Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Мониторинг кредитования малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ

Владелец небольшого московского агентства недвижимости создавал компанию на личные средства, кредиты стоили слишком дорого

Владелец небольшого московского агентства недвижимости создавал компанию на личные средства, кредиты стоили слишком дорого

Николай Вербов открыл свой небольшой бизнес - компанию «Финанс Недвижимость» практически накануне кризиса, в июле 2008 года. Создавать компанию пришлось на собственные средства, полученные от продажи квартиры. Помощи ждать было неоткуда. Банки предлагали кредиты под 30% годовых, и то «если повезет». Но вероятнее всего, за кредит пришлось бы платить минимум 40% годовых.
В интервью ОПОРЕ-КРЕДИТ предприниматель рассказывает, что, несмотря на то, что резкое ухудшение экономической ситуации застало «Финанс Недвижимость» почти на старте, он решил продолжить бизнес. Более того, Н.Вербов считает, что именно в кризис и нужно начинать новое дело. «Ведь, когда все хорошо, то занять свое место под солнцем очень сложно, а когда все плохо, выживает тот, кто может это сделать. Если фундамент готов, то построить на нем здание очень просто. Кто сумеет сейчас выстоять и занять свое место, тот сможет развиться и после кризиса», - убежден предприниматель.
Опыт преодоления кризисов у Н.Вербова достаточный, ведь, он работает с недвижимостью уже более 15 лет. «Столько кризисов в сфере недвижимости, сколько было в России за это время, не было, наверно, ни в одной другой стране: в 1994, 1996, 1998 годах, в 2004 году - общий банковский кризис, который косвенно затронул и рынок недвижимости, затем был небольшой спад в 2006 году, и, наконец, кризис 2008 года», - перечисляет бизнесмен.
Однако Н.Вербов считает, что, работая в недвижимости, без работы остаться сложно. Главное, надо понимать, какой механизм или алгоритм работы использовать в данный момент. Безусловно, в условиях кризиса успех предприятия выражается не столько в прибыли и росте показателей, сколько в определенной стабилизации и постепенном развитии. Предприниматель уверен в будущем, у его компании есть все составляющие успеха: четкая структура, отработанная технология, сплоченный коллектив.
Управленческий опыт Н.Вербова складывался постепенно. Он окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «инженер-металлург», работал в Институте редких металлов. Но, когда в 1990-е годы «металлургия умерла, как наука», необходимо было найти себе новое занятие. Тогда кто только не создавал свои предприятия, и Н.Вербов участвовал в нескольких таких старт-апах, которые как быстро появлялись, так и быстро разваливались. Сейчас неуспех этих компаний предприниматель объясняет тем, что в них присутствовало коллективное управление. Собиралось несколько человек, каждый из которых был учредителем, и на определенном этапе начинались конфликты, связанные с тем, что каждый считал себя главным. «В то время выбились те, кто занимался бизнесом самостоятельно, не обращая внимания на друзей и знакомых, учился принимать решения без чьей-либо помощи и не делиться с друзьями, что тогда для нас было практически нереально. Мы - другого плана люди, наше поколение тяготеет к коллективному духу», - вспоминает бизнесмен.
Решение заняться недвижимостью пришло почти случайно. Квартира Н.Вербова располагалась на первом этаже, а в 1990-е это было небезопасно. На окна было решено поставить решетки. Просматривая газету «Из рук в руки» в поисках решеток, Н.Вербов увидел объявление о том, что в соседнем высотном доме продается квартира. Денег хватило на то, чтобы внести залог, остальные $45 тыс. пришлось за две недели собрать по друзьям. Чтобы вернуть долги, нужно было продать собственную квартиру, и здесь предприниматель «впервые столкнулся с недвижимостью».
Дальше все пошло само собой: продал одну квартиру, купил другую, помог соседу совершить обмен. Потом была работа в небольшом агентстве недвижимости агентом и повышение до начальника отдела. Затем показалось, что лучше работать в крупном агентстве. Именно здесь было принято окончательное решение открыть свое дело: «Мне не нравилось то, что от моего решения практически ничего не зависело. В организации была определенная иерархия: начальник отдела - руководитель отделения - и далее. Там ты был, в буквальном смысле слова, винтиком, выполнял работу, похожую на работу водителя трамвая, где есть рельсы, по которым ты должен ехать - ни вправо, ни влево, ни обогнать ты не можешь», - рассказывает предприниматель.
Еще во время работы в крупной компании сын Вербова Евгений, выпускник Бауманского университета, создал сайт для отдела, в котором работал отец. За него Н.Вербова оштрафовали, так как должен был существовать только один, официальный сайт. Теперь Евгений работает в «Финанс Недвижимость» руководителем IT-отдела, совершенствует сайт, которым в компании очень гордятся, и разрабатывает рекламные программы.
Н.Вербов не скрывает, что все работники фирмы - его давние друзья. «У меня нет желания брать людей со стороны. Изначально у меня был идея создать компанию, в которой не будет внутренних противоречий, будут дружеские отношения, которые способствуют работе. И при дальнейшем развитии компании я хочу, чтобы эта составляющая оставалась. Если ее убрать, можно превратиться в агентство американского типа, где из сотрудников выжимают все, что можно, а дальше просто выкидывают на улицу. Такой путь мне не интересен», - говорит бизнесмен. При этом Н.Вербов уверен, что компания - это все-таки строгий механизм, где у каждого человека должна быть определенная функция.
Анализируя положение своей компании на рынке недвижимости, предприниматель отмечает, что сферы деятельности малых и крупных агентств существенно разделены. «Крупная компания приватизацией заниматься не будет, не хочет и не умеет. Те цены, которые позволяют работать нам, неприемлемы для них», - поясняет Н.Вербов. Серьезная конкуренция разворачивается между компаниями приблизительно одного уровня, например, конкурентным полем для небольших агентств является уровень профессионализма и качества предоставляемых услуг.
Одно из самых успешных направлений деятельности «Финанс Недвижимость» - приватизация. Стоимость услуги самая низкая по Москве - всего 10 тыс. рублей, затраты на работу в несколько раз превышают вознаграждение, которое получает агентство, утверждает предприниматель. Делается это для того, чтобы создать клиентскую базу: люди, которые обратились в агентство по вопросу приватизации, потом обращаются по более серьезным вопросам, таким, как продажа, покупка квартиры или расселение. Для таких клиентов был разработан скидочный сертификат на повторное обращение на те же 10 тыс. рублей. И число повторных обращений растет.
В прошлом году весь коллектив компании участвовал в разработке новой схемы приватизации квартир, которые никто до этого приватизировать не мог, а именно, квартир, которые по разным причинам не были переданы на баланс города, например, квартиры министерства обороны. Простая приватизация, то есть передача квартиры в собственность, здесь невозможна, потому что у нее фактически нет собственника. Наделение квартир собственником возможно одним способом - по решению суда. Этот механизм был отработан и сейчас активно используется компанией.
«Финанс Недвижимость» также занимается работой с воинскими сертификатами. По словам Н.Вербова, не только количество сертификатов, но и их качество растет. «Раньше цена сертификата формировалась без всякой логики, и номинально квадратный метр по сертификату стоил в 2-3 раза дешевле, чем он стоил реально. К примеру, сертификат выдавался на 2 миллиона, а квартира стоила 6 миллионов, и решить этот вопрос было невозможно без привлечения денег владельца сертификата. Сейчас стоимость квартиры существенно меньше, чем та сумма, которая указана в сертификате. Это позволяет эффективно работать», - объясняет он. Идет активная работа по обменам, в том числе, на новостройки. Было разработано 12 схем подобного обмена с использованием сертификатов и заключены договоры на реализацию новостроек.
Ситуация на рынке загородной недвижимости сейчас тяжелая: ее постиг более глубокий кризис, чем рынок вторичной недвижимости и даже новостроек. Единственное, что отмечает Н.Вербов: увеличивается количество обращений по покупке земельных участков. Клиенты предпочитают купить землю, чтобы потом, если появятся деньги, построить дом самостоятельно. «Эта ситуация напоминает историю дяди Тыквы из сказки про Чиполлино, который на каждое свое день рожденье ставил по одному кирпичику и так строил свой будущий дом», - смеется предприниматель.
Н.Вербов также занимается продажей недвижимости за рубежом: в Финляндии, Черногории. Он лично выбирает каждый объект. На ближайшее время бизнесмен наметил себе новое направление - продажа недвижимости в Китае, где за последний год стоимость квадратного метра выросла более чем на 30%. Так что в скором времени Н.Вербов отправляется в путешествие, искать варианты. Предприниматель уверен: кризис не может длиться вечно, и когда он закончится, его компанию ждет настоящий успех.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости