Реформа системы налогообложения фонда оплаты труда: из двух зол выбираем оба
Эксперт Михаил Орлов
24 июля 2009 года был принят Федеральный закон РФ №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В соответствии с этим законом, со следующего 2010 года отменяется единый социальный налог и вводятся обязательные страховые платежи, начисляемые на фонд оплаты труда. По замыслу разработчиков этого закона, переход на страховые принципы в социальной сфере позволит наполнить внебюджетные фонды необходимыми финансовыми ресурсами.
Анализ принятого закона, равно как и анализ всей задуманной таким образом реформы, приводит к достаточно мрачным выводам: от подобной реформы платежей проиграют все: и бизнес, и государство.
Прежде всего, следует отметить, что реформирование по такому сценарию системы Единого социального налога поставит бизнес в крайне сложное положение.
Повышение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда коснется всех работодателей, которые имеют среднемесячные выплаты ниже 34 500 рублей. А это подавляющее большинство организаций и индивидуальных предпринимателей. По данным Федеральной службы государственной статистки РФ, в 2007 году среднемесячная заработная плата в России составляла - 13 527 рублей, причем в обрабатывающем производстве - 12 934 рублей; в строительстве - 14 153 рубля; в оптовой и розничной торговле, а также в сфере бытовых услуг - 10 506 рублей. Очевидно, что показатели среднемесячной оплаты труда в 2008 и 2009 года сильно не изменятся. Повышение для этой категории хозяйствующих субъектов ставки обложения до 34 % означает увеличение нагрузки на фонд оплаты труда в 1,5 раза. Прежде всего, это повышение затронет малый бизнес и бюджетные учреждения.
Предлагаемая реформа не предполагает каких-либо послаблений для организаций, использующих специальные налоговые режимы - УСН и ЕНВД. В настоящее время, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают только пенсионные взносы, максимальная ставка которых всего 14%. Данный Федеральный закон (статья 57) предлагает взимать страховые платежи по ставке 14% только в 2010 году. Далее эта категория налогоплательщиков будет уплачивать платежи по ставке 34% (статья 12) до достижения уровня 415 тыс.рублей.
Повышение уровня обложения фонда оплаты труда до 34% означает повышение нагрузки в 2,4 раза. Аналогичным образом повысится уровень обложения для плательщиков ЕНВД.
Данная реформа предполагает появление дополнительных специализированных органов государственных внебюджетных фондов, которые будут осуществлять контрольные мероприятия, аналогичные тем, которые в настоящее время проводят налоговые органы. То есть вместо одного налогового органа, теперь у налогоплательщика появляется еще два дополнительных контролирующих органы (Пенсионный фонд и Фонд соц.страха), с широчайшими полномочиями по контролю и принуждению к уплате взносов. Количество «контролеров», таким образом, возрастает в 3 (!) раза, а, следовательно, возрастает и административная нагрузка на бизнес.
К сожалению, предложенная реформа относится к числу тех, от которых проигрывает не только бизнес, но и государство.
Повышение в 1,5 раза нагрузки на фонд оплаты труда приведет к увеличению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, связанных с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы. По данным Росстата РФ в 2007 году средняя зарплата в сфере образования составляет 8,7 тыс.рублей, в здравоохранении 10 тыс. рублей. То есть, бюджетные учреждения никогда «не допрыгнут» до регрессии по новым платежам, то есть для них предложенная реформа однозначно означает повышение нагрузки на ФОТ в 1,5 раза, а значит, увеличиваются и расходы бюджетов всех уровней на выплаты зарплаты бюджетникам.
Региональные и местные бюджеты можно еще «поздравить» и с дополнительными выпадающими доходами, вызванные тем, что страховые платежи, увеличенные по сравнению с ЕСН в 1,5 раза, уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций, а именно налог на прибыль является основным налоговым доходным источником региональных и местных бюджетов.
Представляя законопроект в Государственную Думу РФ в финансово-экономическом обосновании, авторы реформы «забыли» указать, что эта реформа потребует дополнительные расходы от органов внебюджетных фондов на осуществление контрольных полномочий. Появление дополнительных контрольных полномочий у Пенсионного фонда России потребует примерно 10 000 дополнительных штатных единиц, что при средней зарплате 20 000 рублей + 6 800 рублей страховых платежей потребует дополнительно 3,2 млрд.рублей. Очевидно, что указанные фонды столкнуться и с «кадровым голодом», поскольку даже налоговые органы с учетом различных льгот (которые могут быть только у государственных чиновников) имеют колоссальный недокомплект и жуткую «текучку кадров».
Таким образом, реализуемая реформа системы социальных платежей является олицетворением бессмертной фразы В.С.Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Мучительно размышляя о том, что выгодней для государства в условиях кризиса: оставить деньги бизнесу, снижая налоговое бремя, или обеспечить любыми средствами наполняемость бюджетной системы, Правительство РФ поступило «мудро»: повысить фискальную нагрузку на бизнес с одновременным сокращением доходов бюджетной системы, то есть из двух зол выбрали оба. Жаль только, что очевидно неудачная реформа проходит в условиях экономического кризиса, когда и бюджетная система, и предприниматели сильно ослаблены.
Единственным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать приостановление действия Федерального закона № 212-ФЗ хотя бы на один год. За это время, я полагаю, лица, отвечающие за социальную реформу, смогут убедиться в бесперспективности столь топорного реформирования системы социальных платежей.
Прежде всего, следует отметить, что реформирование по такому сценарию системы Единого социального налога поставит бизнес в крайне сложное положение.
Повышение фискальной нагрузки на фонд оплаты труда коснется всех работодателей, которые имеют среднемесячные выплаты ниже 34 500 рублей. А это подавляющее большинство организаций и индивидуальных предпринимателей. По данным Федеральной службы государственной статистки РФ, в 2007 году среднемесячная заработная плата в России составляла - 13 527 рублей, причем в обрабатывающем производстве - 12 934 рублей; в строительстве - 14 153 рубля; в оптовой и розничной торговле, а также в сфере бытовых услуг - 10 506 рублей. Очевидно, что показатели среднемесячной оплаты труда в 2008 и 2009 года сильно не изменятся. Повышение для этой категории хозяйствующих субъектов ставки обложения до 34 % означает увеличение нагрузки на фонд оплаты труда в 1,5 раза. Прежде всего, это повышение затронет малый бизнес и бюджетные учреждения.
Предлагаемая реформа не предполагает каких-либо послаблений для организаций, использующих специальные налоговые режимы - УСН и ЕНВД. В настоящее время, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают только пенсионные взносы, максимальная ставка которых всего 14%. Данный Федеральный закон (статья 57) предлагает взимать страховые платежи по ставке 14% только в 2010 году. Далее эта категория налогоплательщиков будет уплачивать платежи по ставке 34% (статья 12) до достижения уровня 415 тыс.рублей.
Повышение уровня обложения фонда оплаты труда до 34% означает повышение нагрузки в 2,4 раза. Аналогичным образом повысится уровень обложения для плательщиков ЕНВД.
Данная реформа предполагает появление дополнительных специализированных органов государственных внебюджетных фондов, которые будут осуществлять контрольные мероприятия, аналогичные тем, которые в настоящее время проводят налоговые органы. То есть вместо одного налогового органа, теперь у налогоплательщика появляется еще два дополнительных контролирующих органы (Пенсионный фонд и Фонд соц.страха), с широчайшими полномочиями по контролю и принуждению к уплате взносов. Количество «контролеров», таким образом, возрастает в 3 (!) раза, а, следовательно, возрастает и административная нагрузка на бизнес.
К сожалению, предложенная реформа относится к числу тех, от которых проигрывает не только бизнес, но и государство.
Повышение в 1,5 раза нагрузки на фонд оплаты труда приведет к увеличению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, связанных с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы. По данным Росстата РФ в 2007 году средняя зарплата в сфере образования составляет 8,7 тыс.рублей, в здравоохранении 10 тыс. рублей. То есть, бюджетные учреждения никогда «не допрыгнут» до регрессии по новым платежам, то есть для них предложенная реформа однозначно означает повышение нагрузки на ФОТ в 1,5 раза, а значит, увеличиваются и расходы бюджетов всех уровней на выплаты зарплаты бюджетникам.
Региональные и местные бюджеты можно еще «поздравить» и с дополнительными выпадающими доходами, вызванные тем, что страховые платежи, увеличенные по сравнению с ЕСН в 1,5 раза, уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций, а именно налог на прибыль является основным налоговым доходным источником региональных и местных бюджетов.
Представляя законопроект в Государственную Думу РФ в финансово-экономическом обосновании, авторы реформы «забыли» указать, что эта реформа потребует дополнительные расходы от органов внебюджетных фондов на осуществление контрольных полномочий. Появление дополнительных контрольных полномочий у Пенсионного фонда России потребует примерно 10 000 дополнительных штатных единиц, что при средней зарплате 20 000 рублей + 6 800 рублей страховых платежей потребует дополнительно 3,2 млрд.рублей. Очевидно, что указанные фонды столкнуться и с «кадровым голодом», поскольку даже налоговые органы с учетом различных льгот (которые могут быть только у государственных чиновников) имеют колоссальный недокомплект и жуткую «текучку кадров».
Таким образом, реализуемая реформа системы социальных платежей является олицетворением бессмертной фразы В.С.Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Мучительно размышляя о том, что выгодней для государства в условиях кризиса: оставить деньги бизнесу, снижая налоговое бремя, или обеспечить любыми средствами наполняемость бюджетной системы, Правительство РФ поступило «мудро»: повысить фискальную нагрузку на бизнес с одновременным сокращением доходов бюджетной системы, то есть из двух зол выбрали оба. Жаль только, что очевидно неудачная реформа проходит в условиях экономического кризиса, когда и бюджетная система, и предприниматели сильно ослаблены.
Единственным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать приостановление действия Федерального закона № 212-ФЗ хотя бы на один год. За это время, я полагаю, лица, отвечающие за социальную реформу, смогут убедиться в бесперспективности столь топорного реформирования системы социальных платежей.