Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Малый бизнес через российскую сеть Евро Инфо Центров может найти деловых партнеров в ЕС и по всему миру

Малый бизнес через российскую сеть Евро Инфо Центров может найти деловых партнеров в ЕС и по всему миру

Предприниматели могут воспользоваться услугами сети Евро Инфо Корреспондентских Центров (Enterprise Europe Network) для налаживания деловых контактов со своими европейскими коллегами. Об этом в интервью ОПОРЕ-КРЕДИТ рассказывает Ольга Ермакова, руководитель Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра, действующего при Российском агентстве поддержки малого и среднего бизнеса.
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (далее - Агентство), наряду с Союзом инновационно-технологических центров России и Российской сетью трансфера технологий, в лице Консорциума Gate2RuBIN (Gate to Russian Business Innovation Networks - Шлюз в Российские Бизнес Инновационные Сети) является участником европейской сети Enterprise Europe Network.
Агентство занимается поддержкой бизнес-кооперации, на некоммерческой основе помогая российским и европейским предпринимателям налаживать деловые связи друг с другом. Союз инновационно-технологических центров России совместно с Российской Сетью трансфера технологий отвечает за информирование малого и среднего российского инновационного бизнеса о возможностях международного инновационного сотрудничества и трансфера технологий, а также содействует российским компаниям в участии в 7 рамочной Программе ЕС, нацеленной на поддержку науки и развитие международного сотрудничества в этой области.
По правилам Еврокомиссии, которая курирует международную сеть Enterprise Europe Network, страны, не входящие в Евросоюз, как Россия, могут иметь на своей территории лишь один корреспондентский центр сети. Однако России было позволено создать разветвленную региональную сеть. «Мы обратились в Минэкономразвития РФ с инициативой создания региональной сети Евро Инфо Корреспондентских Центров, чтобы в каждом регионе был свой центр, оказывающий предпринимателям идентичные услуги на бесплатной основе и использующий многолетний опыт работы ЕС. Минэкономразвития РФ оказывает серьезную поддержку в содействии экспортно-ориентированных малых и средних предприятий в рамках данного проекта, и в настоящий момент в сети присутствует 30 регионов РФ. А в этом году планируется увеличить их количество вдвое. Министерство экономического развития РФ поставило такую цель перед региональными администрациями», - рассказывает О.Ермакова.
Возможности Евро Инфо Корреспондентского Центра для малого бизнеса
Обратившись в региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр, предприниматель получает возможности доступа к международной базе данных европейских компаний, интересующихся поиском зарубежных партнеров, системе Интранет, благодаря которой в режиме online возможен обмен информацией с другими Евро Инфо Центрами по всему миру. В сети происходит обсуждение новостей, анонсируются различные бизнес-мероприятия, выкладываются документы ЕС и РФ, касающиеся программ поддержки малого и среднего бизнеса.
«Удобство этой системы привело к тому, что региональные Центры сети сразу начали использовать ее не только на международном, но и на межрегиональном уровне, на котором сейчас обмен запросами идет даже более активно. Компании общаются друг с другом несколько месяцев и приходят к общему согласию по условиям сотрудничества. На международном уровне все намного сложнее: согласование условий идет продолжительное время. Первый этап переписки может занять до трех месяцев», - говорит О.Ермакова.
Поиск зарубежных партнеров
Услуга по поиску зарубежных партнеров для малых и средних предприятий, обращающихся в Евро Инфо Корреспондентский Центр, является бесплатной. «Когда к нам приходит предприниматель, за ним закрепляется определенный эксперт, который сопровождает его в дальнейшем. В процессе первоначальной консультации выявляются экспортные потребности и возможности предприятия. Далее они вместе заполняют подробную анкету - профиль предприятия и запрос/ предложение - на русском (для поиска партнеров в регионах РФ) и английском (для поиска партнеров за рубежом) языках. Анкета размещается в базе данных Региональной информационной системы - для поиска деловых партнеров в регионах России, и базе данных Business Cooperation Database - для поиска международных деловых партнеров. Таким образом, профиль российской компании, которая ищет себе партнеров, автоматически становится виден всем Центрам в российском и международном сегменте сети Enterprise Europe Network (50 стран мира). Когда предпринимателю начинают поступать предложения, их обрабатывает эксперт. Он же помогает потенциальным партнерам наладить контакт», - поясняет руководитель Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра.
В процессе проведения переговоров эксперт Евро Инфо Корреспондентского Центра консультирует предпринимателей по вопросам таможенного законодательства, получения лицензий, сертификатов, другим вопросам. В пакет бесплатных услуг также входит проведение деловых миссий, конференций, семинаров и инфо-дней, содействие компаниям в участии в различных выставках, в ходе которых могут быть налажены деловые отношения между российскими и зарубежными компаниями.
Участие российского бизнеса в тендерах ЕС
В скором времени в сети региональных Евро Инфо Центров появится новая бесплатная услуга - содействие российским компаниям в участии в тендерах ЕС. По словам О.Ермаковой, в мае-июне 2010 года специалисты ЕС специально приедут в Россию, чтобы поделиться своим опытом работы с тендерной системой с российскими коллегами. Специалисты ЕС расскажут о том, как можно использовать европейские тендерные площадки и каким образом можно помочь предпринимателям участвовать в тендерах так, чтобы они оставались конкурентоспособными и не теряли драгоценного времени и денег.
Кризис - время выходить на международный рынок
«Малые предприятия, проанализировав кризисную ситуацию, понимают, что для того, чтобы удержаться на плаву, необходимо открывать новые возможности. Мы помогаем предпринимателю понять, в каком направлении ему можно двигаться дальше, так как мы владеем информацией о том, где и на какую продукцию имеется сейчас спрос. Главная черта малого предпринимателя - способность быть гибким, быстро менять направление своих действий, стратегию и планы. А это - самое главное для успешного ведения бизнеса. Многие наши клиенты, расширив свой рынок, начали набирать новых сотрудников, увеличивать штат, что особенно важно в период кризиса», - рассказывает О.Ермакова.
Трудности при выходе на международный рынок
Делая первые шаги во внешней торговле, надо всегда помнить, что на рынке стран Европейского союза новый экспортер из России и новая продукция в принципе не нужны. Все товарные рынки стран ЕС насыщены и перенасыщены. Российский экспортер должен предлагать покупателю либо совершенно новую продукцию, либо дополнительные преимущества перед уже существующей. Предлагаемая продукция должна идти по конкурентоспособной цене, быть высокого качества и отвечать требованиям по срокам поставок, обеспечению сервисного обслуживания, поставкам запасных частей и т.д.», - объясняет О.Ермакова.
Выбор зарубежного партнера
У российских компаний отсутствует алгоритм поиска зарубежных партнеров. Это приводит к тому, что компания может сделать неправильный выбор зарубежного партнера. Чтобы этого не произошло, необходимо обязательно учитывать особенности потребления предлагаемого продукта в регионе действия вероятного партнера.
Российская компания может не понимать, как выставить конкурентоспособную цену на свою продукцию и услуги. В ЕС принято указывать цены с учетом таможенных расходов на территории РФ, стоимости доставки до ближайшего к потенциальному покупателю международного аэропорта и стоимости страховки. К этому надо ещё добавить ставку налога на импорт, который в странах Евросоюза составляет 19%, стоимость услуг таможенного брокера, а также накладные расходы на складирование и транспортировку отечественной продукции.
Заключение контракта с зарубежным партнером
Заключение контракта является обязательным требованием при ведении внешнеэкономической деятельности. При заключении контракта с партнером из стран ЕС российскому предприятию следует знать некоторые основные принципы: следует постараться обязать партнера приобретать продукцию в определенных объемах; оставить за собой право реализации продукции любым другим покупателям на рынке ЕС, заинтересованным в прямых поставках от производителя; прописать, что партнер должен оказывать содействие в получении сотрудниками российского предприятия визы, проведении выставок и сертификации продукции.
Сертификация продукции, логистика и обратная связь с потребителями
Для реализации продукции на рынке стран Евросоюза российскому предприятию необходимо получить необходимые сертификаты. Среди множества видов сертификатов основным, предоставляющим право на реализацию отечественной продукции в любой стране ЕС, является СЕ сертификат. Поэтому получению СЕ сертификата необходимо уделить особенное внимание», - уточняет О.Ермакова.
«Языковые и административные барьеры, а также отсутствие возможности заключения контракта с сертификационным центром на оптимальных условиях делают самостоятельное получение СЕ сертификата нашими предприятиями невозможным.
В этой связи российскому предприятию следует возложить обязательство по сертификации на европейского партнера либо воспользоваться услугами российских специалистов, которые способны оказать содействие в получении необходимого сертификата.
Успех российских компаний на международном рынке
Однако преодолев все возможные препятствия, в том числе и при активной поддержке российских Евро Инфо Центров, представители малого и среднего бизнеса успешно работают на европейском рынке. По словам О.Ермаковой, это предприятия в сфере деревообработки - производства офисной мебели, дверей, оконных рам и их комплектующих, сельского хозяйства - производства молока, круп, минеральных удобрений, металлообработки - производства деталей и комплектующих, разработки и производства лазерного технологического оборудования для использования солнечной энергии, микроэлектроники, авиационной промышленности, обслуживания вертолетов и даже производства инновационных зубных щеток.
В настоящее время за рубежом востребованы российские микропроцессоры, биотехнологические разработки, а в ближайшем времени, вероятно, возрастет интерес и к российским нанотехнологиям, считает О.Ермакова.
История успеха
О.Ермакова также привела пример успешной международной бизнес-кооперации, налаженной при помощи Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. В декабре 2009 года в г. Айдовщина (Словения) прошли переговоры между руководством российского ООО ПО «Диа-Веста» и словенской компании «Фрукталь». Обе компании специализируются на выпуске продуктов вкусного и здорового питания, изготавливаемого из натуральных растительных компонентов. «Диа-Веста» производит витаминизированные вафли, печенье и джемы, не содержащие сахара, а «Фрукталь» - натуральные соки без добавления сахара, консервантов и ароматизаторов, фруктовое пюре и сокосодержащие напитки для детей. Кроме того, каждая компания по своей технологии выпускает батончики-мюсли. Предметом переговоров являлось создание совместного производства батончиков-мюсли с пробиотиками (бифидо- и лактобактериями) по специальной технологии, разработанной компанией «Диа-Веста».
В ходе встречи стороны договорились, что «Диа-Веста» произведет специальную субстанцию из бифидо- и лактобактерий, которую «Фрукталь» внедрит в свою продукцию. Таким образом, будет выпущена опытная партия батончиков-мюсли, представляющих собой плод совместных усилий российской и словенской компаний. В процессе производства такой партии будут отработаны совместные действия по выпуску инновационной продукции.
В дальнейшем стороны планируют осуществить разработку рецептуры нового вида батончиков-мюсли, который, по замыслу, может стать одним из лидирующих европейских брендов. Таким образом, в лице компании «Фрукталь» «Диа-Веста» нашла европейского стратегического партнера-производственника, «о котором можно было только мечтать». В свою очередь, компания «Фрукталь» в лице «Диа-Весты» получила партнера, которого «очень долго искала и который поможет существенно улучшить и обновить технологические возможности».
Контактная информация:
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, тел.: +7 499 143-73-20;
Российский Евро Инфо Корреспондентский Центр, тел.: +7 499 143-73-32;
Союз инновационно-технологических центров России, тел./факс: +7 499 720-69-17;
Российская сеть трансфера технологий, тел.: +7 48439 6-84-92.
Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости