ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Получить кредит в российском банке проще, чем в «дочке» зарубежного, но важно иметь личные контакты и рекомендации, делится опытом владелец IT-компании
Компания «1С: Бухучет и Торговля» относится к числу успешных российских IT-компаний, выросших с «нуля». Стартовав в конце 1990-х, в 2004-2005 годах компания начала привлекать кредитное финансирование, в первую очередь, на создание филиальной сети. Об опыте развития бизнеса и взаимодействия с банками ОПОРЕ-КРЕДИТ рассказывает владелец «1С: Бухучет и Торговля» Антон Долгов. Компания «1С: Бухучет и Торговля» была основана в 1997 году, когда ее владелец учился на 4-ом курсе факультета вычислительной техники и кибернетики МГУ. «Ко мне приехали друзья из родного города Йошкар-Олы и потратили день, обучая меня бухучету и 1С. После чего сказали, что пора открывать бизнес. Что я и сделал», - вспоминает А.Долгов. Первый офис «1С: Бухучет и Торговля» находился в общежитии МГУ, в 1998 году фирма переехала в коммуналку на 14 кв.м. «Когда в кризис 98 года сосед по офису разорился, компания даже расширилась до 30 кв.м. Весь IT-бизнес родом из гаража», - смеется предприниматель.
Кризис 1998 года, по воспоминаниям А.Долгова, сильно ударил, но прошел быстро. «В августе 1998 года наша выручка за месяц составила $280. Мы поехали занимать денег к родственникам. В итоге нашли еще $700 - и бизнес был спасен. Но потом рынок стал быстро расти, и дела пошли в гору», - рассказывает он. Нынешний кризис компания, хотя планов по продажам не выполняет, переживает в удовлетворительном финансовом состоянии. «Сейчас мы стараемся более эффективно работать», - говорит бизнесмен.
У «1С: Бухучет и Торговля» есть опыт развития на кредитные средства. А.Долгов работал как с крупными федеральными, так и с небольшими банками. «В случае с маленьким банком ставки выше, но работать проще. Что касается нашего опыта взаимодействия с одним крупным банком, то кредитоваться в нем было значительно проще, когда он был российским. Кроме того, у нас там работал знакомый человек. К сожалению, на рынке банковских услуг условия таковы, что многие вопросы, куда легче решить, когда общение строится на личностном уровне и есть рекомендации. Но после того, как банк купили бельгийцы, решение о выдаче кредита стали затягивать. Например, в последний раз нам сообщили, что заявку будут рассматривать три, а то и четыре месяца. Естественно, это слишком долго для того, чтобы ждать», - рассказывает А.Долгов.
На вопрос об альтернативных способах привлечения финансирования предприниматель называет возможность «кредитования у частных лиц», имея в виду прямые инвестиции в капитал компании. «Многие кредитуются у частных лиц. Но здесь, как правило, за высокие риски приходится отдавать долю в бизнесе. Такой вариант естественно не всем подходит», - отмечает он.
В числе основных проблем ведения бизнеса А.Долгов называет отсутствие на рынке «длинных денег» и подходящих кадров. «Например, сейчас вроде бы на рынке много людей, находящихся в поиске работы, но нужных среди них практически нет. Сейчас очень сложно найти подходящие кадры. Как говорил президент Virgin (Ричард Брэнсон - британский предприниматель, основатель одной из крупнейших в мире технологических и медиа- корпораций - Virgin - прим.ред.), для успеха компании важно найти хороших людей и предоставить им свободу действий. Сначала люди, потом идея, потом бизнес», - убежден А.Долгов.
Предприниматель также жалуется на недостаток информации о том, как открыть и вести бизнес, привлечь финансирование. «Чем меньше компания, тем меньше у руководителя времени на то, чтобы читать актуальные новости или макроэкономическую информацию - ведь все приходится делать самому. Что касается информированности о том, как открыть бизнес, кредитоваться и прочее, то нужной информации, конечно, не хватает», - говорит А.Долгов.
Вместе с тем, по его мнению, в целом в России по сравнению с Западом люди не особенно стремятся открыть свое дело. «Проблема в том, что у людей нет веры в то, что стоит заниматься малым бизнесом, и что это может принести успех. Я считаю, что в первую очередь человек должен рассчитывать на себя, а не на то, что ему кто-то поможет. Например, государство или банк. Нашим людям не хватает предприимчивости и нацеленности на результат. Ведь нужно быть не только настойчивым, но и готовым много работать. А это сложно. Когда я только начинал, то рабочий день по 16 часов был нормальным явлением», - отмечает А.Долгов.
«Залог успеха для предпринимателя - видеть во всем возможность. И уметь подбирать людей. Еще нужна склонность к риску. Без этого невозможно быть предпринимателем», - заключает он.
Кризис 1998 года, по воспоминаниям А.Долгова, сильно ударил, но прошел быстро. «В августе 1998 года наша выручка за месяц составила $280. Мы поехали занимать денег к родственникам. В итоге нашли еще $700 - и бизнес был спасен. Но потом рынок стал быстро расти, и дела пошли в гору», - рассказывает он. Нынешний кризис компания, хотя планов по продажам не выполняет, переживает в удовлетворительном финансовом состоянии. «Сейчас мы стараемся более эффективно работать», - говорит бизнесмен.
У «1С: Бухучет и Торговля» есть опыт развития на кредитные средства. А.Долгов работал как с крупными федеральными, так и с небольшими банками. «В случае с маленьким банком ставки выше, но работать проще. Что касается нашего опыта взаимодействия с одним крупным банком, то кредитоваться в нем было значительно проще, когда он был российским. Кроме того, у нас там работал знакомый человек. К сожалению, на рынке банковских услуг условия таковы, что многие вопросы, куда легче решить, когда общение строится на личностном уровне и есть рекомендации. Но после того, как банк купили бельгийцы, решение о выдаче кредита стали затягивать. Например, в последний раз нам сообщили, что заявку будут рассматривать три, а то и четыре месяца. Естественно, это слишком долго для того, чтобы ждать», - рассказывает А.Долгов.
На вопрос об альтернативных способах привлечения финансирования предприниматель называет возможность «кредитования у частных лиц», имея в виду прямые инвестиции в капитал компании. «Многие кредитуются у частных лиц. Но здесь, как правило, за высокие риски приходится отдавать долю в бизнесе. Такой вариант естественно не всем подходит», - отмечает он.
В числе основных проблем ведения бизнеса А.Долгов называет отсутствие на рынке «длинных денег» и подходящих кадров. «Например, сейчас вроде бы на рынке много людей, находящихся в поиске работы, но нужных среди них практически нет. Сейчас очень сложно найти подходящие кадры. Как говорил президент Virgin (Ричард Брэнсон - британский предприниматель, основатель одной из крупнейших в мире технологических и медиа- корпораций - Virgin - прим.ред.), для успеха компании важно найти хороших людей и предоставить им свободу действий. Сначала люди, потом идея, потом бизнес», - убежден А.Долгов.
Предприниматель также жалуется на недостаток информации о том, как открыть и вести бизнес, привлечь финансирование. «Чем меньше компания, тем меньше у руководителя времени на то, чтобы читать актуальные новости или макроэкономическую информацию - ведь все приходится делать самому. Что касается информированности о том, как открыть бизнес, кредитоваться и прочее, то нужной информации, конечно, не хватает», - говорит А.Долгов.
Вместе с тем, по его мнению, в целом в России по сравнению с Западом люди не особенно стремятся открыть свое дело. «Проблема в том, что у людей нет веры в то, что стоит заниматься малым бизнесом, и что это может принести успех. Я считаю, что в первую очередь человек должен рассчитывать на себя, а не на то, что ему кто-то поможет. Например, государство или банк. Нашим людям не хватает предприимчивости и нацеленности на результат. Ведь нужно быть не только настойчивым, но и готовым много работать. А это сложно. Когда я только начинал, то рабочий день по 16 часов был нормальным явлением», - отмечает А.Долгов.
«Залог успеха для предпринимателя - видеть во всем возможность. И уметь подбирать людей. Еще нужна склонность к риску. Без этого невозможно быть предпринимателем», - заключает он.