Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Долгосрочная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Заволжья на 2010 – 2012 годы»

Файлы

Приложение 5

к комплексному плану модернизации

моногорода Заволжья Нижегородской области


Паспорт

долгосрочной программы

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства

муниципального образования

г.Заволжья на 2010 – 2012 годы»

Наименование программы

Долгосрочная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства города Заволжья

на 2010-2012 годы (далее - программа)

Основание для
разработки программы

1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

3. Решение Думы г. Заволжья от 05.08.2009 № 106 «О проекте программы «Диверсификация экономики г. Заволжья»;

4. Решение Думы г. Заволжья от 21.10.2009 № 165 «Об основных направлениях по поддержке малого и среднего предпринимательства на 2009-2010 гг.»

Заказчик программы

Администрация муниципального образования
г. Заволжье

Цели и задачи программы

Цель программы: обеспечение устойчивого развития предпринимательства как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.

Задачи программы:

- формирование в городе благоприятной среды для развития предпринимательства;

- решение проблем занятости трудоспособного населения;

- насыщение рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств;

- достижение высокой конкурентоспособности местной продукции;

- сохранение и развитие имеющегося интеллектуального и инновационного потенциала;

- создание благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в городе, формирование среднего класса;

- повышение предпринимательской культуры населения;

- улучшение системы доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к необходимым ресурсам (земля, помещения, присоединение к электросетям/ газопроводам/тепловым и водоканальным сетям, оборудование, имущество);

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- диверсификация сфер деятельности (производство, строительство, здравоохранение, сельское хозяйство), устранение сложившихся диспропорций;

- развитие внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий, привлечение зарубежных инвестиций.

Сроки и этапы реализации

2010-2012гг.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Создание 388 ед. новых субъектов малого предпринимательства за период 2010-2012 г.г.;

Создание 1297 ед. новых рабочих места за период 2010-2012 г.г.

Объем и источники
финансирования
программы

Средства федерального бюджета, бюджета Нижегородской области, местного бюджета, внебюджетные средства* на общую сумму
287,88588 млн. руб., в том числе:

2010 г. – 96,60777 млн. руб.

2011 г. – 100,86253 млн. руб.

2012 г. – 90,41558 млн. руб.


Система организации контроля за ходом реализации Программы

Координация работ по реализации программы осуществляется администрациями города Заволжья и Городецкого района с участием Правительства Нижегородской области, представителей инфраструктуры поддержки малого бизнеса Городецкого района.

Постановление главы администрации
г. Заволжья от 11.11.2009 № 335 «О координационном совете в сфере потребительского рынка при администрации г. Заволжья».

По итогам реализации Программы подготавливаются отчеты за полугодие и по итогам года. Информация о ходе реализации мероприятий Программы публикуется в средствах массовой информации.

Термины и определения

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) - внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, определенным в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законе Нижегородской области № 171-З от 5 декабря 2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области».

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1.1. Анализ уровня социально – экономического развития г. Заволжья

Город Заволжье возник в 1950 году в связи со строительством Горьковской гидроэлектростанции.

Муниципальное образование город Заволжье расположен в западной части Городецкого муниципального района, на правом берегу реки Волги. Имеет границы с городом Городцом и пос. Первомайский Городецкого района, а также с Балахнинским и Чкаловским муниципальными районами.

Площадь г. Заволжья составляет 20,1 кв. км или 1,3% от площади района.

Расстояние от г. Заволжья до г. Н.Новгорода (областного центра) по автомагистрали составляет 60 км, реке Волге – 50 км, железной дороге - 59 км. Близость г. Заволжья к международному аэропорту – 65 км.

Город имеет развитую транспортную инфраструктуру:

- сеть автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием;

- трассу регионального значения «Шопша–Иваново–Н.Новгород»
(Р-152);

- железнодорожную ветку «Н.Новгород – Заволжье».

По состоянию на 1 января 2010 года численность постоянного населения города Заволжья составила 41,5 тыс. чел. или 44,7% от численности населения Городецкого района.

В 2009 году экономически активное население г.Заволжья составляло 23,1 тыс. человек, из них занятых в экономике – 21,3 тыс. человек. На предприятиях ЗМЗ-холдинга работало 9 тыс. человек, что составляло около 39% от экономически активного населения города.

По состоянию на 1 января 2010 года в органах службы занятости г. Заволжья зарегистрировано 1656 безработных, уровень безработицы составил 7,16% (на 01.01.2008 – 111 безработных и 0,47% соответственно), что является максимальным среди моногородов Нижегородской области.

Основу экономики г.Заволжья составляет промышленность – 88,3% по итогам 2009 года (в 2007 году – 93,3%). В структуре промышленного производства г.Заволжья в 2009 году основную долю продолжает занимать производство транспортных средств, представленное предприятиями ОАО «ЗМЗ» и ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» (производство гусеничных транспортеров-тягачей, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья) – 55,5% (в 2007 году – 75%).

Согласно критериям Министерства регионального развития РФ город Заволжье Городецкого района отнесен к моногородам.

В соответствии с критериями степени влияния кризиса, Заволжье относится к моногородам с высокой степенью влияния кризиса.

Сфера малого и среднего бизнеса города представлена 326 предприятиями, где работает 2 589 человек (11,2% от экономически активного населения города) и 778 индивидуальными предпринимателями. Основную долю малых предприятий в городе - 235 единиц составляют предприятия торговли, общественного питания и бытовых услуг (72,1% от общего числа предприятий малого и среднего бизнеса). В промышленности, строительстве доля малых предприятий незначительна.

Структура субъектов малого бизнеса

по видам экономической деятельности за 2009 г.

Настоящая Программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого предпринимательства ведется по выборке Нижегородстата, куда попадает лишь незначительная часть субъектов малого и среднего предпринимательства, что не позволяет составить представление о реальном состоянии дел в малом бизнесе.

Таким образом, анализ ситуации в малом и среднем предпринимательстве в настоящее время осуществляется по данным экспертной оценки.

Основные показатели деятельности малого предпринимательства

(по экспертной оценке) за 2008 – 2009 годы

Наименование показателя

Ед.

изм.

2008 год

2009 год

Количество малых предприятий

ед.

308

326

Численность индивидуальных предпринимателей

чел.

758

778

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ВСЕГО

тыс.ед.

1,066

1,104

Численность работников, занятых в сфере малого бизнеса

тыс.чел.

3,517

3,678

Доля занятых в малом предпринимательстве от численности экономически активного населения

%

15

15,9

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства субъектами малого бизнеса

млн. руб.

2004

1114

Доля малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженных товаров собственного производства

%

10,2

10,0

По экспертной оценке, количество субъектов малого предпринимательства к концу 2009 года увеличилось на 3,6% по сравнению с 2008 годом и составило 1104 ед. за счет роста на 5,8% числа малых предприятий и на 2,6% численности индивидуальных предпринимателей.

На территории города функционируют 6 кредитных организаций:

Волго-Вятский банк Сбербанка РФ;

ЗАО «Нижегородпромстройбанк»;

ОАО КБ «Эллипс банк»;

ОАО «НБД-банк»;

АКБ Саровбизнесбанк;

ФАКБ «Российский капитал» ОАО Нижегородский.

Несмотря на положительные моменты, достигнутые в развитии малого предпринимательства, этот важнейший сектор экономики до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие города, ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения.

1.2. Характеристика проблемы

В городе Заволжье, как и в целом в стране, существуют следующие проблемы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса:

- несовершенство нормативно-правовой базы по малому и среднему предпринимательству, требующей упрощения и оптимизация системы налогообложения, налоговый прессинг;

- отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а с другой - получить базовые знания;

- отсутствие реальной возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения;

- недостаточный уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;

- ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями.

- слабое использование субъектов малого и среднего предпринимательства для решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости населения.

Таким образом, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства позволит создать новую движущую силу экономического роста города Заволжья, провести диверсификацию экономики.

Необходимость разработки долгосрочной программы на период 2010 - 2012 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:

- сложившейся сложной социально-экономической ситуацией, связанной с падением уровня промышленного производства и ростом безработицы;

- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;

- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;

- имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах РФ.

Органам местного самоуправления города Заволжья необходимо обеспечить решение этих вопросов на своей территории с минимальными затратами финансовых и других ресурсов, с качественными и количественными результатами, позволяющими обеспечить сохранение стабильности и удовлетворение потребностей жителей города.

Настоящая программа направлена на решение актуальных вопросов развития малого и среднего предпринимательства в городе Заволжье.

1.3. Определение приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства

Сложившаяся в Заволжье традиционная структура экономики, зависящая от крупного промышленного предприятия машиностроения, должна быть изменена в сторону увеличения доли малого и среднего бизнеса. Этот сектор экономики должен создавать новые рабочие места и обслуживать значительную долю потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с существующими требованиями рынка. Малый и средний бизнес будет развиваться в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса, способствовать росту налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.

Учитывая социально-экономическую ситуацию, существующую структуру экономики города Заволжья, приоритеты в развитии предпринимательской деятельности определены для тех хозяйствующих субъектов, которые способствуют решению первоочередных социально-экономических проблем:

· производство конкурентоспособной и востребованной продукции промышленного производства;

· социальная сфера (здравоохранение, образование);

· жилищно-коммунальное хозяйство и внедрение энергосберегающих технологий;

· инновационная деятельность;

· оказание бытовых услуг населению.

·

1.4. Инвестиционный климат города

На инвестиционный климат города Заволжья оказывают влияние следующие факторы:

· выгодное экономико-географическое положение – близость к Нижнему Новгороду и крупным транспортным узлам, что определяет достаточно большой рынок сбыта продукции предприятий города, дает выход на информационные и инфраструктурные ресурсы;

· разнообразная транспортная доступность: железнодорожный и автомобильный пути;

· наличие высококвалифицированного трудового потенциала;

· наличие 33 инвестиционных площадок, в том числе 5 зеленых, 28 коричневых, под размещение производства 22 площадки;

· действуют все элементы непрерывного образования; население имеет возможность получить профессиональное образование любого уровня по месту жительства.

Кроме того, значительную роль на формирование инвестиционного климата в регионе в целом и в городе, в частности, оказывает ряд мер принимаемых Правительством Нижегородской области. Поддержка приоритетных проектов предполагает налоговые льготы, компенсацию части процентной ставки по кредитам, государственные гарантии, поддержка начинающих предпринимателей.

С 1 января 2009 года действует система налогообложения на основе патента, упрощающая процедуру налогового учета и отчетности и снижающая налоговую нагрузку.

На 2010 год для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, установлена налоговая ставка в размере 7%. Данная мера предусмотрена для социально значимых отраслей.

На уровне местного самоуправления определяются приоритетные направления поддержки малого бизнеса, ведется работа с конкретными проектами.

В настоящее время 37 нежилых помещений общей площадью 7829 м2 передано в аренду 25 субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» 11 субъектами малого предпринимательства реализовано преимущественное право на приобретение арендуемого имущества из муниципальной собственности.

В целях создания благоприятных условий для функционирования субъектов малого предпринимательства ОМСУ Городецкого района на протяжении двух лет значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности не повышается. В 2010 году увеличения по данному налогу также не планируется. Утверждены значения корректирующих понижающих коэффициентов за пользование объектами муниципального нежилого фонда к базовой ставке арендной платы.

Администрациями района и города каждому инвестору гарантирована информационная поддержка. Сведения о свободных промышленных и земельных участках, действующих программах, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в регионе, контактах размещены в свободном доступе на информационном портале Городецкого района http://www.gorodets.nnov.ru.

Реализация мероприятий программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства города Заволжья на 2010-2012 годы» будет способствовать развитию предпринимательской активности, позволит учесть мнения представителей предпринимательского сообщества при работе комиссий по распределению грантов и субсидий (планируется, что не менее 30% членов комиссий будут состоять из представителей субъектов малого бизнеса).

II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Заволжье является моногородом. Необходимо устранить диспропорции в экономике города, что недостижимо без развития предпринимательства.

Основная цель программы - обеспечение устойчивого развития предпринимательства как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, а также как одного из источников пополнения бюджета.

Общими целями Программы являются:

· содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории города;

· обеспечение занятости и развитие самозанятости населения;

· увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме производимой продукции предприятиями города Заволжья.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:

· создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

· оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);

· развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· достижение баланса интересов бизнеса и уровня налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

· финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

III. Перечень программных мероприятий

Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Программные мероприятия структурированы по следующим направлениям:

3.1. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования

Одним из основных направлений финансовой поддержки субъектам МСП является предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий в целях возмещения затрат, связанных с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг в части расходов на:

- уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях Нижегородской области;

- уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;

- технологическое присоединение к электрическим сетям (до 100 кВт).

В соответствии с реализацией государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства наблюдательным советом Внешэкономбанка утвержден порядок осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры ОАО «РосБР». На территории Нижегородской области имеются представительства 8 банков партнеров ОАО «РосБР», 2 из которых имеют представительство в г.Заволжье.

Одним из инструментов расширения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам предусмотрены программные мероприятия в части кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры ОАО «РосБР» в общей сумме кредитных ресурсов 120 млн. руб. до 2012 года.

В качестве поддержки начинающих субъектов МСП Программой предусмотрено предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий (грантов) на создание собственного бизнеса в целях возмещения расходов на обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии (франшизу) (паушальный взнос).

Также финансовая поддержка субъектов МСП может осуществляться через развитие микрофинансирования при посредничестве АНО «Городецкий центр развития малого бизнеса».

Порядок и условия оказания финансовой поддержки определены в приложении № 2 к настоящей Программе «Положение о муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства на территории города Заволжья».

Кроме того, для данных целей планируется:

- предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат на приобретение энергосберегающего оборудования;

- субсидирование первоначального взноса по лизинговым договорам.

В результате в конце 2012 года будет создано 388 новых субъекта МСП, выдано не менее 150 микрозаймов субъектам МСП ежегодно, предоставлено компенсаций не менее 20 субъектам малого предпринимательства в рамках субсидирования первоначального взноса по лизинговым договорам.

3.2. Имущественная поддержка предпринимательства в городе Заволжье

Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательств. При этом указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Порядок и условия оказания имущественной поддержки определены в приложении № 2 к настоящей Программе «Положение о муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства на территории города Заволжья».

Создание новых организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и развитие действующих призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам и создать условия для оперативного получения предпринимателями консультационной, методической и финансовой помощи на всей территории города.

Кроме того, необходимо вести работу по координации деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в целях эффективности их работы.

В городе создан Координационный совет в сфере потребительского рынка при администрации муниципального образования г. Заволжья. Строительством в 2010 году бизнес-инкубатора будет продолжено развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышение качества инфраструктурного обеспечения.

Предполагаемое место строительства – зелёная площадка на ул. Рождественская. Данный участок земли находится в муниципальной собственности.

На создание и функционирование бизнес-инкубатора за период реализации Программы планируется направить из различных уровней бюджета 59,2 млн.руб. В результате реализации проекта в бизнес-инкубаторе будет создано 55 оборудованных рабочих мест, что позволит разместить порядка 20 вновь созданных субъектов малого предпринимательства.

Планируется создать бизнес-инкубатор смешанного типа, в котором на приоритетных началах будут размещаться производственные и инновационные компании. Предположительно на данных предприятиях будут работать бывшие работники ЗМЗ-холдинга, так или иначе связанные своим предыдущим местом работы и занимаемыми должностями с промышленным производством. В помещениях бизнес-инкубатора планируется разместить офисные помещения, переговорные комнаты, конференц-зал и другие помещения, не связанные с производственной деятельностью предприятий-резидентов.

Целью деятельности бизнес-инкубатора является предоставление материально-технической базы, оказание информационной поддержки размещаемым на его площадях вновь созданным предприятиям, обеспечение комплексности предоставляемых предпринимателям услуг, повышение уровня профессионализма персонала, работающего в этих организациях.

Задачи бизнес-инкубатора:

- создание дополнительных рабочих мест;

- обеспечение лучших организационно-финансовых условий для реализации проектов, направленных на коммерциализацию научно-исследовательских разработок и реализацию научно-технических проектов;

- формирование инфраструктуры, ориентированной на развитие малого и среднего наукоемкого и инновационного промышленного предпринимательства;

- развитие правовых и нормативных регуляторов деятельности малых и средних предприятий;

- увеличение поступлений в бюджет за счет создания новых компаний-налогоплательщиков.

В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам городской инфраструктуры необходимо:

- сформировать перечень муниципального имущества (в том числе земельных участков), предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (имущество, включенное в перечень, может быть использовано как залоговый фонд для привлечения кредитных ресурсов на финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства);

- усовершенствовать порядок передачи муниципального имущества в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства города Заволжья по льготным ставкам арендной платы.

3.3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять через реализацию следующих мероприятий:

- организация и проведение семинаров, конференций для малого и среднего предпринимательства;

- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации;

- организация работы «Школы молодежного предпринимательства». Создание кружков по интересам для старших школьников;

- предоставление на конкурсной основе организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства на территории города (семинары, конференции, «круглые столы», тематические выставки, ярмарки).

В результате планируется обучение как минимум 367 человек на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации для малого и среднего предпринимательства.

3.4. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Консультационная и информационная поддержка субъектам МСП осуществляется через оказание скорой правовой и консультационной помощи предпринимателям, а также приема жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов.

Консультационную и информационную поддержку оказывает АНО «Городецкий центр развития малого бизнеса».

Консультационную и информационную поддержку планируется осуществлять через реализацию следующих мероприятий:

- создание, продвижение и сопровождение городского сайта «Средний и малый бизнес города Заволжья»;

- размещение информационных статей для субъектов малого и среднего предпринимательства о возможностях Заволжья в СМИ;

- разработка и изготовление информационных материалов для субъектов малого и среднего предпринимательства города Заволжье;

- выпуск публикаций в печатных изданиях Заволжья и телевизионных передач о предпринимательстве в Заволжье;

- проведение маркетинговых исследований в сфере малого и среднего предпринимательства;

- проведение мониторинга и анализа развития малого и среднего бизнеса.

Порядок и условия оказания консультационной и информационной поддержки определены в приложении № 2 к настоящей Программе «Положение о муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства на территории города Заволжья».

3.5. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности

Развитие предпринимательской инициативы, пропаганда предпринимательства, являясь одной из составляющих создания положительного имиджа предпринимательства, осуществляются в рамках реализации Программы путем проведения следующих мероприятий:

- организация и проведение конкурсов на лучший молодежный проект; инновационный проект; профессиональное мастерство в сфере торговли и услуг;

- организация и проведение профессиональных конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства;

- выпуск тематических статей о предпринимательстве в местных средствах массовой информации.

Планируется проведение конкурсов среди бизнес-проектов по разным номинациям («Лучший проект», «Лучший предприниматель», «Прорыв года»). Проведение конкурсов планируется по следующим направлениям:

· обрабатывающие производства;

· пищевая промышленность;

· производство строительных материалов;

· сфера бытовых услуг;

· жилищно-коммунальное хозяйство и внедрение энергосберегающих технологий.

3.6. Рекламно-выставочная деятельность

Данный блок мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности субъектов МСП, продвижение продукции субъектов МСП, предусматривает деловые миссии в другие регионы, в т.ч.:

- организацию и проведение презентационных встреч и иных мероприятий с потенциальными инвесторами, способствующих развитию и привлечению инвестиций в предпринимательство;

- подготовку выставочной экспозиции потенциала города Заволжья;

- субсидирование расходов на участие в зарубежных и российских выставках, форумах;

- субсидирование расходов на изготовление выставочной экспозиции.

В результате будут:

- подготовлены выставочные стенды субъектов малого и среднего предпринимательства, для участия в ярмарках, выставках в других регионах РФ;

- организовано участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности с целью развития межрегиональных и международных контактов;

- организованы и проведены презентационные встречи и иные мероприятия с потенциальными инвесторами, способствующие развитию и привлечению инвестиций в предпринимательство.

3.7. Поддержка приоритетных направлений

Программой предусматривается поддержка субъектов МСП по следующим направлениям:

· обрабатывающие производства;

· пищевая промышленность;

· производство строительных материалов;

· полиграфическое производство;

· медицина и здравоохранение;

· сфера бытовых услуг;

· туризм и отдых;

· жилищно-коммунальное хозяйство и внедрение энергосберегающих технологий.

Мероприятия данного направления предполагают создание бизнес кейсов по приоритетным направлениям.

При разработке программы проанализированы и учтены перспективы развития действующих малых предприятий и открытия новых производств.

Основные инвестиционные проекты

в сфере малого бизнеса, планируемые к реализации в рамках программы

Наименование инвестиционного проекта

Создание новых рабочих мест

Организация производства по глубокой переработке картофеля

50

Строительство завода по производству бутилированной воды, обогащенной полезными природными элементами

60

Организация производства по переработке автомобильных шин

39

Расширение действующего мебельного производства

100

Оказание услуг при ремонте и строительстве жилья

30

Организация производства печатной продукции (полиграфическая деятельность)

20

Расширение действующего производства строительных материалов (теплоизоляционных плит из пенополистирола)

15

Оказание услуг грузового транспорта

10

Оказание услуг такси

5

Проект по организации деятельности с использованием вычислительной техники и информационных технологий

40

Оказание услуг по ремонту часов и ювелирных изделий

2

Создание ателье по пошиву и ремонту швейных, трикотажных изделий

5

Предприятие по оказанию коммунальных услуг

10

Организация производства кондитерских изделий

30

Оказание услуг по организации въездного туризма

5

Реконструкция здания и создание офисного центра

120

Реализация данных проектов предусматривает увеличение объемов производства, выход предприятий на новые рынки сбыта с конкурентоспособной продукцией.

Планируются к реализации мероприятия направленные на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении №1.

IV. Целевые индикаторы и показатели

Целевые показатели, используемые в рамках реализации Программы, отражают развитие исключительно субъектов малого предпринимательства. Данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в Нижегородской области, в настоящее время отсутствуют.

Целевые индикаторы и показатели

№ п/п

Наименование индикаторов и показателей

2009

факт

2010

План

2011

план

2012

план

2012г. к уровню 2010г., %

1.

Количество субъектов МСП, ед.

в том числе ИП, ед.

1104

778

1110

780

1304

864

1498

944

135

2.

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения города

7,9

8

10,6

13,5

3.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, %

15,9

16,1

19,0

21,8

4.

Среднесписочная численность работников, занятых в сфере МСП, чел.

в том числе, работающих у ИП, чел..

3678

311

3708

316

4356

364

5005

467

135

5.

Доля оборота субъектов МСП, занятых в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство), % от общего оборота в городе

10,0

10,8

18,4

28

6.

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, считающих недвижимость доступной (опросный показатель), %

34,00

48,00

62,00

77,00

7.

Количество субъектов МСП, получивших господдержку, ед./% от общего количества субъектов МСП

1/0,09

107/9,6

130/10

157/10,5

8.

Количество прошедших обучение (по всем видам обучения), финансируемого с использованием средств Программы.

0

135

116

116

9.

Количество выданных разрешений на строительство, шт.

21

20

18

17

10.

Количество земельных участков в границах муниципального образования предоставленных субъектам МСП

27

27

28

30

11.

Привлекательность ведения бизнеса в городе (опросный показатель), %

26

27

29

30

* включая общесистемные мероприятия (приложение 1 к программе) и мероприятия ООО «Ряд», ООО «Санда», ООО «Заволжская мебельная компания», ООО «Городецкие источники», учтенных в разделах по развитию промышленности, агропромышленного комплекса.

V. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах и источники их покрытия определены в соответствии с выбранными направлениями развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, внебюджетных источников, средств различных фондов, других, не запрещенных законодательством источников.

Объем финансирования мероприятий за счет средств бюджетов может уточняться.

Отбор исполнителей мероприятий и инвестиционных проектов будет осуществляться на конкурсной основе.

VI. Механизм реализации программы

Управление программой - это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.

Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Исполнитель Программы несет ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.

Главными распорядителями бюджетных средств на выполнение мероприятий программы является администрация города Заволжья.

Координация работ по реализации программы осуществляется администрациями города Заволжья и Городецкого района с участием отраслевых министерств, представителей инфраструктуры поддержки предпринимательства и других заинтересованных сторон.

Контроль за исполнением Программы и подготовку сводного отчета о реализации Программы осуществляет администрация г. Заволжья в лице отдела по делам промышленности, предпринимательства и торговли.

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Нижегородской области и администрацией г.Заволжья. Информация о ходе реализации мероприятий Программы публикуется в средствах массовой информации.

Контроль за использованием бюджетных средств осуществляет управление финансов администрации Городецкого района.

VII. Оценка предполагаемой социально-экономической эффективности в результате реализации программы

Оценка показателей до 2012г. составлена к базе 2010г. по экспертной оценке.

В результате успешной реализации программы за период 2010-2012 годы будут достигнуты следующие основные показатели деятельности малых предприятий:

- создано около 1297 новых рабочих места;

- общее количество субъектов малого предпринимательства увеличится на 35,0% и составит более 1,49 тыс. единиц в 2012 г.,

- среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях увеличится до 5,0 тыс. чел. в 2012 году.



* До 2012 года планируется привлечь для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства
через банки-партнеры ОАО «РосБР» кредитных ресурсов на сумму 120 млн. руб.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости