Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006 – 2010 годы

Утверждена

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 16 декабря 2005 года № 315

Комплексная целевая программа

развития малого предпринимательства в Нижегородской области

на 2006 – 2010 годы

ПАСПОРТ

Комплексной целевой программы

развития малого предпринимательства в Нижегородской области

на 2006 – 2010 годы

Наименование Программы

Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006 -2010 годы.

Основания разработки Программы

Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Закон Нижегородской области от 9 декабря 1997 года № 99-З «О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области»

Государственныйзаказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Министерство поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области во взаимодействии с государственным учреждением «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области».

Цель Программы

Оптимизация системы государственной поддержки предпринимательства и обеспечение условий развития малого бизнеса в качестве одного из источников формирования областного и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения.

Задачи Программы

Совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности и ее государственной поддержки;

устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства;

разработка и внедрение прогрессивных кредитно–финансовых и инвестиционных механизмов;

организация системного обучения и консалтинга в сфере малого предпринимательства;

обеспечение поддержки начинающих предпринимателей;

содействие созданию и поддержка субъектов малого предпринимательства, предоставляющих бытовые услуги;

развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания, развитие конкуренции на рынке бытовых услуг;

развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;

продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на межрегиональный и международный рынок, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;

развитие взаимодействия субъектов малого предпринимательства, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности.

Основные направления реализации Программы

Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства.

Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере.

Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства.

Реализация целевых областных и муниципальных программ.

Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения.

Исполнители мероприятий Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области во взаимодействии с:

министерством финансов Нижегородской области;

министерством промышленности и инноваций Нижегородской области;

министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;

департаментом государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

департаментом образования Нижегородской области;

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (по согласованию);

Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (по согласованию);

Главным Управлением Банка России по Нижегородской области (по согласованию);

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию);

государственным учреждением «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области» (по согласованию);

Торгово-промышленной палатой Нижегородской области (по согласованию);

Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей (по согласованию);

государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного универ-ситета (по согласованию);

государственным учреждением высшего профес-сионального образования Нижегородский коммерческий институт (по согласованию);

Волго-Вятским филиалом Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (по согласованию);

Нижегородским институтом менеджмента и бизнеса (по согласованию);

Региональной общественной организацией «Нижегородский женский союз» (по согласованию);

Нижегородским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (по согласованию);

Нижегородской областной организацией Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (профсоюз жизнеобеспечения») (по согласованию)

Нижегородским региональным отделением общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (по согласованию);

открытым акционерным обществом «Облбытсервис» (по согласованию);

обществом с ограниченной ответственностью «Центр развития предпринимательства Нижегородской области» (по согласованию)

Срок реализации Программы

2006 - 2010 годы

Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы

Предполагаемые источники финансирования Программы:

- средства областного бюджета;

- средства федерального бюджета, предоставляемые на конкурсной основе и на условиях софинансирования бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации;

- средства внебюджетных источников, предоставляемые субъектам малого предпринимательства кредитными организациями, в том числе на условиях льготного кредитования с компенсацией части процентной ставки за счет средств областного бюджета, лизинговыми компаниями (при условии участия субъектов малого предпринимательства в реализации Программы).

Предполагаемые объемы финансирования Программы за счет средств всех предполагаемых источников финансирования за весь период реализации Программы – 2402,02 млн. рублей, в том числе:

- средства областного бюджета – 239,6 млн. рублей (объемы финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год):

2006 год – 40,0 млн. рублей,

2007 год – 44,0 млн. рублей,

2008 год – 48,0 млн. рублей,

2009 год – 52,0 млн. рублей,

2010 год – 55,6 млн. рублей;

- средства федерального бюджета – 15,0 млн. рублей:

2006 год – 15,0 млн. рублей,

- ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае проведения соответствующего конкурса, планируемый объем ассигнований из федерального бюджета составляет не менее 15,0 млн. рублей ежегодно,

- средства внебюджетных источников – 2147,42 млн. рублей:

2006 год – 358,5 млн. рублей,

2007 год – 394,35 млн. рублей,

2008 год – 430,2 млн. рублей,

2009 год – 466,05 млн. рублей,

2010 год – 498,32 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание целостной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, оказывающей субъектам малого предпринимательства Нижегородской области широкий спектр финансово-кредитной поддержки, информа-ционных, образовательных, консалтинговых и лизинговых услуг.

Увеличение доли занятых в сфере малого бизнеса. Прогнозом на 2010 год предусматривается рост количества малых предприятий на 19% к уровню 2005 года, при этом рост среднесписочной численности занятых в сфере малого бизнеса составит 134%.

Увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Нижегородской области по всем видам налогов с 4541,3 в 2005 году до 9454,8 млн. рублей в 2010 году.

К концу 2010 года планируется получить отгруженной продукции в сумме 80116 млн. рублей (175% к уровню 2005 года).

Система управления и контроля за реализацией Программы

Оперативное управление реализацией Программы осуществляется министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, контроль за реализацией Программы - Правительством Нижегородской области.


1. Содержание проблемы

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующим цели экономических реформ в России - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.

Факторы, определяющие особую роль малого предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:

- энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;

- развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей политической силой гражданского общества;

- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;

- наличие со стороны сектора малого бизнеса большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе;

- массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее – Нижегородстат), на 1 января 2005 года в Нижегородской области действовало 19,4 тысячи малых предприятий и более 72 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Отраслевая структура малых предприятий представлена на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Диаграмма 1.png

По данным на 1 января 2005 года, на малых предприятиях Нижегородской области было занято 279,1 тысяч человек (в том числе работников списочного состава без внешних совместителей – 252,4 тыс.чел.), что на 44,3 тысячи человек, или на 15,9 %, больше, чем в 2003 году, с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников численность занятых в сфере малого предпринимательства на 1 января 2005 года составила 470 тысяч человек, или около 27 % населения, занятого в отраслях экономики Нижегородской области.

В 2004 году малыми предприятиями было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму более 62,1 млрд. рублей, что составило 15,5 % от общего объема производства по Нижегородской области.

Данные об объеме произведенной продукции (товаров, работ, услуг) малыми предприятиями в разрезе отраслей экономики представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Диаграмма 2.png

Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого бизнеса в основной капитал, в 2004 году составил 5,4 млрд. рублей, что в 5 раз больше, чем в 2003 году.

Существенный вклад вносят субъекты малого предпринимательства в экономику муниципальных образований Нижегородской области. В частности, доля налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в собственных доходах местного бюджета в Богородском, Варнавинском, Воскресенском районах Нижегородской области превышает 15 %.

Доля занятых в малом предпринимательстве от общего количества занятых в экономике муниципальных образований составляет более 25 % в Арзамасском, Балахнинском, Богородском, Борском, Варнавинском, Воскресенском, Ковернинском, Семеновском, Шахунском и Уренском районах Нижегородской области.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, численность занятых на малых предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли и общественного питания. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля малых предприятий незначительна.

Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства, по-прежнему остаются:

несовершенство и нестабильность нормативного правового регулирования;

административные барьеры;

низкая эффективность реализации антимонопольного законодательства;

недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях Нижегородской области;

недостаточная эффективность функционирования областной системы обучения и консультирования малого бизнеса;

недоступность финансовых ресурсов;

недостаточно полная и всесторонняя информация об использовании и техническом состоянии объектов недвижимости, в том числе имеющихся излишних производственных площадей, а так же движимого имущества, высвобождаемых в ходе структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;

действия криминальных структур;

недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.

Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

В государственном регулировании нуждается и сфера бытового обслуживания населения, являющаяся социально-значимым сектором экономики.

В настоящее время в сфере бытового обслуживания действует около 4200 организаций различных форм собственности, на которых занято (с учетом индивидуальных предпринимателей) более 30 тысяч человек.

Удельный вес малого предпринимательства в общем объеме бытовых услуг составляет 82,4%.

Последние три года объемы предоставленных бытовых услуг в денежном выражении сокращаются. В 2004 году, по данным Нижегородстата, было оказано услуг бытового характера на сумму 2,05 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 14,1 % меньше соответствующего периода прошлого года.

Уровень потребления бытовых услуг в расчете на 1 жителя области в 2004 году составил в среднем 587,2 руб. в месяц. По данному показателю Нижегородская область находится на последнем месте среди регионов Приволжского федерального округа.

В структуре бытовых услуг наибольшие доли занимают: ремонт и строительство жилья – 21,7 %, ремонт транспортных средств – 17,3 %, ремонт бытовой техники – 12,9 %. Этими услугами в основном пользуются граждане с высоким уровнем доходов.

Уровень обеспеченности жителей Нижегородской области бытовыми услугами недостаточен. В некоторых муниципальных районах слабо развиты или вообще отсутствуют специализированные предприятия, оказывающие бытовые услуги первой необходимости (ремонт и пошив обуви, одежды, прокат, парикмахерские, ритуальные, фотоуслуги, ремонт и техническое обслуживание теле – радиоаппаратуры). Слабо развит рынок услуг химчистки, прачечных, отсутствуют прачечные индивидуальной стирки белья (мини-прачечные), прачечные самообслуживания. Из-за отсутствия приемных пунктов сельское население часто лишено возможности получать самые необходимые виды услуг.

Проблемами, сдерживающими развитие бытового обслуживания населения, являются:

- несовершенство нормативного правового регулирования деятельности в сфере бытового обслуживания населения;

- низкий уровень рентабельности;

- высокие тарифы по аренде помещений и оплате тепловой и электрической энергии;

- недостаток собственных оборотных средств и низкая стоимость основных фондов;

- недоступность получения кредитных ресурсов для развития;

- отсутствие маркетинговых исследований рынка услуг;

- недостаток квалифицированных кадров;

- сложности с предоставлением услуг в отдаленных населенных пунктах.

Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Нижегородской области возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на среднесрочную перспективу является Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы (далее - Программа).

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития малого предпринимательства в Нижегородской области на основе расширения инфраструктуры поддержки.

2. Цель и задачи Программы.

Направления реализации программных мероприятий.

Целью Программы является оптимизация системы государственной поддержки предпринимательства и обеспечение условий развития малого бизнеса в качестве одного из источников формирования областного и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения.

Комплекс мероприятий Программы, с одной стороны, базируется на результатах реализации программ поддержки предпринимательства в Нижегородской области предшествующих периодов и продолжает реализацию начатых проектов, а с другой, - ставит новые задачи.

Задачи Программы:

совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности и ее государственной поддержки;

устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства;

разработка и внедрение прогрессивных кредитно-финансовых и инвестиционных механизмов;

организация системного обучения и консалтинга в сфере малого предпринимательства;

обеспечение поддержки начинающих предпринимателей;

содействие созданию и поддержка субъектов малого предпринимательства, предоставляющих бытовые услуги;

развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания, развитие конкуренции на рынке бытовых услуг;

развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;

продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на межрегиональный и международный рынок, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;

развитие взаимодействия субъектов малого предпринимательства, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности.

Задачи решаются по следующим направлениям:

1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства.

2. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства.

3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

4. Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере.

5. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства.

6. Реализация целевых областных и муниципальных программ.

7. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения.

Мероприятия по первому направлению – «Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства» предусматривают совершенствование нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности, устранение излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства, формирование положительного имиджа малого предпринимательства в обществе, содействие деятельности общественных организаций.

В рамках второго направления – «Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства» планируется осуществить мероприятия по развитию системы гарантий субъектам малого предпринимательства при получении кредита, реализации проекта «Гарантийный Фонд», кредитования центров развития малого предпринимательства в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области для микрокредитования субъектов малого предпринимательства, организации льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческих банках с компенсацией части процентной ставки из областного бюджета. Планируется создание франчайзинговых и аутсорсинговых схем взаимодействия крупных компаний и субъектов малого предпринимательства, передача в арендное пользование свободных площадей и мощностей объектов областной собственности.

По третьему направлению – «Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства» планируется совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечение информационной и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства по их участию в выставках и ярмарках, создание единой системы обучения и подготовки кадров в сфере малого предпринимательства.

Важное значение придается четвертому направлению – «Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере», включающему блок мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций. Планируется создание и поддержка областного бизнес-инкубатора инновационной направленности, создание сети бизнес-инкубаторов в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области. Предусматривается организация семинаров, «круглых столов», конференций по проблемам малого предпринимательства в инновационной сфере, создание базы данных малых предприятий инновационной направленности.

По пятому направлению - «Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства» предусмотрены мероприятия по совершенствованию системы экономико-статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства: организация и проведение обследований субъектов малого предпринимательства (по видам экономической деятельности) с целью формирования объективной информации о состоянии малого предпринимательства в Нижегородской области и выработки механизмов более эффективной поддержки. Планируется проведение информационных семинаров, «круглых столов» с предпринимателями, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления по актуальным вопросам поддержки и развития предпринимательства, осуществление информационного обмена опытом по поддержке малого предпринимательства с другими субъектами Российской Федерации.

По шестому направлению Программы – «Реализация целевых областных и муниципальных программ» основными мероприятиями являются разработка проектов областных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на последующие периоды и выработка концепции развития предпринимательства в Нижегородской области, что предполагает внедрение передового опыта муниципальных образований Нижегородской области и других субъектов Российской Федерации, организацию взаимодействия с органами местного самоуправления в части формирования и реализации программ поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Нижегородской области, содействие в реализации ведомственных программ развития малого предпринимательства в отраслях экономики.

В рамках седьмого направления Программы - «Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения» предполагается реализовать следующие мероприятия:

- разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное развитие сферы бытового обслуживания населения;

- информационно-аналитическое обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения;

- развитие инфраструктуры сферы бытового обслуживания населения;

- проведение фестивалей, конкурсов по видам бытовых услуг.

3. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы - это система скоординированных по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Структура Программы представлена семью направлениями развития малого предпринимательства и включает мероприятия по ее реализации, что обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех участников Программы.

Главными приоритетами государственной политики по поддержке предпринимательства в Нижегородской области на предстоящий период станут:

обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на развитие малого бизнеса;

гласность и публичная отчетность об использовании бюджетных средств, выделенных на поддержку малого предпринимательства, о деятельности объектов инфраструктуры поддержки.

Оперативное управление и межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, а также в пределах компетенции - субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляет министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области утверждает ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их содержание до ответственных исполнителей, готовит отчеты о ходе выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую работу.

Информация о финансировании и итогах реализации Программы направляется министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в министерство экономики Нижегородской области для реализации полномочий по мониторингу реализации областных целевых программ в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2003 года № 343 «Об утверждении Положения о порядке формирования Реестра и Перечня целевых программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета».

Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Правительство Нижегородской области.

4. Срок реализации Программы

Срок реализации Программы - 2006 – 2010 годы.

В течение 2006 - 2007 годов предполагается сконцентрировать усилия участников Программы и финансовые ресурсы на завершение формирования целостной системы, обеспечивающей развитие малого бизнеса в Нижегородской области, в первую очередь, на:

развитие имеющихся и внедрение новых кредитно-финансовых технологий и имущественную поддержку малого бизнеса;

дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Нижегородской области.

В течение 2008 - 2010 годов на основе реализованных мероприятий планируется увеличение числа малых предприятий, рост доли малого бизнеса в общем объеме производства выпускаемой продукции и оказываемых услуг за счет повышения эффективности их деятельности.

В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит сформировать широкий слой малых предприятий и предпринимателей, существенно влияющий на социально-экономическое развитие Нижегородской области.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Предполагаемые источники финансирования Программы:

- средства областного бюджета;

- средства федерального бюджета, предоставляемые на конкурсной основе и на условиях софинансирования бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации;

- средства внебюджетных источников, предоставляемые субъектам малого предпринимательства кредитными организациями, в том числе на условиях льготного кредитования с компенсацией части процентной ставки за счет средств областного бюджета, лизинговыми компаниями (при условии участия субъектов малого предпринимательства в реализации Программы).

Предполагаемые объемы финансирования Программы за счет средств всех предполагаемых источников финансирования за весь период реализации Программы – 2402,02 млн. рублей, в том числе:

- средства областного бюджета – 239,6 млн. рублей (объемы финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год):

2006 год – 40,0 млн. рублей,

2007 год – 44,0 млн. рублей,

2008 год – 48,0 млн. рублей,

2009 год – 52,0 млн. рублей,

2010 год – 55,6 млн. рублей;

- средства федерального бюджета – 15,0 млн. рублей:

2006 год – 15,0 млн. рублей,

- ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае проведения соответствующего конкурса, планируемый объем ассигнований из федерального бюджета составляет не менее 15,0 млн. рублей ежегодно,

- средства внебюджетных источников – 2147,42 млн. рублей:

2006 год – 358,5 млн. рублей,

2007 год – 394,35 млн. рублей,

2008 год – 430,2 млн. рублей,

2009 год – 466,05 млн. рублей,

2010 год – 498,32 млн. рублей.

Информация о распределении предполагаемых объемов финансирования по предполагаемым источникам финансирования, годам и направлениям реализации Программы представлена в таблице «Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы».

Основой финансового обеспечения мероприятий Программы в течение всего периода их реализации является выделение средств областного бюджета в соответствии с Законом Нижегородской области от 9 декабря 1997 года № 99-З

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской области».

Предоставление средств федеральным бюджетом и внебюджетными источниками (в части кредитования субъектов малого предпринимательства банками на условиях компенсации части процентной ставки из областного бюджета), а также объемы финансирования находятся в прямой зависимости от выделения средств и объемов финансирования, предоставляемых на реализацию Программы областным бюджетом.


Таблица. Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы.

Основные направления реализации Программы

2006 год,

млн. руб.

2007 год,

млн. руб.

2008 год,

млн. руб.

2009 год,

млн. руб.

2010 год,

млн. руб.

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

Бюджетные

средства

Внебюд -жетные средства

Бюджетные

средства

Внебюд - жетные средства

Бюджетные

средства

Внебюд - жетные средства

областной

бюджет

федеральный

бюджет

областной

бюджет

федеральный

бюджет

областной

бюджет

федеральный

бюджет

областной

бюджет

федеральный

бюджет

областной

бюджет

федеральный

бюджет

1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства

24,1

-

358,5

26,51

-

394,35

28,92

-

430,2

31,33

-

466,05

33,5

-

498,32

3.Развитие инфраструктуры поддержки малого предприни-мательства

0,9

-

-

0,99

-

-

1,08

-

-

1,17

-

-

1,25

-

-

4. Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере

15

15

-

16,5

-

-

18

-

-

19,5

-

-

20,85

-

-

5. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6. Реализация целевых областных и муниципальных программ

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего:

40,00

15

358,5

44,00

-

394,35

48,00

-

430,2

52,00

-

466,05

55,60

-

498,32

Итого:

413,50

438,35

478,20

518,05

553,92

Итого по Программе за период ее реализации общий предполагаемый объем финансирования – 2402,02 млн. рублей.

6. Оценка эффективности программных мероприятий

В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:

увеличение числа рабочих мест за счет расширения производства на действующих и создания новых малых предприятий, обеспечение занятости социально незащищенных слоев населения;

увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание условий для выхода малого бизнеса из сферы «теневой» экономики;

оказание содействия субъектам малого предпринимательства в предоставлении находящегося в государственной и муниципальной собственности имущества с целью увеличения отдачи от его использования;

формирование правовой среды и механизмов, обеспечивающих защиту имущественных и других прав субъектов малого предпринимательства, устранение административных барьеров;

развитие обучающих, консультационных, финансовых и других объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

создание единой областной системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

формирование системы общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей;

привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций в сектор малого предпринимательства;

изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения производства товаров и услуг.

В результате реализации мероприятий Программы предполагается достичь следующих показателей: см. Таблицу.

Показатели

Ед. изм.

Оценка

2005 г.

Прогноз

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Количество малых предприятий, всего

единиц

20714

21439

22189

22966

23770

24602

Среднесписочная численность работников (без внешних совмести-телей) по малым предприятиям, всего

тыс.чел.

276,7

293,3

310,9

329,6

349,3

370,3

Объем отгруженных товаров собственного производства малыми предприятиями

млн.руб.

45672

52023

58552

65166

72392

80116

Налоговые поступления от малого предпри-нимательства в консо-лидированный бюджет области

млн.руб.

4541,3

5222,5

6005,9

6906,8

8081

9454,8

Показатели количества малых предприятий и среднесписочная численность работников малых предприятий рассчитаны на основе прогноза социально – экономического развития Нижегородской области с учетом сложившихся тенденций развития прошлых лет и фактических данных за 9 месяцев 2005 года. Прогнозом на 2010 год предусматривается рост количества малых предприятий на 19% к уровню 2005 года, при этом рост среднесписочной численности занятых в сфере малого предпринимательства составит 134%.

Объем отгруженных товаров собственного производства малыми предприятиями рассчитан на основании фактических данных за 9 месяцев 2005 года и параметров прогноза социально-экономического развития Нижегородской области. К концу 2010 года планируется получить отгруженной продукции в сумме 80116 млн. рублей (175% к уровню 2005 года).

Прогноз суммы налоговых поступлений от малого предпринимательства в консолидированный бюджет Нижегородской области рассчитан с учетом темпов роста налоговых доходов во все уровни консолидированного бюджета (по предварительным расчетам министерства экономики Нижегородской области).

Предполагаемая структура малого предпринимательства к концу 2010 года (по новой системе классификации ОКВЭД):

обрабатывающие производства

- 25 %;

строительство

- 15 %;

торговля (оптовая, розничная, услуги по

ремонту автотранспортных средств,

бытовых изделий)

- 30 %;

другие виды деятельности (услуг)

- 30 %.

7. Система управления и контроля за реализацией Программы

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы – Правительство Нижегородской области.

8. План мероприятий по реализации Программы

Основные направления и мероприятия по реализации Программы

Ожидаемый результат

Исполни-

тели*

Предполагаемые источники и объемы финансирования, млн. руб.

Всего

2006

2007

2008

2009

2010

Бюджетные

средства

Внебюджетные

источ-

ники

Бюджетные

средства

Внебюджетные

источ-

ники

Бюджетные

средства

Внебюджетные

источ-

ники

Бюджетные

средства

Внебюджетные

источ-

ники

Бюджет-ные

средства

Внебюджетные

источ-

ники

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Областной бюджет

федеральный бюджет

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Федеральный бюджет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

2006-2010 годы

2402,02

413,50

438,35

478,20

518,05

553,92

1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства

1.1. Совершенствование нормативной правовой базы

Формирование прозрачной, понятной и исполняемой нормативной правовой базы по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и ее государственной поддержки (в пределах компетенции субъекта Российской Федерации)

МПРМП во взаимодействии с иными исполнителями Программы

1.1.1. Разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства (проекты нормативных актов Российской Федерации и Нижегородской области)

Упрощение системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

МПРМП во взаимодействии с Нижегород-статом, Нижегородским УФАС

России, НРО «ОПОРА РОССИИ», ТПП НО, РОО «НЖС», НАПП, НКИ, РГУИТП

1.1.2. Разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации на территории Нижегородской области Федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государ-ственного контроля»

Упрощение (в пределах компетенции субъекта Российской Федерации) порядка лицензирования отдельных видов деятельности.

Оптимизация системы государственного контроля над предпринима-тельской деятельностью, защита прав и законных интересов предпринимателей

МПРМП, НРО «ОПОРА РОССИИ» Нижегородстат, Нижегородское УФАС

России, ТПП НО, НАПП, РОО «НЖС»

1.1.3. Разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам земельных отношений, относящимся к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Оптимизация системы земельных отношений при аренде и купле-продаже земельных участков.

МПРМП, ДГИиЗР во взаимодействии с Нижегород-ским УФАС

России, НРО «ОПОРА РОССИИ», РОО «НЖС»

1.1.4. Анализ и разработка предложений по нормативно-правовому обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в муниципальных и областном заказах

Содействие участию субъектов малого предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд

МПРМП, МФ во взаимодействии с Нижегород-ским УФАС

России, НРО «ОПОРА РОССИИ», РОО «НЖС»

1.2. Устранение излишних административных барьеров

1.2.1. Содействие созданию комиссий по преодолению административных барьеров в сфере предпринимательства в муниципальных районах Нижегородской области

Обеспечение сочетания интересов органов местного самоуправления и предпринимателей посредством оптимизации контрольно-разрешительной практики

МПРМП во взаимодействии с Нижегород-ским УФАС

России

1.3. Формирование положительного имиджа малого предприниматель-ства, содействие деятель-ности общественных организаций

1.3.1. Проведение конкурса «Предприниматель года».

Участие в организации и проведении конкурса «Женщина - директор года».

Формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ООО «ЦРМП НО», НАПП, ТПП НО, НРО «ОПОРА России», НКИ,

РГУИТП

1.3.2. Содействие организации работы общественных объединений предпринимателей по реализации социально-значимых проектов

Активизация деятельности объединений малого бизнеса, направленная на решение социально-экономических проблем области

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», НРО «ОПОРА России»

2. Совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной под-держки субъектов малого предпринимательства

2291,78

24,1

358,5

26,51

394,35

28,92

430,2

31,33

466,05

33,50

498,32

2.1. Развитие системы гарантий субъектам малого предпринимательства при получении кредита, реализация проекта «Гарантийный Фонд»

Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов за счет создания системы гарантий для банковского кредитования

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ГУ ЦБ РФ НО

2,39

0,4

0,44

0,48

0,52

0,55

2.2. Кредитование центров развития малого предпринимательства в городах и районах области для микрокредитования субъектов малого предпринимательства

Создание новых малых предприятий, дополнительных рабочих мест.

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО»

2,39

0,4

0,44

0,48

0,52

0,55

2.3. Организация льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческих банках с компенсацией части процентной ставки из областного бюджета

Привлечение внебюджетных ресурсов для финансирования субъектов малого предпринимательства

МПРМП, МФ во взаимодействии с ГУ ЦБ РФ НО

2287

23,3

358,5

25,63

394,35

27,96

430,2

30,29

466,05

32,39

498,32

2.4. Создание франчайзинговых и аутсорсинговых схем взаимодействия крупных компаний и субъектов малого предпринимательства

Использование возможностей франчайзинга и аутсорсинга для развития субъектов малого предпринимательства

МПРМП во взаимодействии с МПИ, НАПП, НИМБ

2.5. Передача в арендное пользование свободных площадей и мощностей объектов областной собственности

Эффективное использование областного имущества с целью максимально выгодного вовлечения его в хозяйственный оборот для осуществления предпринимательской деятельности

МПРМП, ДГИиЗР во взаимодействии с Нижегород-ским УФАС

России, НИМБ

3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

5,39

0,9

0,99

1,08

1,17

1,25

3.1. Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

3.1.1. Отработка методики анализа и мониторинга деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Подготовка методических рекомендаций по оптимизации деятельности объектов инфраструктуры

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ООО «ЦРП НО», НИМБ, НКИ, РГУИТП

3.1.2. Реорганизация ГУ «ФПМП НО»

Усовершенствование деятельности по поддержки малого предпринимательства и работы ГУ «ФПМП НО»

МПРМП, ГУ

«ФПМП НО»

3.1.3. Организация и проведение областных и межрайонных совещаний и семинаров по повышению эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Распространение опыта работы объектов инфраструктуры. Создание условий для их организации в районах области.

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ООО «ЦРП НО», МИПК ННГАСУ, Нижегород-статом, НИМБ, НКИ, РГУИТП

3.1.4. Создание и совершенствование деятельности центров поддержки малого предпринимательства, домов малого бизнеса в городских округах и муниципальных районах Нижегородской области

Расширение спектра услуг, предоставляемых центрами развития предпринимательства и домами малого бизнеса субъектам малого предпринимательства

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательст-ва, решение социально-экономических проблем территорий области.

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ООО «ЦРП НО», НИМБ

5,39

0,9

0,99

1,08

1,17

1,25

3.1.5. Проведение научно-исследовательских работ по разработке стратегии развития малого предпринимательства в Нижегородской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу и механизмов ее реализации

Повышение эффективности реализации Программы развития малого предпринимательства в области

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ООО «ЦРП НО», МИПК ННГАСУ, ТПП НО, НАПП, НКИ, НИМБ,

РГУИТП

3.1.6. Содействие созданию маркетинговых центров, «электронных» магазинов, бирж

Создание механизмов и условий, обеспечивающих возможности для эффективного ведения бизнеса

МПРМП во взаимодействии с ТПП НО, НАПП, НИМБ, РГУИТП

3.2. Обеспечение информационной и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства по участию их в выставках, ярмарках

Создание условий для продвижения продукции и услуг на локальные и межрегиональные рынки

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ООО «ЦРП НО», ТПП НО, НАПП, ННГАСУ,

РГУИТП

3.3. Обучение и подготовка кадров в сфере малого предпринимательства

3.3.1. Содействие в организации обучения по вопросам охраны труда и техники безопасности на малых предприятиях

Повышение профессионального уровня предпринимателей. Соблюдение правил техники безопас-ности и охраны труда на малых предприятиях

МПРМП во взаимодействии с МИПК ННГАСУ, НКИ, НИМБ,

РГУИТП

3.3.2. Содействие предпринимателям по участию в международных обучающих программах

Развитие международного сотрудничества предпринимателей

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ООО «ЦРП НО», МИПК ННГАСУ, НКИ

3.3.3. Взаимодействие с учебными заведениями по профессиональной подго-товке, повышению квали-фикации предпринимате-лей и специалистов инфра-структуры поддержки малого предпринимательства

Разработка и реализация типовых учебных планов и программ для малого предпринимательства. Повышение профессионального уровня работников инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», УФГСЗН, Нижегород-статом

4. Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере.

104,85

15

15

16,50

18,00

19,50

20,85

4.1. Создание и поддержка областного бизнес-инкубатора инновационной направленности

Развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства

МПРМП, ДГИиЗР во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», НИМБ

РГУИТП

35,4

15

15

1,00

1,20

1,50

1,70

4.2. Создание сети

бизнес-инкубаторов в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области

Стимулирование создания малых наукоемких предприятий в приоритетных отраслях экономики

МПРМП, ГУ «ФПМП НО», НИМБ

69,45

15,50

16,80

18,00

19,15

4.3. Организация семинаров, «круглых столов», конференций по проблемам малого предпринимательства в инновационной сфере

Освещение актуальных проблем по поддержке малого наукоемкого бизнеса, организация обратной связи органов государственной власти, органов местного самоуправления и предпринимателей

МПРМП,

МИПК,

ННГАСУ, НИМБ,

РГУИТП

4.4. Создание базы данных малых предприятий инновационной направленности

Мониторинг перспективных инновационных проектов.

МПРМП, НИМБ,

РГУИТП

5. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства.

5.1. Проведение информационных семинаров, «круглых столов» с предпринимателями, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления по актуальным вопросам поддержки и развития предпринимательства

Создание условий для обсуждения, выработки и принятия консолидированных решений по пробле-мам малого предпринимательства

Повышение уровня информированности предпринимательс-ких структур

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», МИПК ННГАСУ, ТПП НО, НАПП, НКИ, Нижегородским УФАС

России, НРО «ОПОРА России», НРО «Деловая Россия», НИМБ, РОО

«НЖС»,

РГУИТП

5.2. Организация и проведение статистических обследований субъектов малого предпринимательства (по видам экономической деятельности) с целью формирования объективной информации о состоянии малого предпринимательства в области и выработки механизмов более эффективной поддержки

Разработка методологических и технических предложений по созданию системы экономико-статистического учета деятельности малых предприятий

МПРМП во взаимодействии с Нижегород-статом, Нижегородским УФАС

России,

РГУИТП

5.3. Информационный обмен опытом по поддержке малого предпринимательства с другими субъектами Российской Федерации

Внедрение передового опыта поддержки малого предпринимательства

МПРМП во взаимодействии с

ГУ «ФПМП НО», ТПП НО, НАПП, НРО «ОПОРА России», РОО «НЖС»

6. Реализация целевых областных и муниципальных программ

6.1. Разработка проектов областных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства на последующие периоды, выработка концепции развития предпринимательства в Нижегородской области

Выработка направлений и мер поддержки различных групп субъектов малого предпринимательства в зависимости от районов и видов экономической деятельности

МПРМП во взаимодействии с ГУ

«ФПМП НО», Нижегородским УФАС

России, МИПК, ННГАСУ, НРО «ОПОРА России»», НКИ, НИМБ,

РГУИТП

7. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения

(БОН)

7.1. Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное развитие сферы БОН

Создание благоприятных условий для развития сферы бытового обслуживания населения в муниципальных районах (городских округах) Нижегородской области

МПРМП во взаимодействии с ОАО «Облбыт-сервис»

7.2. Информационно-аналитическое обеспечение развития сферы БОН

7.2.1. Проведение инфор-мационных семинаров, совещаний, конференций, «круглых столов» с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций по поддержке и развитию сферы бытовых услуг, общественных организаций, исполнителями бытовых услуг по вопросам поддержки и развития сферы БОН

Создание условий для обсуждения, выработки и принятия консолидированных решений по проблемам развития бытового обслуживания населения в муниципальных районах (городских округах) области. Повышение уровня информированности исполнителей бытовых услуг.

МПРМП во взаимодействии с МИПК ННГАСУ, ГУ «ФПМП НО», Нижегородским УФАС

России, ТПП НО, ОАО «Облбыт-сервис»

7.3. Развитие инфраструктуры сферы БОН

Развитие инфраструктуры и поддержки сферы БОН, расширение спектра бытовых услуг для населения

МПРМП во взаимодействии с ОАО «Облбыт-

сервис»

7.4. Проведение фестивалей, конкурсов по видам бытовых услуг, в том числе:

- конкурсов профессионального мастерства среди работников сферы быта;

- конкурсов «Лучшее предприятие бытового обслуживания населения»;

- конкурсов «Лучшая организация по поддержке и развитию бытового обслуживания населения»

Повышение профессионального уровня специалистов сферы бытовых услуг.

Повышение эффективности деятельности предприятий бытового обслуживания, качества и конкурентоспособ-ности бытовых услуг.

МПРМП во взаимодействии с ГУ «ФПМП НО», ОАО «Облбыт-

сервис»

* Исполнители мероприятий Программы, не находящиеся в подчинении Губернатора и Правительства Нижегородской области, принимают участие в реализации Программы по согласованию.

Список используемых сокращений

РГУИТП - Волго-Вятский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства

УФГСЗ - Управление федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области

ДГИиЗР - департамент государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

Минстрой - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области

МП - малое предпринимательство

МПИ - министерство промышленности и инноваций Нижегородской области

МФ - министерство финансов Нижегородской области

ДО - департамент образования Нижегородской области

МПРМП - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

ООО «ЦРП НО» - общество с ограниченной ответственностью «Центр развития предпринимательства Нижегородской области»

НО - Нижегородская область

Нижегородстат - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области

Нижегородское УФАС России - Управление федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

УФНС - Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области

ТПП НО - Торгово-промышленная палата Нижегородской области

МИПК ННГАСУ – государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

ГУ «ФПМП НО» - государственное учреждение «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области»

ГУ ЦБРФ Нижегородской области - Главное Управление Центрального банка Российской Федерации по Нижегородской области

НРО «ОПОРА РОССИИ» - Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

НП «ННБА» - Некоммерческое партнерство «Нижегородская банковская ассоциация»

НАПП - Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей

НКИ – государственное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский коммерческий институт

НИМБ - Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

РОО «НЖС» - Региональная общественная организация «Нижегородский женский союз»

НРО «Деловая Россия» - Нижегородское региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

БОН – бытовое обслуживание населения

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости