Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы
Утверждена Областным законом от 26.11.08 № 123-ЗС,
с 1 января 2009 года - постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.08 № 604.
Раздел I. Паспорт Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы
Наименование
|
Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки
|
Распоряжение Администрации Ростовской области
|
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Разработчик
|
Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (управление развития малого предпринимательства и межрегиональных связей) |
Основная цель Программы |
Обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) |
Задачи Программы |
Повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения в Ростовской области. Обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития частно-государственного партнерства, привлечение субъектов МСП к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области. Наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера. Увеличение числа субъектов МСП. Увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Повышение инвестиционной активности субъектов МСП |
Сроки реализации Программы |
2009-2011 годы |
Структура Программы, перечень основных разделов мероприятий Программы |
Характеристика состояния и проблемы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Основная цель и задачи Программы. Сроки и этапы реализации Программы. Основные разделы мероприятий Программы. Объемы и источники финансирования Программы. Финансирование мероприятий Программы. Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП. Условия и порядок оказания поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Управление Программой и система организации контроля за ее исполнением. Приложение 1. «Система программных мероприятий» Приложение 2. Методика оценки эффективности реализации мероприятий Программы |
Исполнитель
|
Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Соисполнители Программы |
Областные органы государственной власти |
Участники
|
Органы местного самоуправления, банковские учреждения, микрофинансовые организации, лизинговые компании, общественные объединения предпринимателей, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 387 790 327 тыс. рублей, в том числе: средств областного бюджета – 743 520 тыс. рублей:
средств федерального бюджета – по результатам конкурса на получение средств федерального бюджета; средств местных бюджетов – объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; средств внебюджетных источников – 387 046 807 тыс. рублей, в том числе:
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Темп роста числа малых и средний предприятий в Ростовской области в 2011 году к 2008 году не менее 105,3 процента. 2. Доля производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВРП в 2011 году не менее 20,5 процента. 3. Темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях в 2011 году к 2008 году не менее 104,5 процента. 4. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2011 году не менее 25,8 процента. 5. Темп роста объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий в 2011 году к 2008 году не менее чем в 2,7 раза. 6. Темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях в 2011 году к 2008 году не менее чем в 2,4 раза |
Управление Программой и система организации контроля за ее исполнением |
Координацию деятельности исполнителя, соисполнителей, участников по реализации Программы осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Законодательное Собрание области, Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством |
Понятия, используемые в Программе:
Микрофинансовые организации – организации, предоставляющие микрозаймы субъектам МСП (фонды поддержки малого предпринимательства, фонды местного развития, потребительские кредитные кооперативы, НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»)
Гарантийный фонд – юридическое лицо, одним из учредителей которого является Ростовская область, созданное для целей обеспечения доступа субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП, к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов МСП и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.
Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ростовской области – некоммерческая организация, единственным учредителем которой является Ростовская область, созданная для целей развития в Ростовской области инфраструктуры инвестиций в субъекты МСП (венчурный фонд).
Предпринимательские проекты – мастерские, предприятия торговли, ателье и другие предпринимательские проекты в составе учреждений начального и среднего профессионального образования с наличием необходимого оборудования для получения учащимися навыков предпринимательской и производственной деятельности.
Раздел II. Характеристика состояния и проблемы развития субъектов МСП
Малое предпринимательство в Ростовской области развивается с положительной динамикой. За последние 3 года в этом секторе экономики достигнуты следующие результаты в разрезе показателей, характеризующих деятельность малых предприятий. (Таблица 1).
Таблица 1. Показатели, характеризующие деятельность малых предприятий.
№
|
Наименование
|
2005 год (факт) |
2006 год (факт) |
2007 год (факт) |
Темп роста 2007 г.
|
2008 год (оценка) |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество малых предприятий, тыс.ед. |
29,099 |
31,353 |
32,122 |
110,4% |
34,268 |
2. |
Количество занятых на малых предприятиях, тыс.чел., в том числе: | |||||
. |
на постоянной основе |
185,2 |
195,4 |
201,4 |
108,7% |
207,4 |
. |
на условиях вторичной занятости |
22,2 |
19,6 |
24,5 |
110,4% |
30,6 |
3. |
Средняя зарплата на малых предприятиях, рублей, в том числе: | |||||
. |
постоянных работников |
4176,2 |
5593,2 |
7427,5 |
в 1,8 раза |
9860,7 |
. |
внешних совместителей |
3107,6 |
4129,5 |
5599,3 |
в 1,8 раза |
7592,2 |
. |
работавших по гражданско-правовым договорам |
4213,6 |
4891,8 |
5562,6 |
132,0% |
6325,4 |
4. |
Оборот, млн. рублей |
269181,0 |
339976,3 |
483690,4 |
в 1,8 раза |
628797,5 |
5. |
Инвестиции в основной капитал: | |||||
. |
объем, млн. рублей |
7261,3 |
10784,4 |
16338,3 |
в 2,3 раза |
22056,0 |
. |
доля в общем объеме инвестиций, направленных в экономику Ростовской области, процентов |
12,6 |
11,9 |
12,9 |
прирост – 0,3 процентных пункта |
13,4 |
В 2007 году увеличилось число экономически активных малых предприятий, доля которых по итогам года, по оценке, составила 71,2 процента.
За 3 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось в 1,4 раза и составило на начало 2008 года 139,5 тыс.человек. Вместе с тем количество крестьянских фермерских хозяйств, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Ростовской области, в последние годы снижается: в 2007 году оно составило 13,6 тыс.единиц, снизившись по отношению к 2005 году на 1,7 тыс.единиц. Объективно это снижение связано с объединением мелких хозяйств для повышения устойчивости их хозяйственно-финансовой деятельности, а также с перерегистрацией их в общества и кооперативы.
Работа по развитию и поддержке малого предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.
Реализованы три и в настоящее время реализуется четвертая Областная целевая программа развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы, утвержденная Областным законом от 26 декабря 2005 года № 423-ЗС.
Сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки. В Ростовской области действуют:
- 10 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;
- 150 потребительских кооперативов, в том числе 86 кредитных;
- 21 агентство поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
- 20 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
- 8 бизнес-инкубаторов;
- 2 технопарка;
- 3 инновационно-технологических центра.
За последние 3 года положительные результаты достигнуты в кадровом, информационном, методическом обеспечении субъектов малого бизнеса. Органами государственной власти Ростовской области сделано многое в части совершенствования законодательной базы, расширения доступа к финансовым ресурсам, снижения административных и организационных барьеров.
Все эти меры позволили Ростовской области стабильно удерживать ведущие позиции в развитии малого предпринимательства. По итогам 2007 года Ростовская область занимает следующие места в рейтинге регионов России:
Таблица 2
№
|
Показатели |
Место в Российской Федерации |
Место в Южном Федеральном округе |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
По числу малых предприятий |
6 |
2 |
2. |
По численности работников списочного состава |
10 |
2 |
3. |
По обороту |
6 |
1 |
4. |
По инвестициям в основной капитал |
2 |
2 |
Кроме того, 4 года подряд (2005-2008) Ростовская область награждалась дипломами как лучший регион по развитию малого предпринимательства, созданию для этого наиболее благоприятных условий, формированию законодательной базы в указанном секторе экономики. Так, в 2007 году на территории Ростовской области поддержка субъектов малого бизнеса осуществлялась в соответствии с Областными законами:
- от 16 июня 1997 года № 40-ЗС «О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области»;
- от 2 ноября 2001 года № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения»;
- от 5 мая 2004 года № 102-ЗС «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области»;
- от 26 декабря 2005 года № 423-ЗС «Об утверждении Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы».
С принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в Областные законы от 5 мая 2004 года № 102-ЗС «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области» и от 2 ноября 2001 года № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения» были внесены изменения, которые позволяют в 2008 году субъектам малого предпринимательства даже с учетом изменения критериев отнесения к малому бизнесу пользоваться установленными этими законами льготами. Так, вновь образованные субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на шахтерских территориях, могут пользоваться льготами по ряду налогов без заключения договора о региональной поддержки. Субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, могут пользоваться льготой по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.
Также, в 2007 году была начата работа по подготовке проекта областного закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области». Работа над проектом велась рабочей группой, в состав которой вошли депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, эксперты из предпринимательского сообщества, научно-образовательных и банковских учреждений. Все варианты проекта областного закона проходили процедуру общественной экспертизы. В итоге 13 мая 2008 года подписан Областной закон № 20-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области».
Для реализации мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы был принят ряд постановлений Администрации Ростовской области, регламентирующих поддержку субъектов МСП и организаций,образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. В 2007 году с учетом внесенных изменений действовало 16 таких постановлений.
В то же время считать проблемы полностью решенными нельзя. Объективно это связано с изменением качественных характеристик проблем, с появлением новых предприятий и предпринимателей на рынке товаров и услуг, развитием действующих производств.
Остается значительной разница в официальной оплате труда работников малых и крупных предприятий. Причем если в среднем по Ростовской области соотношение начисленной заработной платы малых предприятий, крупных и средних предприятий за январь-декабрь 2007 года сложилось на уровне 72 процентов, то на малых предприятиях отдельных видов деятельности это соотношение существенно ниже. Например, на малых предприятиях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 56,4 процента, на предприятиях обрабатывающих производств – 59,3 процента, в строительных организациях – 62,9 процента, на предприятиях транспорта и связи – 63 процента.
Проводимая Администрацией Ростовской области работа по выводу зарплаты из «тени» доказала свою эффективность и будет продолжена в плановом периоде. Повышению зарплаты способствуют соглашения, заключаемые с предприятиями, и договоры на оказание прямых финансовых форм государственной поддержки.
Исследования последних лет показывают, что спрос на финансовые ресурсы в малом бизнесе не удовлетворен. Наравне с небольшими по объему и короткими по срокам займами требуются крупные долгосрочные вложения в данном секторе экономики. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам не решают главную проблему – недостаток обеспечения. В этой связи остро стоит вопрос необходимости создания гарантийного фонда для субъектов МСП и микрофинансовых организаций.
Рост числа инновационных предприятий и повышение их инвестиционной активности указывает на необходимость создания в Ростовской области венчурного фонда.
Требуется продолжить работу по созданию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП в инновационной сфере. С целью ускорения перехода на инновационный путь развития, необходимо усилить подготовку кадров для инновационного бизнеса, особенно в части инновационных менеджеров и инновационных агентов, способных перевести научные идеи и разработки на коммерческую основу, обеспечить продажу высокотехнологичных образцов, внедрение их в производство.
Предстоящее вступление России в ВТО неразрывно связано с ужесточением требований к конкурентоспособности предприятий, качеству продукции и услуг, производимых субъектами предпринимательской деятельности. Для снижения негативных последствий этого шага необходимо повышать информационный и образовательный уровень субъектов МСП. Как следствие, необходимо обеспечить высокое качество предоставления информационной и образовательной поддержки посредством расширения способов её предоставления, повышения квалификации специалистов организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Исторические и культурные особенности Донского края, создание игорной зоны способствуют развитию въездного и внутреннего туризма. Как следствие, возникает необходимость шире использовать имеющийся потенциал ремесленничества и народных художественных промыслов. При этом федеральное законодательство в данной сфере отсутствует. Восполнить данный пробел предлагается в рамках настоящей Программы. Принятие областного закона о ремесленной деятельности станет первым шагом на пути оказания государственной поддержки этому виду предпринимательства.
Опыт показывает, что процесс принятия обоснованных решений по поддержке и созданию благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства затрудняется из-за недостаточности методологического и организационного обеспечения для реализации полномочий в части информационной поддержки программных мероприятий. Способом решения данной проблемы на региональном уровне являются исследования, которые проводятся исходя из актуальности проблемы.
С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Изменился порядок отнесения к субъектам МСП. Определен круг средних (с численностью от 101 до 250 человек) и малых предприятий (с численностью до 100 человек включительно), при этом из малых предприятий выделены микропредприятия (с численностью до 15 человек включительно).
В Ростовской области микропредприятия, по оценке*, составляют около 80 процентов малых предприятий. По городским округам и муниципальным районам доля микропредприятий колеблется от 60 процентов в Милютинском до 90 процентов в Зерноградском районах, а в Советском районе они составили 100 процентов. В ряде муниципальных образований оборот оптовой торговли среди субъектов малого бизнеса формируют только микропредприятия.
Полномочия областных органов государственной власти и органов местного самоуправления значительно расширились в части развития малого и среднего предпринимательства.
Если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в большей степени наделены полномочиями по разработке и осуществлению региональных программ развития субъектов МСП, то органы местного самоуправления наделены полномочиями по развитию субъектов МСП. Таким образом, основные меры, содействующие успешному функционированию указанных секторов экономики, законодательно закреплены за администрациями городских округов, муниципальных районов и сельских поселений.
Исходными статистическими данными для дальнейшего мониторинга развития малого и среднего предпринимательства являются следующие.
По оценке Ростовстата, в 2007 году в Ростовской области осуществляли деятельность 33333 малых и средних предприятия, что составляет 8 единиц на 1 тыс.чел. населения.
Удельный вес среднесписочной численности работающих в малых и средних предприятиях в процентах к среднесписочной численности работающих по полному кругу организаций в Ростовской области за январь-декабрь 2007 года составил 25,5 процента.
Доля продукции малых и средних предприятий в общем объеме ВРП в 2007 году составила 20,2 процента.
Официальные статистические данные по таким показателям деятельности малых и средних предприятий как «количество занятых», «средняя заработная плата», «оборот» и «инвестиции в основной капитал» будут получены в 2009 году.
Развитие малого и среднего предпринимательства и переход его на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта Ростовской области требуют существенного расширения возможностей для субъектов МСП в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами и нежилыми помещениями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
Так как органы государственной власти делают ставку в реализации национальных проектов, в решении задачи удвоения валового регионального продукта на субъекты МСП, то проблема развития данного сектора экономики является значимой и актуальной.
Предыдущий опыт реализации областных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в Ростовской области подтверждает невозможность решения проблемы развития малого и среднего предпринимательства без государственной поддержки.
Мероприятия, нацеленные на решение данных проблем, а также объемы и источники их финансирования определены в приложении 1 к настоящей Программе.
Раздел III. Основная цель и задачи Программы
Для реализации целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством реализации областной и муниципальных программ должны обеспечить в Ростовской области равные и благоприятные условия для развития субъектов МСП.
Программный подход необходим для решения следующих задач:
- повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения в Ростовской области;
- обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития частно-государственного партнерства, привлечение субъектов МСП к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;
- наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;
- увеличение числа субъектов МСП;
- увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- повышение инвестиционной активности субъектов МСП.
Раздел IV. Сроки и этапы реализации Программы
Для достижения поставленной цели и решения задач необходимо реализовать мероприятия Программы в 3-летний период. При этом ряд мероприятий будет осуществляться в течение всего периода, а некоторые мероприятия должны быть реализованы поэтапно. К примеру, создание гарантийного фонда и филиала Российского микрофинансового центра запланировано на 2009 год. Их полноценное функционирование будет осуществляться в 2010-2011 годах. В 2010 году запланировано создание венчурного фонда, а в 2011 году он должен осуществлять свою деятельность.
Раздел V. Основные разделы мероприятий Программы
Программа содержит 115 мероприятий, включенных в 6 разделов. Основные разделы Программы сформированы с учетом проблем, требующих решения на региональном уровне, а именно:
1) расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования – 29 мероприятий;
2) поддержка субъектов МСП в сфере инноваций и промышленного производства – 15 мероприятий;
3) поддержка внешнеэкономической деятельности, развитие международного и межрегионального сотрудничества – 8 мероприятий;
4) содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства – 13 мероприятий;
5) образовательное и информационное обеспечение субъектов МСП. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности – 23 мероприятия;
6) методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов МСП, органов местного самоуправления по реализации полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП – 27 мероприятий.
Раздел VI. Объемы и источники финансирования Программы
Ресурсное обеспечение Программы составляют средства из бюджетных и внебюджетных источников.
Бюджетные источники:
1) федеральный бюджет:
средства, выделяемые на конкурсной основе субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов МСП в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, (прогнозируются как возможный источник средств без указания конкретных сумм);
2) областной бюджет – средства, предусмотренные на финансирование мероприятий настоящей Программы в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
3) местные бюджеты – средства, предусмотренные на финансирование мероприятий муниципальных программ развития субъектов МСП на 2009-2011 годы в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления, в том числе для получения межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов в рамках настоящей Программы (прогнозируются как возможный источник средств без указания конкретных сумм).
Условия предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных муниципальных программ (межбюджетных трансфертов) определяются нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области.
Внебюджетные источники:
1) средства коммерческих банков – кредитные ресурсы, заявленные банками для кредитования субъектов МСП в соответствии с письмами банков;
2) средства участников из числа организаций, финансирование которых осуществляется из внебюджетных источников (прогнозируются как возможный источник средств, в некоторых случаях без указания конкретных сумм, на основании соответствующих писем организаций – соисполнителей Программы).
Раздел VII. Финансирование мероприятий Программы
Таблица 3 (тыс.рублей)
№ п/п |
Источники финансирования |
Всего |
В том числе по годам | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Средства федерального бюджета |
В соответствии с плановыми ассигнованиями, утвержденными в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до 2011 года, и предоставляемыми на конкурсной основе субъектам Российской Федерации | |||
2. |
Средства областного бюджета |
743 520 |
227 350 |
248 040 |
268 130 |
3. |
Средства местных бюджетов |
В соответствии с плановыми ассигнованиями, утвержденными в местных бюджетах представительными органами муниципальных образований | |||
4. |
Средства коммерческих банков |
374 928 335 |
104 102 667 |
124 203 487 |
146 622 181 |
5. |
Средства прочих исполнителей |
12 118 472 |
3 114 742 |
3 979 422 |
5 024 308 |
. |
Итого |
387 790 327 |
107 444 759 |
128 430 949 |
151 914 619 |
Раздел VIII. Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП
Приоритеты в оказании поддержки субъектам МСП на территории Ростовской области в 2009-2011 годах будут соответствовать приоритетам, определенным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также включать дополнительные приоритетные направления, исходя из актуальности решения проблем предпринимательства. Таким образом, в приоритетном порядке поддержку смогут получить субъекты МСП, осуществляющие деятельность в следующих сферах:
1) промышленное производство и инновационная деятельность;
2) производство импортозамещающей и экспортной продукции;
3) ремесленничество и народные художественные промыслы;
4) производство и переработка сельхозпродукции;
5) коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
6) здравоохранение на шахтерских территориях и на территории муниципальных районов Ростовской области, платные социальные услуги;
7) бытовое обслуживание населения на территории муниципальных районов Ростовской области;
8) защита окружающей среды;
9) въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;
10) общественное питание в учреждениях образования;
11) микрофинансирование.
Также приоритетной поддержкой смогут воспользоваться субъекты МСП, реализующие проекты на шахтерских территориях и на территории муниципальных районов Ростовской области.
Перечень документов, подтверждающих возможность отнесения субъекта МСП при оказании поддержки к приоритетной сфере деятельности, определяется нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области, утверждающими порядок и условия предоставления такой поддержки.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП устанавливаются нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области.
Раздел IX. Условия и порядок оказания поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП
К организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП и рассчитывающим на поддержку, предъявляется следующее требование:
обязательное включение организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, формируемый и обновляемый министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.
Дополнительными требованиями к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, являются:
1) для агентств поддержки малого и среднего бизнеса – наличие в штате квалифицированных консультантов в области права, бухгалтерского и налогового учета;
2) для инновационно-технологических центров, технопарков – осуществление в качестве основного вида деятельности содействия процессу развития инновационной продукции и продвижение результатов научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу потребления;
3) для бизнес-инкубаторов – осуществление в качестве основного вида деятельности оказания субъектам МСП комплекса информационно-консультационных услуг, услуг по предоставлению в пользование офисных и производственных площадей и оборудования;
4) для промышленных парков:
а) осуществление управления комплексом объектов недвижимости и инфраструктуры;
б) осуществление в качестве основного вида деятельности предоставления в аренду субъектам МСП земельных участков и (или) помещений;
5) для микрофинансовых организаций:
а) для фондов поддержки предпринимательства, агентств поддержки предпринимательства, выдающих микрозаймы:
- предоставление краткосрочных займов субъектам малого и (или) среднего предпринимательства; осуществление мониторинга и своевременное принятие мер по возврату предоставленных займов;
б) для кредитных потребительских кооперативов:
- членство в саморегулируемой организации;
- осуществление финансового анализа внутрихозяйственной деятельности.
Условия и порядок оказания поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются нормативными правовыми актами Администрации Ростовской области.
Раздел Х. Управление Программой и система организации контроля за ее исполнением.
Координацию деятельности исполнителя, соисполнителей, участников реализации Программы осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, которое:
- ежеквартально организует сбор от исполнителей, соисполнителей и участников Программы отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов всего и в том числе по источникам финансирования, отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия;
- осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством её размещения в СМИ;
- осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы;
- готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и размещает их на сайте Администрации Ростовской области;
- ежегодно осуществляет оценку результативности Программы**;
- одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год представляет в Законодательное Собрание Ростовской области и в Контрольно-счетную палату Ростовской области ежегодный отчет о ходе выполнения программных мероприятий.
Отчет должен содержать:
- общий объем фактически произведенных расходов всего и в том числе по источникам финансирования;
- перечень завершенных в течение года мероприятий;
- перечень не завершенных в течение года мероприятий и процент их незавершенности;
- анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;
- предложения о привлечении дополнительных источников финансирования и иных способов достижения программных целей либо о прекращении дальнейшей реализации Программы.
Итоговый отчет о реализации Программы должен содержать данные о финансировании мероприятий Программы в целом и отдельных мероприятий с разбивкой по источникам финансирования и годам реализации, процент реализации Программы, оценку результатов реализации Программы, уровень достижения программных целей и запланированных показателей эффективности.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет по итогам каждого года Законодательное Собрание Ростовской области, Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством.