Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства: За последний год пресечены десятки случаев ограничений предпринимательской деятельности со стороны органов власти
Во вторник, 13 октября 2009 года, состоялось заседание экспертного совета при ФАС России по поддержке малого и среднего предпринимательства, в рамках которого обсуждались проблемы, ограничения и барьеры, препятствующие развитию этой части российского бизнеса.
В работе экспертного совета, который возглавляет заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Павел Субботин приняли участие вице-президент организации «ОПОРА РОССИИ» Владислав Корочкин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности Геннадий Гудков, директор Департамента по вопросам административной реформы Фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Южаков, представители ТПП России, ГУ-ВШЭ, компании «Развитие бизнес-систем» и другие практикующие специалисты, представляющие интересы малого и среднего бизнеса.
В рамках совета обсуждались доклады ФАС России об итогах работы ведомства по контролю органов власти, изменениях порядка предоставления преференции бизнесу после вступления в силу норм «второго антимонопольного пакета», предложения антимонопольной службы по оптимизации контрольно-надзорных функций государства и работе экспертного совета в сфере деятельности саморегулируемых организаций.
В первом полугодии 2009 года ФАС России выявила 1874 нарушения антимонопольного законодательства региональными органами власти Российской Федерации. Было рассмотрено 396 актов органов законодательной власти субъектов, выявлено 9 актов, нарушающих законодательство.
Для обеспечения обратной связи с предпринимателями ФАС России поручила всем своим территориальным органам провести общественно-консультативные советы по обсуждению норм регионального законодательства, которые создают ограничения субъектам малого и среднего предпринимательства. В 22 управлениях такая работа уже проведена. Итогом этого стало выявление 64 нарушений, по которым возбуждено 26 дел.
Правительству РФ представлены результаты проверок, из которых следует, что самыми распространенными являются нарушения, связанные с заключением договоров об аренде имущества и земли. В списке нарушений также предоставление незаконных преференций хозсубъектам и установление законодателями разных ставок платежей при предоставлении имущества в зависимости от типа объекта.
Экспертный совет принял к сведению замечание ФАС России о том, что действия «местных» органов власти, направленные на введение ограничений по перемещению товаров и дополнительных обременений для предпринимателей, как правило, проводятся во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В 2008-2009 годах такие действия совершались совместно с территориальными управлениями МЧС, Роспотребнадзора и другими.
В большинстве случаев органы власти соглашаются с претензиями ФАС России и приводят свои действия в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. Один из последних примеров - отказ ФТС России и Россельхознадзора, по предписанию ФАС России, от утверждения перечня подкарантинной продукции, расширяющему список товаров, подлежащих государсвтенному карантинному фитосанитарному контролю. Тогда, в частности, со стороны общественности высказывалось резкое недовольство возможностью введения со стороны этих органов дополнительных ограничений и обременений при ввозе подержанных автомобилей в Россию.
Со вступлением в силу 23 августа 2009 года поправок в закон о защите конкуренции изменились подходы в части предоставления преференций. До 23 августа преференции могли быть предоставлены субъектам малого бизнеса, занятым приоритетными видами деятельности. Теперь преференции могут предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства, сняты ограничения на виды деятельности. В связи с этим появляется необходимость детализировать процесс предоставления преференций во избежание ограничения конкуренции. ФАС России разъясняет, что один из законных механизмов этого процесса - проведение торгов.
Экспертный совет поддержал мнение ФАС России о существующих проблемах для предпринимательства в сфере взаимодействия с органами власти, осуществляющими контрольно-надзорные и разрешительные функции. В связи с этим ведомство предлагает оптимизировать эти полномочия. Отсутствие системного подхода в деятельности этих органов власти является одним из ключевых источников коррупции. По мнению ФАС России, осуществление контрольно-надзорных и разрешительных функций должно строиться на принципах единых стандартов и подходов, отсутствия избыточности функций, персональной ответственности чиновников, доступности информации, а также при сильном общественном контроле.
Экспертный совет считает, что оптимизация контрольно-надзорных и разрешительных функций должна проходить в 4 этапа: ревизия и корректировка целей и задач регулирования, инвентаризация организаций, их полномочий и объема услуг, издание новых законов, практическая реализация.
Для реализации этих задач 5 августа 2009 года Правительство РФ издало распоряжение о создании рабочей группы по оптимизации полномочий контрольно-надзорных органов, которую возглавил руководитель ФАС России Игорь Артемьев.