Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 - 2010 годы"

29 декабря 2007 года N 322-ОЗ


ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"

Принят

постановлением

Государственной Думы

Томской области

от 20.12.2007 N 877

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 - 2010 годы" согласно приложению.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор

Томской области

В.М.КРЕСС

Томск

29 декабря 2007 года

N 322-ОЗ

Приложение

к Закону

Томской области

"Об утверждении областной целевой программы

"Развитие малого и среднего

предпринимательства в Томской области

на период 2008 - 2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"

Наименование
областной
целевой
программы

Областная целевая программа "Развитие малого и
среднего предпринимательства в Томской области
на период 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы
(наименование и
номер соответ-
ствующего
нормативного
акта)

Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации".
Закон Томской области от 19 апреля 2006 года
N 79-ОЗ "Об утверждении "Программы
социально-экономического развития Томской
области на период 2006 - 2010 годы".
Закон Томской области "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Томской
области" (принят решением Государственной Думы
Томской области от 24 июля 1997 года N 511)

Заказчик
Программы

Департамент развития предпринимательства и
реального сектора экономики Томской области

Исполнитель(и)
Программы

Департамент развития предпринимательства и
реального сектора экономики Томской области.
Соисполнители:
Департамент потребительского рынка Администрации
Томской области;
Департамент инвестиций и экономико-правовой
экспертизы Администрации Томской области;
Департамент экономики Администрации Томской
области;
Департамент государственного заказа и ценовой
политики Администрации Томской области;
Департамент по работе с муниципальными
образованиями Администрации Томской области;
Департамент финансов Томской области;
Комитет по науке и инновационной политике
Администрации Томской области;
Томская торгово-промышленная палата (по
согласованию);
общественные объединения предпринимателей (по
согласованию);
организации инфраструктуры поддержки малого и
среднего предпринимательства (по согласованию)

Разработчик
Программы

Департамент развития предпринимательства и
реального сектора экономики Томской области

Цель Программы

Высокий уровень развития предпринимательства
Томской области

Задачи
Программы

Формирование и развитие инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства.
Создание благоприятных условий и устранение
барьеров для развития бизнеса.
Формирование позитивного образа
предпринимательской деятельности (пропаганда и
популяризация предпринимательской деятельности).
Изменение структуры субъектов малого и среднего
предпринимательства и формирование механизмов
"доращивания" малых предприятий до средних

Показатели цели
Программы

Увеличение доли занятых (среднесписочной
численности работников, без внешних
совместителей) в малом и среднем
предпринимательстве (в том числе индивидуальные
предприниматели) от общей численности занятых
(среднесписочной численности работников, без
внешних совместителей) в экономике до 50
процентов в 2010 году.
Увеличение доли продукции, произведенной малыми
и средними предприятиями, в общем объеме
валового регионального продукта до 20 процентов
в 2010 году

Показатели
задач Программы

Количество субъектов малого и среднего
предпринимательства, являющихся потребителями
услуг аккредитованных организаций поддержки
предпринимательства Томской области.
Доля субъектов малого и среднего
предпринимательства, удовлетворенных
доступностью и качеством услуг, предоставляемых
организациями поддержки предпринимательства
Томской области.
Факторный индекс оценки отношения органов
исполнительной власти Томской области и органов
местного самоуправления к предпринимательству по
методологии Всероссийского центра изучения
общественного мнения.
Доля респондентов, положительно ответивших на
вопрос: "Согласны ли Вы с утверждением, что
создание собственного бизнеса является
деятельностью, заслуживающей глубокого
уважения?".
Доля населения, готового начать свой собственный
бизнес.
Прирост числа инновационных субъектов малого и
среднего предпринимательства не менее чем на 15
процентов в 2010 году к уровню 2007 года.
Прирост числа средних предприятий

Сроки
реализации
Программы

2008 - 2010 годы

Объемы и
источники
финансирования
(прогноз)
млн. рублей <*>

Источники:

2008

2009

2010

Итого:

средства
федерального
бюджета

67

50,5

63,5

181

средства
областного
бюджета

85

70

80

235

средства
муниципальных
бюджетов

12

17

22

51

Итого

164

137,5

165,5

467

Основные
направления
финансирования
и краткое
изложение
мероприятий
Программы

Формирование и обеспечение деятельности
инфраструктуры поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства (в том числе
создание гарантийного фонда).
Поддержка муниципальных программ развития
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информационная поддержка субъектов малого и
среднего предпринимательства и инфраструктуры
поддержки предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства и инфраструктуры поддержки
предпринимательства в области подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров.
Финансовое обеспечение деятельности субъектов
малого и среднего предпринимательства.
Содействие развитию межрегионального и
международного сотрудничества субъектов малого и
среднего предпринимательства, поддержка
сотрудничества с международными организациями и
административно-территориальными образованиями
иностранных государств по вопросам развития
малого и среднего предпринимательства.
Пропаганда и популяризация предпринимательской
деятельности

Основные
направления
расходования
средств
Программы

НИОКР

-

Инвестиции

-

Прочие <*>

467 млн. рублей

Ожидаемые
показатели
эффективности
Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить вклад малого и среднего бизнеса в
валовой региональный продукт до 20 процентов;
увеличить долю инновационных субъектов малого и
среднего предпринимательства в производстве
товаров и услуг через создание условий для
изменений в отраслевой структуре малого и
среднего предпринимательства в целях перехода
экономики на инновационный путь развития;
увеличить долю занятых на субъектах малого и
среднего предпринимательства до 50 процентов к
2010 году, а также решить проблемы занятости
населения в муниципальных образованиях Томской
области, в том числе и проблему занятости
высококвалифицированных кадров;
привлечь средства бюджетов других уровней в
сферу предпринимательства, а также привлечь
внебюджетные инвестиции в приоритетные сферы
экономики региона

Организация
управления
Программы и
контроль за ее
реализацией

Контроль за исполнением Программы осуществляют
Государственная Дума Томской области и
Губернатор Томской области.
Текущее управление Программой осуществляет
Департамент развития предпринимательства и
реального сектора экономики Томской области.
Департамент развития предпринимательства и
реального сектора экономики Томской области
ежегодно представляет отчет о ходе выполнения
мероприятий Программы в Государственную Думу
Томской области

--------------------------------

<*> - Прогноз - суммы уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основанием для разработки настоящей Программы является Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2008 года.

Программа направлена:

на регулирование отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, органами местного самоуправления различных уровней в сфере развития малого и среднего предпринимательства Томской области;

на повышение эффективности и системности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программа призвана объединить усилия исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами малого и среднего предпринимательства. В Программе определены перечень механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

За предшествующие годы реализации областной политики развития предпринимательства в области создана базовая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Действуют производственные и инновационные бизнес-инкубаторы (всего шесть, три из них - в муниципальных образованиях), сформирован региональный венчурный фонд, работают муниципальные центры поддержки предпринимательства (15 - в муниципальных образованиях и один областной) и микрофинансовые организации (более 30). В результате действия Программы "Развитие малого предпринимательства Томской области на 2005 - 2007 годы" запущены механизмы поддержки "стартующего" малого бизнеса, развития молодежного предпринимательства, поддержки малых экспортоориентированных предприятий.

По итогам 2006 года в области действовало 9948 малых предприятий, что на 30 процентов больше, чем в 2005 году, а в первом квартале 2007 года число малых предприятий достигло 12960 единиц.

Высокий темп роста позволил Томской области в 2006 году занять первое место среди регионов Российской Федерации по приросту числа малых предприятий на 100 тысяч населения с результатом более 221,9 предприятия, значительно превысив среднее значение по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (прирост - 37,4 предприятия) и по России (37,3 предприятия) <1>.

--------------------------------

<1> - По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, мониторинга состояния малого предпринимательства "Бизнес-карта Томской области".

Наибольшими темпами среди основных показателей малого бизнеса растет оборот малых предприятий, достигнув по итогам 2006 года 91 млрд. рублей (161 процент к уровню 2005 года в действующих ценах). По темпам роста оборота в 2006 году Томская область опережает среднее значение по СФО - 138,3 процента и по России - 115 процентов в действующих ценах к уровню 2005 года.

Кроме того, по итогам 2006 года Томская область занимает в Российской Федерации первое место по объему инвестиций в основной капитал малых предприятий в расчете на душу населения, четвертое место - по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек населения, восьмое место - по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых, десятое - по объему оборота малых предприятий на душу населения.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1. Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Томской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Томской области):

торговые малые предприятия занимают 45 процентов (40,6 процента);

промышленные малые предприятия - 12 процентов (14,8 процента);

строительные организации - 11,3 процента (11,4 процента);

малые предприятия транспорта - 4,9 процента (4,4 процента).

Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями малого бизнеса: на них приходится около 70 процентов числа малых предприятий и около 40 процентов численности занятых на малых предприятиях. Промышленность и строительство - на втором месте (14,8 процента малых предприятий и 30,5 процента занятых; 11,4 процента малых предприятий и 23 процента занятых соответственно). На другие отрасли приходится около 15 процентов малых предприятий.

2. Согласно данным мониторинга развития предпринимательства в 2006 году, проведенного Томской торгово-промышленной палатой, и исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения "Условия функционирования малого предпринимательства в Томской области" существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в том числе сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства:

недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 66 процентов предпринимателей отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 28 процентов опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;

ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной. 69 процентов респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;

низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях. В целом по Томской области 8 процентов предпринимателей привлекают на работу мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Около половины (52 процента) респондентов считают, что существует много проблем с оформлением работников, и 16 процентов полагают, что привлекаемые работники имеют низкую квалификацию;

недостаточная информационная поддержка. По мнению участников экспертного опроса, общая оценка степени включенности субъектов малого бизнеса Томского региона в информационное поле крайне низкая. Отмечаются низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;

недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;

недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.

Учитывая изложенное, требуется совершенствование системы поддержки предпринимательства Томской области.

3. В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории области;

создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;

привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд и фонд прямых инвестиций.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,

ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

В соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы, в которых развитие предпринимательства играет ключевую роль, в результате реализации мероприятий Программы планируется достижение следующей цели - высокий уровень развития предпринимательства.

Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели, являются:

формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса;

формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности);

изменение структуры малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов "доращивания" малых предприятий до средних.

Цели, задачи Программы и показатели их достижения представлены в приложении 1.

4. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первая цель Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы - высокий уровень развития предпринимательства. Реализация настоящий Программы будет способствовать достижению этой цели, в том числе позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт и создать условия для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий Программы повлечет следующие социально-экономические результаты:

увеличение вклада малого и среднего бизнеса (малые и средние предприятия) в валовой региональный продукт до 20 процентов;

увеличение доли инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в производстве товаров и услуг через создание условий для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства для перехода экономики на инновационный путь развития;

увеличение доли занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 50 процентов к 2010 году, а также решение проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области и проблемы занятости высококвалифицированных кадров;

привлечение средств бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечение внебюджетных инвестиций в приоритетные сферы экономики региона;

рост числа средних предприятий путем "доращивания".

Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики региона за счет наращивания преимуществ малого и среднего предпринимательства в промышленности, сфере услуг, сфере высоких технологий и на этой основе задействование новых источников экономического роста.

Указанные в приложении 1 показатели характеризуют вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте, уровень развития предпринимательства, а также его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы. Они позволяют дать оценку эффективности и достаточности принимаемых региональными властями мер по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения.

5. ЗАКАЗЧИК, РАЗРАБОТЧИК И ИСПОЛНИТЕЛЬ

ПРОГРАММЫ. СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ

Заказчик Программы - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

Текущее управление Программой осуществляет Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

Ответственным за реализацию Программы является Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор Томской области.

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области.

6. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации Программы: 2008 - 2010 годы.

7. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. ОБЪЕМЫ И

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ГОДАМ

1. Общий объем финансирования Программы на 2008 - 2010 годы прогнозируется в размере 467 млн. рублей (2008 - 164 млн. рублей, 2009 - 137,5 млн. рублей, 2010 - 165,5 млн. рублей), в том числе:

средства федерального бюджета, включая средства федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, - 181 млн. рублей (прогноз - цифры уточняются при принятии бюджета) (2008 - 67 млн. рублей, 2009 - 50,5 млн. рублей, 2010 - 63,5 млн. рублей);

средства областного бюджета - 235 млн. рублей (2008 - 85 млн. рублей, 2009 - 70 млн. рублей, 2010 - 80 млн. рублей);

средства муниципальных бюджетов - 51 млн. рублей (прогноз - цифры уточняются при принятии бюджета) (2008 - 12 млн. рублей, 2009 - 17 млн. рублей, 2010 - 22 млн. рублей).

Финансовое обеспечение Программы представлено в приложении 2.

2. Финансирование расходов из средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в следующих формах:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный Закон N 94-ФЗ принят 21.07.2005, а не 21.07.2007.

средств на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в рамках реализации мероприятий Программы (осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд");

субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации Томской области, где должны быть обозначены:

категории субъектов малого и среднего предпринимательства (средние, малые и микропредприятия);

критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

цели, условия и порядок предоставления субсидий;

сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

субсидии местным бюджетам в целях поддержки муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области, где должны быть обозначены: целевое назначение, порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями.

План программных мероприятий представлен в приложении 3.

3. В Программе предусмотрены механизмы, с помощью которых должны быть решены основные проблемы, обозначенные субъектами малого и среднего предпринимательства:

проблема недостаточного уровня развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ограниченный доступ к финансовым ресурсам, будет решаться через создание новых элементов инфраструктуры, институтов и инструментов финансовой, законодательной, информационной, кадровой, имущественной поддержки малого предпринимательства и развитие существующих формирование и развитие.

К существующим организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства относятся: бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, микрофинансовые организации, общественные объединения предпринимателей, венчурный фонд, офисы коммерциализации и центр субконтрактации. В целях обеспечения их деятельности планируется осуществление следующих мероприятий:

разработка каталога услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства;

разработка регламентов процесса работы и мониторинга эффективности деятельности бизнес-инкубаторов и центра субконтрактации;

подготовка информационных материалов о деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства, популяризация деятельности и распространение опыта развития малых предприятий;

создание и наполнение интернет-сайтов;

обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства справочно-методическими материалами;

проведение специализированных семинаров, курсов, тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства на площадках организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства;

развитие и обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов;

развитие и обеспечение деятельности центров поддержки предпринимательства, центра субконтрактации, микрофинансовых организаций, центра поддержки экспорта;

оказание услуг по консультированию субъектов малого предпринимательства, разработке бизнес-планов, экономической экспертизе проектов, оказание маркетинговых и иных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.

Организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд при реализации настоящей Программы и обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры поддержки предпринимательства Томской области, гарантийный фонд, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, Томская торгово-промышленная палата, центры коммерциализации, центр субконтрактации, венчурный фонд, микрофинансовые организации области, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентство по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации. Требования к организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Томской области.

4. Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства:

увеличение количества и улучшение качества предоставляемых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства Томской области;

эффективное взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства с субъектами малого и среднего предпринимательства и администрациями муниципальных образований (количество проводимых мероприятий осуществляемых совместно с органами местного самоуправления, факторный индекс оценки отношения органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления к предпринимательству по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения);

дальнейший рост числа общественных объединений предпринимателей, возрастание их роли при взаимодействии государственных и негосударственных структур в сфере малого и среднего предпринимательства;

инкубирование субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторах Томской области.

К вновь создаваемым организациям инфраструктуры поддержки предпринимательства относится гарантийный Фонд, который планируется сформировать за счет средств областного и федерального бюджетов.

Механизм формирования и функционирования гарантийного Фонда будет разработан в соответствии с требованиями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Управление средствами гарантийного Фонда на конкурсной основе будет передано управляющей компании. Конкурс будет проводиться на основании нормативного правового акта Томской области.

В результате реализации механизма поддержки, в соответствии с приоритетными направлениями Стратегии развития Томской области до 2020 года, будет осуществляться выдача поручительств гарантийного Фонда в качестве обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства перед кредитными организациям. Один рубль средств гарантийного фонда позволит привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства от 4 до 7 рублей кредитных средств. То есть субъектами малого и среднего предпринимательства будет привлечено кредитных ресурсов - от 200 до 400 млн. рублей ежегодно в период реализации Программы, т.е. до 2010 года от 0,8 до 1,2 млрд. рублей.

Финансовая поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться через проведение конкурса предпринимательских проектов "Бизнес-старт", субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление поручительств и т.д. Субсидии предоставляются и субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Томской области.

5. В результате реализации мероприятий, направленных на финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:

повышение доступности к финансово-кредитным ресурсам субъектам малого и среднего предпринимательства Томской области (сумма привлеченных средств субъектами малого и среднего предпринимательства);

увеличение налоговых поступлений за счет повышения доходов субъектов малого предпринимательства, рост количества рабочих мест в предпринимательстве.

Проблема недостаточной информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Томской области будет решена путем проведения семинаров, конференций, "круглых столов", форумов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, издания методических пособий, справочников, поддержания интернет-портала для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, обеспечения инфраструктуры поддержки предпринимательства информационно-справочными системами, проведения социологических исследований состояния малого и среднего предпринимательства в регионе и т.д.

В результате реализации данных мероприятий ожидается:

налаживание кооперативных связей малого и среднего предпринимательства (увеличение числа совместных предпринимательских проектов между малыми, средними и крупными предприятиями);

увеличение объемов продукции (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, через расширение межрегионального делового сотрудничества (увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих свою продукцию за пределы Томской области).

6. На решение проблемы низкого уровня предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, будут направлены мероприятия Программы, предусматривающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров через поддержку образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства, программ развития молодежного предпринимательства, подготовку бизнес-команд для субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение квалификации управленческих кадров субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в подготовке, проведении и участии школьников и студентов Томской области в олимпиадах и конкурсах, направленных на развитие знаний и навыков в сфере предпринимательства и т.д.

В результате мероприятий, направленных на кадровое обеспечение предпринимательской деятельности, ожидаются следующие результаты:

рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, удовлетворенных доступностью и качеством образовательных услуг в регионе;

рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на основе целенаправленной подготовки специалистов.

7. Недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств. В качестве основного механизма содействия развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства в Программе предусмотрены мероприятия, направленные:

на поддержку сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих свою продукцию на экспорт путем обеспечения участия в межрегиональных и международных выставках-ярмарках, форумах, конференциях субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидирования затрат, связанных с продвижением продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональные и международные рынки, содействия в подборе деловых партнеров и установлении прямых контактов (межмуниципальным, межрегиональным, зарубежным) и т.д.

В результате этих мероприятий ожидаются следующие результаты:

увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области, производящих экспортоориентированную продукцию, увеличение экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;

рост числа совместных (с томскими предпринимателями) производств.

8. Проблема недостаточного уровня поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне планируется решить через поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований Томской области через софинансирование реализации мероприятий, необходимых именно данной территории. Поддержка муниципальных программ развития предпринимательства будет осуществляться на условиях софинансирования.

В результате реализации мероприятий, направленных на стимулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне, ожидаются следующие результаты:

рост предпринимательской активности в сельской местности (рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в предпринимательстве наемных работников);

развитие предпринимательства в "новой" экономике в г. Томске и г. Северске (рост числа инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства, рост числа занятых в инновационном предпринимательстве наемных работников).

8. ФОРМЫ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области предоставляет отчет о реализации Программы в Департамент экономики Администрации Томской области в установленные сроки.

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет в Государственную Думу Томской области отчет о ходе выполнения мероприятий Программы.

9. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные риски невыполнения целевых показателей реализации Программы:

ухудшение демографической ситуации, сокращение численности трудоспособного населения, обострение дефицита трудовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и вынужденный рост компенсационных социальных затрат;

обострение ограничений со стороны энергетических мощностей и пропускной способности транспортной системы;

замедление развития малых и средних предприятий из-за дефицита доступной производственной инфраструктуры (производственные площадки, технопарки и др.);

возможное снижение финансирования региональных программ развития малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета;

отсутствие софинансирования из местного бюджета.


Приложение 1

ПОКАЗАТЕЛИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"



Цели и задачи
Программы



Наименование
целевых
показателей


Источник
определения
значения
показателей

Фактичес-
кое
значение
показа-
телей на
01.01.2007
<*>

Изменение значений
показателей по годам
реализации

Целевое
значение
показа-
телей при
окончании
реализации
Программы


2008
<**>


2009


2010

Цель: высокий
уровень развития
предпринима-
тельства

Доля занятых в
малом и среднем
предприниматель-
стве от общей
численности
занятых в
экономике

Статистика,
исследование
(согласно
методологии
мониторинга
ПСЭР)

17,7% <*>

Исходная
база
<**>

48%

50%

50%

Доля продукции,
произведенной
малыми и
средними
предприятиями, в
общем объеме
валового
регионального
продукта

Статистика

9,2% <*>

Исходная
база
<**>

18%

20%

20%

Задачи:

1. Формирование
и развитие
инфраструктуры
поддержки пред-
принимательства

Количество
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства,
являющихся
потребителями
услуг
аккредитованных
организаций
поддержки пред-
принимательства
Томской области

Исследование

1089 <*>

Исходная
база
<**>

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Доля субъектов
малого и
среднего пред-
принимательства,
удовлетворенных
доступностью и
качеством
предоставляемых
услуг
организациями
инфраструктуры
поддержки пред-
принимательства
Томской области

Исследование,
%

72 <*>

Исходная
база
<**>

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

2. Создание
благоприятных
условий и
устранение
барьеров для
развития бизнеса

Факторный индекс
оценки отношения
органов
исполнительной
власти Томской
области и
органов местного
самоуправления к
предприниматель-
ству по
методологии
Всероссийского
центра изучения
общественного
мнения

Исследование

Органы
исполни-
тельной
власти
Томской
области -
88% <*>;
органы
местного
самоуправ-
ления -
90% <*>

Исходная
база
<**>

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

3. Формирование
позитивного
образа пред-
принимательской
деятельности
(пропаганда и
популяризация
предпринима-
тельской
деятельности)

Доля
респондентов,
положительно
ответивших на
вопрос:
"Согласны ли Вы
с утверждением,
что создание
собственного
бизнеса является
деятельностью,
заслуживающей
глубокого
уважения?"

Исследование

Среди
руководи-
телей
малых
предприя-
тий - 79%
<*>;
среди на-
селения -
31,3%

Исходная
база
<**>

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Доля населения,
готового начать
свой собственный
бизнес

Исследование

8,7%

Исходная
база
<**>

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

4. Изменение
структуры малого
и среднего пред-
принимательства
и формирование
механизмов
"доращивания"
малых
предприятий до
средних

Прирост числа
инновационных
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства
по отношению к
уровню
предыдущего года

Статистика,
исследование
(согласно
методологии
мониторинга
ПСЭР)

4%

5%

6%

Не менее
15% к
уровню
2007 года

Прирост числа
средних
предприятий

Статистика

Исходная
база
<**>

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика

Положи-
тельная
динамика


--------------------------------

<*> - Данные приведены по малым предприятиям.

<**> - Будет определена исходная база по субъектам малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2008 года).

Приложение 2

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И

СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"





Наименование ресурсов




Единица
измерения

Потребность



всего

в том числе по годам

очередной
финансовый
год, 2008

плановый
период

2009

2010

1

2

3

4

5

6

РАСХОДЫ на реализацию
Программы, всего, в
том числе:

тыс. руб.

467000

164000

137500

165500

Финансовые ресурсы, в
том числе по
источникам
финансирования:

тыс. руб.

467000

164000

137500

165500

местный бюджет

тыс. руб.

51000

12000

17000

22000

областной бюджет

тыс. руб.

235000

85000

70000

80000

федеральный бюджет

тыс. руб.

181000

67000

50500

63500

Распределение
финансирования по
видам ресурсов:

х

х

х

х

х



Главные
распорядители

Код
экономи-
ческой
класси-
фикации

Расходы на
реализацию
Программы,
всего
(2008 -
2010 гг.)

Объем финансирования


2006


2007


2008
<*>


2009
<*>


2010

Объем
финансирования

ВСЕГО

467000

95711

65950

164000

137500

165500

в том числе:

главный
распорядитель -
Департамент
развития
предпринимательства
и реального сектора
экономики Томской
области, всего:

467000

95711

65950

164000

137500

165500

в том числе по
видам расходов

инвестиции

прочие нужды

467000

95711

65950

164000

137500

165500

--------------------------------

<*> - Прогноз - суммы уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год.


Приложение 3

МЕРОПРИЯТИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГОДЫ"



Цель
Программы



Задача
Программы



Наименование
мероприятия <**>



Срок
испол-
нения

Объем финансирования
(млн. рублей) <*>



Показатели
результата
мероприятия


всего

феде-
рального
бюджета

област-
ного
бюджета

местных
бюджетов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Высокий
уровень
развития
предприни-
мательства

Формирование и
развитие
инфраструктуры
поддержки
малого пред-
принимательства

Формирование и
обеспечение
деятельности
инфраструктуры
поддержки субъектов
малого и среднего
предпринимательства,
в том числе:

Итого

126

58

68

2008

65

31

34

2009

23

9,5

13,5

2010

38

17,5

20,5

Создание
гарантийного Фонда

Итого

70

35

35

Привлечение
субъектами малого
и среднего пред-
принимательства
кредитных
ресурсов - от 200
до 400 млн.
рублей ежегодно в
период реализации
Программы, т.е.
до 2010 года
0,8 - 1,2 млрд.
рублей

2008

50

25

25

2009

2010

20

10

10

Развитие и
обеспечение
деятельности
бизнес-инкубаторов
Томской области

Итого

47

20

27

Размещение в
бизнес-инкуба-
торах от 40 до 60
новых субъектов
малого и среднего
предприниматель-
ства в год
начиная с 2008
года

2008

12

5

7

2009

20

8,5

11,5

2010

15

6,5

8,5

Развитие и
обеспечение
деятельности центров
поддержки
предпринимательства,
центра
субконтрактации,
микрофинансовых
организаций и центра
поддержки экспорта

Итого

9

3

6

Рост числа
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства,
являющихся
потребителями
услуг
аккредитованных
организаций
поддержки пред-
принимательства
Томской области

2008

3

1

2

2009

3

1

2

2010

3

1

2

Создание
благоприятных
условий и
устранение
барьеров для
развития
бизнеса

Поддержка
муниципальных
программ развития
субъектов малого и
среднего
предпринимательства

Итого

153

51

51

51

Рост пред-
принимательской
активности в
сельской
местности (рост
числа субъектов
малого и среднего
предприниматель-
ства, рост числа
занятых в пред-
принимательстве
наемных
работников);
развитие пред-
принимательства в
"новой" экономике
в г. Томске и г.
Северске (рост
числа
инновационных
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства,
рост числа
занятых в
инновационном
предприниматель-
стве наемных
работников)

2008

36

12

12

12

2009

51

17

17

17

2010

66

22

22

22

Информационная
поддержка субъектов
малого и среднего
предпринимательства
и инфраструктуры
поддержки
предпринимательства,
в том числе:

Итого

40,3

6

34,3

Количество
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства,
получивших
информационную
поддержку, - не
менее 5000 в год.
Удовлетворенность
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства
доступностью и
качеством
образовательных
услуг в Томской
области

2008

12

2

10

2009

13,5

2

11,5

2010

14,8

2

12,8

Обеспечение
субъектов малого и
среднего
предпринимательства
и организаций
инфраструктуры
поддержки
предпринимательства
справочно-методичес-
кими материалами

Итого

7,8

0

7,8

2008

2,3

2,3

2009

2,5

2,5

2010

3

3

Развитие и
обеспечение
функционирования
специализированной
информационной
системы
"Информационный
портал малого
предпринимательства
Томской области"

Итого

1

0

1

2008

0,3

0,3

2009

0,3

0,3

2010

0,4

0,4

Изучение тенденций
развития малого
предпринимательства
в Томской области,
проведение
мониторингов, в том
числе обновление
базы данных
"Бизнес-карты малого
предпринимательства
Томской области"

Итого

11,9

1,5

10,4

2008

3,9

0,5

3,4

2009

4

0,5

3,5

2010

4

0,5

3,5

Организация
семинаров,
конференций и
"круглых столов"
субъектов малого и
среднего
предпринимательства
с участием
представителей
органов
государственной
власти, общественных
деятелей,
научно-технической и
творческой
интеллигенции

Итого

19,6

4,5

15,1

2008

5,5

1,5

4

2009

6,7

1,5

5,2

2010

7,4

1,5

5,9

Поддержка субъектов
малого и среднего
предпринимательства
и инфраструктуры
поддержки
предпринимательства
в области
подготовки,
переподготовки и
повышения
квалификации кадров,
в том числе:

Итого

19,5

7

12,5

Количество
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства,
получивших
поддержку в
области
подготовки,
переподготовки и
повышения
квалификации
кадров - не менее
300 в год.
Удовлетворенность
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства
доступностью и
качеством
образовательных
услуг в Томской
области

2008

3

1

2

2009

8,5

3

5,5

2010

8

3

5

Мероприятия,
направленные на
подготовку кадров
для сферы
предпринимательства,
в том числе:
подготовка бизнес-
команд для субъектов
малого и среднего
предпринимательства;
повышение
квалификации
управленческих
кадров субъектов
малого и среднего
предпринимательства

Итого

16

6

10

2008

2,5

1

1,5

2009

7

2,5

4,5

2010

6,5

2,5

4

Содействие в
подготовке,
проведении и участии
школьников и
студентов Томской
области в олимпиадах
и конкурсах,
направленных на
развитие навыков и
знаний в сфере
предпринимательства

Итого

3,5

1

2,5

2008

0,5

0,5

2009

1,5

0,5

1

2010

1,5

0,5

1

Финансовая поддержка
деятельности
субъектов малого и
среднего
предпринимательства,
в том числе:

Итого

83

41,5

41,5

Количество
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства,
получивших
финансовую
поддержку, - не
менее 50 в год

2008

29

14,5

14,5

2009

26

13

13

2010

28

14

14

конкурс
предпринимательских
проектов
"Бизнес-старт"

Итого

64

32

32

2008

24

12

12

2009

20

10

10

2010

20

10

10

субсидии в целях
возмещения затрат
субъектов малого и
среднего
предпринимательства

Итого

19

9,5

9,5

2008

5

2,5

2,5

2009

6

3

3

2010

8

4

4

Содействие развитию
межрегионального и
международного
сотрудничества
субъектов малого и
среднего
предпринимательства;
поддержка
сотрудничества с
международными
организациями и
административно-
территориальными
образованиями
иностранных
государств по
вопросам развития
малого и среднего
предпринимательства,
в том числе:

Итого

38,5

16,5

22

Количество
субъектов малого
и среднего пред-
принимательства,
получивших
поддержку в
развитии
межрегионального
и международного
сотрудничества, -
не менее 200 в
год

2008

16

6,5

9,5

2009

13,5

5,5

8

2010

9

4,5

4,5

Организация
проведения
региональных
выставок-ярмарок,
форумов, конференций
по проблемам малого
и среднего
предпринимательства
и обеспечение
участия в
межрегиональных и
международных
выставках-ярмарках,
форумах,
конференциях
субъектов малого
предпринимательства

Итого

19

9,5

9,5

2008

6

3

3

2009

6

3

3

2010

7

3,5

3,5

Поддержка субъектов
малого и среднего
предпринимательства,
производящих товары
(работы, услуги),
предназначенные для
экспорта

Итого

7

3

4

2008

4

2

2

2009

1

1

2010

2

1

1

Содействие в подборе
деловых партнеров и
содействие прямым
контактам
(межмуниципальным,
межрегиональным,
зарубежным)

Итого

12,5

4

8,5

2008

6

1,5

4,5

2009

6,5

2,5

4

2010

0

Формирование
позитивного
образа пред-
принимательской
деятельности
(пропаганда и
популяризация
предпринима-
тельской
деятельности)

Пропаганда и
популяризация
предпринимательской
деятельности,
в том числе:

Итого

6,7

1

5,7

Рост доли
населения,
готового начать
свой собственный
бизнес

2008

3

0

3

2009

2

0,5

1,5

2010

1,7

0,5

1,2

Проведение ежегодных
областных конкурсов
и мероприятий,
направленных на
формирование положи-
тельного имиджа
предпринимательской
деятельности

Итого

5,3

1

4,3

2008

2,5

2,5

2009

1,5

0,5

1

2010

1,3

0,5

0,8

Проведение конкурсов
на лучшие публикации
и передачи по
вопросам малого и
среднего
предпринимательства
Томской области

Итого

1,4

0

1,4

2008

0,5

0,5

2009

0,5

0,5

2010

0,4

0,4

Итого
по
Прог-
рамме

467

181

235

51

2008

164

67

85

12

2009

137,5

50,5

70

17

2010

165,5

63,5

80

22

--------------------------------

<*> - Прогноз - суммы на 2009 и 2010 годы уточняются при принятии бюджета на очередной финансовый год.

<**> - Ответственный исполнитель - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости