УТВЕРЖДЕНА распоряжением администрации области от_____________________ №_________ |
КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ»
Концепция областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы» (далее –Концепция) является системой базовых принципов, основополагающих методических решений, основных стратегических подходов, совокупность которых позволит органам государственной власти Сахалинской области, субъектам малого и среднего предпринимательства, общественным организациям предпринимателей, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, эффективно участвовать в развитии предпринимательства в Сахалинской области.
1.ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ И ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год особо отмечается малое предпринимательство как «важный сегмент экономики, при развитии которого будет меняться структура общества, расти средний класс».
Программа развития малого и среднего предпринимательства, как и настоящая Концепция, будет разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства что, прежде всего, связано с вступлением в силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Выделение среднего предпринимательства в отдельную категорию потребует изменения подходов в проведении статистических обследований, внесения изменений как в федеральные и региональные, так и муниципальные нормативные акты по развитию предпринимательства.
Например, решением Городского Собрания муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» от 25 июня 2008 г. № 1132/52-08-3 была утверждена муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2008 - 2011 годы», а решением Районного Собрания муниципального образования «Корсаковский район» от 28 декабря 2006 г. № 79 утверждена программа содействия развитию малого предпринимательства на территории Корсаковского района на 2007 - 2009 годы.
Все мероприятия названных программ направлены, фактически, на осуществление поддержки малых форм предпринимательства. В программах муниципальных образований не отражены вопросы поддержки средних форм предпринимательства, не проработаны вопросы его перспективного развития, не предусмотрено решение системных проблем малого и среднего предпринимательства. Аналогичная ситуация по развитию малого и среднего предпринимательства сложилась во всех муниципальных образованиях Сахалинской области, которые, в том числе, вызваны отсутствием региональной долгосрочной программы развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, большинство муниципальных образований вовсе не имеют программ поддержки малого бизнеса, не говоря уже о программах развития малого и среднего предпринимательства.
Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это занятость и качество жизни сахалинцев и курильчан, обеспечение жителей области необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.
Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее не защищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время, он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его «экономическую неустойчивость».
Все это позволяет охарактеризовать малый и средний бизнес как особую категорию предприятий. К обособленной категории предпринимательства можно отнести начинающих предпринимателей, предпринимателей, испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности, и развивающийся инновационный, творческий и нетрадиционный бизнес (предприятия, использующие труд инвалидов, женское предпринимательство, молодежный бизнес, сельский туризм, ремесленники и т.д.).
Подобный подход позволяет переориентировать политику органов государственной власти и местного самоуправления на создание и реализацию адресных программ развития отдельных категорий малых и средних предприятий, что позволит целенаправленно и эффективно использовать бюджетные средства и оказать реальную поддержку предпринимателям.
В 2007 году численность малых предприятий Сахалинской области составило 4300 единиц, средних – 137. Помимо малых и средних предприятий в области зарегистрированы 18326 индивидуальных предпринимателя.
Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составляет более 50 тыс.человек или 20 % населения, занятого в экономике области.
Оценка количества работающих в малом и среднем бизнесе носит не точный характер, поскольку отсутствуют данные о количестве работающих у индивидуальных предпринимателей. Так, например, на территории областного центра действуют несколько индивидуальных предпринимателей, у которых количество наёмных работников превышает 100 человек.
Количество субъектов малого и среднего бизнеса – сельскохозяйственных товаропроизводителей – юридических лиц, составляет 18 единиц. При этом областной целевой программой развития сельскохозяйственной отрасли выделяется приоритетное место развитию малых форм ведения бизнеса на селе, в том числе развитию фермерства.
Объём производства продукции (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства в 2007 году составил 52 млрд.руб. или 21 % от всего валового регионального продукта Сахалинской области.
Среднемесячная заработная плата у субъектов малого предпринимательства составляет 13 тыс. рублей. Стоит отметить, что часть заработной платы у субъёктов малого предпринимательства является «теневой». По оценке, реальная заработная плата у субъектов малого предпринимательства составляет около 19 тыс. руб.
У субъектов среднего предпринимательства случаи выплат заработной платы «в конверте» встречаются значительно реже.
Сложившаяся в последние годы на территории Сахалинской области отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства практически не меняется. Малые предприятия успешно работают практически во всех отраслях экономики. Наибольшее число малых и средних предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, операциями с недвижимым имуществом, а также работает в рыбохозяйственном комплексе. Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства приведена в приложении № 1 к настоящей Концепции.
За последние 3 года наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, если в 2004 году объём инвестиций в основной капитал малых предприятий и предпринимателей составил 300 млн. руб., то в 2007 году - уже более 1330 млн.руб. Подробная динамика инвестиций в основной капитал приведена в приложении № 2 к настоящей Концепции.
Отдельно необходимо сказать и о значимости деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании доходов областного бюджета. Так, в 2007 году налоговые поступления в консолидированный бюджет Сахалинской области от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства составили более 4 млрд.руб. при государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в этом же году в объёме менее 40 млн.руб.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, являются:
неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития;
недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;
затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения;
неразвитость института микрофинансирования;
наличие административных барьеров;
недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей, особенно в сельской местности;
малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;
неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Говоря о сильных и слабых сторонах развития малого и среднего бизнеса, следует выделить следующее.
К сильным сторонам относится:
1) оказание органами государственной власти Сахалинской области финансовой помощи из областного бюджета в виде возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), уплаченных лизинговым компаниям субъектами малого предпринимательства;
2) проведение выставочно-ярмарочных мероприятий на территории области;
3) компенсация малым предприятиям части затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
4) оказание информационной, консультационной и организационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
5) наличие в структуре комитета экономики Сахалинской области самостоятельного отдела по развитию малого и среднего предпринимательства;
6) повышенное внимание к развитию малого и среднего предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе (наличие мероприятий по увеличению роли субъектов малого и среднего предпринимательства в рыбной отрасли в проекте областной целевой программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009 – 2011 годы»);
7) льготы по региональным налогам в отдельных отраслях деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
К слабым сторонам относится:
1) значительная территориальная дифференциация субъектов малого и среднего предпринимательства (более 70 % субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточена в областном центре);
2) неполный охват территорий, особенно в отдалённых муниципальных образованиях, услугами малых и средних форм предпринимательства;
3) дефицит свободных площадей для размещения объектов, необходимых для осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) отсутствие квалифицированных кадров;
5) ограничен доступ к кредитным, земельным и другим видам ресурсов;
6) слабая защищённость прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля и в процессе получения разрешительных документов, необходимых для ведения бизнеса;
7) отсутствие государственной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) неприменение программно-целевого метода планирования развития малого и среднего предпринимательства;
9) низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе отсутствие в подавляющем большинстве муниципальных образований Сахалинской области муниципальных целевых программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
10) отсутствие закона Сахалинской области о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства;
11) полное отсутствие внимания органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления к ремесленной деятельности;
12) неразвитость института микрофинансирования;
13) отсутствие особых форм стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях экономики;
14) малое и среднее предпринимательство не используется в качестве инструмента, способного обеспечить экономический рост депрессивных муниципальных образований Сахалинской области;
15) низкая роль организаций, осуществляющих представление интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, в осуществлении социально-экономической политики Сахалинской области и муниципальных образований;
16) низкая социальная ответственность бизнеса;
17) неподготовленность субъектов малого и среднего бизнеса к вступлению России во Всемирную торговую организацию;
18) рост цен на энергоносители и горюче-смазочные материалы;
19) недобросовестная конкуренция со стороны крупных компаний, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность свыше 12-15 лет на территории области;
20) угрозы со стороны криминалитета.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, развитие малых и средних предприятий имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и в региональные.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 11 июля 2008 г. № 203-па, развитию малого и среднего предпринимательства выделяется роль как одному из основных инструментов по достижению главной цели Стратегии – обеспечение высокого уровня благосостояния и стандарты качества жизни населения островного региона, соответствующий уровню наиболее развитых стран.
Также важнейшая роль развитию малого и среднего предпринимательства отводится в проекте программы социально-экономического развития Сахалинской области на 2008 – 2010 годы.
Таким образом, создание условий для развития малого и среднего бизнеса является необходимым для реализации Стратегии и программы социально-экономического развития Сахалинской области на ближайшие три года.
Концепция областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы» разработана в соответствии с порядком разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 г. № 129-па.
2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Развитие малого бизнеса в Сахалинской области не осуществляется на основе программно-целевых методов. Областная целевая программа «Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)», утвержденная Законом Сахалинской области от 16 августа 2004 г. № 537, фактически не была реализована.
Как показывает практика, программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки предпринимательства, основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед государством или его административно-территориальными единицами, а также других, в том числе социальных факторов, полностью себя оправдывает.
Несмотря на некоторые положительные тенденции в области развития малых и средних форм бизнеса, его потенциал задействован не в полном объёме.
Целесообразность разработки программы, реализующей программно-целевой подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства, определяется следующими факторами:
необходим системный подход к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
сложность и разнообразие проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства Сахалинской области, определяют необходимость системного подхода к их решению, согласования отдельных направлений политики по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
необходимость определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
важность концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
необходим комплекс взаимоувязанных мероприятий по повышению результативности государственных и муниципальных финансовых и материальных вложений.
Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы» будет способствовать реализации единой государственной политики в области поддержки и развития малых и средних форм предпринимательства.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА, ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Опережающий рост цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы и дизтопливо, а также другие ресурсы текущего производственного потребления обусловили рост издержек субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, неразвитость института предоставления микрофинансовых услуг и низкий уровень доступности к кредитным ресурсам создают значительные трудности в сфере финансового обеспечения деятельности малого бизнеса, особенно – для микропредприятий.
В случае сохранения сегодняшней ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства, его развитие будет носить инерционный характер.
Инерция развития малого и среднего предпринимательства будет определять:
постепенное старение кадров, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе в результате искаженной информированности населения, а именно молодёжи, о способах ведения и рисках предпринимательской деятельности;
незначительное увеличение валового регионального продукта, производимого субъектами малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области;
неравномерное развитие малого и среднего бизнеса на территории Сахалинской области;
сохранение высокой доли «теневой» заработной платы работников, занятых в малом и среднем бизнесе;
отсутствие развитой сети рынков сбыта для товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства.
слабой инвестиционной привлекательностью, низкими темпами обновления основного капитала, а, следовательно, и незначительными возможностями технологической адаптации предприятий к росту цен на ресурсы текущего производственного потребления;
низкими темпами внедрения современных технологий;
слабостью саморегулируемых организаций, не обеспечивающих внутриотраслевую координацию экономической деятельности;
отсутствием системной государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
При таком подходе развития основными проблемами по-прежнему будут являться:
невозможность в относительно короткий срок существенно увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства;
инерционность в развитии конкурентоспособности малого и среднего бизнеса;
недостаточность в обеспечении рынка региона большим количеством товаров местных производителей, что скажется на росте цен на основные продукты питания;
отсутствие комплексного контроля государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
сложность в привлечении к решению проблем в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства органов местного самоуправления, территориальных отраслевых органов, организаций, учреждений, предприятий;
зависимость малого и среднего бизнеса от различных форм поддержки.
При этом неурегулированными остаются вопросы межведомственной и межрегиональной координации в области развития малого и среднего предпринимательства.
4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Возможны следующие варианты преодоления кризиса и создания условий для интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области при помощи программно-целевых методов с учётом целей и задач, поставленных в Стратегии и программе социально-экономического развития Сахалинской области.
Вариант 1. Совершенствование нормативно-правовых, материальных и организационных предпосылок, направленных на устранение проявлений теневой экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При оценке этого подхода к преодолению проблем развития малого и среднего предпринимательства следует исходить из того, что для многих предприятий различного рода нарушения являются единственным возможным в сегодняшних условиях способом выживания.
Если одновременно не предпринимать усилий по формированию предпосылок позитивного развития, не обеспечить «параллельного» реформирования и повышения эффективности и значимости малого и среднего бизнеса в экономической жизни Сахалинской области, системы его регулирования, то успех в сокращении масштабов теневой деятельности сможет лишь проявить реальную глубину кризиса, переживаемого этим сектором экономики, предопределит, как минимум, в среднесрочной перспективе, выход из бизнеса значительного числа предприятий, спад объёмов реализации товаров (работ, услуг), производимых малыми и средними предпринимателями, другие негативные социально-экономические последствия.
Следующие три варианта развития малого и среднего предпринимательства будут основаны на принципе формирования кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от отраслей деятельности.
Пятый вариант решения проблем развития малого и среднего предпринимательства будет основан исходя из принципа территориальной дифференциации муниципальных образований Сахалинской области по уровню социально-экономического развития.
Вариант 2. Концентрация усилий на поддержке развития промышленно-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках этого варианта развитие субъектов малого и среднего предпринимательства при помощи механизмов государственной поддержки будет осуществляться в обрабатывающих отраслях (лесной промышленности, производство строительных материалов, производство рыбных товаров), а также в сфере науки и инновационных технологий.
При таком варианте решения проблем возрастёт роль наукоёмкой составляющей в малом и среднем бизнесе, а также увеличится удельный вес предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в производстве.
Риски реализации этого подхода объясняются двумя факторами.
Во-первых, развитие инновационной составляющей возможно на сегодняшнем этапе с применением имеющихся на 1 сентября 2008 г. инновационных ресурсов только в рыбохозяйственной и сельскохозяйственной сферах. Это означает, что охват интенсивным развитием малого и среднего предпринимательства будет включать лишь две отрасли экономики, в которых функционирует малый и средний бизнес.
Во-вторых, недостаточный рынок потребления наукоёмких технологий и продукции сахалинской промышленности, может обусловить только единовременный всплеск в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих работу в наукоёмкой сфере или промышленного производства, что означает невозможность решения системных проблем малого и среднего предпринимательства. Также формированию данной тенденции способствует слабо развития система «логистики», совершенствование которой данным вариантом решения проблемы не предусмотрено.
Вариант 3. Концентрация усилий на поддержке развития социально-инновационного кластера субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таком варианте решения проблемы возрастает роль бизнеса в целом и субъектов малого и среднего предпринимательства в частности в социальном секторе, а именно в здравоохранении, культуре, образовании и др. Также произойдёт планомерное развитие малого и среднего предпринимательства, занятых в области туризма, предоставления коммунальных и бытовых услуг. При таком варианте решения проблемы удастся создать конкуренцию в сложившихся на сегодняшний день монопольных отраслях экономики Сахалинской области.
Однако стимулирование развития предпринимательства в этих отраслях не позволит существенно наращивать темпы промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, продукты инновационной деятельности в рамках данного сценария решения проблемы будут приобретаться из-за пределов Сахалинской области, что создаст дополнительные трудности для разработки инновационного продукта Сахалинской области.
Вариант 4. Концентрация усилий на поддержки развития «транзитного» сектора деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
При таком варианте решения проблемы главной целью становится развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах связи, транспорта, оптовой торговли.
Благодаря реализации этого варианта будет увеличена конкуренция на рынке услуг связи и транспорта, на продовольственном рынке Сахалинской области, а также создана система «логистики». Всё это обусловит снижение цен на предоставляемые услуги, а в торговле – снижение роли торговых посредников при реализации товаров от производителей к непосредственным потребителям.
Однако стимулирование развития предпринимательства в этих отраслях не позволит существенно наращивать темпы промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства. Также по-прежнему не будет решена проблема диверсификации региональной экономики и зависимости островного региона от общероссийской конъюнктуры торговли, в том числе в части ценообразования на товары первой необходимости.
Вариант 5. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в депрессивных муниципальных образованиях Сахалинской области.
В рамках этого варианта решения проблемы будет увеличена составляющая часть бизнеса в экономическом развитии депрессивных муниципальных образованиях Сахалинской области, что позволит увеличить налоговые поступления в областной и местный бюджеты, и, как следствие, повлечёт развитие этих муниципальных образований.
Однако такое развитие малого и среднего бизнеса позволит обеспечить увеличение роли предпринимательства лишь в некоторых муниципальных образованиях Сахалинской области. Кроме того, неразвитость инфраструктуры депрессивных муниципалитетов может являться фактором, существенно сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства.
В основу Программы предлагается положить систему мер по поддержке малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики в зависимости от экономического потенциала каждой отрасли в конкретном муниципальном образовании посредством осуществления территориального планирования (определение точек экономического роста) для поддержки и развития депрессивных муниципальных образований Сахалинской области, создание «системы логистики», то есть, фактически, синтез рассмотренных выше вариантов, благодаря чему степень указанных рисков будет снижена до минимума.
Однако и такой вариант решения рассматриваемого вопроса обусловлен рядом рисков, в основном внешнего характера, которые приводятся в таблице ниже, а также указывается способы их снижения до минимума:
Возможные риски
|
|
Способы минимизации |
Изменения федерального законодательства в части вопросов государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления |
|
Мониторинг планируемых изменений и минимизация последствий в период подготовки проектов нормативных правовых документов |
Недостаточность получаемой
|
|
Разработка методик и изучение опыта других территорий, в том числе зарубежных, по оценке развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях неопределенности информации |
Дефицит бюджетных средств при планировании финансовых ресурсов из областного бюджета для обеспечения реализации мероприятий программы |
|
Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений |
Утеря актуальности мероприятий Программы |
|
Ежегодный анализ эффективности проводимых мероприятий Программы. Перераспределение средств внутри разделов Программы. Постоянные консультации с субъектами МСП и организациями, образующими инфраструктуры поддержки субъектов МСП |
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства к полезности и доступности мероприятий Программы |
|
Постоянное информирование субъектов малого и среднего предпринимательства об
|
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ ПРОГРАММЫ
Основными целями областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы являются:
в экономическом аспекте – существенное увеличение к концу 2011 года валовой добавленной стоимости, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства Сахалинской области по сравнению с 2007 годом, а также создание предпосылок для формирования рыночных условий развития экономики для депрессивных муниципальных образований Сахалинской области;
в социальном аспекте - повышение роли малого и среднего предпринимательства в реализации социальной политики, укреплении социально-экономических позиций среднего класса, содействии росту уровня жизни и доступности социальных благ, увеличение численности занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства;
Для достижения основных целей программы и обеспечения результатов ее реализации, необходимо решение следующих задач:
совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности;
формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в численности занятого населения;
увеличение роли объединений предпринимателей;
обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам;
адаптация системы подготовки кадров к потребностям предпринимательства;
обеспечение устойчивого развития малых и средних предприятий с использованием современных форм и методов информационной, маркетинговой и иной поддержки;
содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства Сахалинской области на региональные и зарубежные рынки;
активное вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
максимальное удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в комплексных услугах по ведению предпринимательской деятельности путем развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
проведение территориальной политики и определение «точек роста» для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения целей и решения задач предполагается включение в программу следующих мероприятий:
I. Организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:
1.Повышение роли действующих и создание новых общественных организаций малого и среднего предпринимательства;
2. Создание консультативных общественных советов по развитию малого и среднего предпринимательства, по устранению административных барьеров;
3. Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки.
II. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:
1. Компенсация за счёт средств областного бюджета процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;
2. Компенсация за счёт средств областного бюджета части лизинговых платежей на приобретение вновь вводимого в эксплуатацию оборудования для комплексного обновления основных фондов;
3.Повышение доступа к кредитным ресурсам, в том числе:
3.1. Развитие института микрофинансирования;
3.2. Развитие института залогового обеспечения кредитных ресурсов, привлекаемых в коммерческих банках;
3.3. Развитие системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в коммерческих банках под залог будущей сельскохозяйственной продукции;
4. Предоставление гарантий Сахалинской области субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, которые имеют высокую бюджетную и социальную эффективность;
5. Анализ деятельности, по результатам которого может быть предоставлена финансовая помощь для развития малых и средних форм предпринимательства, а также сформированы дополнительные механизмы по увеличению рентабельности их работы:
5.1. Градообразующих предприятий для оценки возможности их реорганизации в субъекты малого и среднего предпринимательства;
5.2. Юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сферах лесопромышленного комплекса, сельского хозяйства, рыбопромышленного комплекса, транспорта, оптовой торговли, пищевой промышленности, бытовых услуг, городского хозяйства и жилищно-коммунального комплекса.
III. Информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и нормативно-правовое обеспечение их деятельности:
1. Разработка типовых проектов бизнес-планов, необходимых для получения финансирования из различных источников;
2. Проведение обучающих семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам деятельности малого и среднего предпринимательства;
3. Размещение информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «ИНТЕРНЕТ»;
4. Разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (проектов закона Сахалинской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области», постановлений администрации Сахалинской области «Положение о ремесленной деятельности», «Об утверждении перечня видов ремесленной деятельности», «Об общественно-экспертном совете по развитию малого и среднего предпринимательства» и др.);
5. Содействие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
IV. Развитие кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства:
1. Увеличение роли руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства в разработке образовательных программ в учебных заведениях Сахалинской области;
2. Формирование рейтинга образовательных учреждений;
3. Проведение на конкурсной основе ролевых экономических игр с молодежью, формирование активных молодежных команд и проведение семинаров для начинающих молодых предпринимателей (развитие молодёжного предпринимательства).
V. Социальное партнёрство работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, их работодателей, органов исполнительной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления:
Повышение уровня заработной платы у субъектов малого и среднего предпринимательства и исполнение гарантий, установленных трудовым законодательством, в том числе посредством заключения отраслевых соглашений;
VI. Проведение территориальной политики:
1. Разработка механизмов разрешения проблем развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований, в том числе депрессивных;
2. Разработка схемы размещения производственных сил на территории Сахалинской области.
VII. Совершенствование налоговой политики:
Анализ эффективности налоговых льгот субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение эффективности их применения.
VIII. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СРОКИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Предполагается осуществлять решение поставленных задач в течение трёх лет.
В первоочередном порядке будут решаться задачи по улучшению финансового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе создание нормативных основ и механизмов осуществления микрофинансирования, государственно-частного партнёрства. Кроме того, при разработке нормативной базы будет создана система территориального планирования развития малого и среднего бизнеса, определены точки роста малого и среднего бизнеса по отраслям и муниципальным образованиям. В программе будет выработан механизм использования потенциала малого и среднего предпринимательства для вывода из сложного социально-экономического положения двух или трёх наиболее депрессивных муниципальных образований Сахалинской области.
В целях обеспечения ускоренных темпов инвестирования для совершенствования материально-технической базы субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих глубокую переработку продукции, особенно в сферах рыбного и лесного комплексов, а также в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, необходимо осуществить мероприятия, направленные на повышение капитализации частных компаний, улучшения финансово-экономических показателей и повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, в том числе создать условия для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, внедрять применение системы качества выпускаемой продукции с целью повышения конкурентоспособности сахалинских производителей.
Начиная со II квартала 2009 года и до середины 2010 года является необходимым создание системы эффективно действующих общественных организаций, которые должны осуществлять от имени малого и среднего бизнеса взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления (например, создание ремесленной палаты и др.). Возможно, в том числе, осуществить реализацию данного мероприятия на базе уже действующих организаций (торгово-промышленных палат Сахалинской области и муниципальных образований и др.).
Также посредством вышеуказанных организаций начиная со второй половины 2010 года должны быть проведены мероприятия по увеличению «легальной» заработной платы работников, осуществляющих выполнение трудовой функции у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством заключения отраслевых соглашений.
Начиная со II квартала 2009 года является важным формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства разрабатывается Положение о конкурсном отборе организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а затем проводится соответствующий конкурс. Вместе с тем для этих организаций должны быть выработаны механизмы их стимулирования, а также система преференций перед организациями, не входящими в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В случае создания в Сахалинской области особой экономической зоны важным является создание технопарков или иных организаций для подготовки субъектов малого и среднего предпринимательства к работе в условиях особой экономической зоны.
Источники финансирования названных мероприятий, а также порядок государственно-частного партнёрства, будут рассмотрены при формировании проекта областной целевой программы.
При этом перечень мероприятий, а также системы их реализации, в проекте областной целевой программы может уточняться.
Начиная сентября 2010 года до марта 2011 года с учётом эффективности реализации программы развития малого и среднего предпринимательства в 2009-2011 годах, необходимо разработать и утвердить соответствующую областную целевую программу на 2012-2016 годы.
7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ОБЛАСТНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Органами исполнительной власти Сахалинской области, ответственными за формирование и реализацию Программы, являются:
Администрация Сахалинской области;
Комитет экономики Сахалинской области;
Комитет по промышленности и торговле Сахалинской области;
Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области;
Департамент по рыболовству Сахалинской области;
Департамент лесов и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области;
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области;
Департамент транспорта Сахалинской области;
Главное финансовое управление Сахалинской области;
Управление сельского хозяйства Сахалинской области;
Управление молодёжной политики Сахалинской области;
Управление государственной службы занятости населения Сахалинской области.
8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОБЛАСТНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КООРДИНАТОРОМ-РАЗРАБОТЧИКОМ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Координатором-разработчиком областной целевой программы целесообразно определить комитет экономики Сахалинской области.
9. ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Разработка областной целевой программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий программы:
системный подход, комплексность, концентрация на самых важных направлениях;
оценка потребностей в финансовых средствах мероприятий программы с учетом порядка разграничения расходных обязательств между органами управления всех уровней;
оценка результатов и социально-экономической эффективности программы, которая осуществляется на основе расчета целевых показателей;
равнодоступность инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
социальная ориентированность проектов поддержки малого и среднего предпринимательства (налоговые отчисления, новые рабочие места, заработная плата, пенсия и т.п.);
приоритетность государственных инвестиций в малый и средний бизнес перед прямым финансированием субъектов малого и среднего предпринимательства;
бюджетная эффективность от государственной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства;
формирование предпосылок для достижения наибольшей самостоятельности (самофинансирования и самоокупаемости) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Системный подход к разработке программы предусматривает:
охват всех сфер, от которых зависит эффективность развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
использование всех возможных способов развития малого и среднего предпринимательства, в том числе организационных, методических, технических, и повышение уровня финансирования из внебюджетных источников.
Комплексность мероприятий программы предусматривает:
выбор и реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на основе прогнозирования рисков социально-экономической ситуации в Сахалинской области;
социальное, экологическое и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий программы.
Концентрация финансовых средств и организационных усилий программы на значимых направлениях предусматривает:
включение в состав мероприятий, в первую очередь, межведомственного и межотраслевого характера;
первоочередное решение проблемных вопросов, характерных для всех муниципальных образований Сахалинской области (однако повышенное внимание следует уделять проблемам развития малого и среднего предпринимательства в депрессивных муниципальных образованиях).
По каждому мероприятию программы должны быть даны конкретные количественные и качественные оценки социальных и экономических результатов реализации этих мероприятий.
Предложения потенциальных стратегических инвесторов могут быть оформлены в виде соответствующих бизнес-планов (инвестиционных проектов) и направлены на решение задач программы, реализацию комплекса ее целевых установок в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.
10. ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счёт средств областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников. Также возможно привлечение финансовых средств из федерального бюджета посредством участия Сахалинской области в мероприятиях федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выбор источников, а также механизмов финансирования, будут определены исходя из принципов привлечения большего количества средств из внебюджетных источников. Финансирование мероприятий программы из средств областного и (или) местных бюджетов будет осуществлено по тем мероприятиям, по которым не производится финансирование из средств коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также в тех секторах, где требуется поддержка государства (государственно-частное партнёрство) для интенсивного развития.
Ориентировочная сумма затрат за всё время реализации программы составит более 3,1 млрд.руб., из них не менее 2,5 млрд.руб. будут произведены из внебюджетных источников, не более 500 млн.руб. из средств областного бюджета, из средств бюджетов городских округов, муниципальных районов, городских (сельских) поселений будет выделено примерно 100 млн.руб. Окончательный объём и источники финансирования будут определены при формировании проекта областной целевой программы на условиях приоритета использования внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий программы из средств областного бюджета будет начато с 1 января 2010 г. В 2009 году реализация программных мероприятий за счёт средств областного бюджета не предусматривается.
Трудовые ресурсы будут использованы для производства товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства. Предполагается использование трудовых ресурсов исключительно коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
11. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СРОКАМ И ЭТАПАМ РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Механизм финансирования мероприятий Программы будет разработан в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Сахалинской области.
Подавляющая часть финансовых средств областного бюджета на реализацию мероприятий программы будет направлена на принципах государственно частного партнёрства, а также привлечения наибольшего количества внебюджетных средств на 1 руб. средств из областного бюджета.
Объём финансовых средств на реализацию программы, будет определён непосредственно в программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы».
Направление финансовых средств в установленном настоящим разделом направлении будет осуществляться в течение всего срока реализации программы, то есть с 2009 – 2011 годы.
В случае расходования средств областного бюджета в виде бюджетных инвестиций, выделяемых юридическим лицам, не являющимися государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями будет производится на основании конкурса по принципу привлечения на 1 руб. бюджетных средств наибольшее количество денежных средств из внебюджетных источников.
12. ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ СОЗДАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Сахалинской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также разграничения полномочий и ответственности всех участников программы.
Решение задачи по формированию и эффективному управлению реализацией программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления на основе разграничения уровней управления и распределения функций между органами управления реализацией программы.
Управление реализацией программы предполагается осуществлять на основе смешанного метода управления на 3 уровнях:
стратегический уровень, включающий администрацию Сахалинской области;
тактический уровень, включающий координатора-разработчика программы, государственных заказчиков программы;
оперативный уровень, включающий органы управления реализацией программы, осуществляющие текущее управление.
Использование такого метода предполагает разделение на тактическом уровне функции по координации деятельности государственных заказчиков между разработчиком-координатором и специально создаваемым коллегиальным совещательным органом управления, основной задачей которого является координация решений разработчика-координатора и государственных заказчиков по наиболее значимым вопросам (ежегодное планирование и корректировка планов, оценка хода реализации программы и достигнутых результатов и другое), а также по любым острым проблемам, возникающим при реализации мероприятий программы.
Соответственно на тактическом уровне управления обеспечивается учет мнений всех государственных заказчиков и не допускается потеря управляемости процесса реализации программы со стороны государственного заказчика-координатора.
На оперативном уровне управления государственные заказчики самостоятельно осуществляют текущее управление реализацией программы. При этом выполнение комплексных мероприятий, в реализации которых принимают участие 2 и более государственных заказчика, осуществляется разработчиком-координатором.
Использование этого метода представляется оптимальным, поскольку имеется ряд преимуществ, основными из которых являются:
обеспечение управления реализацией программы без излишней бюрократизации;
учет интересов государственных заказчиков при принятии важных решений на тактическом уровне при одновременном обеспечении высокой эффективности процесса управления реализацией программы;
предоставление государственным заказчикам необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией программы при одновременном осуществлении разработчиком-координатором оперативного контроля за реализацией комплексных мероприятий.
При этом каждый исполнительной орган государственной власти Сахалинской осуществляет контроль и разрабатывает предложения по развитию малого и среднего предпринимательства в соответствующей отрасли.
13. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО
ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Программой будут предусмотрены мероприятия по доведению количества субъектов малого и среднего предпринимательства к концу 2011 года до 29260 ед., в том числе индивидуальных предпринимателей - до 24700, малых предприятий – до 4420, средних предприятий – до 140.
При относительно невысоком увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства интенсивно будут расти качественные показатели, в том числе увеличится уровень рентабельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Количество лиц, работающих у субъектов малого и среднего предпринимательства должно достигнуть в 2011 году 72 тыс.чел.
Объём инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса достигнет 3,4 млрд.руб.
Объём налоговых поступлении в консолидированный бюджет Сахалинской области от предприятий малого и среднего бизнеса достигнет 6 млрд.руб.
Выпуск товаров и услуг малыми и средними предприятиями в фактических ценах с учётом инфляционных процессов в 2011 году составит 80 млрд.руб.
Количество признанных обоснованными обращений субъектов малого и среднего предпринимательства с жалобами на неправомерные действия должностных лиц, государственных гражданских служащих Сахалинской области и муниципальных служащих, создающих препятствия для нормальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства должны составить не более 3% от общего количества таких обращений.
Объём производимой продукции малых и средних предприятий в валовом региональном продукте составит не менее 29% от общего объёма внутреннего регионального продукта.
14. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Мониторинг областной целевой программы будет осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации областных и межрегиональных целевых программ, утвержденный постановлением администрации Сахалинской области от 29 июня 2007 г. № 129-па.
Целевые индикаторы реализации Программы, а также показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам, приведены в Приложении № 3 к настоящей Концепции.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Концепции областной целевой программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Сахалинской области на 2009-2011 годы»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Концепции областной целевой программы
Годы |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей |
Объем инвестиций в основной капитал МП на душу населения в области, (рублей) |
Объем инвестиций на одного работника на МП, (рублей) |
2000 |
275,2 |
465,5 |
9052,6 |
2001 |
182,9 |
311,1 |
6221,1 |
2002 |
258,9 |
447,7 |
8746,6 |
2003 |
375,6 |
678 |
9755,8 |
2004 |
300 |
557 |
8403,4 |
2005 |
704,3 |
1330,6 |
20140,1 |
2006 |
1140,3 |
2177,4 |
30007,9 |
2007 |
1330,8 |
2559,7 |
34929,1 |
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Сахалинской области на 2009-2011 годы»
Объём инвестиций в основной капитал субъектов
малого предпринимательства
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Концепции областной целевой программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы»
Целевые индикаторы реализации мероприятий областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в
Сахалинской области на 2009-2011 годы»
Наименование |
Отчет 2007 г |
Оценка 2008 г |
Прогноз 2009 г |
Прогноз 2010 г |
Прогноз 2011 г |
Доля производимой продукции субъектами МСП в ВРП (%) |
21* |
21,5* |
23,5 |
26 |
29 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (ед.), в том числе: |
22626 |
24447 |
26472 |
28003 |
29260 |
индивидуальные предприниматели |
18326 |
20000 |
22000 |
23500 |
24700 |
Организации - субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе: |
4436 |
4447 |
4472 |
4503 |
4560 |
субъекты малого предпринимательства |
4300 |
4310 |
4335 |
4365 |
4420 |
субъекты среднего предпринимательства |
136 |
137 |
137 |
138 |
140 |
Заработная плата у субъектов малого и среднего предпринимательства (тыс.руб.) |
13 |
15,5 |
19 |
22 |
24 |
Объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от субъектов малого и среднего предпринимательства (млрд. руб.) |
4 |
4,3 |
4,8 |
5,4 |
6 |
Количество признанных обоснованными обращений субъектов малого и среднего предпринимательства с жалобами на неправомерные действия должностных лиц, государственных гражданских служащих Сахалинской области и муниципальных служащих, создающих препятствия для нормальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (%) |
-** |
-** |
3 |
3 |
3 |
Объём инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса (млрд.руб.) |
1,7 |
2 |
2,4 |
2,9 |
3,4 |
Численность работающих на малых и средних предприятиях (тыс.чел.) |
50 |
53 |
62 |
67 |
72 |
* - субъекты малого предпринимательства;
** - данные отсутствуют