Минфин РФ разработал новые меры поддержки инновационного бизнеса в 2010 году
«Наша задача в основных направлениях налоговой политики в ближайшие годы - создание такой налоговой системы, которая бы не только не препятствовала, но и создавала стимулы для нового роста, для диверсификации экономики. На это сейчас направлены новые изменения налоговой системы». Об этом заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил на расширенном заседании коллегии ФНС России.
Как сообщает пресс-служба правительства, Кудрин подчеркнул важность пакета налоговых стимулов, который сейчас широко обсуждается в Правительстве и внесен на рассмотрение комиссии по модернизации и инновациям при Президенте РФ. «В ближайшее время мы вынесем его на заседание Правительства. Разумеется, мы выслушаем замечания, в том числе, парламента. Мы готовы к работе по уточнению отдельных его положений», - отметил он.
Комментируя пакет мер в целом, глава Минфина, сообщил о намерении государства, в первую очередь, стимулировать опытно-конструкторские разработки, создание стимулов для инноваций, «в том числе средствами налоговой политики». По словам Кудрина, речь идет, в том числе, о «создании стимулов для обновления основных фондов, для использования НИОКР в производстве, исключения административных и налоговых препятствий для малых предприятий, работающих в сфере инноваций». Таким образом, с помощью инструментов налоговой политики предполагается «формировать и спрос на инновации, и предложение инноваций».
«По своей значимости для налогоплательщиков один из основных инструментов - это не относится теперь к налоговой политике, - это страховые взносы в социальные фонды, в государственные внебюджетные фонды», - отметил далее вице-премьер. В этой части, по его словам, Минфин совместно с Минздравсоцразвития намерены «предлагать сохранение для отдельных типов предприятий или групп предприятий низких ставок таких страховых взносов». «Не 34%, или 32%, как Минфин предлагает, а 14%», - подчеркнул вице-премьер, уточнив, что речь идет о сфере, «где в большей степени концентрируются разработки новой продукции, резиденты технико-внедренческих особых зон, разработчики и экспортеры программных средств, малые инновационные предприятия при ВУЗах».
Важным вице-премьер считает продолжить работу по уточнению критериев предприятий, которые относятся к сфере производства и инновационной деятельности. «Сейчас эти критерии не очень четкие, поэтому мы сдерживаем расширение этой группы предприятий. Однако такую задачу перед собой поставили - определить критерии и определить предприятия, чтобы можно было четко администрировать эти налоги», - пояснил он. По словам вице-премьера, за работников таких предприятий не будут вноситься полные суммы в социальные государственные внебюджетные фонды, а разницу между 14 и 34 (или 32%) будет компенсировать федеральный бюджет. Глава Минфина обратил особое внимание на то, что речь идет о значительных суммах: «например, в 2010 году по нашим данным затраты на компенсацию взносов только по сектору экспортеров при сохранении высоких темпов роста этого сектора - около 30 млрд. рублей».
Помимо этого, по словам Кудрина, планируется завершить реформу амортизации, повысить эффективность системы налогового учета расходов на НИОКР. «Надо устранить в этой сфере неясности системы учета расходов на НИОКР по налогу на прибыль. Создать систему идентификации расходов с коэффициентом 1,5, специальный резерв предстоящих расходов на НИОКР, обеспечивающий равномерное финансирование НИОКР. Сократить перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте. Рассмотреть освобождение от налогообложения налога на имущество энергоэффективного оборудования сроком до трех лет с начала эксплуатации для стимулирования массового внедрения такого нового оборудования», - уточнил вице-премьер.
Также, сообщил А. Кудрин, должна быть рассмотрена передача полномочий по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, поступающих в региональные бюджеты на уровне субъектов Российской Федерации. «То есть создан упрощенный порядок, приближенный к уровню субъекта. Чтобы сам субъект, невзирая на лимиты, мог принимать определенное решение», - уточнил он.
Особое внимание, по мнению главы Минфина, в рамках этой работы должно быль уделено улучшению налогового администрирования.
«Такая работа должна создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, чтобы избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия. С другой стороны - чтобы сохранить за налоговыми органами достаточно полномочий по контролю за соблюдением законодательства», - обозначил задачу перед представителями налоговых органов заместитель Председателя Правительства РФ.
Комментируя пакет мер в целом, глава Минфина, сообщил о намерении государства, в первую очередь, стимулировать опытно-конструкторские разработки, создание стимулов для инноваций, «в том числе средствами налоговой политики». По словам Кудрина, речь идет, в том числе, о «создании стимулов для обновления основных фондов, для использования НИОКР в производстве, исключения административных и налоговых препятствий для малых предприятий, работающих в сфере инноваций». Таким образом, с помощью инструментов налоговой политики предполагается «формировать и спрос на инновации, и предложение инноваций».
«По своей значимости для налогоплательщиков один из основных инструментов - это не относится теперь к налоговой политике, - это страховые взносы в социальные фонды, в государственные внебюджетные фонды», - отметил далее вице-премьер. В этой части, по его словам, Минфин совместно с Минздравсоцразвития намерены «предлагать сохранение для отдельных типов предприятий или групп предприятий низких ставок таких страховых взносов». «Не 34%, или 32%, как Минфин предлагает, а 14%», - подчеркнул вице-премьер, уточнив, что речь идет о сфере, «где в большей степени концентрируются разработки новой продукции, резиденты технико-внедренческих особых зон, разработчики и экспортеры программных средств, малые инновационные предприятия при ВУЗах».
Важным вице-премьер считает продолжить работу по уточнению критериев предприятий, которые относятся к сфере производства и инновационной деятельности. «Сейчас эти критерии не очень четкие, поэтому мы сдерживаем расширение этой группы предприятий. Однако такую задачу перед собой поставили - определить критерии и определить предприятия, чтобы можно было четко администрировать эти налоги», - пояснил он. По словам вице-премьера, за работников таких предприятий не будут вноситься полные суммы в социальные государственные внебюджетные фонды, а разницу между 14 и 34 (или 32%) будет компенсировать федеральный бюджет. Глава Минфина обратил особое внимание на то, что речь идет о значительных суммах: «например, в 2010 году по нашим данным затраты на компенсацию взносов только по сектору экспортеров при сохранении высоких темпов роста этого сектора - около 30 млрд. рублей».
Помимо этого, по словам Кудрина, планируется завершить реформу амортизации, повысить эффективность системы налогового учета расходов на НИОКР. «Надо устранить в этой сфере неясности системы учета расходов на НИОКР по налогу на прибыль. Создать систему идентификации расходов с коэффициентом 1,5, специальный резерв предстоящих расходов на НИОКР, обеспечивающий равномерное финансирование НИОКР. Сократить перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте. Рассмотреть освобождение от налогообложения налога на имущество энергоэффективного оборудования сроком до трех лет с начала эксплуатации для стимулирования массового внедрения такого нового оборудования», - уточнил вице-премьер.
Также, сообщил А. Кудрин, должна быть рассмотрена передача полномочий по принятию решений о предоставлении инвестиционного налогового кредита, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, поступающих в региональные бюджеты на уровне субъектов Российской Федерации. «То есть создан упрощенный порядок, приближенный к уровню субъекта. Чтобы сам субъект, невзирая на лимиты, мог принимать определенное решение», - уточнил он.
Особое внимание, по мнению главы Минфина, в рамках этой работы должно быль уделено улучшению налогового администрирования.
«Такая работа должна создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, чтобы избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия. С другой стороны - чтобы сохранить за налоговыми органами достаточно полномочий по контролю за соблюдением законодательства», - обозначил задачу перед представителями налоговых органов заместитель Председателя Правительства РФ.