ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Качество господдержки пока убивает веру в то, что предприниматели кому-то нужны
Управляющий партнер ИМИКОР Н.Карелина
В условиях кризиса рынок консалтинга сжался настолько, что предприниматели жалуются на отсутствие сильных конкурентов, впрочем, как и на большое количество фрилансеров с их демпингом цен и качества услуг. О важности постоянства даже в небольшом бизнесе, пользе от проявления заботы о сотрудниках и тщетных попытках воспользоваться господдержкой ОПОРЕ-КРЕДИТ рассказала совладелец и коммерческий директор небольшой московской консалтинговой компании ИМИКОР Нина Карелина.
Н.Карелина начала заниматься бизнесом в 1997 году. Она помогала компаниям проводить взаимозачеты - такая форма ведения хозяйственной деятельности в то время была широко распространена, а также давала консультации по оптимизации бизнеса и разработке стратегии развития.
В ИМИКОР Н.Карелина пришла в критический момент. Компания фактически была на грани банкротства. Вмешательство Н.Карелиной и оптимизация бизнес-процессов принесли свои плоды - кризис был успешно преодолен, а консультант решила остаться в компании. Через год она выкупила часть акций у владельца ИМИКОР. «И вот уже 11 лет я являюсь совладельцем компании ИМИКОР и горжусь этим. Это дело всей моей жизни и самое лучшее приобретение», - говорит предприниматель.
«Консалтинг - это сфера услуг. Что мы продаем? Услугу. А что такое услуга? Некоторые говорят, воздух. Но это в корне неправильно. Речь идет о знаниях, которые проносят реальный финансовый результат», - уверена Н.Карелина.
Из Новосибирска ИМИКОР перебрался в Москву 9 лет назад. «Одна из первых задач, которая стояла перед нами среди прочих - это обзавестись собственным офисом», - рассказывает Н.Карелина. По ее словам, это решение принесло свои плоды и во многом облегчает жизнь компании сейчас, в период кризиса. «Сейчас у нас нет той головной боли по поводу выплаты аренды, от которой страдают многие компании», - уточняет она. Особое внимание предприниматель обращает на важность постоянства в любом, даже небольшом бизнесе. «Например, я считаю, что визитки должны работать годами - один и тот же номер телефона должен фундаментально закрепиться у клиента в голове или записной книжке», - поясняет Н.Карелина.
Сейчас в ИМИКОР работает 35 человек, раньше было 65. Но Н.Карелина уверена: главное не количество, а качество. «Мы начали сокращать штат еще в 2007 году», - рассказывает Н.Карелина. По мнению предпринимателя, один толковый сотрудник может заменить собой несколько менее эффективных работников. В качестве примера она приводит историю об одном из ушедших из компании сотрудников. Об этой потере Н.Карелина жалеет до сих пор. «Мы растили ее четыре года. Дали и знания и возможность проявить себя. За три месяца работы на новом месте, находясь на испытательном сроке, она показал 45% от результатов целого отдела. Такими кадрами можно гордиться», - говорит Нина. «За время кризиса по собственной инициативе из компании ушли три ценных сотрудника, которых переманили более щедрые конкуренты. Западные компании легче переживают кризис. Но остальные сотрудники сохранили лояльность, это важный для меня результат», - отмечает предприниматель.
По мнению Н.Карелиной, всегда существует конфликт между творческими людьми и «функционерами». Первые генерируют идеи, а вторые организуют процесс так, чтобы эти идеи воплощались в жизнь. «Как правило, между такими людьми всегда есть конфликт. Творческие люди не могут, например, работать от звонка от звонка и негативно реагируют на жесткие рамки. Но когда такого человека увлекает идея, он не смотрит на время, когда работает. А без идей бизнес не выживет», - считает она. С другой стороны, правильно и ровно обратное, что руководитель не должен зависеть от сотрудников, и кадровая политика должна быть выстроена стандартно.
«Рынок консалтинга после кризиса резко изменился, - говорит директор ИМИКОР. - Клиент раньше не успевал самостоятельно заниматься оптимизацией бизнес-процессов и часто обращался в консалтинговые фирмы. А в кризис клиент пошел сложный». Конкурировать все чаще приходится с фрилансерами. Качество оказываемых ими услуг ниже, но ниже и цена их работы. «Сейчас среди российских компаний для нас конкурентов нет - так сжался рынок консалтинга в нашем сегменте во время кризиса», - говорит Н.Карелина. Предпринимателю сложно работать без сильных конкурентов, ведь именно одни придают импульс развитию ее бизнеса.
Несмотря на сложную ситуацию в экономике, Н.Карелина продолжает разрабатывать и развивать новые проекты. Например, с февраля проводит встречи собственников малого бизнеса. Такие встречи носят тематический характер, и предприниматели собираются по «цеху» - по отраслям. «Конечно, трудно собрать руководителей компаний, конкурирующих между собой. Тем более, когда у всех проблемы», - признается она. «Приходится задействовать весь личностный ресурс. Я объясняю, что жизнь не станет легче, если отсиживаться. Важно пытаться решить какие-то общие проблемы вместе, например взаимоотношения с сотрудниками "звездами". В конце концов, прийти и дать понять, что, несмотря на трудности, та или иная компания осталась на рынке», - объясняет Н.Карелина. Сейчас она ежемесячно проводит до 11 встреч, на которые приходит от 20 до 70 человек. «В нашем клубе постоянных участников-предпринимателей пока 54 человека. Но это те люди, которые проявляют активность и покупают клубные карты», - говорит она.
Предприниматель выразила недовольство качеством господдержки. В частности, ИМИКОР уже длительное время пытается воспользоваться специальной программой для проведения тренингов для предпринимателей. «Конечно, тренинги проводят и государственные службы, занятые поддержкой малого бизнеса. Но они не дают главного - веры в то, что предприниматели кому-то нужны», - с сожалением отмечает Н.Карелина. «У меня уже готовы посетить тренинги 84 руководителя салонов красоты, а места нет», - в сердцах восклицает она.
С момента последнего обращения в Правительство Москвы прошло уже 1,5 месяца, а ответа все нет. «Не собираюсь оставлять это просто так, обязательно напишу второе письмо Президенту», - говорит предприниматель. Несмотря на то, что процесс пока не сдвигается с мертвой точки, она не намерена сдаваться.
В заключение Н.Карелина приводит слова своего сына: «Даже если у мамы нет денег, она все равно будет заниматься тем делом, которое любит. В итоге у нее появятся и деньги, потому что то, что она делает, она делает творчески». Неудивительно, что она считает себя успешным предпринимателем и называет одним из своих главных достоинств развитую интуицию. «Для бизнеса важно уметь купить идею, почувствовать ее интуитивно. Гораздо важнее сначала понять, что нужна именно эта идея, а потом уже посчитать финансовую сторону», - убеждена Нина Карелина.
В ИМИКОР Н.Карелина пришла в критический момент. Компания фактически была на грани банкротства. Вмешательство Н.Карелиной и оптимизация бизнес-процессов принесли свои плоды - кризис был успешно преодолен, а консультант решила остаться в компании. Через год она выкупила часть акций у владельца ИМИКОР. «И вот уже 11 лет я являюсь совладельцем компании ИМИКОР и горжусь этим. Это дело всей моей жизни и самое лучшее приобретение», - говорит предприниматель.
«Консалтинг - это сфера услуг. Что мы продаем? Услугу. А что такое услуга? Некоторые говорят, воздух. Но это в корне неправильно. Речь идет о знаниях, которые проносят реальный финансовый результат», - уверена Н.Карелина.
Из Новосибирска ИМИКОР перебрался в Москву 9 лет назад. «Одна из первых задач, которая стояла перед нами среди прочих - это обзавестись собственным офисом», - рассказывает Н.Карелина. По ее словам, это решение принесло свои плоды и во многом облегчает жизнь компании сейчас, в период кризиса. «Сейчас у нас нет той головной боли по поводу выплаты аренды, от которой страдают многие компании», - уточняет она. Особое внимание предприниматель обращает на важность постоянства в любом, даже небольшом бизнесе. «Например, я считаю, что визитки должны работать годами - один и тот же номер телефона должен фундаментально закрепиться у клиента в голове или записной книжке», - поясняет Н.Карелина.
Сейчас в ИМИКОР работает 35 человек, раньше было 65. Но Н.Карелина уверена: главное не количество, а качество. «Мы начали сокращать штат еще в 2007 году», - рассказывает Н.Карелина. По мнению предпринимателя, один толковый сотрудник может заменить собой несколько менее эффективных работников. В качестве примера она приводит историю об одном из ушедших из компании сотрудников. Об этой потере Н.Карелина жалеет до сих пор. «Мы растили ее четыре года. Дали и знания и возможность проявить себя. За три месяца работы на новом месте, находясь на испытательном сроке, она показал 45% от результатов целого отдела. Такими кадрами можно гордиться», - говорит Нина. «За время кризиса по собственной инициативе из компании ушли три ценных сотрудника, которых переманили более щедрые конкуренты. Западные компании легче переживают кризис. Но остальные сотрудники сохранили лояльность, это важный для меня результат», - отмечает предприниматель.
По мнению Н.Карелиной, всегда существует конфликт между творческими людьми и «функционерами». Первые генерируют идеи, а вторые организуют процесс так, чтобы эти идеи воплощались в жизнь. «Как правило, между такими людьми всегда есть конфликт. Творческие люди не могут, например, работать от звонка от звонка и негативно реагируют на жесткие рамки. Но когда такого человека увлекает идея, он не смотрит на время, когда работает. А без идей бизнес не выживет», - считает она. С другой стороны, правильно и ровно обратное, что руководитель не должен зависеть от сотрудников, и кадровая политика должна быть выстроена стандартно.
«Рынок консалтинга после кризиса резко изменился, - говорит директор ИМИКОР. - Клиент раньше не успевал самостоятельно заниматься оптимизацией бизнес-процессов и часто обращался в консалтинговые фирмы. А в кризис клиент пошел сложный». Конкурировать все чаще приходится с фрилансерами. Качество оказываемых ими услуг ниже, но ниже и цена их работы. «Сейчас среди российских компаний для нас конкурентов нет - так сжался рынок консалтинга в нашем сегменте во время кризиса», - говорит Н.Карелина. Предпринимателю сложно работать без сильных конкурентов, ведь именно одни придают импульс развитию ее бизнеса.
Несмотря на сложную ситуацию в экономике, Н.Карелина продолжает разрабатывать и развивать новые проекты. Например, с февраля проводит встречи собственников малого бизнеса. Такие встречи носят тематический характер, и предприниматели собираются по «цеху» - по отраслям. «Конечно, трудно собрать руководителей компаний, конкурирующих между собой. Тем более, когда у всех проблемы», - признается она. «Приходится задействовать весь личностный ресурс. Я объясняю, что жизнь не станет легче, если отсиживаться. Важно пытаться решить какие-то общие проблемы вместе, например взаимоотношения с сотрудниками "звездами". В конце концов, прийти и дать понять, что, несмотря на трудности, та или иная компания осталась на рынке», - объясняет Н.Карелина. Сейчас она ежемесячно проводит до 11 встреч, на которые приходит от 20 до 70 человек. «В нашем клубе постоянных участников-предпринимателей пока 54 человека. Но это те люди, которые проявляют активность и покупают клубные карты», - говорит она.
Предприниматель выразила недовольство качеством господдержки. В частности, ИМИКОР уже длительное время пытается воспользоваться специальной программой для проведения тренингов для предпринимателей. «Конечно, тренинги проводят и государственные службы, занятые поддержкой малого бизнеса. Но они не дают главного - веры в то, что предприниматели кому-то нужны», - с сожалением отмечает Н.Карелина. «У меня уже готовы посетить тренинги 84 руководителя салонов красоты, а места нет», - в сердцах восклицает она.
С момента последнего обращения в Правительство Москвы прошло уже 1,5 месяца, а ответа все нет. «Не собираюсь оставлять это просто так, обязательно напишу второе письмо Президенту», - говорит предприниматель. Несмотря на то, что процесс пока не сдвигается с мертвой точки, она не намерена сдаваться.
В заключение Н.Карелина приводит слова своего сына: «Даже если у мамы нет денег, она все равно будет заниматься тем делом, которое любит. В итоге у нее появятся и деньги, потому что то, что она делает, она делает творчески». Неудивительно, что она считает себя успешным предпринимателем и называет одним из своих главных достоинств развитую интуицию. «Для бизнеса важно уметь купить идею, почувствовать ее интуитивно. Гораздо важнее сначала понять, что нужна именно эта идея, а потом уже посчитать финансовую сторону», - убеждена Нина Карелина.