Малые предприятия в процессе своей деятельности находятся на разных этапах жизненного цикла: становление, рост, зрелость, кризис развития, возрождение, спад.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по заказу фонда «Либеральная миссия» в 2009 году опросил руководителей МП в 4 регионах на предмет того, как далеко они заглядывают в будущее, когда вокруг бушует кризис.
В сравнении с 2007-м годом, в этом году горизонт планирования при принятии управленческих решений снизился для предприятий всех стадий жизненного цикла, кроме тех, кто находится на стадии роста. Только руководители небольшой группы МП, находящихся в стадии роста, увеличили в среднем горизонт планирования своего развития с 10,5 месяцев до 13,5.
Если в 2007 году около 45% руководителей МП видели развитие своего бизнеса на срок от 1 до 5 лет, то в 2009 году эта цифра упала до 7,7%. Зато резко выросла (с 15,7% до 49,3%) доля тех, кто «дальше своего носа не видит» и планирует бизнес не более, чем на шесть месяцев вперед. Кризис, однако, сильно ударил по стратегическим планам малого бизнеса.
Кажется парадоксальным то, что доля руководителей малых предприятий, считающих свой бизнес успешным, и в 2007 и в 2009 годах осталась примерно одной и той же, кризис на это никак не повлиял (71,4% и 71,3%). С другом стороны, на 100% быть объективным к своему детищу готов далеко не каждый (а бизнес – это «как член семьи, как собственный ребенок»).
Ожидаемо, что на стадиях стагнации опрошенные в меньшей степени склонны считать свой бизнес успешным. Наиболее устойчивым считают свое финансово-экономическое положение представители предприятий, находящихся на стадии зрелости.
На стадиях становления и роста большинство предпринимателей считает свое финансово-экономическое относительно устойчивым («средств хватало для поддержания бизнеса, но недоставало для развития»). Напротив, на стадиях стагнации больше тех, кто считает положение своего бизнеса неустойчивым и отмечает недостаток средств для его поддержания.
Для справки:
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия. Руководство исследованием: д.э.н. Ясин Е.Г., к.э.н. Шестоперов О.М.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА