Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Извращая госполитику

Извращая госполитику

Мнение председателя Свердловского отделения ОПОРЫ РОССИИ, депутата областной думы Евгения Артюха о реализации в регионе 159-ФЗ и мер поддержки МСП в целом

По словам эксперта, Свердловская область является аутсайдером среди российских регионов в плане поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Местные чиновники саботируют соответствующий закон 209-ФЗ, а также фактически провалили реализацию закона «о малой приватизации». Между тем, создавая бизнесменам административные барьеры, власти, постоянно жалующиеся на дефицит бюджетных средств, теряют огромные деньги. В частности, нормальное исполнение закона 159-ФЗ принесло бы доходы в размере около 7 млрд рублей. Эта сумма равна объему облигационного займа, который для покрытия дефицита бюджета планирует разместить правительство Свердловской области. Согласно совместному исследованию ОПОРЫ РОССИИ и «Бауман Инновейшен» в 2008-2009гг. «Индекс ОПОРЫ», УрФО серьезно отстает от других территорий в плане развития малого и среднего предпринимательства. В частности, на Среднем Урале слишком высок уровень коррупции (много административных барьеров и случаев незаконных выплат чиновникам со стороны бизнеса), существуют проблемы с доступностью помещений. Не созданы или созданы, но не функционируют Советы по развитию малого и среднего предпринимательства, которые обязаны проводить общественную экспертизу всех решений, принятых властями и затрагивающих интересы бизнеса. Такие Советы созданы лишь в 52 из 94 муниципалитетах Свердловской области, но они не действуют, не собираются, не проводят экспертиз.

Закон 209-ФЗ

Напомню, в рамках реализации указа Президента России «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в регионе должны быть созданы общественные (координационные) советы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства. Целью создания таких советов – организация общественного контроля за выполнением муниципальных программ развития МСБ и мониторинг соблюдения органами власти законных прав субъектов малого и среднего предпринимательства при принятии решения об отчуждении имущества, находящегося в муниципальной собственности. Процесс создания таких советов с самого начала шел очень тяжело – территориальные органы федеральных органов власти и представители власти на местном уровне иногда просто отказывались образовывать такие советы и отсылали с претензиями к федеральному руководству. Кроме того, возникали проблемы, например, при обсуждении численного и персонального состава Советов. На региональном и местном уровнях норма представительства предпринимательского сообщества не установлена законодательством, что выливалось в создание в муниципалитетах Советов на 70-90% состоявших из людей, близких к администрациям, но далеких от предпринимательства. Они изначально становились на сторону соответствующих администраций, блокируя все разумные начинания и предложения.  В качестве примера можно привести ситуацию в Ирбите, где Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства был создан лишь после вмешательства областной прокуратуры. Более того, кандидатура председателя Ирбитского совета ни с кем не согласовывалась и была утверждена, как и сам состав совета, решением главы города. Практически идентичная ситуация была и в Новолялинском городском округе. Выявлены нарушения и в Красноуральске, а также в деятельности областного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, который был создан распоряжением правительства еще в феврале 2008 года, но провел менее 10 заседаний. На данный Совет возложена обязанность по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Экспертиза законопроектов, внесенных для рассмотрения в областную Думу, проводилась лишь один раз. Мои неоднократные обращения в адрес председателя Совета, министра экономики Свердловской области Михаила Максимова, о проведении общественных экспертиз отдельных законопроектов игнорировались. Нормативно-правовые акты правительства Свердловской области на заседаниях Совета, не рассматривались ни разу. Таким образом, на Урале игнорируется федеральный закон № 209, извращается госполитика по поддержке малого и среднего бизнеса. Чиновники не понимают, что без участия самих предпринимателей, без сотрудничества с ними не возможно поднять экономику.

Закон «о малой приватизации» 159-ФЗ

По данным на 18 марта 2010 года из почти тысячи объектов, подлежащих «малой приватизации» продано только 118, то есть 12%. В Екатеринбурге, по данным на 2 февраля 2010 года подано 561 заявление от желающих реализовать преимущественного права на выкуп арендованных помещений. Из них только по 7 объектам заключены договоры купли-продажи.  Предпринимателям отказывают по надуманным поводам. Например, от одной екатеринбургской компании, которая 14 лет арендовала помещение и подала заявку на приватизацию, чиновники потребовали уплатить неизвестно откуда взявшиеся пени в 411 тысяч рублей. Когда бизнесмены безо всяких споров выплатили необходимую сумму и вновь подали заявку, в мэрии им отказали, мотивировав решение тем, что согласно закону, предприниматель имеет право обращаться с заявкой лишь один раз. Обратившись в суд с помощью бюро по защите прав предпринимателя ОПОРЫ России бизнесмены смогли доказать свою правоту, однако не факт, что им удастся выкупить помещение. Сейчас в Арбитражный суд подано 148 заявлений, по 119 из них суд принял решение удовлетворить требования арендаторов, но ЕКУГИ отказывается выполнять эти решения. В списке предприятий, получивших в ЕКУГИ отказ в преимущественном праве на выкуп помещения числятся ООО «Группа компаний КА Сервис», ЗАО «Олипс», ЗАО «Научно производственное предприятие «ФАН», ЗАО «Супермаркет «Кировский», ЗАО «Каменные вещи» и ООО «Торговый дом «Кузнецкий мост» и многие другие. Отказывая предпринимателям, чиновники, которые постоянно жалуются на дефицит бюджетных средств, теряют огромные деньги. Так, средняя площадь арендуемого субъектами МСБ помещения (подпадающая под действие ФЗ-159) составляет 200 м. кв., среднерыночная стоимость 1 кв м коммерческой недвижимости равна 35 тыс рублей, а число объектов, подлежащих выкупу около 1000. Получается, что при нормальном исполнении закона «о малой приватизации» в бюд­жеты различных уровней могли бы поступить доходы в размере около 7 млрд рублей. Но вместо того, чтобы реализовать федеральный закон и получить необходимые деньги, правительство Свердловской области принимает решение о размещении облигационного займа на те же 7 млрд рублей и будет выплачивать проценты.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости