Госзаказ 2010: перезагрузка
Благодаря усовершенствованию в течение последних 4 лет №94-ФЗ и последовавшим вслед за этим повышением прозрачности, более четкой регламентацией процедур реализации госзаказа - государство сэкономило 770 млрд. рублей. К числу достижений необходимо отнести и введение режима санкций в отношении недобросовестных чиновников, и усиление защиты прав малых предпринимателей, борющихся за участие в госзаказе.Благодаря усовершенствованию в течение последних 4 лет №94-ФЗ - повышению прозрачности, более четкой регламентации процедур реализации госзаказа - государство сэкономило 770 млрд. рублей. К числу достижений необходимо отнести и введение режима санкций в отношении недобросовестных чиновников, и усиление защиты прав малых предпринимателей, борющихся за госзаказ.
Как передает обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ, принявший участие в форуме-выставке «Госзаказ 2010», ключевые выступления на форуме сделали статс-секретарь - заместитель министра экономического развития России Анна Попова и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев. Мероприятие прошло на этой неделе в Москве.
Единая площадка государственного, регионального и муниципального заказа
«Сейчас проведение торгов не зависит от субъективного решения чиновника», - утверждает А.Попова, уточнив, что это стало результатом принятия новой нормативной базы для реализации госзаказа в рамках №94-ФЗ. Что касается планов на будущее, А.Попова отметила, что к 2011 году планируется создать единый федеральный информационный портал, где будет содержаться полная информация обо всех госзакупках. «Сейчас на уровне регионов информация разбросана по разным порталам, что затрудняет поиск для предпринимателей», - уточнила она. Но в середине прошлого года уже был запущен федеральный Интернет-портал по госзакупкам. «Мы работаем над улучшением портала - созданы личные кабинеты для удобства работы предпринимателей, расширены возможности навигации и поиска», - сообщила замминистра.
С 2009 года идет процесс перехода системы госзаказа на электронные площадки. По словам А.Поповой, сейчас 70% торгов проходят именно в форме электронных аукционов. «С этого момента (введения более демократичной и доступной для предпринимателей системы электронных аукционов - прим. ред.) фактически была перезагружена вся система госзаказа - от подачи заявки и подписания контракта до возможности обжалования решения. Сейчас мы обсуждаем с арбитражными судами возможность электронного документооборота», - сказала замглавы Минэкономразвития.
Поддержка малого бизнеса и инновационных предприятий
Особое место в системе реформы госзаказа, по словам А.Поповой, занимает поддержка малого бизнеса. «Мы расширили список номенклатуры продукции, в Кодексе об административных правонарушениях прописана ответственность за непроведение специальных торгов для субъектов малого бизнеса, а также введены санкции за несвоевременный возврат задатков предпринимателям, внесенных в качестве обеспечения заявки», - уточнила она.
В ближайшее время Минэкономразвития также планирует определить критерии инновационной продукции. Эти меры направлены на расширение инновационного спроса в рамках системы госзаказа со стороны государства.
Повышение доступности участия в закупках госкорпораций
Что касается закупок госкорпораций и естественных монополий, то, по словам замминистра, к середине 2010 года планируется внести законопроект, согласно которому с 2012 года вся информация о закупках компаний будет публично размещаться на едином портале государственных и муниципальных закупок страны. «Это позволит сформировать полноценную аналитическую базу данных о ценах на госзаказы», - подчеркнула А.Попова.
Единая площадка продаж государственного имущества
Руководитель ФАС Игорь Артемьев выступая на форуме, поделился «мечтой» о создании единого Интернет-портала для публикации информации не только о госзаказе, но и о госпродажах. По его замыслу, такой портал должен содержать всю информацию о любом имуществе, которое продает государство. «Это и недра, и биоресурсы, и лес, и земельные участки, и конфискат, и права аренды», - перечислил он. Однако глава ФАС подчеркнул, что опыт создания портала о госзакупках подсказывает ему, что реализация этого нового замысла наткнется еще на большее сопротивление. «Предлагаю всем собравшимся более широко посмотреть на это предложение. Возможно, стоит начать создавать подобную открытую систему продажи имущества добровольно, не дожидаясь указаний сверху», - призвал И.Артемьев.
Говоря о результатах реализации закона №ФЗ-94, руководитель ФАС отметил, что до 2006 года вся система госзакупок была поражена «опасным заболеванием» - практикой картельных сговоров. «Хотя практика картельных сговоров еще существует на открытых торгах, но точка невозврата к старой системе уже пройдена. А те, кто нарушают закон, будут отправлены туда, где им положено быть - за решетку», - убежден он. В 2009 году ФАС получила 32 тыс. жалоб на нарушения в процессе торгов. Почти половина этих жалоб были признаны действительными, и результаты торгов - пересмотрены. «Правда, появились компании, которые сейчас специализируются на срыве торгов. Будем проводить работу для преодоления этого явления. Возможно, будет введена госпошлина на рассмотрение жалоб, но так, чтобы не отсечь по цене малый бизнес», - поделился планами И.Артемьев. Он подчеркнул, что ФАС сейчас выигрывает 95% всех судов.
И.Артемьев подчеркнул, что необходимо вырабатывать у чиновников мотивацию, направленную на экономию бюджетных средства. Например, систему премий или бонусов по итогам года для самых экономных чиновников, размышляет он.
Что касается работы единого портала госзакупок, запуск которого намечен на 2011 год, И.Артемьев считает, что это даст предпринимателям всей России возможность участвовать в электронных торгах по госзаказу прямо из дома. В заключение он отметил, что № 94-ФЗ стал настоящим плацдармом для борьбы с коррупцией и уже внес больший вклад в эту борьбу, гораздо больший, чем все другие меры.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина