Минпромторг разработал проект ВЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле»
Реализация Программы направлена на поддержку малых и средних предприятий, выпускающих конкурентоспособную промышленную продукцию, снятие административных барьеров в сфере технического регулирования, совершенствование государственного регулирования внутренней торговли. Однако Программа не предусматривает «механического» увеличения числа малых предприятий, занятых в промышленности и торговле. В ряде отраслей, курируемых Минпромторгом России, целям повышения конкурентоспособности национальной экономики, роста уровня благосостояния населения Российской Федерации более соответствует развитие крупного бизнеса, способного реализовывать масштабные инвестиционные проекты.
В то же время даже в таких отраслях, как автомобильная промышленность, характеризующихся значительным положительным эффектом масштаба, есть место для малых предприятий. В этой связи одной из задач Минпромторга России является недопущение прекращения их деятельности с тем, чтобы со временем малые предприятия смогли перейти в категорию средних, а средние – в категорию крупных.
Программа является аналитической и не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию планируемых мероприятий.
На данный момент ситуацию с развитием малого предпринимательства в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21% от объема ВВП, на них занято только 13% экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура малого бизнеса – оборот предприятий, занятых в неторговой сфере, составляет всего 28% от общего оборота субъектов малого предпринимательства.
К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, Минпромторг относит существование различного рода избыточных административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности, а также сложности с реализацией производимой продукции. В связи с этими факорами основными целями программы являются: снятие административных барьеров в сфере технического регулирования; содействие созданию новых рабочих мест на малых и средних предприятиях промышленности; содействие развитию цивилизованных форматов торговой деятельности.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
• Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия».
• Мониторинг предоставления субсидий по линии Минпромторга России на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства.
МСП, получившее отказ в предоставлении субсидии, но считающее, что оно удовлетворяет всем требуемым критериям, получит право подать заявление с просьбой рассмотреть его заявку на ближайшем заседании рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле. Члены рабочей группы будут принимать решение об обоснованности отказа в предоставлении субсидии.
• Мониторинг размещения государственного заказа по линии Минпромторга России на предмет участия в нем субъектов малого предпринимательства.
Минпромторг имеет возможность создать дополнительный спрос на продукцию малых предприятий за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по соответствующим видам расходов. В период с 2009 по 2011 годы в Минпромторге России запланированы 18,9 млрд руб. на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Реализация статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» об особенностях участия в размещении заказов субъектов малого предпринимательства позволит создать дополнительный спрос на работы и услуги субъектов малого предпринимательства в размере от 1,8 до 3,6 млрд руб. за указанный период.
Мониторинг проведения единых российских экспозиций на зарубежных и российских международных выставках на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства (чтобы исключить возникновение административных проволочек у малых и средних предприятий при принятии ими решения участвовать в выставке).
• Поддержка специального тематического раздела для субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Минпромторга России. На сайте будет представлена информация о корректном заполнении документов, необходимых для участия в программах предоставления субсидий, распределяемых Минпромторгом России.
• Рассмотрение вопросов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, на заседаниях рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле; Приказом Минпромторга России от 26 мая 2009 г. №442 образована рабочая группа по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле. В состав рабочей группы вошли представители Минпромторга России, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, экспертного сообщества. Организация общественной экспертизы принимаемых Минпромторгом России решений в рамках рабочей группы позволяет определить эффективность предлагаемых мер.
• Методическая поддержка органов местного самоуправления монопрофильных городов по формированию программ развития малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле. В рамках данного мероприятия Минпромторг России разработает методические рекомендации, доступные властям монопрофильных городов, направленные на создание качественных программ развития МСП в отраслях промышленности и торговле.
• Подготовка предложений о возможности введения упрощенной системы налогообложения в легкой промышленности.
В рамках данного мероприятия планируется подготовить предложения о возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) всеми предприятиями отрасли, чья выручка не превышает 1 млрд руб. и средняя численность работников за предшествующий календарный год не выше 250 человек. Разрешение ведения предпринимательской деятельности на УСН выше установленных в действующем Налоговом кодексе ограничений позволит малым и средним предприятиям, работающим в сфере легкой промышленности, значительно улучшить свое финансовое положение за счет снижения налоговой нагрузки на субъект предпринимательства. Также немаловажным фактором для поддержки малых и средних предприятий является простота налогового учета.
• Методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по формированию региональных программ по развитию швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств.
Большая часть выпуска продукции в данных отраслях промышленности в этих регионах производится малыми и средними предприятиями. Таким образом, реализация мероприятий, направленных на развитие швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, будет, во-первых, решать задачу по развитию легкой промышленности на территории данных округов, а во-вторых, способствовать повышению уровня социальной стабильности и уровня занятости населения.
• Подготовка предложений по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности с целью выделения деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детских товаров и детской игровой продукции, в отдельную группу.
В настоящее время производители товаров для детей не могут в полной мере воспользоваться государственной поддержкой, так как распределение финансовых средств происходит на основе кодов экономической деятельности, а товары для детей распределены в разных подразделах раздела D «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В этой связи в рамках данного мероприятия будут подготовлены предложения по внесению изменений в ОКВЭД, предполагающие выделение деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детских товаров и детской игровой продукции, в отдельную группу.
• Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров.
• Мониторинг реализации разрабатываемой Минпромторгом России «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» на предмет создания условий для развития малых и средних инновационных предприятий.
• Предоставление субсидий организациям народно-художественных промыслов (НХП). В Минторге отмечают, что в настоящее время в сфере НХП занято около 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации, с общей численностью работающих около 30 тыс. человек. Ежегодный объем выпуска изделий народных художественных промыслов в денежном выражении (без НДС и акцизов) составляет около 4 млрд руб.
• Подготовка проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и мониторинг реализации его основных положений.
• Методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли с учетом разрабатываемой Минпромторгом России «Стратегии развития торговой деятельности в Российской Федерации на период до 2015 года».
Реализация программных мероприятий в период с 2009 по 2012 годы требует 378223 тыс. руб., в том числе: 2009 год – 81496 тыс. руб., 2010 год – 89646 тыс. руб., 2011 год – 98610 тыс. руб., 2012 год – 108471 тыс. руб.
В то же время даже в таких отраслях, как автомобильная промышленность, характеризующихся значительным положительным эффектом масштаба, есть место для малых предприятий. В этой связи одной из задач Минпромторга России является недопущение прекращения их деятельности с тем, чтобы со временем малые предприятия смогли перейти в категорию средних, а средние – в категорию крупных.
Программа является аналитической и не предполагает выделения дополнительных средств из бюджета на реализацию планируемых мероприятий.
На данный момент ситуацию с развитием малого предпринимательства в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21% от объема ВВП, на них занято только 13% экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура малого бизнеса – оборот предприятий, занятых в неторговой сфере, составляет всего 28% от общего оборота субъектов малого предпринимательства.
К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, Минпромторг относит существование различного рода избыточных административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности, а также сложности с реализацией производимой продукции. В связи с этими факорами основными целями программы являются: снятие административных барьеров в сфере технического регулирования; содействие созданию новых рабочих мест на малых и средних предприятиях промышленности; содействие развитию цивилизованных форматов торговой деятельности.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:
• Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия».
• Мониторинг предоставления субсидий по линии Минпромторга России на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства.
МСП, получившее отказ в предоставлении субсидии, но считающее, что оно удовлетворяет всем требуемым критериям, получит право подать заявление с просьбой рассмотреть его заявку на ближайшем заседании рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле. Члены рабочей группы будут принимать решение об обоснованности отказа в предоставлении субсидии.
• Мониторинг размещения государственного заказа по линии Минпромторга России на предмет участия в нем субъектов малого предпринимательства.
Минпромторг имеет возможность создать дополнительный спрос на продукцию малых предприятий за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по соответствующим видам расходов. В период с 2009 по 2011 годы в Минпромторге России запланированы 18,9 млрд руб. на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Реализация статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» об особенностях участия в размещении заказов субъектов малого предпринимательства позволит создать дополнительный спрос на работы и услуги субъектов малого предпринимательства в размере от 1,8 до 3,6 млрд руб. за указанный период.
Мониторинг проведения единых российских экспозиций на зарубежных и российских международных выставках на предмет участия в них субъектов малого и среднего предпринимательства (чтобы исключить возникновение административных проволочек у малых и средних предприятий при принятии ими решения участвовать в выставке).
• Поддержка специального тематического раздела для субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Минпромторга России. На сайте будет представлена информация о корректном заполнении документов, необходимых для участия в программах предоставления субсидий, распределяемых Минпромторгом России.
• Рассмотрение вопросов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, на заседаниях рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле; Приказом Минпромторга России от 26 мая 2009 г. №442 образована рабочая группа по развитию малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле. В состав рабочей группы вошли представители Минпромторга России, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, экспертного сообщества. Организация общественной экспертизы принимаемых Минпромторгом России решений в рамках рабочей группы позволяет определить эффективность предлагаемых мер.
• Методическая поддержка органов местного самоуправления монопрофильных городов по формированию программ развития малого и среднего предпринимательства в промышленности и торговле. В рамках данного мероприятия Минпромторг России разработает методические рекомендации, доступные властям монопрофильных городов, направленные на создание качественных программ развития МСП в отраслях промышленности и торговле.
• Подготовка предложений о возможности введения упрощенной системы налогообложения в легкой промышленности.
В рамках данного мероприятия планируется подготовить предложения о возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) всеми предприятиями отрасли, чья выручка не превышает 1 млрд руб. и средняя численность работников за предшествующий календарный год не выше 250 человек. Разрешение ведения предпринимательской деятельности на УСН выше установленных в действующем Налоговом кодексе ограничений позволит малым и средним предприятиям, работающим в сфере легкой промышленности, значительно улучшить свое финансовое положение за счет снижения налоговой нагрузки на субъект предпринимательства. Также немаловажным фактором для поддержки малых и средних предприятий является простота налогового учета.
• Методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по формированию региональных программ по развитию швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств.
Большая часть выпуска продукции в данных отраслях промышленности в этих регионах производится малыми и средними предприятиями. Таким образом, реализация мероприятий, направленных на развитие швейных, текстильных, обувных и кожгалантерейных производств на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, будет, во-первых, решать задачу по развитию легкой промышленности на территории данных округов, а во-вторых, способствовать повышению уровня социальной стабильности и уровня занятости населения.
• Подготовка предложений по внесению изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности с целью выделения деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детских товаров и детской игровой продукции, в отдельную группу.
В настоящее время производители товаров для детей не могут в полной мере воспользоваться государственной поддержкой, так как распределение финансовых средств происходит на основе кодов экономической деятельности, а товары для детей распределены в разных подразделах раздела D «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В этой связи в рамках данного мероприятия будут подготовлены предложения по внесению изменений в ОКВЭД, предполагающие выделение деятельности предприятий, осуществляющих производство и реализацию детских товаров и детской игровой продукции, в отдельную группу.
• Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» на предмет расширения данного перечня за счет непищевых видов детских товаров.
• Мониторинг реализации разрабатываемой Минпромторгом России «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» на предмет создания условий для развития малых и средних инновационных предприятий.
• Предоставление субсидий организациям народно-художественных промыслов (НХП). В Минторге отмечают, что в настоящее время в сфере НХП занято около 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации, с общей численностью работающих около 30 тыс. человек. Ежегодный объем выпуска изделий народных художественных промыслов в денежном выражении (без НДС и акцизов) составляет около 4 млрд руб.
• Подготовка проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и мониторинг реализации его основных положений.
• Методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли с учетом разрабатываемой Минпромторгом России «Стратегии развития торговой деятельности в Российской Федерации на период до 2015 года».
Реализация программных мероприятий в период с 2009 по 2012 годы требует 378223 тыс. руб., в том числе: 2009 год – 81496 тыс. руб., 2010 год – 89646 тыс. руб., 2011 год – 98610 тыс. руб., 2012 год – 108471 тыс. руб.