Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

IPO для самых маленьких

IPO для самых маленьких
  Джон Эдвардс
Еще недавно выход на публичный рынок казался недоступным для малых компаний. Сейчас при крупных биржах открываются альтернативные площадки, созданные специально для малых компаний. О том, насколько удобно проведение IPO для малой компании, а так же о преимуществах и недостатках первичного размещения акций в России и за рубежом ОПОРЕ-КРЕДИТ рассказали вице-президент Московской Межбанковской Валютной Биржи (ММВБ) Геннадий Марголит и старший менеджер Лондонской Фондовой Биржи (LSE) Джон Эдвардс.
“Главный совет малым компаниям: не стоит бояться выхода на публичный рынок. У нас есть четкая технология и знание, как это сделать, и мы будем рады вам помочь”, - считает вице-президент ММВБ Геннадий Марголит.
Справка
Марголит Геннадий Ремирович
Кандидат экономических наук, вице-президент ММВБ.
Образование: Московский институт народного хозяйства им. Плеханова Г.В. (1982 г.), аспирантура Государственной академии управления (1990 г.), годовой курс рыночной экономики Всемирного банка на базе Joint Vienna Institute (Вена, 1994). Работал в Институте проблем рынка РАН. В Группе ММВБ работает с 1994 года, участвовал в проектах запуска и развития фондового рынка на ММВБ, в том числе сектора ИРК, и созданного на его базе Рынка инноваций и инвестиций.
Джон Эдвардс
Старший менеджер London Stock Exchange
Джон Эдвардс отвечает за развитие бизнеса Лондонской фондовой биржи в России. Г-н Эдвардс продвигает Main Market и AIM на рынках России и СНГ. Одним из аспектов его работы является облегчение взаимодействия между инвестиционными сообществами City и СНГ. Джон часто посещает Москву, Алмату и киев, а также организует конференции в Лондоне, которые знакомят инвесторов Сити с компаниями из СНГ. Джон Эдвардс закончил Columbia University с дипломом бакалавра, а также получил степень JD/MBA. До начала своей карьеры на Лондонской фондовой бирже в августе 2003 года, он работал со сделками прямых инвестиций в Incepta Ventures UK Limited, Delta Capital and BNP-Invest. Уже более 10-ти лет г-н Эдвардс работает c компаниями СНГ в таких отраслях как природные ресурсы, розничная торговля, нидвижимость, а также TMT.
IPO в России и за рубежом
IPO (англ. initial public offering) — первичное размещение акций компании на фондовом рынке. Выход на IPO позволяет компании перейти на новый этап развития. IPO - это, прежде всего, новые возможности для привлечения капитала и повышения статуса компании, но это также и большая ответственность, которая подразумевает более жесткие требования к отчетности и раскрытию информации компании. “Публичный” статус предполагает то, что акции становятся доступными широкому кругу инвесторов, а так же то, что информация о деятельности компании-эмитента отныне должна находиться в свободном доступе. “Существует традиционное представление о том, что IPO – это удел крупных компаний, но с 90-х годов прошлого века это мнение изменилось . Связано это с появлением удобной инфраструктуры: площадок для выхода небольших компаний на публичные рынки, которые были созданы при крупных биржах”, - рассказывает Геннадий Марголит, Вице-президент ММВБ. В качестве примера можно привести Альтернативную площадку при Лондонской Фондовой бирже (AIM), образованную в 1995 г., где из 1500 компаний большую часть составляют компании малой капитализации. При Варшавской фондовой бирже существует площадка NewConnect, образованная 2,5 года назад, листинг которой уже насчитывает свыше 100 малых компаний со средним объемом сделки – 2 миллиона долларов. В 2007 г. с целью формирования условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики компаниями малого бизнеса при Фондовой бирже ММВБ заработал Сектор инновационных и растущих компаний (ИРК), а в 2009 г. при поддержке “РОСНАНО” на его базе был создан Рынок инноваций и инвестиций (РИИ).
Рынок представляет собой трехступенчатую структуру. В наибольшей степени готовности находится сектор ИРК, существующий для достаточно зрелых инновационных компаний. Сектор ИРК-2, площадка частных размещений, больше похожа на AIM. Здесь акции будут размещаться среди узкого круга квалифицированных инвесторов, фондов и опытных частных инвесторов. Вторичная ликвидность здесь будет не столь “оборотистая” как в секторе ИРК. По словам Геннадия Марголита: “В секторе ИРК-2 уже полностью готова нормативная и технологическая база: дело за пилотными компаниями, которые апробируют эти технологии. Сейчас есть несколько компаний, среди них “Наука-связь”, которые готовятся к выходу именно в этот сектор”. Третий сегмент – информационный board, который позволит привлекать финансирование для малых компаний, которые пока не готовы к размещению на рынке. Очень важную роль играет Координационный совет при РИИ, возглавляемый А.Б. Чубайсом, в который входят представители профильных министерств, ведомств и институтов развития. Совет обеспечивает связь рынка с государством, создает механизмы по государственному стимулированию инвестиций в инновации. Сейчас в активной базе ИРК находится около 100 компаний, готовящихся к проведению IPO: большинство из них смогут выйти на рынок в ближайшие несколько лет. Однако в вопросе публичного размещения, по мнению Геннадия Марголита, нужно быть осторожным, здесь сложно что-либо прогнозировать: “Одно дело – продекларировать, другое – начать подготовку, и третье – действительно выйти на рынок. Это сложный и длительный процесс, на который влияет множество факторов, не поддающихся контролю, в том числе, конъюнктура рынка”.
Что выбрать: кредит или IPO?
По мнению г-на Марголита: “Здесь все зависит от конкретной ситуации: каждый инструмент хорош по-своему и для разных целей. Разница очевидна: при долговом финансировании вы обязаны вернуть деньги, которые вы взяли в кредит. Прелесть акционерного капитала заключается в том, что он вносится бессрочно, однако, вы платите тем, что делитесь своей собственностью. Заемное финансирование часто оказывается недоступным для небольших компаний. Особенно это заметно сейчас, при еще неизжитом кризисе. Кредитные ставки банков слишком высоки, малые компании отрезаны от традиционных источников финансирования и, пожалуй, единственный способ выживания для них – делиться капиталом”. В разгар кризиса проведение большинства IPO было приостановлено, инвесторы были обеспокоены сохранением уже существующего капитала и не думали о новых инвестициях. Сейчас “окошко IPO” начинает приоткрываться. Первым эмитентом, разместившим свои акции в секторе ИРК, и, тем самым, прервавшим мрачную полосу кризисного застоя, стала компания “ИСКЧ”. “За год индекс ММВБ вырос почти в 2 раза, и, значит, публичные рынки достигли необходимого уровня соблазна. Именно сейчас начнется волна IPO”, - предполагает г-н Марголит. Отмечается постепенное улучшение и на зарубежных фондовых биржах. По словам Джона Эдвардса, старшего менеджера Департамента международного развития бизнеса LSE,: “Последние 1,5 года были не слишком удачными для российских компаний, решивших выйти на международные рынки ценных бумаг. Сейчас инвесторы начали вновь скупать акции российских компаний, и интерес к IPO возрос. Признаки улучшения очевидны, так, например, средний уровень капитализации компаний, входящих в листинг AIM, увеличился с 24,3 млн. фунт. ст. до 45 млн. фунт. ст.”
Где малым компаниям выгоднее проводить IPO: в России или за рубежом?
По мнению Геннадия Марголита, оптимальный вариант – размещение в России. “Во всем мире, в том числе, и в emerging markets (развивающиеся рынки), Бразилии, Китае, России, намечается тенденция возвращения рынка. Сейчас даже крупной компании имеет больше смысла размещаться в России. Очевидный плюс размещения на зарубежных площадках – повышение имиджа, приобретение статуса международной компании. Также существуют некоторые категории клиентов, которым удобнее покупать акции через привычные инфраструктуры. Однако по мере реформирования клирингово-расчетной инфраструктуры российского рынка в скором времени будут созданы условия, которые позволят снять этот последний аргумент. Плюс IPO в России в том, что, во-первых, затраты на размещение значительно меньше. Размещение на AIM предполагает платежи посредникам от 10% от суммы сделки, чаще всего от 15% . Тот же показатель на ММВБ – 5%. Во-вторых, российская компания более понятна российским инвесторам, спрос на нее будет выше. Иностранные инвесторы могут приобретать акции через российскую инфраструктуру, но приобретение российскими инвесторами акций через иностранные биржи - уже проблематично. В третьих, размещения на AIM, NewConnect и других зарубежных альтернативных площадках больше похожи на privet placement (частные размещения). Здесь круг покупателей очень узок и полностью отсутствует вторичная ликвидность. Я считаю, что сейчас происходит новый скачок эволюции, и для маленьких компаний становится доступным проведение полноценного IPO, при котором они получают то же, что и крупная компания, в том числе, и вторичную ликвидность”.
Джон Эдвардс, в свою очередь, рассказывая о преимуществах размещения IPO на AIM, уверен, что российские компании будут здесь крайне востребованы: “Фондовые институты и инвестиционные компании, представленные на AIM, имеют обширный опыт инвестирования в интересные, быстроразвивающиеся компании по всему миру. Первыми международными эмитентами, достигшими успеха на AIM, были компании, работающие в сырьевом секторе, который, на данный момент, составляет 30% всех сделок, происходящих на альтернативной площадке. Российские компании этого сектора найдут на AIM опытных инвесторов и советников, которые их понимают и знают ключевые факторы стоимости этого типа бизнеса. В 2010 г. инвесторы ожидают притока новых российских компаний, работающих в других отраслях, которые сейчас развиваются намного быстрее, чем их западные компании-аналоги. Не важно, занимаетесь ли вы производством продуктов питания, розничной торговлей или телекоммуникациями: если ваша компания несет в себе потенциал быстрого развития, на AIM вы обязательно найдете инвесторов, которые будут заинтересованы в вашем бизнесе. В любом случае IPO предоставляет уникальную возможность значительно увеличить капитализацию вашей компании. Сейчас на AIM 18 компаний из России, работающих в различных отраслях: в области финансовых услуг (Aurora Russia), строительства (Raven Russia, RGI), нефти и газа, химической промышленности. Российские компании малой и средней капитализации имеют перед собой пример 43 компаний из СНГ, удачно разместивших акции на AIM. Они могут опираться на их опыт управления публичной компанией, понять, что им пришлось изменить, чтобы структура их бизнеса соответствовала предъявляемым стандартам. Они так же могут посетить сайты компаний, помогавших этим фирмам в первичном размещении. Начать лучше всего с изучения документов о допуске на AIM. Одним из полезных источников информации может стать сайт www.russianipo.com, начавший работу в феврале. При условии правильного управления и верного внутреннего настроя перспективная компания может очень быстро собрать необходимую команду для подготовки к IPO на AIM. Безусловно, предыдущий опыт работы со сторонними инвесторами, венчурными фирмами и прямым частным инвестированием, может оказаться здесь очень полезным”.
Как подготовить компанию к IPO?
Ранняя фаза подготовки может занять продолжительное время: 4-12 месяца. Начать подготовку следует с перерегистрации компании в Открытое Акционерное Общество. Геннадий Марголит советует приходить на биржу как можно раньше: “Мы очень правильный партнер для эмитентов, так как биржа – нейтральная структура и почти не зарабатывает на конкретной сделке на этапе размещения. Наша задача – создать почву для будущего. Когда компания из малой превратится в “голубую фишку” (при выходе на публичный рынок это очевидная перспектива), тогда биржа и окупит все свои издержки. Мы проконсультируем компанию обо всех аспектах подготовки до того, как появятся посредники. После этого она может выбрать себе инвестбанк, листингового агента и др: делать это лучше всего на основе тендера”.
Основная задача листингового агента (на AIM – “номада”) – помочь реструктурировать бизнес в соответствии с предъявляемыми биржей требованиями. Чаще всего он выполняет функции финансового, юридического, налогового консультанта и аудитора. Агенты отвечают перед биржей и участниками рынка за своевременное раскрытие и подачу информации о компании, за порядок и правильность проведения корпоративных процедур. На стадии подготовки проводится фондовый аудит, агент предлагает эмитенту прозрачную структуру компании, которая будет хорошо воспринята инвесторами. Исследования компании Standart&Poor’s доказывают, что активность инвесторов напрямую связана с уровнем прозрачности компании. Происходит постановка процедур финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО. Далее разрабатывается стратегия выхода компании на рынок, решается какая часть бизнеса будет представлена публичному рынку. На следующем этапе происходит оценка акций компании. Основной документ, на основе которого инвесторы будут принимать решение в отношении покупки акций эмитента, — инвестиционный меморандум (на AIM – “Документ о допуске”). В нем описываются структура собственности и профиль компании, оцениваются инвестиционные риски. Для максимизации инвестиционной привлекательности следует провести меры для достижения высоких стандартов корпоративного управления. По результатам исследования компании McKinsey&Co международные инвесторы готовы платить премию до 37% за акции компаний с высоким уровнем корпоративного управления. Очень важна разработка стратегии взаимодействия компании со средствами массовой информации, создание репутации организации в инвестиционном сообществе, среди инвестиционных банков, крупных аналитиков, менеджеров инвестиционных фондов.
Жизнь компании после IPO
По мнению Джона Эдвардса: “Самое главное – научиться жить в мире с инвесторами, которые ожидают, что их портфельные компании будут поддерживать с ними регулярную, грамотную связь, сообщая обо всех внутренних изменениях и стратегии роста. Важно, чтобы компания осознала ценность “публичности”. Инициатива должна исходить с самого верха. Успешная практика корпоративного управления доказывает необходимость постоянного взаимодействия руководителей компании с акционерами, принятие во внимания их мнения при решении важных стратегических решений”. Геннадий Марголит добавляет: “За публичность компании приходится платить высокую цену. Если вы не будете заниматься инвесторами, они вас накажут. Цена ваших акций очень быстро пойдет вниз, уменьшится капитализация, а с ней и ваши возможности привлекать новое финансирование. У публичной компании нет возможности расслабиться. Изначально необходимость постоянного общения с инвесторами, раскрытия информации может стать значительным стрессом, но постепенно прозрачность становится привычной и естественной”.

Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости