ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Разработчик инновационной технологии для малоэтажного строительства из Петербурга сумел внедрить свою разработку в первый же год получения патента
Предприниматель В.Петров
Обычно период времени от подачи заявки до внедрения инновации в коммерческий оборот занимает 5-8 лет. Предпринимателю из Санкт-Петербурга Валерию Петрову удалось поставить свою разработку - модульную строительную панель - на производственные рельсы в первый же год получения патента. В интервью ОПОРЕ-КРЕДИТ В.Петров, руководящий ныне ООО «КаМКон», рассказывает, в чем выгода от размещения компании в бизнес-инкубаторе и каковы основные проблемы российских инноваторов. Деятельность строительной инновационной компании ООО «КаМКон» на рынке началась с получения в апреле 2006 года патента на полезную модель «Модульная строительная панель». «Отношение к инновациям в строительстве в тот период было, мягко говоря, не совсем адекватным, - вспоминает В.Петров. - Пословица «Лучшее - враг хорошего» наглядно демонстрирует то противодействие внедрению инновационных технологий со стороны предприятий, которые уже выпускали или продвигали на рынок строительную продукцию». Именно поэтому В.Петров с сыновьями Андреем и Олегом решили организовать свой бизнес для внедрения разработки в малоэтажное каркасное строительство.
На малом предприятии В.Петрова работает всего 5 сотрудников, включая директора и бухгалтера. «Все другие предприятия, созданные при нашем участии и использующие нашу технологию, являются юридически самостоятельными. Мини-заводы по выпуску каркасно-модульных конструкций, строительные фирмы и просто бригады, монтирующие наши конструкции, проектные бюро и индивидуальные предприниматели - все это наши партнеры, каждый из которых самостоятельно ведет и развивает бизнес», - уточняет В.Петров. Такая схема рабочего процесса позволяет предпринимателю уделять больше времени дальнейшим технологическим разработкам, получая от партнеров практическую «полевую» информацию о преимуществах и недостатках своей технологии.
ООО «КаМКон» никогда не использовало заемных средств для своего развития. «Это, скорее, семейная традиция, а не коммерческий расчет. Мои родители всегда говорили про деньги в долг так: «Берешь чужие на время, а отдаешь свои и навсегда», - говорит предприниматель. Частные инвестиции в продвижение своего бизнеса В.Петров также не привлекал. «Для меня частные инвестиции - это организация производства по нашей технологии на предприятии, принадлежащем инвестору. То есть когда частный инвестор вкладывает деньги именно в свой бизнес, иначе какой ему интерес», - отмечает В.Петров.
При этом «КаМКон» стремится активно использовать возможности государственной и инфраструктурной поддержки. «Если есть возможность использовать средства государственной поддержки, мы так и делаем. В частности, в апреле 2007 года мы выиграли конкурс на размещение в бизнес-инкубаторе, созданном под эгидой Комитета по экономическому развитию, промышленности и торговле Правительства Санкт-Петербурга. Господдержка нашему предприятию была оказана в виде предоставления льготной аренды офисного помещения, полностью оборудованного оргтехникой и средствами связи. Кроме того, в инкубаторе работала аудиторская компания, которая бесплатно помогала нам в подготовке бухгалтерской отчетности», - делится опытом предприниматель.
По его мнению, больше всего инновационному малому бизнесу в России не хватает правовой защиты. В этом плане государство сейчас не справляется со своими обязанностями, уделяя все свое внимание интересам крупного бизнеса и добывающих производств, считает В.Петров. По его оценке, в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность в инновационной сфере правоохранительные органы проявляют недостаточную компетентность в борьбе с рейдерством и «пиратством».
«Малый бизнес в России, тем более в провинции, пока развивается в условиях высокой неопределенности и чрезвычайного риска, особенно в инновационной сфере. Действующие предприятия не заинтересованы рисковать, внедряя инновации в сложившийся бизнес. Поэтому мы рассчитываем, в основном, на создание новых малых предприятий, использующих нашу инновационную технологию в сфере малоэтажного строительства», - говорит бизнесмен. По его словам, сейчас наиболее благоприятный климат для такого бизнеса намечается в сельских регионах России. Это организация мини-заводов по производству каркасно-модульных конструкций для сельского строительства.
Что касается конкуренции на рынке строительных материалов и конструкций для малоэтажного строительства, то В.Петров оценивает ее как довольно жесткую. «В основном, этот рынок сейчас заполнен импортными материалами, импортным оборудованием и зарубежными технологиями. Большинство российских строительных компаний в сфере малоэтажного строительства откровенно лоббируют продвижение зарубежных технологий, поэтому не заинтересованы в появлении на этом рынке конкурентов с отечественными импортозаменяющими технологиями. Во многих случаях такое лоббирование поддерживается «административным ресурсом на местах». Но в тех регионах, где развитию малого бизнеса в сфере малоэтажного строительства уделяется повышенное внимание, мы находим безусловную поддержку», - рассказывает В.Петров.
Кризис достаточно больно ударил по бизнесу ООО «КаМКон». «Резкий спад жилищного строительства привел к сокращению числа предприятий, готовых расширять производство строительных конструкций для малоэтажного строительства», - говорит В.Петров. При этом растет интерес небольших строительных компаний к технологиям ООО «КаМКон», позволяющим значительно сократить себестоимость строительства индивидуальных жилых домов и повысить свою конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями.
Бизнес в сфере инновационных строительных технологий требует постоянного притока и переработки информации о новых материалах, конструкциях и технологиях. «Поиск, анализ и переработка такой информации занимает у нас более 50% рабочего времени. Основной источник информации - Интернет, который позволяет не только получать информацию, но и оперативно связываться с разработчиками, производителями и продавцами новых строительных материалов», - поясняет В.Петров.
Предприниматель считает свою строительную технологию добившейся большого успеха на российском рынке. «По мнению многих экспертов, продвижение нашей инновационной технологии в реальное строительное производство можно считать очень успешным. Если обычно период от подачи заявки до внедрения инновации в коммерческий оборот занимает от 5 до 8 лет, наша технология получила использование в малоэтажном строительстве в первый же год действия патента на полезную модель», - говорит он. В качестве наиболее показательного предприниматель приводит пример организации на базе его технологии мини-завода по производству каркасно-модульных панелей в ООО «ЛенТермоСтрой» (Санкт-Петербург) в декабре 2006 года и последующий монтаж теплого несущего контура (коробки здания) в январе - феврале 2007 года на территории выставочного комплекса «Коттеджи в Озерках».
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина
На малом предприятии В.Петрова работает всего 5 сотрудников, включая директора и бухгалтера. «Все другие предприятия, созданные при нашем участии и использующие нашу технологию, являются юридически самостоятельными. Мини-заводы по выпуску каркасно-модульных конструкций, строительные фирмы и просто бригады, монтирующие наши конструкции, проектные бюро и индивидуальные предприниматели - все это наши партнеры, каждый из которых самостоятельно ведет и развивает бизнес», - уточняет В.Петров. Такая схема рабочего процесса позволяет предпринимателю уделять больше времени дальнейшим технологическим разработкам, получая от партнеров практическую «полевую» информацию о преимуществах и недостатках своей технологии.
ООО «КаМКон» никогда не использовало заемных средств для своего развития. «Это, скорее, семейная традиция, а не коммерческий расчет. Мои родители всегда говорили про деньги в долг так: «Берешь чужие на время, а отдаешь свои и навсегда», - говорит предприниматель. Частные инвестиции в продвижение своего бизнеса В.Петров также не привлекал. «Для меня частные инвестиции - это организация производства по нашей технологии на предприятии, принадлежащем инвестору. То есть когда частный инвестор вкладывает деньги именно в свой бизнес, иначе какой ему интерес», - отмечает В.Петров.
При этом «КаМКон» стремится активно использовать возможности государственной и инфраструктурной поддержки. «Если есть возможность использовать средства государственной поддержки, мы так и делаем. В частности, в апреле 2007 года мы выиграли конкурс на размещение в бизнес-инкубаторе, созданном под эгидой Комитета по экономическому развитию, промышленности и торговле Правительства Санкт-Петербурга. Господдержка нашему предприятию была оказана в виде предоставления льготной аренды офисного помещения, полностью оборудованного оргтехникой и средствами связи. Кроме того, в инкубаторе работала аудиторская компания, которая бесплатно помогала нам в подготовке бухгалтерской отчетности», - делится опытом предприниматель.
По его мнению, больше всего инновационному малому бизнесу в России не хватает правовой защиты. В этом плане государство сейчас не справляется со своими обязанностями, уделяя все свое внимание интересам крупного бизнеса и добывающих производств, считает В.Петров. По его оценке, в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность в инновационной сфере правоохранительные органы проявляют недостаточную компетентность в борьбе с рейдерством и «пиратством».
«Малый бизнес в России, тем более в провинции, пока развивается в условиях высокой неопределенности и чрезвычайного риска, особенно в инновационной сфере. Действующие предприятия не заинтересованы рисковать, внедряя инновации в сложившийся бизнес. Поэтому мы рассчитываем, в основном, на создание новых малых предприятий, использующих нашу инновационную технологию в сфере малоэтажного строительства», - говорит бизнесмен. По его словам, сейчас наиболее благоприятный климат для такого бизнеса намечается в сельских регионах России. Это организация мини-заводов по производству каркасно-модульных конструкций для сельского строительства.
Что касается конкуренции на рынке строительных материалов и конструкций для малоэтажного строительства, то В.Петров оценивает ее как довольно жесткую. «В основном, этот рынок сейчас заполнен импортными материалами, импортным оборудованием и зарубежными технологиями. Большинство российских строительных компаний в сфере малоэтажного строительства откровенно лоббируют продвижение зарубежных технологий, поэтому не заинтересованы в появлении на этом рынке конкурентов с отечественными импортозаменяющими технологиями. Во многих случаях такое лоббирование поддерживается «административным ресурсом на местах». Но в тех регионах, где развитию малого бизнеса в сфере малоэтажного строительства уделяется повышенное внимание, мы находим безусловную поддержку», - рассказывает В.Петров.
Кризис достаточно больно ударил по бизнесу ООО «КаМКон». «Резкий спад жилищного строительства привел к сокращению числа предприятий, готовых расширять производство строительных конструкций для малоэтажного строительства», - говорит В.Петров. При этом растет интерес небольших строительных компаний к технологиям ООО «КаМКон», позволяющим значительно сократить себестоимость строительства индивидуальных жилых домов и повысить свою конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями.
Бизнес в сфере инновационных строительных технологий требует постоянного притока и переработки информации о новых материалах, конструкциях и технологиях. «Поиск, анализ и переработка такой информации занимает у нас более 50% рабочего времени. Основной источник информации - Интернет, который позволяет не только получать информацию, но и оперативно связываться с разработчиками, производителями и продавцами новых строительных материалов», - поясняет В.Петров.
Предприниматель считает свою строительную технологию добившейся большого успеха на российском рынке. «По мнению многих экспертов, продвижение нашей инновационной технологии в реальное строительное производство можно считать очень успешным. Если обычно период от подачи заявки до внедрения инновации в коммерческий оборот занимает от 5 до 8 лет, наша технология получила использование в малоэтажном строительстве в первый же год действия патента на полезную модель», - говорит он. В качестве наиболее показательного предприниматель приводит пример организации на базе его технологии мини-завода по производству каркасно-модульных панелей в ООО «ЛенТермоСтрой» (Санкт-Петербург) в декабре 2006 года и последующий монтаж теплого несущего контура (коробки здания) в январе - феврале 2007 года на территории выставочного комплекса «Коттеджи в Озерках».
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина