МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА: Российский малый бизнес ездит в Италию, чтобы закупить на продажу обувь, одежду, итальянцы в России - это индустрия моды, плитка и кулинария
Л.Квятковский
Российские малые предприниматели сейчас чаще выходят на итальянский рынок не для того, чтобы что-то продать, а чтобы что-то купить. Обычно они ищут в Италии конкретный товар - одежду, обувь, продукты питания, оборудование для производства, рассказывает в интервью ОПОРЕ-КРЕДИТ генеральный директор представительства Итало-Российской торговой палаты в Москве Лев Квятковский.
«Именно благодаря россиянам, во времена локального итальянского кризиса во многом смогла остаться на плаву индустрия высокой моды в Италии. Ведь, русские традиционно ценят бренды премиум-класса», - говорит Л.Квятковский. «При этом Итало-Российская торговая палата помогает российскому малому бизнесу находить партнеров, знакомит с соответствующим торговым и таможенным законодательством Италии, оказывает помощь в получении документов, необходимых для того, чтобы начать бизнес в Италии», - добавляет он.
Российский крупный бизнес обеспечивает Италию энергоносителями, сырьем, металлом, оборудованием. Италия и Россия совместно ведут несколько имеющих мировое значение энергетических проектов, в частности, Л.Квятковский, отмечает проект «Южный поток». Страны сотрудничают в области космической связи. «Российская «Северсталь» внесла значительный вклад в металлургический комплекс Италии, «Лукойл» развивает сеть автозаправок, покупает нефтеперерабатывающие мощности», - говорит глава представительства Итало-Российской торговой палаты в Москве.
Итальянцы в России
Многие регионы Италии в последнее время, особенно в связи с кризисом, начинают активно выходить на международный рынок. «Кризис сильно ударил по крупным итальянским компаниям, что отразилось на их финансовом состоянии. В то же время количество членов Итало-Российской торговой палаты в кризис выросло», - замечает Л.Квятковский.
По его данным, в отличие от предпринимателей многих других стран ЕС, итальянцы практически не сократили своего присутствия в России в период кризиса, а в последнее время их активность здесь даже возросла. Основное присутствие итальянских малых предприятий в России приходится на сектор одежды, обуви, кулинарии.
«Что касается моды, речь идет как о представительствах итальянских компаний в России, так и совместных производствах. В области кулинарии мы наблюдаем как франчайзинг, так и открытие собственно итальянских кафе и ресторанов в России. Кроме этого, Италия традиционно славится промышленным производством, и в России итальянцы торгуют керамикой, плиткой, электроэнергетическими установками малой мощности и компонентами для разного рода производств», - рассказывает Л.Квятковский.
Традиции малого бизнеса в Италии
Предпринимательство в Италии имеет вековую традицию. Именно здесь зародились многие виды современного предпринимательства. «Например, все мы знаем, что такое ломбард, - приводит пример Л.Квятковский, - Некогда область Ломбардия находилась в центре торговых путей из Востока в Европу, здесь зародились обменные лавки, возникло ростовщичество. Богатые итальянские ростовщики под залог земель и других ценностей кредитовали даже королевские семьи. Именно так зарождалась банковская система».
Роль малого и среднего бизнеса в экономике Италии очень высока. В настоящее время в Италии действуют около 3,5 млн. малых и средних предприятий, на которых занято примерно 13 млн. человек, что составляет около 80% всего работающего населения. Малые предприятия производят 52% ВВП страны. На ремесленные фирмы, в каждой из которых трудится всего 2-3 работника, приходится свыше 18% итальянского экспорта.
«В Италии сильны традиции семейного бизнеса. Причем довольно редко владелец предприятия с младых ногтей передает сыну собственное дело. Как правило, до 35 лет он держит его на какой-либо инженерной должности, чтобы он проникся предпринимательской философией», - рассказывает Л.Квятковский.
Для малого бизнеса Италии свойственно существование большого числа ассоциаций и союзов. Примерно 90% всех итальянских предприятий являются членами Конфедерации промышленников (Confindustria), которая защищает интересы предпринимателей на государственном уровне т внешних рынках.
Созданная гигантами Fiat, Eni, Pirelli, сейчас Итало-Российская торговая палата на 90% работает с малым и средним бизнесом
Итало-Советская торговая палата была учреждена в 1968 году как инструмент делового сотрудничества Италии с СССР. В таком виде она просуществовала до 1992 года, когда ей пришлось искать новые форматы работы в новых экономических условиях, разрабатывать иной спектр услуг для российского и итальянского бизнеса. С 90-х годов уже Итало-Российская торговая палата стала уделять значительно больше внимания поддержке малых и средних компаний, ведущих деятельность на территории России и Италии.
«Хотя Итало-Российскую торговую палату в 1968 году создавали такие промышленные гиганты, как, например, Fiat, Eni, Pirelli, изначально подразумевалось, что организация будет содействовать привлечению в проекты крупного бизнеса небольших фирм. В том же проекте Fiat по созданию автозавода «Жигули» в Тольятти (итальянская Fiat стояла у истоков создания завода «Автоваз» и первых моделей автомобилей ВАЗ в 60-70-е годы - прим. ред.) участвовали сотни, если не тысячи малых и средних итальянских компаний, обеспечивших производство необходимыми компонентами», - отмечает Л.Квятковский.
В подписанном 14 октября 1994 года Президентом России и премьер-министром Италии Договоре о дружбе и сотрудничестве между Россией и Италией отмечалось, что акцент в деятельности Итало-Российской торговой палаты будет сделан именно на оказание практической помощи малым и средним фирмам, не имеющим опыта и не располагающим квалифицированным персоналом в области внешнеэкономической деятельности. Сейчасболее 90% членов палаты - представители малого и среднего бизнеса, организация помогает им выходить на международный уровень.
«Естественно, речь не идет о политической поддержке - такого рода вопросы решают посольства, консульства, торгпредства. Итало-Российская торговая палата помогает, так сказать, на повседневном уровне - предоставляет консультации, разъясняет налоговые и таможенные правила, устанавливает деловые контакты, помогает в получении виз. Российский предприниматель может заказать у нас маркетинговое исследование интересующих его секторов итальянского рынка», - рассказывает Л.Квятковский.
Между тем, Итало-Российская торговая палата плотно взаимодействует с правительствами Италии и России через участие в Межправительственном совете по экономическому, научно-техническому и финансово-кредитному сотрудничеству. Палата также является исполнительным секретариатом Комитета предпринимателей по деловому сотрудничеству между Россией и Италией, действующего под эгидой Межправительственного совета. На заседаниях комитета предприниматели осуждают волнующие их вопросы - законодательство, визы, квоты, миграционную политику. Надо отметить, что Комитет является местом, где предприниматели могут не только высказаться, но и на месте получить оперативную реакцию со стороны представителей посольств России и Италии.
Если Вы интересуетесь работой на итальянском рынке, позвоните в представительство Итало-Российской торговой палаты в Москве, тел.: +7 495 916-55-60.
Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина