29 декабря 2007 года N 322-ОЗ
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"
Принят
постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 20.12.2007 N 877
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 - 2010 годы" согласно приложению.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор
Томской области
В.М.КРЕСС
Томск
29 декабря 2007 года
N 322-ОЗ
Приложение
к Закону
Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие малого и среднего
предпринимательства в Томской области
на период 2008 - 2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"
Наименование
|
Областная целевая программа "Развитие малого и
| ||||
Основание для
|
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ
| ||||
Заказчик
|
Департамент развития предпринимательства и
| ||||
Исполнитель(и)
|
Департамент развития предпринимательства и
| ||||
Разработчик
|
Департамент развития предпринимательства и
| ||||
Цель Программы |
Высокий уровень развития предпринимательства
| ||||
Задачи
|
Формирование и развитие инфраструктуры поддержки
| ||||
Показатели цели
|
Увеличение доли занятых (среднесписочной
| ||||
Показатели
|
Количество субъектов малого и среднего
| ||||
Сроки
|
2008 - 2010 годы | ||||
Объемы и
|
Источники: |
2008 |
2009 |
2010 |
Итого: |
средства
|
67 |
50,5 |
63,5 |
181 | |
средства
|
85 |
70 |
80 |
235 | |
средства
|
12 |
17 |
22 |
51 | |
Итого |
164 |
137,5 |
165,5 |
467 | |
Основные
|
Формирование и обеспечение деятельности
| ||||
Основные
|
| ||||
НИОКР |
- | ||||
Инвестиции |
- | ||||
Прочие <*> |
467 млн. рублей | ||||
Ожидаемые
|
Реализация мероприятий Программы позволит:
| ||||
Организация
|
Контроль за исполнением Программы осуществляют
|
--------------------------------
<*> - Прогноз - суммы уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основанием для разработки настоящей Программы является Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2008 года.
Программа направлена:
на регулирование отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, органами местного самоуправления различных уровней в сфере развития малого и среднего предпринимательства Томской области;
на повышение эффективности и системности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа призвана объединить усилия исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами малого и среднего предпринимательства. В Программе определены перечень механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
За предшествующие годы реализации областной политики развития предпринимательства в области создана базовая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Действуют производственные и инновационные бизнес-инкубаторы (всего шесть, три из них - в муниципальных образованиях), сформирован региональный венчурный фонд, работают муниципальные центры поддержки предпринимательства (15 - в муниципальных образованиях и один областной) и микрофинансовые организации (более 30). В результате действия Программы "Развитие малого предпринимательства Томской области на 2005 - 2007 годы" запущены механизмы поддержки "стартующего" малого бизнеса, развития молодежного предпринимательства, поддержки малых экспортоориентированных предприятий.
По итогам 2006 года в области действовало 9948 малых предприятий, что на 30 процентов больше, чем в 2005 году, а в первом квартале 2007 года число малых предприятий достигло 12960 единиц.
Высокий темп роста позволил Томской области в 2006 году занять первое место среди регионов Российской Федерации по приросту числа малых предприятий на 100 тысяч населения с результатом более 221,9 предприятия, значительно превысив среднее значение по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (прирост - 37,4 предприятия) и по России (37,3 предприятия) <1>.
--------------------------------
<1> - По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, мониторинга состояния малого предпринимательства "Бизнес-карта Томской области".
Наибольшими темпами среди основных показателей малого бизнеса растет оборот малых предприятий, достигнув по итогам 2006 года 91 млрд. рублей (161 процент к уровню 2005 года в действующих ценах). По темпам роста оборота в 2006 году Томская область опережает среднее значение по СФО - 138,3 процента и по России - 115 процентов в действующих ценах к уровню 2005 года.
Кроме того, по итогам 2006 года Томская область занимает в Российской Федерации первое место по объему инвестиций в основной капитал малых предприятий в расчете на душу населения, четвертое место - по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек населения, восьмое место - по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых, десятое - по объему оборота малых предприятий на душу населения.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Томской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Томской области):
торговые малые предприятия занимают 45 процентов (40,6 процента);
промышленные малые предприятия - 12 процентов (14,8 процента);
строительные организации - 11,3 процента (11,4 процента);
малые предприятия транспорта - 4,9 процента (4,4 процента).
Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями малого бизнеса: на них приходится около 70 процентов числа малых предприятий и около 40 процентов численности занятых на малых предприятиях. Промышленность и строительство - на втором месте (14,8 процента малых предприятий и 30,5 процента занятых; 11,4 процента малых предприятий и 23 процента занятых соответственно). На другие отрасли приходится около 15 процентов малых предприятий.
2. Согласно данным мониторинга развития предпринимательства в 2006 году, проведенного Томской торгово-промышленной палатой, и исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения "Условия функционирования малого предпринимательства в Томской области" существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в том числе сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства:
недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 66 процентов предпринимателей отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 28 процентов опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;
ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной. 69 процентов респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях. В целом по Томской области 8 процентов предпринимателей привлекают на работу мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Около половины (52 процента) респондентов считают, что существует много проблем с оформлением работников, и 16 процентов полагают, что привлекаемые работники имеют низкую квалификацию;
недостаточная информационная поддержка. По мнению участников экспертного опроса, общая оценка степени включенности субъектов малого бизнеса Томского региона в информационное поле крайне низкая. Отмечаются низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;
недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;
недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
Учитывая изложенное, требуется совершенствование системы поддержки предпринимательства Томской области.
3. В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории области;
создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;
привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд и фонд прямых инвестиций.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,
ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
В соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы, в которых развитие предпринимательства играет ключевую роль, в результате реализации мероприятий Программы планируется достижение следующей цели - высокий уровень развития предпринимательства.
Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса;
формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности);
изменение структуры малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов "доращивания" малых предприятий до средних.
Цели, задачи Программы и показатели их достижения представлены в приложении 1.
4. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первая цель Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы - высокий уровень развития предпринимательства. Реализация настоящий Программы будет способствовать достижению этой цели, в том числе позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт и создать условия для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий Программы повлечет следующие социально-экономические результаты:
увеличение вклада малого и среднего бизнеса (малые и средние предприятия) в валовой региональный продукт до 20 процентов;
увеличение доли инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в производстве товаров и услуг через создание условий для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства для перехода экономики на инновационный путь развития;
увеличение доли занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 50 процентов к 2010 году, а также решение проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области и проблемы занятости высококвалифицированных кадров;
привлечение средств бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечение внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы экономики региона;
рост числа средних предприятий путем "доращивания".
Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики региона за счет наращивания преимуществ малого и среднего предпринимательства в промышленности, сфере услуг, сфере высоких технологий и на этой основе задействование новых источников экономического роста.
Указанные в приложении 1 показатели характеризуют вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте, уровень развития предпринимательства, а также его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы. Они позволяют дать оценку эффективности и достаточности принимаемых региональными властями мер по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.
5. ЗАКАЗЧИК, РАЗРАБОТЧИК И ИСПОЛНИТЕЛЬ
ПРОГРАММЫ. СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ
Заказчик Программы - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Текущее управление Программой осуществляет Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Ответственным за реализацию Программы является Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор Томской области.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области.
6. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации Программы: 2008 - 2010 годы.
7. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. ОБЪЕМЫ И
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ГОДАМ
1. Общий объем финансирования Программы на 2008 - 2010 годы прогнозируется в размере 467 млн. рублей (2008 - 164 млн. рублей, 2009 - 137,5 млн. рублей, 2010 - 165,5 млн. рублей), в том числе:
средства федерального бюджета, включая средства федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, - 181 млн. рублей (прогноз - цифры уточняются при принятии бюджета) (2008 - 67 млн. рублей, 2009 - 50,5 млн. рублей, 2010 - 63,5 млн. рублей);
средства областного бюджета - 235 млн. рублей (2008 - 85 млн. рублей, 2009 - 70 млн. рублей, 2010 - 80 млн. рублей);
средства муниципальных бюджетов - 51 млн. рублей (прогноз - цифры уточняются при принятии бюджета) (2008 - 12 млн. рублей, 2009 - 17 млн. рублей, 2010 - 22 млн. рублей).
Финансовое обеспечение Программы представлено в приложении 2.
2. Финансирование расходов из средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в следующих формах:
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный Закон N 94-ФЗ принят 21.07.2005, а не 21.07.2007.
средств на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы (осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");
субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации Томской области, где должны быть обозначены:
категории субъектов малого и среднего предпринимательства (средние, малые и микропредприятия);
критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
цели, условия и порядок предоставления субсидий;
сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
субсидии местным бюджетам в целях поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, где должны быть обозначены: целевое назначение, порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями.
План программных мероприятий представлен в приложении 3.
3. В Программе предусмотрены механизмы, с помощью которых должны быть решены основные проблемы, обозначенные субъектами малого и среднего предпринимательства:
проблема недостаточного уровня развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ограниченный доступ к финансовым ресурсам, будет решаться через создание новых элементов инфраструктуры, институтов и инструментов финансовой, законодательной, информационной, кадровой, имущественной поддержки малого предпринимательства и развитие существующих формирование и развитие.
К существующим организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства относятся: бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, микрофинансовые организации, общественные объединения предпринимателей, венчурный фонд, офисы коммерциализации и центр субконтрактации. В целях обеспечения их деятельности планируется осуществление следующих мероприятий:
разработка каталога услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства;
разработка регламентов процесса работы и мониторинга эффективности деятельности бизнес-инкубаторов и центра субконтрактации;
подготовка информационных материалов о деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства, популяризация деятельности и распространение опыта развития малых предприятий;
создание и наполнение интернет-сайтов;
обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства справочно-методическими материалами;
проведение специализированных семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства на площадках организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства;
развитие и обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов;
развитие и обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства, центра субконтрактации, микрофинансовых организаций, центра поддержки экспорта;
оказание услуг по консультированию субъектов малого предпринимательства, разработке бизнес-планов, экономической экспертизе проектов, оказание маркетинговых и иных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
Организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд при реализации настоящей Программы и обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры поддержки предпринимательства Томской области, гарантийный фонд, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, Томская торгово-промышленная палата, центры коммерциализации, центр субконтрактации, венчурный фонд, микрофинансовые организации области, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентство по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации. Требования к организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Томской области.
4. Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства:
увеличение количества и улучшение качества предоставляемых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства Томской области;
эффективное взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства и администрациями муниципальных образований (количество проводимых мероприятий осуществляемых совместно с органами местного самоуправления, факторный индекс оценки отношения органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления к предпринимательству по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения);
дальнейший рост числа общественных объединений предпринимателей, возрастание их роли при взаимодействии государственных и негосударственных структур в сфере малого и среднего предпринимательства;
инкубирование субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторах Томской области.
К вновь создаваемым организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства относится гарантийный Фонд, который планируется сформировать за счет средств областного и федерального бюджетов.
Механизм формирования и функционирования гарантийного Фонда будет разработан в соответствии с требованиями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Управление средствами гарантийного Фонда на конкурсной основе будет передано управляющей компании. Конкурс будет проводиться на основании нормативного правового акта Томской области.
В результате реализации механизма поддержки, в соответствии с приоритетными направлениями Стратегии развития Томской области до 2020 года, будет осуществляться выдача поручительств гарантийного Фонда в качестве обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациям. Один рубль средств гарантийного фонда позволит привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства от 4 до 7 рублей кредитных средств. То есть субъектами малого и среднего предпринимательства будет привлечено кредитных ресурсов - от 200 до 400 млн. рублей ежегодно в период реализации Программы, т.е. до 2010 года от 0,8 до 1,2 млрд. рублей.
Финансовая поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться через проведение конкурса предпринимательских проектов "Бизнес-старт", субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление поручительств и т.д. Субсидии предоставляются и субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области.
5. В результате реализации мероприятий, направленных на финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
повышение доступности к финансово-кредитным ресурсам субъектам малого и среднего предпринимательства Томской области (сумма привлеченных средств субъектами малого и среднего предпринимательства);
увеличение налоговых поступлений за счет повышения доходов субъектов малого предпринимательства, рост количества рабочих мест в предпринимательстве.
Проблема недостаточной информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Томской области будет решена путем проведения семинаров, конференций, "круглых столов", форумов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, издания методических пособий, справочников, поддержания интернет-портала для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, обеспечения инфраструктуры поддержки предпринимательства информационно-справочными системами, проведения социологических исследований состояния малого и среднего предпринимательства в регионе и т.д.
В результате реализации данных мероприятий ожидается:
налаживание кооперативных связей малого и среднего предпринимательства (увеличение числа совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями);
увеличение объемов продукции (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, через расширение межрегионального делового сотрудничества (увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих свою продукцию за пределы Томской области).
6. На решение проблемы низкого уровня предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, будут направлены мероприятия Программы, предусматривающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров через поддержку образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, программ развития молодежного предпринимательства, подготовку бизнес-команд для субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение квалификации управленческих кадров субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в подготовке, проведении и участии школьников и студентов Томской области в олимпиадах и конкурсах, направленных на развитие знаний и навыков в сфере предпринимательства и т.д.
В результате мероприятий, направленных на кадровое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:
рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, удовлетворенных доступностью и качеством образовательных услуг в регионе;
рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на основе целенаправленной подготовки специалистов.
7. Недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств. В качестве основного механизма содействия развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства в Программе предусмотрены мероприятия, направленные:
на поддержку сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих свою продукцию на экспорт путем обеспечения участия в межрегиональных и международных выставках-ярмарках, форумах, конференциях субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидирования затрат, связанных с продвижением продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональные и международные рынки, содействия в подборе деловых партнеров и установлении прямых контактов (межмуниципальным, межрегиональным, зарубежным) и т.д.
В результате этих мероприятий ожидаются следующие результаты:
увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области, производящих экспортоориентированную продукцию, увеличение экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;
рост числа совместных (с томскими предпринимателями) производств.
8. Проблема недостаточного уровня поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне планируется решить через поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований Томской области через софинансирование реализации мероприятий, необходимых именно данной территории. Поддержка муниципальных программ развития предпринимательства будет осуществляться на условиях софинансирования.
В результате реализации мероприятий, направленных на стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне, ожидаются следующие результаты:
рост предпринимательской активности в сельской местности (рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в предпринимательстве наемных работников);
развитие предпринимательства в "новой" экономике в г. Томске и г. Северске (рост числа инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в инновационном предпринимательстве наемных работников).
8. ФОРМЫ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области предоставляет отчет о реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской области в установленные сроки.
Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет в Государственную Думу Томской области отчет о ходе выполнения мероприятий Программы.
9. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные риски невыполнения целевых показателей реализации Программы:
ухудшение демографической ситуации, сокращение численности трудоспособного населения, обострение дефицита трудовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и вынужденный рост компенсационных социальных затрат;
обострение ограничений со стороны энергетических мощностей и пропускной способности транспортной системы;
замедление развития малых и средних предприятий из-за дефицита доступной производственной инфраструктуры (производственные площадки, технопарки и др.);
возможное снижение финансирования региональных программ развития малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета;
отсутствие софинансирования из местного бюджета.
Приложение 1
ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"
|
|
|
Фактичес-
|
Изменение значений
|
Целевое
| ||
|
|
| |||||
Цель: высокий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля занятых в
|
Статистика,
|
17,7% <*> |
Исходная
|
48% |
50% |
50% |
|
Доля продукции,
|
Статистика |
9,2% <*> |
Исходная
|
18% |
20% |
20% |
Задачи: |
|
|
|
|
|
|
|
1. Формирование
|
Количество
|
Исследование |
1089 <*> |
Исходная
|
Положи-
|
Положи-
|
Положи-
|
|
Доля субъектов
|
Исследование,
|
72 <*> |
Исходная
|
Положи-
|
Положи-
|
Положи-
|
2. Создание
|
Факторный индекс
|
Исследование |
Органы
|
Исходная
|
Положи-
|
Положи-
|
Положи-
|
3. Формирование
|
Доля
|
Исследование |
Среди
|
Исходная
|
Положи-
|
Положи-
|
Положи-
|
|
Доля населения,
|
Исследование |
8,7% |
Исходная
|
Положи-
|
Положи-
|
Положи-
|
4. Изменение
|
Прирост числа
|
Статистика,
|
|
4% |
5% |
6% |
Не менее
|
|
Прирост числа
|
Статистика |
|
Исходная
|
Положи-
|
Положи-
|
Положи-
|
--------------------------------
<*> - Данные приведены по малым предприятиям.
<**> - Будет определена исходная база по субъектам малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2008 года).
Приложение 2
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"
|
|
Потребность | |||
|
в том числе по годам | ||||
очередной
|
плановый
| ||||
2009 |
2010 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
РАСХОДЫ на реализацию
|
тыс. руб. |
467000 |
164000 |
137500 |
165500 |
Финансовые ресурсы, в
|
тыс. руб. |
467000 |
164000 |
137500 |
165500 |
местный бюджет |
тыс. руб. |
51000 |
12000 |
17000 |
22000 |
областной бюджет |
тыс. руб. |
235000 |
85000 |
70000 |
80000 |
федеральный бюджет |
тыс. руб. |
181000 |
67000 |
50500 |
63500 |
Распределение
|
х |
х |
х |
х |
х |
|
Код
|
Расходы на
|
Объем финансирования | ||||
|
|
|
|
| |||
Объем
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО |
|
467000 |
95711 |
65950 |
164000 |
137500 |
165500 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
главный
|
|
467000 |
95711 |
65950 |
164000 |
137500 |
165500 |
в том числе по
|
|
|
|
|
|
|
|
инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
прочие нужды |
|
467000 |
95711 |
65950 |
164000 |
137500 |
165500 |
--------------------------------
<*> - Прогноз - суммы уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год.
Приложение 3
МЕРОПРИЯТИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"
|
|
|
|
Объем финансирования
|
| |||
|
феде-
|
област-
|
местных
| |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Высокий
|
Формирование и
|
Формирование и
|
Итого |
126 |
58 |
68 |
|
|
2008 |
65 |
31 |
34 |
| ||||
2009 |
23 |
9,5 |
13,5 |
| ||||
2010 |
38 |
17,5 |
20,5 |
| ||||
Создание
|
Итого |
70 |
35 |
35 |
|
Привлечение
| ||
2008 |
50 |
25 |
25 |
| ||||
2009 |
|
|
|
| ||||
2010 |
20 |
10 |
10 |
| ||||
Развитие и
|
Итого |
47 |
20 |
27 |
|
Размещение в
| ||
2008 |
12 |
5 |
7 |
| ||||
2009 |
20 |
8,5 |
11,5 |
| ||||
2010 |
15 |
6,5 |
8,5 |
| ||||
Развитие и
|
Итого |
9 |
3 |
6 |
|
Рост числа
| ||
2008 |
3 |
1 |
2 |
| ||||
2009 |
3 |
1 |
2 |
| ||||
2010 |
3 |
1 |
2 |
| ||||
Создание
|
Поддержка
|
Итого |
153 |
51 |
51 |
51 |
Рост пред-
| |
2008 |
36 |
12 |
12 |
12 | ||||
2009 |
51 |
17 |
17 |
17 | ||||
2010 |
66 |
22 |
22 |
22 | ||||
Информационная
|
Итого |
40,3 |
6 |
34,3 |
|
Количество
| ||
2008 |
12 |
2 |
10 |
| ||||
2009 |
13,5 |
2 |
11,5 |
| ||||
2010 |
14,8 |
2 |
12,8 |
| ||||
Обеспечение
|
Итого |
7,8 |
0 |
7,8 |
| |||
2008 |
2,3 |
|
2,3 |
| ||||
2009 |
2,5 |
|
2,5 |
| ||||
2010 |
3 |
|
3 |
| ||||
Развитие и
|
Итого |
1 |
0 |
1 |
| |||
2008 |
0,3 |
|
0,3 |
| ||||
2009 |
0,3 |
|
0,3 |
| ||||
2010 |
0,4 |
|
0,4 |
| ||||
Изучение тенденций
|
Итого |
11,9 |
1,5 |
10,4 |
| |||
2008 |
3,9 |
0,5 |
3,4 |
| ||||
2009 |
4 |
0,5 |
3,5 |
| ||||
2010 |
4 |
0,5 |
3,5 |
| ||||
Организация
|
Итого |
19,6 |
4,5 |
15,1 |
| |||
2008 |
5,5 |
1,5 |
4 |
| ||||
2009 |
6,7 |
1,5 |
5,2 |
| ||||
2010 |
7,4 |
1,5 |
5,9 |
| ||||
Поддержка субъектов
|
Итого |
19,5 |
7 |
12,5 |
|
Количество
| ||
2008 |
3 |
1 |
2 |
| ||||
2009 |
8,5 |
3 |
5,5 |
| ||||
2010 |
8 |
3 |
5 |
| ||||
Мероприятия,
|
Итого |
16 |
6 |
10 |
| |||
2008 |
2,5 |
1 |
1,5 |
| ||||
2009 |
7 |
2,5 |
4,5 |
| ||||
2010 |
6,5 |
2,5 |
4 |
| ||||
Содействие в
|
Итого |
3,5 |
1 |
2,5 |
| |||
2008 |
0,5 |
|
0,5 |
| ||||
2009 |
1,5 |
0,5 |
1 |
| ||||
2010 |
1,5 |
0,5 |
1 |
| ||||
Финансовая поддержка
|
Итого |
83 |
41,5 |
41,5 |
|
Количество
| ||
2008 |
29 |
14,5 |
14,5 |
| ||||
2009 |
26 |
13 |
13 |
| ||||
2010 |
28 |
14 |
14 |
| ||||
конкурс
|
Итого |
64 |
32 |
32 |
| |||
2008 |
24 |
12 |
12 |
| ||||
2009 |
20 |
10 |
10 |
| ||||
2010 |
20 |
10 |
10 |
| ||||
субсидии в целях
|
Итого |
19 |
9,5 |
9,5 |
| |||
2008 |
5 |
2,5 |
2,5 |
| ||||
2009 |
6 |
3 |
3 |
| ||||
2010 |
8 |
4 |
4 |
| ||||
Содействие развитию
|
Итого |
38,5 |
16,5 |
22 |
|
Количество
| ||
2008 |
16 |
6,5 |
9,5 |
| ||||
2009 |
13,5 |
5,5 |
8 |
| ||||
2010 |
9 |
4,5 |
4,5 |
| ||||
Организация
|
Итого |
19 |
9,5 |
9,5 |
| |||
2008 |
6 |
3 |
3 |
| ||||
2009 |
6 |
3 |
3 |
| ||||
2010 |
7 |
3,5 |
3,5 |
| ||||
Поддержка субъектов
|
Итого |
7 |
3 |
4 |
| |||
2008 |
4 |
2 |
2 |
| ||||
2009 |
1 |
|
1 |
| ||||
2010 |
2 |
1 |
1 |
| ||||
Содействие в подборе
|
Итого |
12,5 |
4 |
8,5 |
| |||
2008 |
6 |
1,5 |
4,5 |
| ||||
2009 |
6,5 |
2,5 |
4 |
| ||||
2010 |
0 |
|
|
| ||||
Формирование
|
Пропаганда и
|
Итого |
6,7 |
1 |
5,7 |
|
Рост доли
| |
2008 |
3 |
0 |
3 |
| ||||
2009 |
2 |
0,5 |
1,5 |
| ||||
2010 |
1,7 |
0,5 |
1,2 |
| ||||
Проведение ежегодных
|
Итого |
5,3 |
1 |
4,3 |
| |||
2008 |
2,5 |
|
2,5 |
| ||||
2009 |
1,5 |
0,5 |
1 |
| ||||
2010 |
1,3 |
0,5 |
0,8 |
| ||||
Проведение конкурсов
|
Итого |
1,4 |
0 |
1,4 |
| |||
2008 |
0,5 |
|
0,5 |
| ||||
2009 |
0,5 |
|
0,5 |
| ||||
2010 |
0,4 |
|
0,4 |
| ||||
|
Итого
|
467 |
181 |
235 |
51 |
| ||
2008 |
164 |
67 |
85 |
12 | ||||
2009 |
137,5 |
50,5 |
70 |
17 | ||||
2010 |
165,5 |
63,5 |
80 |
22 |
--------------------------------
<*> - Прогноз - суммы на 2009 и 2010 годы уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год.
<**> - Ответственный исполнитель - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.