Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Я - стартапер!

Я - стартапер!

Александр Кульков, руководитель проекта «Фирмбук», рассказывает о тонкостях сотрудничества с бизнес-ангелами. Именно такое сотрудничество позволило Александру сделать уже два успешных стартапа в сфере ИТ и интернет. Информационный портал «ОПОРА-КРЕДИТ» продолжает серию публикаций историй успеха «стартаперов», которые принимали участие в iCamp/StartCamp 2009.
- Александр, какой идеей Вы заразили бизнес-ангела? 
- Идея «Фирмбук» родилась в один момент и полностью: «от и до», как схема. Проект ориентирован на онлайн коммуникации в деловой среде. Это социальный проект Web 2.0 - как сейчас модно - только мы расширили это понятие дополнительным технологическим и идеологическим функционалом. Технологически – это платформа видеоконференций, то есть можно в один клик через браузер без дополнительного программного обеспечения принять участие в какой-либо дискуссии, переговорах. Стартовый релиз проекта закончен на 100 %, проект функционирует. За первый месяц у нас уже 10 тысяч посетителей, более тысячи пользователей, суточная посещаемость тоже близится к тысяче человек.
Для привлечения пользователей мы инициируем конференции с интересными компаниями и экспертами. Среднее число участников, которых мы собираем на одной конференции – около 80 пользователей. Вот, например, недавно на платформе «Фирмбук» мы провели стейк-класс Вячеслава Дельберга, бренд-шефа компании АРПИКОМ. Видеоконференция благодаря своему интерактиву так понравилась участникам, что по их просьбам мы даже разместили ее запись на портале.
Но вернемся к нашим ангелам: это был уже второй стартап для меня. Поэтому от момента, когда я этот проект придумал и до момента получения денег и запуска проекта прошло полторы недели. То есть за полторы недели я написал бизнес-план, передал его на рассмотрение бизнес-ангелу и получил деньги. Кстати, с бизнес-ангелом мы познакомились не на каком-то специальном мероприятии, а во время отпуска. Вообще, думаю, бизнес-ангелов надо не искать, а воспитывать в своем окружении, убеждать в успешности проекта.
- Сколько денег Вы просили у бизнес-ангела для старта вашего бизнеса?
- Часто ключевая ошибка при реализации проекта состоит в том, что неправильно формируется первоначально требуемая сумма. Думаешь: мне бы сейчас тысяч 20 долларов, главное – деньги получить и начать заниматься, а там уже по ходу решим. Сумму надо расписывать «от и до». Бизнес-план для «Фирмбук» я расписывал максимально подробно – до середины 2010 года, то есть на два с половиной года. На этот период мы заложили сумму в 1 миллион долларов, в нее включили и затраты на рекламу, и аренду помещений, и постепенное наращивание штата после запуска проекта, и возможные риски.
- Куда, по Вашему мнению, стартаперу лучше обращаться за финансовой поддержкой? И как долго бизнес-ангелы планируют поддерживать Ваш проект?
- Я предпочитаю работать со знакомыми, если уж с ними не получается, то можно, наверное, привлечь и венчурные фонды. Но на этапе идеи идти в венчурные фонды и раскрывать идею не имеет смысла: потому что денег все равно не дадут. На этом этапе можно работать только с бизнес-ангелами. После освоения «бизнес-ангельских» денег уже можно выходить на венчурные фонды. По проекту «Фирмбук» первый этап закончится в 1 квартале 2010 года, вот тогда будет больше определенности: либо речь будет идти о продаже доли проекта, либо о поддержке венчурного фонда.
Первоначально мы, собственно, и нацеливались на продажу проекта, но поскольку проект «докризисный», то планировались резкие инвестиции в маркетинг и рекламу после технологического старта и последующая продажа, тоже быстрая. Но в связи с кризисом планы видоизменились: уже есть понимание, что быстрой продажи не предвидится в ближайшее время, поэтому цель – развивать проект. Инвестиции на долгое развитие заложены не были, поэтому, возможно, придется обращаться и в фонды. Но в любом случае, мы не будем делать это сейчас: пока у нас нет стабильной аудитории и посещаемости, пока проект не вышел на самоокупаемость. Продавать проект не окупаемый – в разы дешевле, чем продавать проект, который уже приносит прибыль.
- Вы обращались за господдержкой?
- Государству я в этом отношении не очень доверяю, не верю в то, что государство сейчас способно дать серьезную поддержку малом бизнесу. Я сам очень давно работаю в малом бизнесе - с 18 лет, сейчас мне 24 года. Ни разу не получал государственной поддержки и даже не стремился. Просто у меня другой подход к этому вопросу. Наверняка, для кого-то каким-то образом поддержка работает, но я не пробовал. Пока что все законы о господдержке, которые я видел, приводят к тому, что работать становится сложнее, работать становится хуже. Возможно, это потому, что я – стартапер – мне интересен именно этап разработки и запуска идеи. Поэтому для меня лучший партнер – бизнес-ангел.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости