоговых поступлений по налогам на совокупный доход
(млн. рублей)
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, рост значения показателей деятельности малого предпринимательства Ленинградской области в первом полугодии 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года выше, чем в целом по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу (таблица 3).
Таблица 3
Основные показатели деятельности малых предприятий Ленинградской области
Основные показатели деятельности |
Российская Федерация |
Северо-Западный федеральный округ |
Ленинградская область |
Прирост количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. чел. населения в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года, проц. |
72,9 |
219,2 |
242,0 |
Доля малых предприятий в общем количестве организаций на 1 января 2008 года, проц. |
24,3 |
29,0 |
32,2 |
Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых на 1 июля 2007 года, проц. |
18,5 |
22,9 |
26,0 |
Рост оборота малых предприятий в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года с учетом региональных индексов потребительских цен, проц. |
113,4 |
123,0 |
114,2 |
Рост инвестиций в основной капитал малых предприятий в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года с учетом региональных индексов потребительских цен, проц. |
120,7 |
121,6 |
124,2 |
Производительность труда на малых предприятиях в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 10 процентов, объем годового оборота на одного работающего на постоянной основе на малых предприятиях в 2 раза ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В то же время производительность труда на средних предприятиях некоторых видов деятельности, в том числе по виду деятельности "сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство", в среднем не превышает производительность труда на малых предприятиях соответствующего вида деятельности.
В целях повышения производительности труда на ближайшую перспективу перед малыми и средними предприятиями стоит задача технического переоснащения, внедрения и использования инновационных технологий, повышения качества управления. Решение указанных задач невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере малого и среднего предпринимательства Ленинградской области развито недостаточно. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Северо-Западном федеральном округе доля Ленинградской области по затратам на телекоммуникационные услуги составляет 9 процентов, по уровню использования информационных технологий – 5 процентов. Уровень оснащенности субъектов малого и среднего предпринимательства персональными компьютерами в Северо-Западном федеральном округе составляет 25 компьютеров на 100 работников, в Ленинградской области – 17 компьютеров на 100 работников (на 32 процента ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе). По результатам анализа уровня использования информационно-коммуникационных технологий в малом предпринимательстве Ленинградской области, проведенного открытым акционерным обществом "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства информационные технологии являются важным фактором развития.
Низкая производительность труда на малых и средних предприятиях влечет низкую конкурентоспособность продукции и услуг, в том числе на международных рынках. Необходимость привлечения для развития экспортной деятельности специализированных организаций, предоставляющих услуги по выполнению обязательных требований, связанных с выполнением всего комплекса мероприятий, требует от предпринимателей значительных финансовых, временных и людских ресурсов. Кроме того, в связи с изменениями в законодательных нормах Российской Федерации и (или) стран-импортеров, регламентирующих экспортную деятельность, субъекты малого и среднего предпринимательства вынуждены нести существенные для них дополнительные расходы по выполнению новых требований.
Особое значение имеет наличие у субъектов малого и среднего предпринимательства сертификатов международного образца, без которых сложно составлять конкуренцию зарубежным производителям. Высокая затратность прохождения процедур сертификации заставляет предпринимателей ориентироваться в основном на удовлетворение спроса местного населения, затрудняя продвижение продукции и услуг за пределы Российской Федерации. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы" только два субъекта малого предпринимательства обратились за частичной компенсацией затрат по сертификации выпускаемой продукции, получил государственную поддержку один субъект малого предпринимательства.
В Ленинградской области создана и успешно функционирует сеть организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предприни-мательства (29 организаций, в том числе за 2006-2007 годы – 6 новых), при участии которых на территории муниципальных образований реализуются основные меры государственной поддержки и развития предпринимательства, осуществляется обратная связь, позволяющая ориентировать систему поддержки малого и среднего предпринимательства Ленинградской области на реальные потребности и интересы малого и среднего бизнеса. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы" зарегистрировано более 56000 обращений субъектов малого и среднего предпринимательства в организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства за получением различных видов поддержки.
Инфраструктура поддержки предпринимательства, выполняя важную социальную функцию, в большинстве случаев не является прибыльной, поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной муниципальной и государственной поддержке. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" (далее – Программа) необходимо дальнейшее укрепление и развитие сети организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предприни-мательства.
В рамках региональных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, реализованных на территории Ленинградской области с 2003 по 2008 год, проделана значительная работа по созданию и развитию новых механизмов государственного содействия субъектам малого предпринимательства в доступе к финансовым и материальным ресурсам (предоставление поручительств по кредитам коммерческих банков и лизинговым сделкам при отсутствии достаточного залогового обеспечения, предоставление льготных займов субъектам малого предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения и кредитной истории, компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам и удешевление лизинговых сделок). Однако субъекты малого и среднего предприни-мательства продолжают испытывать трудности при формировании стартового капитала, сложности в доступе к ресурсам коммерческих банков и лизинговых компаний, особенно в первые годы развития.
Актуальной для малого предпринимательства Ленинградской области остается проблема доступа к производственным площадям для размещения стартующих бизнесов. Меры по развитию существующих и созданию новых бизнес-инкубаторов, предпринятые в рамках региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы", не позволили решить указанную поблему.
Актуальным для малого предпринимательства является развитие сферы предоставления населению бытовых услуг и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общий объем бытовых услуг, оказываемых населению Ленинградской области, ежегодно увеличивается, однако темпы роста объема бытовых услуг остаются незначительными (в 2007 году – 3,7 процента по сравнению с 2006 годом). Обеспеченность жителей Ленинградской области услугами предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, является недостаточной и составляет на 1 января 2008 года 62,1 процента, в том числе в городских поселениях – 76,6 процента, в сельских поселениях – 28,1 процента.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства развитие малого предпринимательства происходит недостаточно активно. Жилищно-коммунальные услуги населению оказывают в основном государственные и муниципальные предприятия. Доля малого предпринимательства по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (капитальный ремонт, эксплуатация и текущий ремонт, обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций, благоустройство и уборка территорий, вывоз твердых бытовых отходов, озеленение, охрана жилищного фонда, установка и обслуживание систем видеонаблюдения, содержание и ремонт дорожного покрытия, проведение проектных работ, дезинфекция, сбор коммунальных платежей, посредничество при расчетах с поставщиками коммунальных услуг населению и др.) низка и составляет менее 15 процентов. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства на 2006-2008 годы" за мерами поддержки в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг обратилось три субъекта малого предпринимательства (два – за получением льготных займов, один – за получением стартового пособия).
Богатые туристско-рекреационные ресурсы Ленинградской области способствуют развитию различных видов туризма. На территории Ленинградской области действуют 29 туроператоров международного и внутреннего туризма, расположены 660 гостиниц, баз отдыха, спортивных и оздоровительных лагерей. Однако современная конкурентоспособная туристская отрасль недостаточно сформирована.
Принимая во внимание уровень развития малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и в сфере туризма, а также необходимость развития информационно-коммуникационных технологий, приоритетными сферами развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в рамках Программы являются производственная сфера, социально значимые отрасли (образование, социальная защита населения, здравоохранение, физическая культура, спорт), туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, предоставление бытовых услуг населению (за исключением парикмахерских услуг, услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, услуг по ремонту и строительству жилья и других строений, услуг фотоателье), а также развитие информационно-коммуникационных технологий.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Ленинградской области.
Основными задачами Программы являются:
повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках;
расширение использования субъектами малого и среднего предприни-мательства информационно-коммуникационных технологий;
развитие деловой активности населения Ленинградской области за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности;
улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности представителям социально незащищенных слоев населения и молодежи;
совершенствование информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем расширения и повышения качества услуг, оказываемых организациями муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
развитие механизмов, обеспечивающих доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, в том числе развитие системы кредитной кооперации;
обеспечение первоочередной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития и (или) на территориях депрессивных муниципальных образований;
развитие механизмов, направленных на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.
Основные целевые индикаторы реализации Программы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные индикаторы реализации Программы
№ п/п |
Целевой индикатор |
2009-2013 годы
|
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Динамика оборота малых и средних предприятий, проц.
|
268,7 |
122,3 |
122,2 |
121,9 |
121,6 |
121,3 |
2 |
Доля среднесписочной чис-ленности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в среднесписочной числен-ности работников предпри-ятий и организаций Ленин-градской области (без внеш-них совместителей), проц. |
44,5 |
36,1 |
37,6 |
39,6 |
42,0 |
44,5 |
3 |
Объем налоговых поступле-ний от субъектов малого и среднего предприниматель-ства на один рубль средств государственной поддержки из областного бюджета Ленинградской области, руб. |
6,26 |
2,51 |
4,76 |
6,62 |
7,52 |
8,2 |
3. Мероприятия Программы
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" (приложение 1 к Программе) содержит следующие разделы:
3.1. Расширение доступа субъектов малого и среднего
предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе субсидий субъектам малого предпринимательства, действующим менее одного года, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя;
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов субъектам малого предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
предоставление льготных займов субъектам малого предприни-мательства;
предоставление на конкурсной основе сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, кредитным потребительским кооперативам с членством субъектов малого предпринимательства, кредитным кооперативам граждан субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов своим членам на осуществление предпринимательской деятельности;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов по займам, полученным на осуществление предпринимательской деятельности в потребительских кооперативах с членством субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и кредитных кооперативах граждан;
проведение семинаров по вопросам создания и функционирования кредитных потребительских и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с членством субъектов малого предприни-мательства;
мониторинг деятельности кредитных потребительских кооперативов с участием субъектов малого предпринимательства;
предоставление субъектам малого предпринимательства займов, выданных кредитными потребительскими кооперативами.
3.2. Обеспечение консультационной, организационно-методической
и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с оказанием безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг представителям социально незащищенных слоев населения, молодежи и субъектам малого предпринимательства, осуществляющим предприни-мательскую деятельность в течение первых двух лет, а также осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства и (или) на территориях депрессивных муниципальных образований;
организация и проведение обучения сотрудников организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства с целью повышения их квалификации по актуальным вопросам содействия развитию малого и среднего предпринимательства;
организация и проведение конкурса муниципальных организаций поддержки предпринимательства, претендующих на получение субсидий на развитие;
предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие бизнес-инкубаторов;
организация и проведение конкурса организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства "Лучшая организация поддержки предпринимательства";
проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности и актуальным вопросам в сфере предпринимательства;
разработка, апробация и внедрение мультимедийной программы обучения по охране труда работников организаций – субъектов малого предпринимательства;
разработка, апробация и издание пособия по охране труда для работников организаций – субъектов малого предпринимательства;
разработка и издание методических и информационных материалов для безработных граждан по вопросам организации предпринимательской деятельности;
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования (зональные семинары, конференции, круглые столы, тематические выставки, ярмарки, районные праздники и др.);
издание информационно-справочных, методических и презентаци-онных материалов, посвященных вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области;
организация и проведение конкурса "Лучшее муниципальное образование Ленинградской области по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства";
производство и выпуск цикла телепередач, посвященных вопросам развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области.
3.3. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства
на товарные рынки
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с получением российских сертификатов при сертификации товаров, оборудования и услуг, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, а также с получением сертификатов качества в соответствии с международными стандартами, в том числе сертификатов внедрения системы менеджмента качества по стандартам ИСО;
организация и проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам получения сертификатов качества в соответствии с международными стандартами;
организация и проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам внешнеэкономической деятельности;
предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с участием в международных, межрегиональных и областных конференциях, фестивалях, чемпионатах, конкурсах, форумах, партнериатах, бизнес-встречах, выставочно-ярмарочных мероприятиях субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе женщин-предпринимателей, и других мероприятиях, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, повышение уровня конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Ленинградской области;
организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства – производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в российских, межрегиональных, областных конкурсах и выставочно-ярмарочных мероприятиях;
организация участия объединенной экспозиции работ мастеров народных промыслов и ремесел Ленинградской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
организация и проведение конкурса специалистов субъектов малого предпринимательства Ленинградской области по парикмахерскому искусству;
организация и проведение конкурса специалистов субъектов малого предпринимательства Ленинградской области по кулинарному искусству.
3.4. Развитие информационно-коммуникационных технологий
в сфере малого и среднего предпринимательства
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
предоставление на конкурсной основе субсидий на создание и развитие центров коллективного доступа в Интернет для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе муниципальных организаций поддержки предпринимательства (приобретение телекоммуникационного оборудования, оргтехники, программного обеспечения и др.);
предоставление на конкурсной основе организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с предоставлением субъектам малого и среднего предпринимательства интернет-услуг и услуг, предоставляемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
организация и проведение обучающих семинаров по использованию информационно-коммуникационных технологий в бизнесе для субъектов малого и среднего предпринимательства дифференцированно по степени их развития и подготовленности к использованию информационно- коммуникационных технологий;
подготовка и издание информационных и методических материалов по использованию информационно-коммуникационных технологий в бизнесе.
3.5. Содействие в устранении административных барьеров
и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства
Раздел включает следующий комплекс мероприятий:
мониторинг проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
содействие в работе комиссии по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в Ленинградской области;
предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предприни-мательства;
организация и проведение конкурса "Лучшая некоммерческая организация субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области".
3.6. Нормативно-правовое обеспечение долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области
на 2009-2013 годы"
Раздел содержит перечень нормативных правовых документов, необходимых для обеспечения реализации мероприятий Программы:
порядок предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, действующим менее одного года, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи для занятия предпринимательской деятельностью;
порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя;
порядок предоставления организациям муниципальной инфраструк-туры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов субъектам малого предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
порядок предоставления сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам, кредитным потребительским кооперативам с членством субъектов малого предпринимательства, кредитным кооперативам граждан субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях для предоставления займов своим членам на осуществление предпринимательской деятельности;
порядок предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов по займам, полученным на осуществление предпринимательской деятельности в потребительских кооперативах с членством субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и кредитных кооперативах граждан;
порядок предоставления организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с оказанием безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг представителям социально незащищенных слоев населения, молодежи и субъектам малого предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в течение первых двух лет, а также осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства и (или) на территориях депрессивных муниципальных образований;
порядок предоставления муниципальным организациям поддержки предпринимательства субсидий на развитие;
порядок предоставления субсидий на развитие бизнес-инкубаторов;
порядок предоставления организациям муниципальной инфраструк-туры поддержки предпринимательства субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования (зональные семинары, конференции, круглые столы, тематические выставки, ярмарки, районные праздники и др.);
порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с получением российских сертификатов при сертификации товаров, оборудования и услуг, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации, а также с получением сертификатов качества в соответствии с международными стандартами, в том числе сертификатов внедрения системы менеджмента качества по стандартам ИСО;
порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с участием в международных, межрегиональных и областных конференциях, фестивалях, чемпионатах, конкурсах, форумах, партнериатах, бизнес-встречах, выставочно-ярмарочных мероприятиях субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе женщин-предпринимателей;
порядок предоставления субсидий на создание и развитие центров коллективного доступа в Интернет для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе муниципальных организаций поддержки предпринимательства (приобретение телекоммуникационного оборудования, оргтехники, программного обеспечения и др.);
порядок предоставления организациям муниципальной инфраструк-туры поддержки предпринимательства субсидий для компенсации части затрат, связанных с предоставлением субъектам малого и среднего предпринимательства интернет-услуг и услуг, предоставляемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
порядок предоставления субсидий на развитие некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства;
порядок проведения конкурса организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства "Лучшая организация поддержки предпринимательства";
порядок проведения конкурса муниципальных образований Ленинградской области "Лучшее муниципальное образование Ленинградской области по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства";
порядок проведения конкурса "Лучшая некоммерческая организация субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области".
4. Обоснование мероприятий Программы
При разработке Программы учитывались результаты анализа состояния и особенностей развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, а также опыт реализации региональной целевой программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и двух лет реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы", направленных на реализацию задач государственной поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области
Анализ выполнения плана мероприятий региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы" позволил определить степень востребованности мер поддержки малого предпринимательства и актуальность предлагаемых механизмов развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области.
Выбор программных мероприятий и определение объемов их финансирования обусловлены оценкой их вклада в решение задач Программы, объемом средств областного бюджета Ленинградской области, направляемых на государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, а также возможностью привлечения для реализации мероприятий Программы средств федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований Ленинградской области.
5. Финансирование Программы
Основным источником финансирования Программы являются средства областного бюджета Ленинградской области.
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" приведена в приложении 2 к Программе.
Объем средств областного бюджета Ленинградской области по основным направлениям Программы в 2009-2013 годах составляет 214963 тыс. рублей, в том числе: 2009 год – 34665 тыс. рублей, 2010 год – 36850 тыс. рублей, 2011год – 38970 тыс. рублей, 2012 год – 47838 тыс. рублей, 2013 год – 56640 тыс. рублей.
Из них:
91090 тыс. рублей (42 процента) – по разделу 1 "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам";
75263 тыс. рублей (35 процентов) – по разделу 2 "Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства";
22460 тыс. рублей (11 процентов) – по разделу 3 "Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки";
17215 тыс. рублей (8 процентов) – по разделу 4 "Развитие информационных и коммуникационных технологий в сфере малого и среднего предпринимательства";
8935 тыс. рублей (4 процента) – по разделу 5 "Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства".
Раздел 6 "Нормативно-правовое обеспечение долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" не требует финансирования.
Расчет необходимой потребности в бюджетных ресурсах произведен с учетом объема финансовых затрат, связанных с реализацией региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы", показателя индекса-дефлятора, определенного Министерством экономического развития Российской Федерации для расчета показателей по региональным целевым программам, обоснованных заявок органов исполнительной власти Ленинградской области, участвующих в реализации Программы, а также расширения круга получателей государственной поддержки за счет субъектов среднего предпринимательства.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета Ленинградской области позволит в рамках Программы дополнительно привлечь из различных источников на развитие малого и среднего предпринимательства Ленинградской области более 330 млн. рублей.
В рамках мероприятий государственной поддержки развития малого предпринимательства из федерального бюджета на реализацию программных мероприятий, направленных на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, планируется привлечь около 25 млн. рублей.
Реализация программных мероприятий, направленных на развитие муниципальных организаций поддержки предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторов, позволит привлечь из бюджетов муниципальных образований около 28 млн. рублей.
В форме займов муниципальных организаций поддержки предпринимательства и кредитных потребительских кооперативов субъектам малого предпринимательства планируется направить более 220 млн. рублей.
6. Ожидаемые результаты Программы, социально-экономическая эффективность Программы
Реализация Программы позволит проводить эффективную региональную политику, направленную на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, увеличение оборота малых и средних предприятий, улучшение технической оснащенности хозяйствующих субъектов, формирование эффективного взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с хозяйствующими субъектами субъектов Российской Федерации и зарубежными партнерами, развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация раздела 1 "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам" позволит:
обеспечить финансовую и материальную поддержку не менее чем 3000 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе более 800 – для ведения деятельности в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства, более 660 – на территории депрессивных муниципальных образований, не менее 250 субсидий – начинающим предпринимателям;
достигнуть роста оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую и материальную поддержку, в объеме не менее 7600 млн. рублей;
создать более 4000 новых рабочих мест;
обеспечить не менее 400 субъектов малого и среднего предпринимательства техникой и оборудованием на основе льготного лизинга (в том числе не менее 50 договоров лизинга при поручительстве открытого акционерного общества "Агентство кредитного обеспечения");
привлечь в сектор малого и среднего предпринимательства финансовые средства российских кредитных организаций, кредитных потребительских кооперативов с членством субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 4200 млн. рублей;
увеличить объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую и материальную поддержку, до 2100 млн. рублей;
обеспечить финансовую поддержку 290 субъектам малого предпринимательства, получившим средства для развития предпринимательской деятельности в потребительских кооперативах с членством субъектов малого предпринимательства, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и кредитных кооперативах граждан;
создать не менее 12 новых кредитных кооперативов.
Реализация раздела 2 "Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" позволит:
предоставить на безвозмездной основе представителям социально незащищенных слоев населения, молодежи и субъектам малого предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в течение первых двух лет, а также осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства и (или) на территориях депрессивных муниципальных образований, около 55 тысяч услуг в форме индивидуальных консультаций, обучения и организационных семинаров силами специалистов организаций муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
создать не менее пяти новых муниципальных организаций поддержки предпринимательства;
создать 5000 новых субъектов малого предпринимательства и более 7000 новых рабочих мест при поддержке организаций муниципальной инфраструктуры;
повысить доступность, качество и разнообразить виды услуг, оказываемых организациями муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства субъектам малого и среднего предпринимательства.
Реализация раздела 3 "Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки" позволит:
оказать содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции на внешние рынки не менее 750 субъектам малого и среднего предпринимательства;
принять участие в международных, межрегиональных и областных конкурсах, конференциях, выставочно-ярмарочных мероприятиях около 450 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Реализация раздела 4 "Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере малого и среднего предпринимательства" позволит:
создать не менее 17 центров коллективного доступа в Интернет для субъектов малого и среднего предпринимательства на базе муниципальных организаций поддержки предпринимательства;
расширить возможности доступа в Интернет субъектов малого и среднего предпринимательства;
развить навыки применения информационно-коммуникационных технологий субъектами малого и среднего предпринимательства.
Реализация раздела 5 "Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства" позволит:
улучшить предпринимательский климат в регионе;
оказать поддержку не менее чем 20 некоммерческим организациям субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация раздела 6 "Нормативно-правовое обеспечение долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" позволит сформировать нормативную базу для выполнения Программы.
Показатели экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели экономической, социальной и бюджетной
эффективности Программы
Показатели |
2009-2013 годы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Источник информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
1. Показатели экономической эффективности | |||||||||
1.1. Оборот малых и средних предприятий, млн. руб. |
1705000 |
221000 |
270000 |
329000 |
400000 |
485000 |
Территориаль-ный орган Федеральной службы государствен-ной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области | ||
1.2. Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринима-тельства, млн. руб.
|
53940 |
7325 |
8285 |
11300 |
12760 |
14270 |
Территориаль-ный орган Федеральной службы государствен-ной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области | ||
1.3. Количество вновь созданных субъектов малого предпринима-тельства, ед. |
5495 |
975 |
1030 |
1100 |
1170 |
1220 |
мониторинг реализации мероприятий Программы (комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребитель- ского рынка Ленинградской области, государствен-ное учреждение "Ленинградский областной центр поддержки предпринима-тельства") | ||
2. Показатели социальной эффективности | |||||||||
2.1. Количество новых рабочих мест, ед. в том числе:
в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства
на территории депрессивных муниципальных образований
|
11702
1486
6424 |
2180
262
1199 |
2264
278
1240 |
2338
300
1285 |
2424
316
1330 |
2496
330
1370 |
мониторинг реализации мероприятий Программы (комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребитель- ского рынка Ленинградской области, государствен-ное учреждение "Ленинградский областной центр поддержки предпринима-тельства") | ||
2.2. Количество граж- дан – представителей социально незащищен-ных слоев населения и молодежи, привлеченных в сферу малого предпринима-тельства при поддержке в форме субсидий, чел.
|
250 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
мониторинг реализации мероприятий Программы (комитет по развитию малого, сред-него бизнеса и потребитель- ского рынка Ленинградской области, государствен-ное учреждение "Ленинградский областной центр поддержки предпринима-тельства")
| ||
3. Показатели бюджетной эффективности | |||||||||
3.1. Прирост налоговых поступлений от субъек-тов малого и среднего предпринимательства, млн. руб. - всего в том числе: в федеральный бюджет и бюджеты государствен-ных внебюджетных фондов в консолидированный бюджет Ленинградской области – всего из них: в областной бюджет Ленинградской области в местные бюджеты |
1344,8
231,03
1113,85
570,71
543,14 |
87,17
16,1
71,07
37,16
33,91 |
175,26
31,75
143,51
74,6
68,91 |
258,1
43,94
214,16
109,48
104,68 |
359,95
61,09
298,86
152,64
146,22 |
464,4
78,15
386,25
196,83 |
администрации муниципальных образований, Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, мониторинг реализации мероприятий Программы
| ||
3.2. Объем налоговых поступлений от субъек-тов малого и среднего предпринимательства на один рубль средств государственной поддержки из областного бюджета Ленинградской области, руб. |
6,26 |
2,51 |
4,76 |
6,62 |
7,52 |
8,2 |
расчетные данные | ||
7. Участники Программы
Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы, представителем заказчика и координатором Программы является комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.
Основным соисполнителем Программы является государственное учреждение "Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства".
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области по мере необходимости проводит рабочие совещания с участием представителей органов исполнительной власти Ленинградской области.
На выполнение мероприятий Программы заключаются договоры (государственные контракты) между получателем бюджетных средств и исполнителем мероприятий Программы, определяющие взаимные права и обязанности, конкретные сроки исполнения и объемы финансирования каждого мероприятия.
8. Система управления и контроль
за выполнением Программы
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области – председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности.
Оперативный контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (далее – Комитет). Финансовый контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Комитет.
Комитет представляет ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области отчет о реализации мероприятий Программы, ежегодно – в Правительство Ленинградской области информацию о ходе реализации Программы.
Комитет обеспечивает информирование исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей о задачах Программы, положениях о конкурсах и результатах реализации Программы через средства массовой информации, официальный сайт Администрации Ленинградской области, информационные письма.
Для осуществления оперативного контроля за реализацией мероприятий Программы руководители организаций, участвующих в Программе, представляют ежеквартально в Комитет сведения о выполнении мероприятий Программы.
Оперативный контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется путем анализа представляемой исполнителями информации о проведении мероприятий программы, а также анализа данных органов государственной статистики.
Для осуществления финансового контроля за реализацией мероприятий Программы исполнитель мероприятий Программы по требованию Комитета представляет письменный финансовый отчет.