Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Закон о торговле нуждается в дальнейшей доработке – ОПОРА РОССИИ

Закон о торговле нуждается в дальнейшей доработке – ОПОРА РОССИИ
Федеральный закон РФ от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вступил в силу 1 февраля 2010 года. Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» проанализировала основные нормы закона применительно к сфере предпринимательства.
Как сообщается на сайте организации, президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов отметил, что появление первого целевого закона по регулированию сферы торговой деятельности имеет колоссальное значение. «Это серьезная заявка на цивилизованные правила игры в сфере торговли», - считает глава ОПОРЫ, в то же время отмечая, что «пока это только заявка». «В целом, позиционировавшийся как направленный на развитие всех форм торговли, документ преимущественно посвящен урегулированию взаимоотношений между торговыми сетями и производителями. Остальные форматы осуществления торговой деятельности практически не нашли в законе своего отражения», - считает президент ОПОРЫ.
К серьезным недоработкам закона, к примеру, относится норма о том, что размещение нестационарных объектов торговли передано полностью на уровень муниципалитетов, а переходный период для объектов, уже занимающих определённые места, не предусмотрен.
Также более чем актуально дальнейшее совершенствование положений закона, касающихся организации и проведения ярмарок. По данным ОПОРЫ, пока органы местного самоуправления, за редким исключением, крайне неохотно занимаются проведением ярмарок. И это, по словам Борисова, несмотря на то, что ярмарка – это, с одной стороны, поддержка собственного производителя, с другой - социальная поддержка населения, получающего возможность приобрести продукцию области или муниципалитета без посредников. Как правило, сегодня действуют только ярмарки выходного дня.
Среди положительных моментов в законе - учтенное предложение по исключению из сферы действия закона розничной торговли топлива и ГСМ; установленное ограничение на объёмный бонус сети не более 10%, а также установленные фиксированные сроки оплаты отдельных видов продукции.
К позитивным нововведениям для торговых МСП также можно отнести запрет на принуждение к заключению договора возмездного оказания услуг для продвижения продовольственных товаров, а также открытый перечень запрещённых к применению негативных практик. Контроль за исполнением этой нормы возложен на Федеральную антимонопольную службу, напомнил Борисов. Однако в реализации этой нормы, по мнению президента ОПОРЫ, могут возникнуть сложности. Так, закон не закрепил само понятие негативной практики, а лишь перечислил незаконные ситуации и допустил возможность подведения под незаконные практики ситуации, которые соответствуют перечисленным. «Четкое определение негативной практики облегчит процедуру доказательства наличия в договорах дискриминационных условий, а также  навязывания заключения договоров на условиях, приемлемых только для одной стороны», - считает Борисов.
Существенным достижением президент ОПОРЫ назвал установление законом 381-ФЗ дополнительных ограничений торговых субъектов, занимающих определённую часть рынка. Если доля субъекта превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров, в его отношении действует запрет на приобретение дополнительных помещений для осуществления торговой деятельности. Напомним, инициатором этой нормы изначально выступила ФАС России, которая отстояла этот пункт специально в целях развития малого и среднего бизнеса в торговом сегменте.
В то же время, по словам Борисова, в окончательном варианте закона так и не нашло отражение предложение ОПОРЫ РОССИИ о необоснованном ограничении товаров, на которые распространяется фиксированный срок оплаты. Так, нормами закона предусмотрено правило, согласно которому устанавливается фиксированный срок оплаты алкогольной продукции, произведенной на территории России. «Сохранение сегодняшнего регулирования сроков оплаты поставленной продукции, в зависимости от производителя - отечественного или импортного - приведёт к тому, что сети будут «отыгрываться» на такой продукции, поскольку никаких ограничений по срокам оплаты не устанавливается. Кроме того, закон регулирует срок оплаты только продовольственных товаров, а непродовольственные товары остались вне зоны регулирования», - напомнил президент ОПОРЫ Сергей Борисов.
Недостаточным ОПОРА считает закреплённый в утверждённой схеме размещения нестационарных торговых объектов лимит в 60% для общего количества объектов для МСП. Также закон не предусматривает никаких льгот или преференций для развития малого и среднего предпринимательства в торговой сфере.
Резюмируя, президент ОПОРЫ РОССИИ отметил необходимость дальнейшей доработки закона.
Серьезным моментом президент ОПОРЫ считает мониторинг правоприменения закона. К примеру, в течение переходного периода (180 дней для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями закона) торговые сети, очевидно, не будут спешить с применением норм нового законодательства. В связи с этим возможное ущемление прав и интересов малого и среднего бизнеса потребует самого пристального внимания как со стороны общественных институтов, так и органов власти, считает Борисов. Требуется чёткая отработка механизма контроля исполнения 381-ФЗ, и, по мнению президента ОПОРЫ, малое и среднее бизнес-сообщество должно активизироваться в этой сфере. «Мы принимаем информацию о нарушении норм закона о торговле на местах, которая будет анализироваться и направляться нами в профильные органы власти для принятия соответствующих мер», - отметил Сергей Борисов.
Контактная информация:
Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей ОПОРЫ РОССИИ, тел.: +7 495 775-81-11 (доб. 298).
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости