Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Начать с нуля

Начать с нуля

У малой полиграфии вскрылись большие резервы

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ
Как начать собственное дело, не имея ни знаний о том, как делать бизнес, ни солидного первоначального капитала? Артем Дымов (фамилия и имя изменены), преподаватель одного из московских вузов, вступивший на путь предпринимательства, отвечает на этот вопрос так: используй то, что есть под рукой. У него самого в момент старта оказался компьютер и толпа студентов, которым постоянно нужно распечатывать курсовые и дипломные работы, сложные чертежи и графики. Начинающий бизнесмен добавил к этому нехитрое оборудование для малой полиграфии и отправился в свободное плавание.
Собственного помещения и даже денег на его аренду у Артема не было. Ясно было, что работать придется дома, но где принимать заказы? Не в тесной же квартирке в удаленном районе – кто туда поедет и кто вообще об этом узнает… Договорился с магазином, располагавшимся в стратегически важном месте – между вузом и станцией метро, он и стал принимать для предпринимателя заказы на печать. Ну, и конечно, должен был помочь собственный сайт в Интернете. Расчет, казалось, был верный, но… «Многое оказалось не так, как я себе предполагал, – рассказал «НИ» предприниматель. – В первую очередь это касалось потенциальных клиентов – студентов. Они в большинстве своем моими клиентами как раз и не стали. Причина проста – им крайне важно лично наблюдать и контролировать процесс печати. Вариант оставить заказ, а потом через какое-то время забрать, их не устраивал – все боялись, что исполнитель что-нибудь напортачит, работы действительно часто сложные. Но зато нашлись другие клиенты, для которых было вполне нормально делать заказы через Интернет».
Поработав пару лет в режиме удаленного доступа, Артем решил все же перейти к личному общению с клиентами, которое открывало куда большие перспективы. Для этого на заработанные деньги он арендовал помещение и нанял несколько человек, которые принимали и выполняли заказы. Наличие собственного помещения, с одной стороны, дало дополнительные возможности, с другой – новые проблемы. Бизнес пришлось «засветить», а значит, нужно было вести бухгалтерскую отчетность, быть готовым к проверкам. Открывшуюся полиграфическую мастерскую тут же посетили проверяющие органы – милиция, налоговая инспекция, которая впоследствии стала частым гостем.
Но самое неизгладимое впечатление оставил визит пожарного инспектора. Он не стал тратить много времени на осмотр помещения, не сделал ни одного замечания, а перешел сразу к делу. «Денег мне от вас не надо, – заявил он Артему. – Давайте коробку бумаги и достаточно, – заключил инспектор, добавив, что в будущем ему может понадобиться еще что-нибудь, например напечатать. При этом ясно дал понять, что за услуги ничего и никогда платить не намерен. «Бумагу не жалко, – признается предприниматель. – Неприятнее всего то, что тебя ставят в ситуацию, когда ты должен давать взятку за то, чтобы тебя просто не трогали. Хотя и трогать-то не за что».
Впрочем, по мнению Артема, он еще легко отделался. «Один знакомый бизнесмен, владеющий рестораном, рассказывал, что ему в канун какой-то «красной даты» позвонили из управы и сказали: мол, скоро праздник, и надо от вас 100 тыс. руб. Просто так, ни за что. И ведь дал, куда денешься, – подытожил Артем. – Это обычное явление. Мне тоже в канун Дня милиции звонили, спрашивали, не могу ли я оказать в честь праздника финансовую помощь. К счастью, все ограничилось только вопросом, платить не пришлось. Видимо, я пока в каком-то резервном, необязательном списке».
Главный минус такого рода бизнеса – сезонность. Как ни крути, а главные заказчики – все равно студенты. Стену недоверия, которая поначалу возникла, Артему удалось разрушить, когда будущие инженеры поняли: работы выполняются профессионально и в срок. Потом заработало сарафанное радио, и от заказчиков не стало отбоя. Но студенты, как известно, живут от сессии до сессии, а между ними – долгий «мертвый» сезон. Выручило то, что слава мастерской докатилась до компаний, разрабатывающих проектную и конструкторскую документацию, которые стали хороших грамотных полиграфистов друг другу «передавать» по цепочке. Но тут грянул кризис. Студенческие заказы остались – молодежь продолжает учиться, и учебных планов никто не отменял. А вот больших работ от компаний, особенно связанных со строительством, стало очень мало. «Прежде, начиная с осени, мы расписывали заказы, связанные со сдачей проектных работ по архитектурным направлениям. Но поскольку из-за кризиса строительство свернулось, разработка не нужна. Таких заказов не стало вообще», – грустно констатирует Артем.
Вместе с тем, по словам предпринимателя, кризис в чем-то и выручил. Во-первых, он помог довольно дешево купить хорошее оборудование. «Возникла ситуация, при которой одни фирмы рассчитывались с другими за долги новым оборудованием, и уже третьи лица продавали его за полцены», – рассказал предприниматель. Но главным подарком от кризиса стало снижение арендной ставки. Хотя для того, чтобы это произошло, пришлось провести большую разъяснительную работу с собственником помещения. «Все знают, что кризис, что цены на недвижимость идут вниз, но просто так снижать плату, терять на этом деньги никто не хочет. Пришлось проанализировать рынок, найти альтернативные варианты, ничуть не хуже по условиям, но заметно ниже по цене и показать их арендодателю. Тогда он понял, что наше предложение вполне обосновано, что нам есть куда уйти с этого места, и согласился».
Два вывода, которые теперь уже искушенный предприниматель делает на основании собственного опыта. «Для малого бизнеса один из главнейших факторов – это его местоположение. Экономить на этом нельзя ни в коем случае: сбережешь рубль – потеряешь сотню. Люди сейчас не хотят тратить время на поиск нужной им услуги, особенно молодежь. Они готовы в два раза больше заплатить, но чтобы услуга была у них под боком, – рассказал Артем. – Вывод номер два – это принцип эволюции, который гласит, что любая сверхспециализация в период перемен ведет к вымиранию. Нужно идти сразу по нескольким направлениям, может быть, близким, но все равно разным, и тогда одно будет поддерживать другое. Мы изначально запланировали широкий профиль и спектр работ, и именно это нам помогло».
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости