Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Банки смотрят на заемщиков-франчайзи как на первопроходцев и start-up и редко кредитуют бизнесы, созданные по франшизе

ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Банки смотрят на заемщиков-франчайзи как на первопроходцев и start-up и редко кредитуют бизнесы, созданные по франшизе

  Гендиректор E.M.T.G. Е.Сойак
Екатерина Сойак, предприниматель и генеральный директор компании Exhibition Management Technology Group (E.M.T.G.), считает, что пока о поддержке малого предпринимательства в сфере франчайзинга и государство, и банки больше говорят. Кредиты остаются малодоступными предпринимателям-франчайзи, российские банки чаще рассматривают их бизнесы как start-up, не учитывая присущей им специфики.
История компании E.M.T.G. началась 7 лет назад. Екатерина Сойак помнит точную дату с создания компании BUYBRAND - 16 декабря 2002 года. E.M.T.G. стала следующей ступенью развития BUYBRAND, после того, как интересы фирмы расширились. Сейчас компания занимается выставочной, издательской, консультационной, обучающей деятельностью и не только в сфере франчайзинга. В компании работает 15 человек. У E.M.T.G. нет филиалов, но это компенсирует развитая партнерская сеть.
«Все началось как один из проектов - франчайзинговая выставка. Франчайзинг был выбран не «волею судеб», а совершенно осознанно. В тот период уже много говорилось о необходимости и важности развития малого и среднего предпринимательства в России. Лучший инструмент для его развития - франчайзинг. Я, будучи выставочником, поняла, что выставки подобной тематики в России на тот момент не было. Так и возник этот проект», -  рассказывает Е.Сойак. Именно тогда было принято решение «расшевелить» рынок и заняться популяризацией данного направления бизнеса. «Мы проводили конференции, издавали единственный в России специализированный журнал «Купи брэнд. Франчайзинг в России». К сожалению, из-за кризиса от издания журнала пришлось отказаться», - говорит предприниматель.  
По мнению Е.Сойак, ситуацию с развитием франчайзинга в России пока сложно назвать благоприятной. «Во-первых, недоработанная законодательная база, во-вторых, проблемы с кредитованием, в-третьих, отсутствие информации, и, наконец, в-четвертых, игнорирование со стороны государства», - жалуется предприниматель. По опыту Е.Сойак, банки практически не кредитуют франчайзинг. «В российских банках смотрят на таких заемщиков как на первопроходцев, рассматривая их как классический start-up, а по сути это несколько другое», - уверена она.
Е.Сойак пока не планирует обращаться в банки за кредитом, в том числе из-за высоких ставок и требований к заемщикам. «В одном из крупных банков моему партнеру предложили кредит под 25-27% годовых, плюс залоговое обеспечение. Естественно, при таком уровне ставок не может быть и речи о реальной доступности кредитов для малых предприятий в сфере франчайзинга», - считает предприниматель. «Многие компании пытались взять кредит, но их везде отфутболивали. А ведь франчайзинг во всем мире - это как раз та площадка, где малые предприниматели должны чувствовать себя наиболее комфортно», - справедливо возмущается она. «Я могу вспомнить только два случая, когда открывая точки под брендом «Сбарро», два предпринимателя смогли получить кредит в Сбербанке», - отмечает Е.Сойак.
Что касается возможностей господдержки, то за всю историю своего бизнеса Е.Сойак удалось лишь однажды, в 2005 году, получить скромные средства на выпуск каталога франчайзеров. Других примеров участия государства в судьбе компании Е.Сойак назвать не может.
Текущую экономическую ситуацию руководитель E.M.T.G. оценивает как довольно тяжелую. «Продажи выставочных площадей просели на 70%. Если и есть какое-то оживление на рынке, то оно, скорее, носит психологический характер. Люди привыкли к тому, что с конца прошлого года все плохо и стали приспосабливаться к новым условиям. Тем не менее, другого выхода нет, надо двигаться вперед», - говорит предприниматель.
Относительно «информационных» предпочтений Е.Сойак отмечает лишь то, что в период кризиса почти полностью отказалась от чтения таких газет, как «Ведомости» и «Коммерсант». «Уж слишком много появилось на их страницах страшилок о кризисе», - говорит руководитель E.M.T.G. В целом информационного вакуума вокруг тем, полезных для бизнеса, предприниматель не ощущает. «Сейчас достаточно информации. Главное, это найти время, чтобы с ней ознакомиться», - замечает она.
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости