В московском технопарке «Строгино» есть свободные места для перспективных начинающих предпринимателей
Атмосфера уюта и покоя остается и тогда, когда подросший старт-ап - уже полноценно состоявшаяся компания - размещается в технопарке. В соседних с ним офисах располагаются дружественные компании, а часто - и потенциальные партнеры, на других этажах «живут» консалтинговые фирмы и венчурные фонды. Называть эти помещения «офисами» совсем не хочется, настолько они разнообразны и уникальны, как и занимающие их компании. В одном из них вы видите оранжевые кресла, в стаканах лежат конфеты, по стенам расклеены детские рисунки, в другом - настоящая мастерская, где по столам разбросаны металлические детали, микросхемы и гайки.
Технопарк «Строгино» - это место, где государственная поддержка инноваций перешла из разряда теоретических планов к практическому воплощению, где нужные люди собрались в правильном месте, вооружившись перспективными идеями и серьезными намерениями. Управляет технопарком Сергей Теплов, который раньше работал советником по имущественным вопросам в Московском центре развития предпринимательства. В его команде - бывшие финансисты и бизнесмены, которым «надоело просто зарабатывать деньги, и захотелось делать что-нибудь полезное».
Пережившие кризис
Технопарк «Строгино» был официально открыт в июне 2007 года Дмитрием Медведевым, в то время еще бывшим премьер-министром, и мэром Москвы Юрием Лужковым. Первые арендаторы пришли в технопарк в конце 2007 года, интересные проекты в бизнес-инкубаторе начали появляться в середине 2008 года. Потом грянул кризис и последовавший за ним некоторый отток арендаторов.
«Наши старт-апы почувствовали острую нехватку средств. Инвесторы, в лучшем случае, резко сокращали объемы финансирования, в худшем - вообще его прекращали. Для проектов, находящихся на начальной стадии, которые еще ни на чем не зарабатывают - это равносильно смерти», - рассказывает о том времени С.Теплов.
Команда технопарка делала все возможное, чтобы молодые бизнес-проекты могли продолжить развитие: находили венчурные фонды, новых инвесторов, устраивали участие компаний в выставках, организовали презентации для банковских структур. Помочь удалось не всем: некоторым компаниям не на что было содержать помещение и команду, и проекты оказались замороженными. Сейчас в технопарке, в котором развитые компании размещаются по рыночным ставкам аренды, все «спокойно и стабильно», и свободных мест почти нет.
Однако в бизнес-инкубаторе, на который распространяются льготные условия аренды, свободного места достаточно. С.Теплов надеется, что такая парадоксальная ситуация в скором времени изменится. «Недавно к ним пришел проект, который был запланирован еще на конец 2008 года. И в целом интерес и доверие к «Строгино» среди предпринимателей растет», - отмечает он.
Как стать резидентом «Строгино»
В технопарк можно обратиться на любом этапе развития проекта, даже когда у вас нет ничего, кроме идеи, даже юридического лица. «Стадия проекта для нас не имеет значения. Если идея интересна, мы беремся за нее в любом случае. Главное, чтобы команда, которая его реализует, была готова к дальнейшей работе», - говорит С.Теплов. Чаще всего в технопарк обращаются компании, которые определились с составом команды и уже имеют на руках образец продукта.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ присутствовал на встрече одного из будущих резидентов с сотрудниками технопарка. Обсуждали потенциал продукта, возможный рынок сбыта, вероятных инвесторов, юридические тонкости. Предпринимателю 23 года, приехал из Новосибирска, говорит, что «Строгино» - первое место, в котором ему не отказали и согласились помочь, обсудить идею.
Одним из препятствий на пути потенциальных арендаторов является довольно сложная процедура отбора. По мнению С.Теплова, это условие одновременно и помогает, и мешает развитию технопарка. С одной стороны, уровень прошедших отбор компаний очень высок, с другой - многие перспективные компании отказываются от размещения, испугавшись длительной процедуры.
Вначале вам необходимо собрать стандартный комплект документов на участие в государственном конкурсе - это справки из налоговой, учредительные документы. Затем надо написать технико-экономическое обоснование и представить свой бизнес-проект на экспертном совете. В 2010 году было проведено уже 4 таких совета. На каждом из них рассматривались заявки 5-6 компаний, из которых 1-2 компании обычно получали отказ.
После совета и сбора дополнительных документов проект выходит на конкурсную комиссию Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы, которая выносит окончательное решение относительно размещения компании в технопарке. В оправдание столь трудоемкой процедуры С.Теплов говорит, что «никто из прошедших ее еще не пожалел». Это подтверждают и сами арендаторы.
Обитатели «Строгино»
Сейчас 40% предпринимателей, занимающих офисы в бизнес-инкубаторе и непосредственно технопарке «Строгино», работают в области информационных технологий. Выбор IT-компаний С.Теплов объясняет веянием рынка. «Все знают, что такие проекты легко выходят на рынок и быстро окупаются. Разработать промышленную модель изделия, сделать ее, договориться о выпуске занимает на порядок больше времени, чем создание качественного программного обеспечения или разработка Интернет-платформы для социальных сетей», - объясняет он.
Проекты, которые С.Теплов для себя выделяет особо, - это компании, работающие в сфере медицины. «Здоровье - это тоже, в своем роде, инновация, только более глубокая, и ее необходимо поддерживать», - говорит он, отмечая при этом необычайно высокий уровень исследователей, с которыми ему удалось поработать.
Предпринимательство и наука зачастую плохо уживаются в одном человеке. «Наши предприниматели - это гениальные разработчики, которые очень часто совершенно не задумываются, как продавать свой продукт», - сожалеет С.Теплов. «Работать с ними крайне сложно. Ведь, у каждого из них есть четкая мировоззренческая позиция, которая мешает им заниматься продвижением своего продукта», - добавляет он.
Чаще всего, такие предприниматели ставят условие: либо все, либо ничего. Не соглашаясь на промежуточные варианты, они хотят сразу получить финансирование в полном объеме, достойное уровня их изобретения. Однако и инвесторам требуются определенные гарантии. Они предпочитают сначала дать небольшую сумму на доработку продукции, и только после того, как она докажет свою эффективность и добьется успеха, соглашаются на более крупные вложения. Задача сотрудников технопарка - уладить все противоречия и добиться такой договоренности, которая удовлетворила бы и разработчика, и инвестора.
Одним из критериев размещения в технопарке является опережающий в несколько раз среднерыночный темп рост вашего бизнеса. Большинство бизнесов, стартующих в технопарке, выходят на самоокупаемость в течение года. За этот период команда старт-апа из 2-3 человек разрастается до 7-10 человек, а значит, создаются новые рабочие места.
В «Строгино» стараются в равной степени помогать всем резидентам. По словам С.Теплова, сейчас в России пока еще очень мало людей, которые знали бы, как управлять технопарками и бизнес-инкубаторами. Уже сформировалась определенная прослойка людей, которые знают, что такое венчурные проекты, но они занимаются именно финансированием и делают это для получения коммерческой выгоды. «Они вкладываются в 10 проектов, и ждут, что один из них окажется успешным и окупит все убытки. У нас схема абсолютно противоположная: мы вкладываем ресурсы и работу во все проекты, и нам важно, чтобы каждый из них оказался успешным», - говорит С.Теплов.
Получается не со всеми. Благодаря усилиям сотрудников технопарка, естественный отбор замедляется: та компания, которая «на воле» умерла бы за месяц, здесь может продержаться полгода. «Мы не можем полностью контролировать работу компании, не можем развивать проект на свои средства или удержать инвестора. Но мы можем дать определенную базу, импульс, где-то направить в нужном направлении, дать совет», - рассказывает гендиректор технопарка.
Специалисты технопарка могут помочь выстроить систему продаж, помогают с продвижением товара. Кроме того, прекрасно разбираясь в инфраструктуре поддержки малого бизнеса в Москве, они могут рассказать, где и на каких условиях компания может получить помощь государства, о возможностях которой большинство предпринимателей даже не догадывается.
Как государство может поддержать инновации
Государственная поддержка научно-технических компаний, по мнению С.Теплова, необходима, в то время как сейчас препятствий для их развития в России гораздо больше, чем помощи. В соответствии с действующим законодательством, инновационная продукция не может выйти на крупный рынок госзаказа. «Пока основным критерием госзакупок является цена, инновации не смогут им соответствовать. Любой высокотехнологичный продукт всегда будет стоить дороже, чем его менее технологичный аналог. Ведь, в него вложен труд ученых, разработчиков, инженеров», - поясняет С.Теплов.
Крупные компании проводят закупки примерно по тем же правилам, что и государство, а компании поменьше, в дорогостоящей инновационной продукции вообще не заинтересованы, потому что не могут себе этого позволить.
С.Теплов ожидает хороших результатов от изменений в законодательстве, касающихся возмещения ставки арендной платы для молодых инновационных компаний. Очень эффективной оказалась работа по внедрению льготной арендной ставки в Москве. «Многим предпринимателям, получившим эту поддержку в 2008-2009 годах, это позволило пережить кризис. Особенно это было важно для компаний производственного сектора, которые арендовали большие площади», - говорит гендиректор технопарка.
С.Теплов отмечает, насколько важно поддерживать производство в Москве. Сейчас наша легкая промышленность не может конкурировать с компаниями Юго-Восточной Азии: из нескольких сотен текстильных производств в Москве осталось 2-3 десятка. Происходит это из-за несоизмеримой стоимости рабочей силы, энергоносителей, ставок аренды. То же происходит и в фармацевтической промышленности, перспективы развития которой - огромны.
Облегчить жизнь инновационным проектам, по мнению главы технопарка, можно путем введения налоговых льгот. «Минэкономразвития уже подавало в Минфин поправки в законодательство с целью снизить налоги для инновационных компаний, но безуспешно. Для таких компаний подошли бы налоговые льготы и другие преференции, которые используются в свободных экономических зонах. Необходимо только четко определить, что такое инновации, чем сейчас и занимаются в Правительстве. Внимание, которое государство уделяет поддержке инноваций, через несколько лет даст свои результаты. Главное сохранить идею в первоначальном виде, не испортить ее. Мы хотим добиться серьезных результатов за очень короткие сроки, а этого без поддержки государства добиться нельзя», - убежден С.Теплов.
Контактная информация:
Технопарк «Строгино», тел.: +7 495 756-29-54.