Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Предприниматель, патентный поверенный и вице-президент ОПОРЫ РОССИИ - о тонкостях патентного процесса и скупке российских технологий и «мозгов» за бесценок

ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: Предприниматель, патентный поверенный и вице-президент ОПОРЫ РОССИИ - о тонкостях патентного процесса и скупке российских технологий и «мозгов» за бесценок
  Вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Н.Золотых
Компания патентных поверенных «Транстехнология» является одной из наиболее известных и успешных российских компаний, специализирующейся в вопросах интеллектуальной собственности и правовых аспектах технологического трансфера. Генеральный директор компании «Транстехнология», Вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Наталья Золотых рассказала ОПОРЕ-КРЕДИТ о пользе патентной системы и опасностях нового витка «утечки мозгов» из России.
Компания «Транстехнология» предоставляет консультационные услуги по широкому спектру вопросов, относящихся к правовой охране, трансферу и защите различных объектов интеллектуальной собственности, а также правовым аспектам коммерциализации технологий в России и за рубежом. В число ее клиентов входят крупнейшие производственные компании и корпорации мира. Зарубежными партнерами «Транстехнологии» являются престижные фирмы патентных поверенных США, Европы и стран азиатского региона, а также промышленные и исследовательские организации.
Генеральный директор компании «Транстехнология» Наталья Золотых, являющаяся Вице-президентом, председателем Комитета по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности ОПОРЫ РОССИИ, а также патентным поверенным РФ, вспоминает о том, как создавалась компания в 1989 году: «Транстехнология» являлась одной из первых компаний частных поверенных в России и была создана в ответ на потребность рынка. В 1985 году российские компании получили возможность выхода на внешние рынки. Конечно же, ажиотаж вокруг этого был огромный. Все говорили о том, что у нас столько идей, мы можем зарабатывать на них деньги! Но вся регистрация шла через узкое горлышко внешнеторгового объединения «Лицензинторг».
«Когда же российские компании все-таки получали возможность выйти на внешний рынок, выяснялось, что они не знают, как искать партнеров, как работать на этом рынке, - говорит Н.Золотых. - Наши иностранные партнеры рассказывали мне - они провели переговоры, они готовы сделать предложение, а их российские контрагенты молчат! Мне это «молчание» казалось закономерным - потому что российские компании боялись, потому что они не знали, много им предлагают или мало, они боялись продешевить. И я видела, что на тот момент реализуется огромное число российский результатов исследований абсолютно за бесценок. Поэтому в 1989 году мы помогали российским компаниям найти партнеров, провести переговоры, заключить контракт. То есть мы начинали как компания, помогающая продать, передать российские технологии - отсюда и название - «Транстехнология». Когда в 1991 году был принят патентный закон, сначала СССР, а потом уже в 1992 году - Российской Федерации, мы стали действовать как патентные поверенные и представлять интересы не только российских организаций. Сейчас на 70% нашу клиентскую базу составляют иностранные компании, такие как Honda, Apple, Sony, которые занимаются вопросами своих изобретений в России, Министерство обороны США и Великобритании, интересы которых мы тоже представляем в России».
Среди российских заявителей, по словам Н.Золотых, клиентами «Транстехнологии», в основном, являются те, кто регистрирует свои товарные знаки, изобретений - очень мало. Как правило, это небольшие изобретения или усовершенствования, которые, тем не менее, дают коммерческую отдачу. И это, в какой-то степени, отражает общий уровень инновационного развития страны.
В настоящее время в «Транстехнологии» работает 5 патентных поверенных, 20 сотрудников и значительный штат переводчиков. Существуют жесткие правила: когда российские компании патентуют свои изобретения в США, в Европе, они не могут делать этого напрямую, они должны обратиться к патентным поверенным США или Европейского союза, аналогичную процедуру проходят при патентовании иностранных изобретений в России - в этом случае также необходимо обратиться к патентным поверенным Российской Федерации. Компания «Транстехнология» работает с большим числом стран, что помогает лучше понимать их системы и требования.
Патент как привилегия
«Я, например, очень верю в патентную систему, - говорит Н.Золотых. - Ведь раньше даже патент назывался не «патент», а «привилегия». Его давало государство тому лицу, которое потратило время, деньги, силы на создание какого-то нового результата. Более того, этот результат становился общеизвестен в плане информации. Государство дает привилегию в использовании этого результата, раз исследователь сделал что-то первым, взял на себя этот риск. Это очень разумно, потому что, с одной стороны, мы не будем изобретать велосипед - доступна база данных по тому, что разрабатывалось другими, а с другой стороны, это защита для промышленных предприятий, потому что они вкладывают большие деньги в разработку новых исследований».
При патентовании не указывается, патентует ли свое изобретение малое предприятие или отдел по исследованиям и разработкам крупной компании. В США малые компании, как и научно-исследовательские институты, имеют большие налоговые льготы при патентовании своих изобретений. Формула изобретения в США может содержать 160-200 пунктов. Это очень много, потому что пошлина уплачивается за каждый пункт этой формулы. В России формулу изобретения всегда сокращают до нескольких пунктов, потому что иначе она обходится очень дорого.
«Сегодня у нас очень мало людей, которые могут грамотно составить патентную заявку, - делится своим опытом Н.Золотых. - Подготовить формулу изобретения, в которой определяется весь пакет ваших притязаний, на что вы имеете право. Эти описания и формулы, в подавляющем большинстве случаев, составляются абсолютно безграмотно. С одной стороны, раскрывается вся информация. С другой стороны, нет никакого объема охраны. Выходит, что получить патент исследователь может достаточно легко и быстро, но объем его притязаний настолько узок, что наделяет его очень ограниченными правами».
Судебная практика на страже патентов
Хорошим показателем Н.Золотых считает увеличение в последнее время числа судов. «Я помню, в 1993 году мы проводили один из первых семинаров, который поддерживался Научным комитетом НАТО, - рассказывает она. - Я выступала со-директором со стороны стран - не-членов НАТО, а директор со стороны стран-членов НАТО Джон Ромари, Патентный поверенный США, работавший в компании «Дженерал Электрик». Мы с ним разговаривали на тему, почему так мало американцев патентуют свои изобретения в России. Он отмечал, насколько важна правоприменительная практика. Одно дело, когда государство вам говорит, что вы обладаете исключительными правами на свое изобретение, но если вы видите, что ваши права нарушаются, и в суде вы не можете доказать этого и остановить это нарушение, то всякий патент теряет свой смысл. Изобретение будет охраняться как коммерческая тайна, как ноу-хау, но никто не будет его патентовать. То, что у нас начались судебные процессы - это очень прогрессивная тенденция, пусть они бурные, пусть стихийные, очень сложные, потому что самим судьям сложно разбираться в технической стороне».
Год назад Н.Золотых принимала участие во встрече с Президентом России Дмитрием Медведевым и поднимала вопрос о необходимости введения патентных судов в России. Было принято решение о том, что такой суд должен быть создан, и он будет создан в ближайшее время. Отличительной особенностью патентных судов станет то, что судьи будут обладать специальными техническими знаниями.
США - глобальный аккумулятор новых технологий
Сегодня Н.Золотых предупреждает о существенном риске нового витка «утечки мозгов» из России в ближайшие годы. Как известно, США определили технологии, направленные на создание «чистой» энергии, воды и климата, технологии в области здравоохранения и инфраструктуры, так называемые «взлетные» (runway) направления, лидерство в которых оценивается США в качестве приоритета, и разработали двухлетнюю бонусную программу (bonus based program) по их реализации, объем которой на 2 года составляет $120 млрд. То есть их задача заключается в том, чтобы найти много новых технологий и довести их до стадии вывода на рынок. Понятно, что этот поиск будет идти по всему миру, в том числе в России, где традиционно очень хорошие научные школы, и нашим ученым будут предложены очень привлекательные условия - через посредников, не напрямую. Очевидно, что запуск этой краткосрочной программы приведет к новому сильному витку «утечки мозгов» и технологий из России.
Этот шаг позволит США получить лучшее из всех стран мира, в том числе из России. Предполагается, что реализация этой программы позволит США выйти на новый уровень технологического развития и установить новые стандарты и высокую технологическую планку, которая придаст миру совершенно новую динамику и заложит основу для стандартов и регулирующих положений. А дальше всем тем, кто не удовлетворяет этим стандартам, вход на мировой рынок будет закрыт.
«Мы пытались предлагать какие-то механизмы, по которым могли бы работать с иностранными компаниями, защищая при этом интересы российских компаний и российского бизнеса, работать на международном уровне, обязательно с участием государства, и через третьи руки привлекать эти деньги, - рассказывает Н.Золотых о мерах по противодействию «бегству мозгов» из страны. «Я в свое время долго работала в межправительственной комиссии Альберта Гора - Виктора Черномырдина. Это был очень печальный опыт для российских компаний, потому что Национальная лаборатория США выплачивала очень небольшую сумму, которая покрывала часть зарплаты научных исследователей, и при этом приобретала у этих научных исследователей права на то, что они создают, на то, что было создано, и на то, что еще будет создано на базе их исследований. Поэтому сейчас нужно готовиться к тому, чтобы этот процесс не был стихийным, Россия должна готовиться к нему, потому что это уже реальность. К сожалению, с реализацией этого механизма обстоит гораздо сложнее. На подачу этих предложений, их рассмотрение уходит 6-8 месяцев, а в США - кризис или не кризис - эти $120 млрд. уже выделены, уже ведется поиск технологий, поиск ученых, и они уже покупаются за бесценок. Мы должны не просто препятствовать «утечке мозгов» из России, но способствовать привлечению дополнительного инвестирования и включения России в международную систему».
Выпускающий редактор журнала «Все о финансах для малого бизнеса» Юлия Константинова
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости