Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Муниципальная целевая программа «Поддержки и развития малого и среднего предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям Ярославской области на 2010-2012 годы

герб2.jpg

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

МОНОГОРОДА ГАВРИЛОВ-ЯМ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2010-2012 годы

Утверждено

постановлением Администрации

городского поселения Гаврилов-Ям

от 22.04.2010 № 181

2010 г.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

МОНОГОРОДА ГАВРИЛОВ-ЯМ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2010-2012 годы


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

- Муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям Ярославской области» на 2010-2012 годы (далее - Программа)

Основание разработки Программы

- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 г. № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»;
- Областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области» на 2010-2012 годы (Постановление Правительства Ярославской области от 08.10.2009 №982-п);

Заказчик Программы

- Администрация городского поселения Гаврилов-Ям

- Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района

Основные разработчики Программы

- Отел экономики, предпринимательской деятельности и инвестиций Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района;

- Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Главе Гаврилов-Ямского муниципального района;

Цель и задачи Программы

Цель Программы:

- увеличение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве и повышение эффективности деятельности малых и средних предприятий путем формирования благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности;
Задачи Программы:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

- снижение административных барьеров;

обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- численность занятых в малом и среднем предпринимательстве города;
- оборот организаций по малым предприятиям;
- объём отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами;

- число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую и имущественную поддержку при реализации программных мероприятий (в том числе в сфере народных художественных промыслов)

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2012 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

Всего на 2010-2012 годы - 181905 тыс.руб.

в том числе:
2010 год: Местный бюджет - 354 тыс.руб.

Областной бюджет - 2581 тыс.руб.

Федеральный бюджет - 48400 тыс.руб.

2011 год: Местный бюджет - 592 тыс.руб.

Областной бюджет - 2650 тыс.руб.

Федеральный бюджет - 59943 тыс.руб.

2012 год: Местный бюджет - 1433 тыс.руб.

Областной бюджет - 5007 тыс.руб.

Федеральный бюджет - 60945 тыс.руб.

(На условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

практические действия по реализации Программы в 2010- 2012 годах должны привести к увеличению (к уровню 2009 года):
- численности занятых в малом и среднем предпринимательстве - в 1,5 раза;
- оборота организаций по субъектам малого и среднего предпринимательства - в 1,7 раза;
- объёма отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами субъектами малого и среднего предпринимательства - в 1,6 раза;

- число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую и имущественную поддержку при реализации программных мероприятий (в том числе в сфере народных художественных промыслов), до 900 чел.

Общая потребность в ресурсах

Наименование ресурсов

Потребность по годам, тыс.руб.

Всего

2010 год

2011 год

2012 год

Финансовые ресурсы - всего

181905

51335

63185

67385

из них:

- местный бюджет

2379

354

592

1433

- областной бюджет

10238

2581

2650

5007

- федеральный бюджет

169288

48400

59943

60945

I. Содержание проблемы

Развитие малого и среднего предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики и одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения.

Малое предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики городского поселения Гаврилов-Ям, а районные и городские органы местного самоуправления определили приоритетной задачей развитие и поддержку малого бизнеса.

За период с 2000 года по 2009 годы на территории Гаврилов-Ямского района были приняты и успешно реализовывались муниципальные целевые программы:

- Муниципальная программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Гаврилов-Ямском муниципальном округе на 2000 год»;

- Муниципальная программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Гаврилов-Ямском муниципальном округе на 2001-2004 годы»;

- Муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Гаврилов-Ямском муниципальном районе» на 2009-2012 годы.

В 1999 году при Главе районной администрации был создан Координационный совет по малому и среднему предпринимательству, на заседаниях которого рассматриваются все насущные вопросы, касающиеся малого и среднего предпринимательства, обсуждаются проекты нормативных документов органов местного самоуправления.

Кроме того, в городе создана еще одна общественная организация предпринимателей - Ассоциация развития, содействия и защиты предпринимательства «Ямская».

Субъекты малого и среднего предпринимательства в последние годы активно участвуют в аукционах и конкурсах на заключение муниципальных контрактов на закупку товаров (оказание услуг) для муниципальных нужд.

Участвуя практически во всех видах экономической деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают формирование конкурентной среды, увеличение валового продукта, повышение доходов городского бюджета и консолидированного бюджета муниципального района, занятость и повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса. Экономическое и социальное развитие городского поселения во многом зависит от развития данного сектора экономики.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, на конец 2009 года в городе осуществляли хозяйственную деятельность около сорока малых и микропредприятий и около 400 индивидуальных предпринимателей. На одну тысячу жителей города приходится 24 субъекта малого предпринимательства, в том числе 2,2 малых и микропредприятий.

Структура субъектов малого предпринимательства моногорода Гаврилов-Ям представлена следующими сферами: обрабатывающие производства – 38%, оптовая и розничная торговля – 29%, деятельность гостиниц и ресторанов – 14%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 10%, транспорт и связь – 9%.

Сложившаяся структура обусловлена тенденциями, превалировавшими в экономике города в течение последних 10-15 лет, сохранение высокой доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг.

Только в малом предпринимательстве трудится около 20 процентов занятых в экономике городского поселения, доля занятых на малых предприятиях составляет 13 процентов от общей численности постоянно занятых на предприятиях и в организациях города, доля оборота малых предприятий в общем объёме оборота составляет около 30 процентов.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий повышения уровня жизни, становления в городе Гаврилов-Ям среднего класса и формирования устойчивой социально-экономической среды. В международной практике в малом и среднем предпринимательстве занято до 60-70 процентов работающего населения, являющегося основой среднего класса. Задача увеличения доли среднего класса в общей численности населения поставлена и на федеральном, и на областном уровне.

На начало 2010 года в городе Гаврилов-Ям уровень безработицы составлял 9%, статус безработного имели 980 человек. В условиях экономического кризиса остро стоит проблема обеспечения занятости населения. Обеспечение самозанятости населения в собственном бизнесе является важным источником решения проблем безработицы и реализации потенциала человеческого капитала города и района.


Данные показатели свидетельствуют о том, что в моногороде Гаврилов-Ям уровень развития малого предпринимательства не достиг оптимальных значений эффективного функционирования рыночной экономики, при котором, как показывает опыт экономически развитых стран, на 1000 жителей приходится более 40 субъектов малого предпринимательства, доля занятых составляет более 40 процентов. Показатель занятости объективно отражает состояние в сфере малого предпринимательства и является одним из индикаторов стратегии социально-экономического развития района на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Выполнить свою социально-экономическую и политическую миссию малое предпринимательство может лишь при наличии благоприятных условий для его деятельности.

Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в улучшении общей среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, не устранены проблемы, тормозящие его становление, в числе которых:
- неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;
- отсутствие равных конкурентных условий с корпоративным бизнесом;
- административные барьеры, создаваемые ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности;
- недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (недостаточность собственного капитала и оборотных средств);
- трудности с получением банковского кредита и высокая ставка за кредит;
- недостаток производственных площадей, высокая арендная плата;
- отсутствие необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Реализация программных мероприятий связана с определенными рисками (угрозами):

- сложившаяся структура распределения рабочей силы в городе и районе по отраслям;

- высокие требования банковской системы к субъектам малого и среднего предпринимательства к обеспечению кредитов;

- вытеснение из сегмента товарного рынка субъектов малого и среднего предпринимательства более крупными субъектами.

Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить объединенными усилиями и согласованными действиями органов исполнительной и законодательной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки.

Обеспечение условий для развития малого и среднего предпринимательства является одним из направлений стратегии социально-экономического развития городского поселения Гаврилов-Ям и определяет задачи политики органов местного самоуправления по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, которые нашли свое отражение в Программе социально-экономического развития городского поселения Гаврилов-Ям на среднесрочный период 2009-2012 годы.

Основные мероприятия настоящей Программы направлены на комплексное решение проблемных вопросов в малом и среднем предпринимательстве с использованием программно-целевых методов.

II. Основные цели и задачи Программы

Развитие малого и среднего предпринимательства является долговременным процессом. Основными целями реализации Программы на 2010-2012 годы являются увеличение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве с одновременным ростом числа субъектов малого предпринимательства и количества рабочих мест, увеличение оборота малых предприятий, увеличение объёма отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами.

Приоритетными направлениями считать развитие производственных отраслей (обрабатывающие производства, строительство, народные художественные промыслы).

Основными задачами, которые предстоит решить, являются:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

- снижение административных барьеров;
- обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- методическое, информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
- повышение социальной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства;

- возрождение, сохранение и развитие народных, художественных промыслов.

II. Сроки реализации, индикаторы и показатели Программы.

Реализация Программы для достижения запланированных количественных результатов осуществляется в течение 2010-2012 годов.

За начальный (базовый) уровень на момент начала реализации Программы принимаются показатели 2009 года.

К концу 2012 года предполагается увеличить:

- численность занятых в малом и среднем предпринимательстве в 1,5

раза;

- оборот организаций по субъектам малого и среднего

предпринимательства (в расчете на 1 малое предприятие) - в 1,7 раза ;

- объём отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами субъектами малого и среднего предпринимательства (в расчете на 1 малое предприятие) - в 1,6 раза;

- число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую и имущественную поддержку при реализации программных мероприятий (в том числе в сфере народных художественных промыслов) -

до 900 чел.

IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства городского поселения, увеличение доли занятых в малом и среднем предпринимательстве и экономических показателей деятельности малых и средних предприятий, позволит обеспечить производство конкурентоспособной продукции, увеличить доходную часть как городского, так и районного бюджетов, повысить благосостояние и уровень жизни населения города, улучшить положение на рынке труда, обеспечить формирование среднего класса.

Оценка эффективности реализации Программы определяется в соответствии с методикой, указанной в приложении к Программе.

V. Инвестиционный климат моногорода Гаврилов-Ям при реализации Программы

Для улучшения инвестиционного климата и привлечения в экономику города и района субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления:

· Утвержден ряд нормативных документов, определяющих порядок

передачи в аренду муниципального имущества и порядок приватизации муниципального имущества, в которых нашли отражение нормы федерального и областного законодательства, определяющих приоритеты и льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержден перечень муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.

· Разработана и утверждена «Система налогообложения в виде единого

налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Гаврилов-Ямского муниципального района», которая дифференцировано подходит к определению коэффициента К2, учитывая различные поправочные (в т.ч. и понижающие) коэффициенты.

Начинающие предприниматели и лица, изъявившие открыть собственный бизнес, при бюджетной поддержке со стороны органов местного самоуправления и Центра занятости населения проходят обучение, переобучение и повышение своей квалификации. Регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства (в основном, сферы услуг), фестивали, выставки и ярмарки, организуются мероприятия к профессиональным праздникам.

Информация о проблемах предпринимательства, достижениях и успехах субъектов малого и среднего бизнеса отражается в районных средствах массовой информации (районной газете «Гаврилов-Ямский вестник» и местном телевидении) и в сети Интернет на официальном сайте Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района.

Органами местного самоуправления поставлена задача не только продолжить реализацию перечисленных выше мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности города, но и расширить их спектр:

1) на период реализации настоящей программы:

- не повышать значение корректирующего коэффициента К2 при расчете единого налога на вмененный доход;

- не повышать арендную плату на передачу муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства;

- сократить сроки рассмотрения и подготовки разрешительных документов о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство – на 30 дней;

2) реализация на территории городского поселения областного законодательства о применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.

VII. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти, общественными органами и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Уполномоченным органом по осуществлению управления поддержкой малого и среднего предпринимательства городского поселения Гаврилов-Ям (далее – «Уполномоченный орган») является финансово-экономический отдел администрации городского поселения Гаврилов-Ям, общественным органом - Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при Главе Гаврилов-Ямского муниципального района.

Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства могут составлять учебно-деловые центры, консультационные центры, технопарки, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, объединения предпринимателей и иные организации, осуществляющие свою деятельность по территориальному и (или) отраслевому принципу. Развитая инфраструктура должна быть равнодоступной для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлять качественный набор информационных, консультационных и обучающих услуг по доступной цене. Система объектов инфраструктуры должна иметь «пропускную способность», адекватную потребности малого и среднего бизнеса. Инфраструктура выполняет важную социальную функцию и по своей природе в большинстве случаев не может быть прибыльной, поэтому ее создание и развитие осуществляется при бюджетной поддержке (налоговые льготы, передача в собственность или в пользование на льготных условиях муниципального имущества, субсидирование на развитие материально-технической базы и оказание информационно-консультационных услуг и т.п.).

Настоящей Программой предусмотрено создание Центра поддержки предпринимательства на базе бывшего кинотеатра (см. приложение), в котором будут оказываться не только информационно-консультационные и другие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, но и предполагается создать условия начинающим предпринимателям организовать свой бизнес (предоставление офисных помещений, оргтехники и проч.). На базе Центра по развитию предпринимательства планируется также создать и Центр ремесел.

На территории ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат» планируется создание промышленного парка «Технические ткани» (см. схему размещения промпарка), организатором которого станет ОАО «Ярославский индустриальный парк» со 100% долей участия Правительства области.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, обращающиеся за оказанием поддержки, должны представить документы в порядке и на условиях, установленных вышеозначенным Федеральным законом. Срок рассмотрения обращений не может превышать 30 дней. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по обращению об оказании поддержки, в течение пяти дней со дня его принятия.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, утверждаются постановлением администрации городского поседения Гаврилов-Ям раздельно по каждой форме поддержки (финансовая, имущественная, информационная, консультационная и т.д.).

Держателем Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, является «Уполномоченный орган», осуществляющий его ведение в соответствии постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».

Финансово-экономический отдел осуществляет организацию,

координацию, контроль и мониторинг работ по выполнению Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.

Финансирование программных мероприятий осуществляется в соответствии с Порядком расходования средств бюджета муниципального района на финансирование мероприятий по разделу «Национальная экономика», подразделу «Общеэкономические вопросы», другими нормативными правовыми актами, принятыми согласно действующему законодательству Российской Федерации, Ярославской области и городского поселения Гаврилов-Ям.

Средства бюджета городского поселения Гаврилов-Ям на реализацию программных мероприятий предоставляются в установленном порядке и подлежат ежегодной корректировке при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Средства областного и федерального бюджетов предоставляются на условиях софинансирования.

Контроль за целевым использованием средств Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством и носит постоянный характер.


Приложение к Программе

Методика оценки результативности и эффективности Программы


Оценка результативности реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем в установленные сроки сдачи отчетности путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также путем сравнения текущих значений показателей и индикаторов с их целевыми значениями.
Показатель результативности (R') рассчитывается по формуле:

rrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr.png

где:

Xплан- плановое значение показателя;

Xтех- текущее значение показателя;

Кn- весовой коэффициент

При расчете эффективности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:


п/п

Наименование показателя

Значение весового коэффициента

1.

Численность занятых в малом предпринимательстве, состоящая из среднесписочной численности занятых на малых предприятиях и численности индивидуальных предпринимателей

0,2

2.

Оборот организации по малым предприятиям (в расчете на 1 малое предприятие)

0,2

3.

Объём отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами (в расчете на 1 малое предприятие)

0,2

4.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую и имущественную поддержку при реализации программных мероприятий (в том числе в сфере народных художественных промыслов)

0,4

Итого

1,0

При значении показателя 75 процентов результативность реализации Программы признается низкой, при значении от 75 процентов до 85 процентов – средней и выше 85 процентов - высокой.

Эффективность реализации Программы оценивается за год путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем её финансирования с начала реализации.

Показатель эффективности реализации Программы (R) рассчитывается по формуле:


где:wrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr.png

R'- показатель результативности;

Fплан - плановая сумма финансирования Программы;

Fтех - сумма финансирования на текущую дату.

При значении показателя R 75 процентов эффективность Программы признаётся низкой. При значении показателя от 75 процентов до 85 процентов – средней, свыше 85 процентов – высокой.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости