Экзамен по выживанию
В кризис малый бизнес стал еще больше зависеть от административного давления
МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ
Малый бизнес переносит удар кризиса тяжелее крупного, свидетельствуют данные статистики. Если большие предприятия начали понемногу поднимать голову, то их «меньшие братья» продолжили падение, практически не снижая его темпов. В некоторых регионах число МП уже сократилось втрое. В то же время есть места, где малый бизнес, напротив, успешно развивается. По мнению экспертов, все зависит от высоты административных барьеров.
За период с 1 октября 2008 года по 1 октября 2009-го количество малых предприятий в стране сократилось на 19,2% – до 227,7 тыс., сообщается в последнем докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В Сибирском федеральном округе малый бизнес уменьшился на 43,4%, на Дальнем Востоке – на 29,5%, на Юге страны – на 31,3%, в Поволжье –19,3%. Немного скрасил картину Урал, где число МП за год выросло на 42%. Если брать статистику по субъектам РФ, то лучше всего дела обстоят в Хабаровском крае – рост на 105%, за ним следует Республика Карелия (89,1%), Московская (58,1%) и Владимирская (49,8%) области. В лидерах со знаком минус – Новосибирская область, где число предприятий уменьшилось в 3,4 раза, а также Волгоградская, Томская области (в 2,8 раза) и Камчатский край (в 2,6 раза).
Еще сильнее, на 23,8% ниже прошлогоднего показателя, упали объемы оборота малого бизнеса. Даже на Урале, где численный состав предприятий вырос почти в 1,5 раза, оборот вырос лишь на символические 0,3%. Наихудшая динамика по этому показателю наблюдается в Алтайском крае, Ярославской, Ленинградской и Волгоградской областях – в этих регионах обороты сократились более чем вдвое.
«Общий вывод по итогам трех кварталов 2009-го – падение продолжается, – прокомментировал «НИ» ситуацию вице-президент НИСИПП Владимир Буев. – Не думаю, что темпы падения отличаются от тех, что были в начале кризиса». По словам эксперта, одной из причин столь сильного снижения может быть даже не фактическое закрытие малых предприятий, а их переход в нелегальный сектор. «Не все они умерли, кто-то продолжает работать, но невидимо для статистики. Фирму бросили, отчеты она не сдает, но производство продолжается, а расчеты идут наличными», – пояснил специалист.
Главные пострадавшие от сокращения малых предприятий – конечно, их работники. На конец третьего квартала прошлого года среднесписочная численность занятых на российских МП снизилась по сравнению с тем же периодом 2008 года на 8,2%, составив 5,74 млн. человек. Рост занятости отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 29,2 и 15,4% соответственно. В Северо-Западном округе работу потеряли 17,6%, в Южном – 16,3%, в Сибирском – 13,7%, в Приволжском – 11,2% работников малого бизнеса. Среди отдельных регионов лучше всего себя чувствует Хабаровский край, где число работников выросло в 2,2 раза. Во Владимирской области занятость увеличилась на 40%, в Ханты-Мансийском округе – на 35,4%, в Республике Карелии – на 31,4%. Наибольшие сокращения произошли в Волгоградской области (47,8%), в Республике Северная Осетия – Алания (45,2%), в Алтайском крае (43,1%), в Вологодской (34,8%) и Ленинградской (32,2%) областях.
Цифры показывают: хотя кризис и создал всем одинаково сложные условия, самочувствие малого бизнеса в разных регионах очень сильно различается. «Мы это связываем так или иначе с тем, что в каких-то регионах государственный пресс сильнее, а в каких-то слабее, – заметил г-н Буев. – Чем меньше контрольно-надзорного вмешательства, тем больше возможностей у бизнеса и тем лучше он развивается».
В столице малый бизнес чувствует себя не лучше, но и не хуже других. Число предприятий сократилось на 13,7%, обороты – на 17,2%, численность персонала – на 11,8%. Но у Москвы есть одно очень слабое место – инвестиции, которые за год кризиса упали почти на 60%. «Московские предприниматели перестали вкладывать деньги в малый бизнес, – пояснил г-н Буев. – Здесь все основные рынки уже заняты и перераспределены. И если падает спрос со стороны населения и бизнес не видит перспектив, он предпочитает придержать деньги, например, подержать их в банке. Лучше получить небольшой процент, чем вложиться в новое оборудование в момент, когда спроса на продукцию нет».
Дальнейшие перспективы малого бизнеса пока остаются под вопросом. Один из важнейших показателей развития – инвестиции в основной капитал – продолжает стремительно падать. За год по стране они сократились на 28,7%. Сильнее всего пострадали Хабаровский край (на 88,2%), Еврейская автономная область (на 86,7%) и Мурманская (на 82,3%). В то же время в Новгородской области инвестиции выросли в 2,8 раза, в Республике Калмыкии – в 2,4, в Магаданской области – в 2,1 раза. «Может случиться, что это падение будет тормозить процесс восстановления бизнеса, – считает Владимир Буев. – Но если на каких-то рынках появится спрос, малое предпринимательство может очень быстро вырасти снова». Одна из причин падения инвестиций – слабое предложение кредитных услуг. «В конце прошлого года – начале этого спрос на кредитные продукты, в том числе микрокредиты, вырос, а банковское предложение упало еще больше. Программ кредитования заявлено много, но реальное предложение уменьшается», – констатировал аналитик.
Тем не менее, по мнению эксперта, в 2010 году малый бизнес все же имеет шанс прекратить падение. «Ключевую роль в этом могут сыграть два фактора: общий подъем экономики, с которым связано повышение спроса, и немалые государственные вливания, идущие по линии и Минэкономразвития, и регионов, и Российского банка развития. В нынешнем году должно быть принято порядка 13 программ. Эти деньги должны стимулировать развитие малого бизнеса», – надеется г-н Буев.
За период с 1 октября 2008 года по 1 октября 2009-го количество малых предприятий в стране сократилось на 19,2% – до 227,7 тыс., сообщается в последнем докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В Сибирском федеральном округе малый бизнес уменьшился на 43,4%, на Дальнем Востоке – на 29,5%, на Юге страны – на 31,3%, в Поволжье –19,3%. Немного скрасил картину Урал, где число МП за год выросло на 42%. Если брать статистику по субъектам РФ, то лучше всего дела обстоят в Хабаровском крае – рост на 105%, за ним следует Республика Карелия (89,1%), Московская (58,1%) и Владимирская (49,8%) области. В лидерах со знаком минус – Новосибирская область, где число предприятий уменьшилось в 3,4 раза, а также Волгоградская, Томская области (в 2,8 раза) и Камчатский край (в 2,6 раза).
Еще сильнее, на 23,8% ниже прошлогоднего показателя, упали объемы оборота малого бизнеса. Даже на Урале, где численный состав предприятий вырос почти в 1,5 раза, оборот вырос лишь на символические 0,3%. Наихудшая динамика по этому показателю наблюдается в Алтайском крае, Ярославской, Ленинградской и Волгоградской областях – в этих регионах обороты сократились более чем вдвое.
«Общий вывод по итогам трех кварталов 2009-го – падение продолжается, – прокомментировал «НИ» ситуацию вице-президент НИСИПП Владимир Буев. – Не думаю, что темпы падения отличаются от тех, что были в начале кризиса». По словам эксперта, одной из причин столь сильного снижения может быть даже не фактическое закрытие малых предприятий, а их переход в нелегальный сектор. «Не все они умерли, кто-то продолжает работать, но невидимо для статистики. Фирму бросили, отчеты она не сдает, но производство продолжается, а расчеты идут наличными», – пояснил специалист.
Главные пострадавшие от сокращения малых предприятий – конечно, их работники. На конец третьего квартала прошлого года среднесписочная численность занятых на российских МП снизилась по сравнению с тем же периодом 2008 года на 8,2%, составив 5,74 млн. человек. Рост занятости отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 29,2 и 15,4% соответственно. В Северо-Западном округе работу потеряли 17,6%, в Южном – 16,3%, в Сибирском – 13,7%, в Приволжском – 11,2% работников малого бизнеса. Среди отдельных регионов лучше всего себя чувствует Хабаровский край, где число работников выросло в 2,2 раза. Во Владимирской области занятость увеличилась на 40%, в Ханты-Мансийском округе – на 35,4%, в Республике Карелии – на 31,4%. Наибольшие сокращения произошли в Волгоградской области (47,8%), в Республике Северная Осетия – Алания (45,2%), в Алтайском крае (43,1%), в Вологодской (34,8%) и Ленинградской (32,2%) областях.
Цифры показывают: хотя кризис и создал всем одинаково сложные условия, самочувствие малого бизнеса в разных регионах очень сильно различается. «Мы это связываем так или иначе с тем, что в каких-то регионах государственный пресс сильнее, а в каких-то слабее, – заметил г-н Буев. – Чем меньше контрольно-надзорного вмешательства, тем больше возможностей у бизнеса и тем лучше он развивается».
В столице малый бизнес чувствует себя не лучше, но и не хуже других. Число предприятий сократилось на 13,7%, обороты – на 17,2%, численность персонала – на 11,8%. Но у Москвы есть одно очень слабое место – инвестиции, которые за год кризиса упали почти на 60%. «Московские предприниматели перестали вкладывать деньги в малый бизнес, – пояснил г-н Буев. – Здесь все основные рынки уже заняты и перераспределены. И если падает спрос со стороны населения и бизнес не видит перспектив, он предпочитает придержать деньги, например, подержать их в банке. Лучше получить небольшой процент, чем вложиться в новое оборудование в момент, когда спроса на продукцию нет».
Дальнейшие перспективы малого бизнеса пока остаются под вопросом. Один из важнейших показателей развития – инвестиции в основной капитал – продолжает стремительно падать. За год по стране они сократились на 28,7%. Сильнее всего пострадали Хабаровский край (на 88,2%), Еврейская автономная область (на 86,7%) и Мурманская (на 82,3%). В то же время в Новгородской области инвестиции выросли в 2,8 раза, в Республике Калмыкии – в 2,4, в Магаданской области – в 2,1 раза. «Может случиться, что это падение будет тормозить процесс восстановления бизнеса, – считает Владимир Буев. – Но если на каких-то рынках появится спрос, малое предпринимательство может очень быстро вырасти снова». Одна из причин падения инвестиций – слабое предложение кредитных услуг. «В конце прошлого года – начале этого спрос на кредитные продукты, в том числе микрокредиты, вырос, а банковское предложение упало еще больше. Программ кредитования заявлено много, но реальное предложение уменьшается», – констатировал аналитик.
Тем не менее, по мнению эксперта, в 2010 году малый бизнес все же имеет шанс прекратить падение. «Ключевую роль в этом могут сыграть два фактора: общий подъем экономики, с которым связано повышение спроса, и немалые государственные вливания, идущие по линии и Минэкономразвития, и регионов, и Российского банка развития. В нынешнем году должно быть принято порядка 13 программ. Эти деньги должны стимулировать развитие малого бизнеса», – надеется г-н Буев.