Главная преграда на пути участия малого бизнеса в госзаказе - коррупция, признают и бизнесмены, и чиновники
В минувший четверг медиа-холдинг «Эксперт» провел конференцию «94-ФЗ: как улучшить закон», на которой чиновники и представители бизнеса обсуждали нынешнее состояние закона о госзакупках. За последние 4 года этот закон претерпел множество изменений, но до сих пор является предметом горячих споров, свидетелем которых стал обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ. По данным Минэкономразвития России, объем средств, размещаемых в виде государственного и муниципального заказа в 2010 году, составит около 5 трлн. рублей, или примерно 15% ВВП Российской Федерации. Благодаря принятию закона 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в 2006 году в России возникла система норм государственного регулирования госзакупок. В нем был установлен четкий перечень требований к участникам торгов, введена новая форма торгов - аукцион, установлено требование о неизменности условий заключенных контрактов, а также введена короткая процедура административного обжалования действий заказчика, при которой решение принимается всего за 5 дней.
В ходе конференции были определены основные системные проблемы закона и предложены варианты их решения. Все выступающие отметили необходимость создание комплексной системы управления рисками госзакупок. Среди факторов риска основным является коррупция, которая может выражаться в форме сговора заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретного поставщика, сговора потенциальных поставщиков, которые регистрируются, но не принимают участия в аукционе, в форме срыва процедур размещения заказов «серыми» участниками путем демпинга в заявках.
Регулирования мало
Среди рисков также отмечалась некомпетентность заказчиков и недобросовестное выполнение заказов. Проректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Андрей Яковлев отметил: «Для решения этих проблем необходимо, чтобы закон регулировал все стадии закупочного цикла: не только стадию размещения заказов, на которой сфокусирован 94-ФЗ, но также стадии планирования закупок и исполнения контрактов». Необходимой мерой для усовершенствования закона он также считает «построение многоуровневой системы мониторинга и контроля, которая позволит государству видеть весть закупочный цикл и оценивать конечные результаты проводимых закупок».
В свою очередь, заместитель директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ Анна Катамадзе отметила, что для решения проблемы коррупции в ходе госзакупок аукционы были переведены в электронную форму. «С 1 января 2010 года это условие действует для федеральных заказчиков по пилотному, узкому перечню товаров, работ, услуг, а с 1 января 2011 года закон будет распространяться на всех региональных и муниципальных заказчиков», - уточнила А.Катамадзе.
Регулирования много
Однако первый заместитель генерального директора компании-интегратора IBS Сергей Меркулов скептически оценил эффективность этого нововведения. По его словам, существует масса возможностей обойти закон и «в электронном виде». «Это изменение лишь переводит коррупцию в другие плоскости, другие формы, но не поможет решить проблему», - считает он.
В своем выступлении С.Меркулов выразил пожелание, чтобы закон, регулирующий госзакупки, стал более гибким. «В России решения часто принимаются по закону маятника: от вседозволенности до жестких политических запретов. В этом законе частично просматривается попытка государства административным регламентом предотвратить те риски, которые существуют объективно, и для рынка совершенно естественны», - полагает он. По словам С.Меркулова, «подвижность» закона должна выражаться в расширении спектра используемых способов закупки, особенно, если это касается инновационной сферы. «В законе отсутствует определение технически сложной продукции, а также не прописаны специфические процедуры, регламенты о ее закупках. Если при покупке инновационной продукции учитывать исключительно фактор цены, то результатом будет низкое качество выполнения или вовсе перепродажа заказа», - сказал он. Здесь главным должен быть вопрос экономической эффективности, для определения которой необходимо проведение предквалификации.
Специфика закупок технически сложной продукции стала самой обсуждаемой темой конференции. Выступающие указывали на то, что для подготовки такого рода госзакупок требуются переговоры с участниками рынка, консультации, уточнение различных параметров для корректного проведения торгов. Предложения, в основном, сводились к необходимости проведения двух- и многоэтапных торгов с правом заказчика на первом этапе исключать участников, субъективно оценивая их квалификацию, деловую репутацию, производственные мощности, финансовое состояние и другие параметры.
Необходимо ужесточить регулирование
В частности, Председатель правления Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу Ирина Кузнецова отметила, что качество должно оцениваться не только по критерию минимальной цены, но и совокупным критериям конкурентоспособности - экономической эффективности закупки за период жизненного цикла: цене, качеству, надежности. «Необходимо выбрать эффективный инструмент определения поставщика, который может удовлетворить нужды заказчика. На этапе формирования заказа, в данный момент, поставщик всегда знает о том, что он продает, больше, чем заказчик», - убеждена она.
По мнению И.Кузнецовой, необходимо, чтобы поставщик был добросовестным и квалифицированным. «Для этого, я надеюсь, закон станет еще жестче, и не будет давать таких поблажек, которые позволены сейчас», - подытожила она. Советник руководителя Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Ольга Аллилуева сообщила, что в список поправок к закону необходимо добавить и право заказчика устанавливать ограничения на стадии отбора и оценки, и право устанавливать систему аттестации закупаемой продукции, проверяя ее на совместимость с предъявляемыми требованиями, а также возможность адаптации заключенных контрактов к изменяющимся внешним условиям.
Госзаказ в нынешнем виде ущемляет права бизнеса
Представитель комитета по государственному заказу ОПОРЫ РОССИИ обратил внимание участников конференции на то, каким образом закон ущемляет права малых предпринимателей: «В сущности, бизнес кредитует государство при выполнении заказа: это выражается в отсутствии аванса, необходимости полностью выполнять работы на свои средства, и в условии о возможности отсрочки платежа до 90 дней. Кроме того, малым компаниям практически невозможно участвовать в аукционе на равных с крупными компаниями при условии, где критерий качества определяет лишь 20% итогового решения о выборе поставщика».
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина