Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Безжалостный киловатт

Безжалостный киловатт

Главная проблема, с которой столкнулось большинство предприятий в результате кризиса, – отнюдь не трудности в получении кредита или инвестиционный голод, выяснили социологи. 78% из них страдают прежде всего от значительного повышения цен на энергоносители, и многие опасаются, что в этом году проблема только обострится. Вчера социологическая компания «Башкирова и партнеры» опубликовала результаты исследования, цель которого была выяснить, с какими проблемами столкнулись во время кризиса предприятия различных сфер экономики. Выяснилось, что самая главная «головная боль» руководителей 700 компаний из семи регионов России – это повышение цен на энергоносители. С этим разорительным для большинства явлением не сталкивалось лишь 5% опрошенных. Следом идут падение объема продаж (58%) и объема производства (54%), но это многие склонны воспринимать именно как следствие того, что дорожает энергия. Кроме того, 42% предприятий вопреки общему мнению, что недвижимость резко подешевела, столкнулись с повышением стоимости аренды производственных, офисных и торговых площадей. Снижение объемов инвестиций (16%) или невозможность получить кредит (14%), которые считались едва ли не главными последствиями кризиса, замыкают этот «проблемный рейтинг». Почему вдруг именно повышение цен на энергоносители стало основной проблемой бизнеса, поинтересовались «НИ» у специалистов. «На сегодняшний день издержек у бизнеса возникает все больше, и повышение цен на энергоносители – одна из причин, – пояснила член правления ОПОРЫ РОССИИ, предприниматель Наталья Чудакова. – Речь ведь идет о 20-процентном повышении, а это много, поскольку потребляемая мощность в любом бизнесе составляет очень значительную часть издержек». По словам эксперта, резко дорожающая энергия не только напрямую увеличивает расходы производителей, но и воздействует на них косвенно, через потребителей продукции. «Покупательская способность граждан упала на 30% и восстанавливаться не собирается. Таким образом, несмотря на повышение цен на энергоносители, поднять цены на товар мы не можем, – рассказала г-жа Чудакова. – Конкуренция очень велика, и, если сейчас поднять цены, наша продукция вообще не будет востребована на рынке». В итоге, говорит предприниматель, расходы производителей растут, а доходы остаются на том же уровне, следовательно, прибыль тает, и бизнес, особенно малый, все чаще задает себе вопрос: а насколько рентабельно заниматься предпринимательством вообще? В начале кризиса арендодатели действительно несколько снизили цены, особенно это было заметно в Москве, признает эксперт. Но теперь, по ее словам, арендная плата опять растет. «Более того, во многих регионах в разы увеличена кадастровая оценка земли, а значит, повышается налог на землю, – утверждает г-жа Чудакова. – Не уменьшаются и налоги, несмотря на то что предприниматели неоднократно просили власти о введении так называемых «налоговых каникул». К примеру, если раньше я в квартал платила налог с объекта в 100 кв. метров, допустим, 40 тыс. руб., то сейчас – уже 50 тыс. На первый взгляд разница не так уж велика, но в совокупности с остальными издержками получается приличная сумма. В итоге та прибыль, на которую рассчитывает предприниматель, либо сводится к нулю, либо вообще уходит в минус». «То, что проблема цен на энергоносители вышла на первое место, очень показательно, – заявил «НИ» заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАК) Владимир Сальников. – Другие последствия в той или иной степени ожидаемы: понятно, что в условиях кризиса большинство компаний сталкиваются со снижением продаж, со сжатием рынков и аналогичными проблемами. Совсем иначе обстоит дело с повышением цен и тарифов естественных монополий. В последнее время они у нас росли ускоренными темпами, но вместе с тем сохранялся разрыв между ценами на мировых рынках и у нас. То есть оставался некий запас конкурентоспособности по ценам на электроэнергию и газ. В этом году тарифы у нас выросли, в то время как в других странах, прежде всего в США, наоборот, произошло снижение цен на газ и стабилизация цен на электроэнергию. Если так дальше дело пойдет, то уже к 2012 году наши энергоемкие производители, то есть те, у кого доля затрат газа или электроэнергии велика, рискуют вообще потерять конкурентоспособность. Просто окажется, что наши цены и тарифы сравняются с уровнем США, но с учетом того, что технологии у нас более отсталые, а энергоемкость более высокая, доля затрат на это будет уже выше, чем в Америке».

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости