Государство планирует выделить 8 млрд. рублей на создание при вузах бизнес-инкубаторов и технопарков
Государство в течение ближайших трёх лет планирует выделить 8 млрд. рублей на формирование и развитие при вузах бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических и инжиниринговых центров, центров сертификации и трансфера технологий, коллективного пользования и инновационного консалтинга. Об этом сообщил вице-премьер РФ Сергей Иванов, выступая в рамках «правительственного часа» на заседании Государственной думы.
Как сообщает пресс-служба правительства, из общей суммы 3 млрд. рублей будет выделено в 2010 году, 2 млрд. - в 2011, 3 млрд. - в 2012 году.
Кроме того, отметил Иванов, в этот период планируется запуск новых программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). В соответствии с Федеральным законом «О бюджете на 2010 и на плановый период 2011-2012 годов» на финансирование деятельности этого фонда в 2010 году запланировано 2,4 млрд. рублей.
Ещё одним важным направлением стимулирования инновационной активности предприятий является деятельность так называемых институтов развития – АО «Российская венчурная компания», Государственная компания «Российская корпорация нанотехнологий», Внешэкономбанк, а также особые экономические зоны, прежде всего, технико-внедренческие. В таких зонах, отметил Иванов, «количество резидентов растёт постоянно. И мы это проверяем, контролируем, резидентов должно быть много хороших и разных».
Кроме того, напомнил Иванов, в соответствии с федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ бюджетные, научные и образовательные учреждения получили право создавать малые инновационные предприятия и коммерциализировать свои разработки. «Это своевременная, если не сказать долгожданная, мера», - цитирует слова вице-премьера пресс-служба правительства.
По его словам, в настоящее время имеются проблемы с реализацией этого закона на практике, однако правительство работает над их устранением. «Например, уже сняты ограничения на возможность федеральным бюджетным учреждениям направлять средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание хозяйственных обществ», - рассказал С.Иванов.
В целом весь комплекс принимаемых мер должен повысить эффективность бюджетных средств, выделяемых на исследования и разработки, отметил Иванов. По его словам, все последние годы расходы на науку постоянно росли. Однако проблема в том, что «переход количества, если брать бюджетные средства, в качество пока не происходит». Ключевым вопросом, по словам Иванова, является создание эффективной системы внедрения инноваций, обеспечивающей реальную отдачу от вложений в разработку ноу-хау и финансовых ресурсов. «К сожалению, здесь нам похвастаться пока нечем», - отметил вице-премьер.
«По данным Минэкономразвития, если все инновационные расходы бюджета взять за 100%, то на генерацию знаний, науку и образование у нас уходит 63% из этих ста, на поддержку выпуска высокотехнологичной продукции в соответствующих отраслях промышленности - 36%, а на сферу коммерциализации (продвижение продукта на рынок) - 1%», - сообщил Иванов.
Для исправления этой диспропорции, по его мнению, необходимо использовать такой мощный рычаг, как госзакупки. По словам Иванова, необходимость повышения инновационной активности госзакупок отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года и в Плане мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации Основных направлений деятельности правительства до 2012 года.
Кроме того, отметил Иванов, в этот период планируется запуск новых программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). В соответствии с Федеральным законом «О бюджете на 2010 и на плановый период 2011-2012 годов» на финансирование деятельности этого фонда в 2010 году запланировано 2,4 млрд. рублей.
Ещё одним важным направлением стимулирования инновационной активности предприятий является деятельность так называемых институтов развития – АО «Российская венчурная компания», Государственная компания «Российская корпорация нанотехнологий», Внешэкономбанк, а также особые экономические зоны, прежде всего, технико-внедренческие. В таких зонах, отметил Иванов, «количество резидентов растёт постоянно. И мы это проверяем, контролируем, резидентов должно быть много хороших и разных».
Кроме того, напомнил Иванов, в соответствии с федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ бюджетные, научные и образовательные учреждения получили право создавать малые инновационные предприятия и коммерциализировать свои разработки. «Это своевременная, если не сказать долгожданная, мера», - цитирует слова вице-премьера пресс-служба правительства.
По его словам, в настоящее время имеются проблемы с реализацией этого закона на практике, однако правительство работает над их устранением. «Например, уже сняты ограничения на возможность федеральным бюджетным учреждениям направлять средства, полученные от приносящей доход деятельности, на создание хозяйственных обществ», - рассказал С.Иванов.
В целом весь комплекс принимаемых мер должен повысить эффективность бюджетных средств, выделяемых на исследования и разработки, отметил Иванов. По его словам, все последние годы расходы на науку постоянно росли. Однако проблема в том, что «переход количества, если брать бюджетные средства, в качество пока не происходит». Ключевым вопросом, по словам Иванова, является создание эффективной системы внедрения инноваций, обеспечивающей реальную отдачу от вложений в разработку ноу-хау и финансовых ресурсов. «К сожалению, здесь нам похвастаться пока нечем», - отметил вице-премьер.
«По данным Минэкономразвития, если все инновационные расходы бюджета взять за 100%, то на генерацию знаний, науку и образование у нас уходит 63% из этих ста, на поддержку выпуска высокотехнологичной продукции в соответствующих отраслях промышленности - 36%, а на сферу коммерциализации (продвижение продукта на рынок) - 1%», - сообщил Иванов.
Для исправления этой диспропорции, по его мнению, необходимо использовать такой мощный рычаг, как госзакупки. По словам Иванова, необходимость повышения инновационной активности госзакупок отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года и в Плане мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации Основных направлений деятельности правительства до 2012 года.