Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

24 мая руководство ОПОРЫ обсудило меры по обеспечению доступа МСП к госзаказу и реформы ЕСН

24 мая руководство ОПОРЫ обсудило меры по обеспечению доступа МСП к госзаказу и реформы ЕСН

24 мая состоялось совместное заседание Президиума ОПОРЫ РОССИИ и Президиума Некоммерческого Партнерства «ОПОРА». Одной из главных темам обсуждения стал вопрос об эффективности мер по совершенствованию процедур государственных и муниципальных закупок в целях обеспечения доступа субъектов МСП к госзаказу. Также представители руководства организации обсудили ситуацию с массовыми обращениями предпринимателей в ОПОРУ РОССИИ в связи с реформой единого социального налога и предстоящим увеличением размера страховых взносов для предпринимательского сообщества. В обсуждении первого вопроса приняли участие: начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев, заместитель директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России Анна Катамадзе и советник Министра экономического развития РФ Ольга Анчишкина. Открывая обсуждение, президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов напомнил об активном участии организации на всех этапах принятия и доработки профильного 94-ФЗ. «Мы с самого начала приветствовали принятие 94-го закона и новой системы размещения государственного заказа на электронных площадках», - отметил глава ОПОРЫ. В качестве одного из примеров практической деятельности в этом направлении С. Борисов напомнил о совместной разработке с Федеральной антимонопольной службой Методического пособия по госзаказу в помощь предпринимателям. Одна из главных проблем в этой сфере, по данным ОПОРЫ, - по-прежнему правоприменение 94-ФЗ. Среди ключевых вопросов – фактически закрытый доступ для МСП в сферу заказа естественных монополий и госкомпаний. До сих пор остается невыясненным вопрос о выполнении поручения Председателя Правительства РФ по итогам Всероссийского форума МСП 22 апреля 2009г. о снижении с 5 до 2 процентов требования об обеспечении  заявки на участие малого и среднего предпринимательства в конкурсах и аукционах при размещении гос- и муниципального заказа. Также актуально снятие ограничений по доступу МСП к госзаказу в ряде сфер деятельности, к примеру, в сфере оборонного заказа. Необходимо стимулировать крупный бизнес к допуску малого бизнеса участию в выполнении масштабных государственных заказов. Это возможно через обременение госзаказа по принципу т.н. правилу «второй руки», когда 20% полученного госконтракта крупной компанией в обязательном порядке идёт на субконтракт малому бизнесу по правилам открытого тендера, считает С. Борисов. Не менее актуальным, по данным ОПОРЫ, остается необходимость расширения перечня видов госзаказа, предназначенных только для малого бизнеса. В связи с этими и рядом других проблем президент ОПОРЫ обратился к участникам заседания с предложением сформулировать предложения, способные существенно улучшить ситуацию в этой сфере.  Основной докладчик по этой теме от ОПОРЫ РОССИИ – сопредседатель Комитета по государственному заказу - Валерий Малиновский сообщил о наиболее системных вопросах в профильной сфере. Не подлежит сомнению, что 94-ФЗ позволил малому и среднему бизнесу принимать участие и выигрывать в торгах, как и то, что появилась реальная возможность существенной экономии бюджетных средств, считает эксперт. В то же  время, по его словам, остается ряд глобальных проблем, препятствующих реализации закона в полной мере. Одну из основных В. Малиновский сформулировал как «малый бизнес кредитует госзаказ». Для ее решения он предложил в качестве обеспечения взимать 30% не от начальной, а от конечной, фактической цены госконтракта. Кроме того, проблему для бизнеса представляет фактически отсутствующее авансирование госзаказа при том, что предприниматель должен подтвердить свою «состоятельность» по выполнению госконтракта – представить обеспечение: «бизнес аванс не получает, а обеспечение предоставляет». Проблемной является ситуация, когда для получения и выполнения госзаказа предприниматель тратит свои средства или берет кредит, а средства за выполненный госконтракт получает уже к концу выполненной работы, причем не всегда своевременно. Таким образом, сегодня фактически бизнес кредитует госзаказ, резюмировал эксперт. Что касается электронных торгов, то, по мнению главы профильного комитета ОПОРЫ, «результат получился поразительным»: «Практически исчезло влияние заказчика на участников аукционов и отбор поставщиков, ведется отсев «лже-предпринимателей», преследующих в торгах недобросовестные цели. Среди проблем В. Малиновский назвал парадокс, когда «заказчики сплошь и рядом не допускают выигравших к выполнению госконтракта». При этом нередко доходит до обращения в ФАС и обжалования в высших судебных инстанциях.  Среди проблем 94-ФЗ эксперт также назвал сохраняющуюся проблему коррупционности при размещении заказа путём котировок цен. В то же время внимание эксперт обратил на ситуацию, когда законодательство по-прежнему нуждается в корректировке, однако предприниматели уже не успевают отслеживать все корректировки и даже предлагают временно остановиться в дальнейшем совершенствовании 94-ФЗ. В продолжение темы председатель Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по электронной торговле и площадкам Илия Димитров рассказал об эксперименте по проведению учебных семинаров, посвященных вопросам участия в электронных торгах. С 1 января этого года проведено уже 75 семинаров в 48 регионах России, и в планах Комиссии - увеличение их количества «до 50 синхронно в месяц», сообщил глава Комиссии. В рамках этих мероприятий в том числе суммируются проблемы, вызывающие наибольшие вопросы предпринимателей, сообщил Илия Димитров, пригласив представителей государственной власти, а также руководства ОПОРЫ РОССИИ и НП «ОПОРА» к участию в проекте. Собранная информация по вопросам участия бизнеса в торгах на электронных площадках будет суммироваться и предоставляться для анализа в органы федеральной власти. О проблемах малого и среднего предпринимательского сообщества в сфере участия в торгах также рассказали вице-президент НП «ОПОРА», генеральный директор МАРПУТ Юрий Песоцкий, член Президиума ОПОРЫ РОССИИ, президент корпорации «Электронный архив» Сергей Баландюк. Исполнительный директор ОПОРЫ РОССИИ Виктор Климов напомнил о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели при участии в торгах по госзаказу на право выполнения НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Конечный результат настолько непонятен и неосязаем, что здесь - множество возможностей для злоупотреблений, считает он. Изначальный посыл 94-ФЗ «уравнять всех с целью обеспечения возможности равного доступа к госзаказу» сегодня имеет свои нюансы, требующие индивидуального подхода и выработки механизмов для преодоления такого рода проблем, отметил В. Климов. В свою очередь, вице-президент Владислав Корочкин подчеркнул необходимость решения проблемы «саботажа» в сфере участия в госторгах со стороны недобросовестных предпринимателей, которые, по его словам, «участвуют, чтобы договариваться». Необходимо ввести ответственность для таких лиц, считает предприниматель. Комментируя затронутые на заседании вопросы, начальник Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев высказал мнение, что сфера госзаказа, невзирая ни на какие действия, никогда не будет совершенной. В то же время большие надежды на серьезное исправление ситуации с коррупционностью сферы ведомство возлагает на электронные площадки. В настоящий момент в электронных торгах официально принимает участие около 17 тысяч предпринимателей со всей России, и это, по мнению М. Евраева, проблема, так как пока бизнес не особенно понимает механизма действия площадок. Что касается решения проблемы доступа предпринимателей к муниципальному заказу, М. Евраев напомнил о вступивших в мае в силу поправках к закону о добровольности участия муниципалитетов в электронных площадках. С 2011 года 94-ФЗ предусматривает для муниципальных заказчиков уже обязательное проведение открытых аукционов только в электронной форме, «так что сегодняшнее недовольство муниципальных образований вполне предсказуемо», - отметил глава управления ФАС. Особое значение для решения задачи коррупционных проявлений на торгах имеет то, что жалобы на действия на электронных площадках рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России, отметил М. Евраев, пояснив, что «электронные площадки должны отвечать высокому качеству проведения торгов - заявленному и ожидаемому». С введением этой системы, по словам представителя антимонопольного ведомства, «уходит проблема давления на участников, создается серьезное препятствие для сговора участников торгов».

Также М. Евраев сообщил о запланированном на следующую неделю начале масштабной проверке по выполнению норм 94-ФЗ, касающихся обязанности размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации. Комментируя поднятые участниками заседания проблемы, глава управления сообщил, что согласен с необходимостью исключения нормы, сохраняющей предквалификационные требования в оборонном заказе, доработки закона в части госзаказа по НИОКРам, а также в ряде других сфер деятельности и т.д. Комментируя проблему авансирования госконтрактов, М. Евраев обратил внимание, что мотивированность на качественное исполнение госконтракта будет выше, если исполнитель получит средства преимущественно за уже выполненную работу. В то же время он согласился с предметным обсуждением соответствующих процедур, в том числе по соблюдению норм о своевременности выплаты госзаказчиком. Одновременно с этим Михаил Евраев обратил внимание предпринимательского сообщества на «дефицит нормальных предложений» по изменению профильного законодательства, предложив предметно обсуждать проблемы сферы госзаказа с формулировкой рекомендаций по их решению. В ответ на комментарий Сергея Борисова о рассмотрении возможности предоставления для отечественных компаний в отдельных отраслях хотя бы частичных преференций на госторгах М. Евраев напомнил о соответствующих нормах в уже действующем законодательстве и аналогичных планируемых – в сфере электронных торгов. При очевидном ущемлении прав предпринимателей глава управления предложил жаловаться в ФАС России, вместе с тем предупредив о планах ведомства ввести плату за очевидно необоснованные жалобы, мешающие работе ФАС по реальным проблемам бизнеса. Заместитель директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России Анна Катамадзе также обратила внимание на пока еще неактивное участие предпринимателей в работе электронных площадок, хотя сумма размещенных здесь заказов, по ее словам, «уже перевалила за 100 млрд. рублей». Комментируя слова С. Борисова о поручении В. Путина о снижении с 5 до 2 процентов требования об обеспечении  заявки на участие МСП в конкурсах и аукционах при размещении гос- и муниципального заказа, А. Катамадзе сообщила, что «законопроект находится на рассмотрении Правительства РФ и на днях будет одобрен». Что касается распространения норм 94-ФЗ на сферу заказов естественных монополий и госкомпаний, здесь все сложнее: серьезное сопротивление соответствующим законодательным инициативам дает возможность говорить пока только о мерах, позволяющих «опубличить» такие торги, вывести соответствующую информацию на портал», отметила замглавы департамента. В то же время Правительство не намерено отказываться от работы по распространению норм о государственном заказе на эту сферу. Советник Министра экономического развития РФ Ольга Анчишкина рассказала о работе над созданием комплексной федеральной контрактной системы. Соответствующая задача была поставлена Президентом РФ в Послании о бюджетной политике на 2010-2012 годы. Ожидается, что формирование такой системы будет способствовать повышению эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. Контактная система призвана охватить весь цикл контрактования: планирование, размещение, реализацию, мониторинг, приемку результатов и контроль исполнения. Также Минэкономразвития формирует инструменты результативного прогнозирования и администрирования госзаказов. «Перед нами стоит задача выстраивания единого, сквозного закупочного цикла», - отметила советник министра. Когда предприниматель видит прогноз и планирование потребностей государства, он может сопоставить эти данные с информацией по реально размещенному  госзаказу, считает Ольга Анчишкина.

Подводя итоги дискуссии по этой теме, президент ОПОРЫ отметил: «мы научились неплохо делать «фотографию сегодняшнего дня», но, видимо, этого уже не хватает для работы на упреждение». В связи с этим, по мнению Сергея Борисова, предпринимателям и представителям государственной власти необходимо совместно приниматься за выработку совместных решений, которые позволят не только решать наиболее острые проблемы, но и эффективно действовать в перспективе. Энергичную дискуссию вызвал вопрос, связанный с реформой единого социального налога. Напомним, ряд соответствующих норм 212-ФЗ от 24 июля 2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» по замене ЕСН на страховые взносы вступил уже с 1 января 2010г. С 2011г. реформа переходит в следующую стадию – увеличение размера страховых отчислений с 26% до 34%. Тем самым, по данным ОПОРЫ, одномоментно совокупная финансовая нагрузка на малый и средний бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, увеличится в 2,4 раза. В связи с этим в ОПОРУ РОССИИ поступает большое количество обращений предпринимателей из разных регионов России. Малые предприятия обеспокоены перспективой оказаться в условиях посткризисного периода в крайне тяжелом положении, что повлечет за собой существенное сокращение количества рабочих мест, повышение  уровня безработицы и, как следствие, рост социальной напряженности и существенное сокращение доходной части бюджета. Возможным вариантом предотвращения этих последствий 212-ФЗ, по мнению большинства предпринимателей, может стать перенос срока вступления в действие Федерального закона № 212-ФЗ с 2011 года на 2013-2014 годы с одновременным введением компенсационных мер. По словам президента ОПОРЫ РОССИИ, в цели организации сегодня входит не нарисовать «картины ужаса» и «коллапса» завтрашнего дня. Речь идет о необходимости избежать таких последствий и соблюсти паритет между возможностью выполнения задач социально-ориентированного государства и интересами  малого и среднего предпринимательского сообщества, фактически поставленного на грань исчезновения и ухода «в тень». В обсуждении этого пункта повестки дня приняли участие директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Сергей Беляков, руководитель Департамента контрольно-ревизионной работы Фонда социального страхования РФ Егор Саламатин и начальник отдела страховых взносов Департамента развития соцстрахования и Гособеспечения Минздравсоцразвития России Людмила Комарова. Главный докладчик по этой теме - руководитель Комитета по учету и налоговому администрированию - Михаил Орлов напомнил о прогнозах по увеличению не только финансовой, но и административной нагрузки на предпринимательское сообщество. Особого внимания заслуживает тот факт, что, наряду с налоговыми органами, к финансовому контролю за деятельностью налогоплательщиков подключатся органы внебюджетных фондов. При этом колоссальные полномочия налоговых должностных лиц налоговых органов не обеспечены мерами ответственности за их злоупотребления. «Без введения уголовной и административной ответственности органов внебюджетных фондов за вынесение заведомо незаконного решения и за злоупотреблением правом приостанавливать операции по счетам в банке риск злоупотребления органами внебюджетных фондов своими полномочиями остается очень высоким», - считает эксперт. Также Михаил Орлов напомнил о том, что по инициативе Правительства РФ предпринимательское сообщество сформировало ряд предложений по компенсационным мерам в рамках реформы ЕСН, которые пока так и не приняты. К примеру, среди предложений бизнеса – необходимость установления добровольности ЕНВД. «В противном случае, при отсутствии альтернативы, с 1 января 2011г. плательщики обязательного к применению налога на вмененный доход исчезнут как класс», - считает эксперт. Среди других предложений – снижение ставки НДС, введение налоговых каникул по налогу на прибыль для старт-апов, ограничение выездных налоговых проверок малого бизнеса и др. По мнению М. Орлова, сегодня самое время вернуться к обсуждению этих мер. «Речь идет уже не о предотвращении, а хотя бы смягчении удара, который ожидает предпринимательство с нового года», - отметил эксперт. В свою очередь, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ по региональному развития Павел Сигал сообщил о результатах серии конференций, проведенных региональными отделениями в апреле–мае по этой теме. «Вы там, в Москве, нарисовали себе, что кризис уже закончился, а вот посмотрите на ситуацию у нас», - процитировал вице-президент предпринимателей в регионах России. По словам П. Сигала, предприниматели с цифрами на руках доказывали невозможность работы своих предприятий с 2011г., когда по-прежнему чувствуются последствия кризиса, испытывается недостаток кредитно-финансовых средств и т.д. Предприниматели – нормальные люди, социально-ориентированы, они прекрасно понимают цель этой реформы, отметил вице-президент. По его словам, представители бизнес-сообщества в конечном итоге готовы к повышению финансовой нагрузки, но их единственная просьба сейчас – отложить вступление этой нормы 212-ФЗ до 2013-2014гг. с одновременным введением компенсационных мер, иначе работать по-прежнему не получится уже по объективным причинам, сообщил П. Сигал.

Позицию предпринимателей в сфере потребительской кооперации озвучил член Президиума НП «ОПОРА», председатель Центросоюза России Евгений Кузнецов. В свою  очередь, вице-президент организации Владислав Корочкин предложил «облечь эмоции в цифры» и смоделировать развитие ситуации, опираясь на объективные данные и цифры предпринимательства в субъектах РФ. Между тем, начальник отдела страховых взносов Департамента развития соцстрахования и Гособеспечения Минздравсоцразвития России Людмила Комарова напомнила о том, что в рамках проведения реформы Правительство отказалось от увеличения размера налоговых платежей с 2010г., как планировалось изначального. Кроме того, Правительством РФ предусмотрен ряд мер «переходного периода», к примеру, льготы для инновационного бизнеса и т.д. Что касается проверяющих предпринимательство, то, по мнению представителя Минздравсоцразвития, их количество в рамках реформы не возросло. К примеру, персонифицированный отчет в Пенсионный  фонд России (ПФР) предоставлялся предпринимателями и до 2009-2010гг., напомнила она.

Мнение представителя Минздравсоцразвития поддержал руководитель Департамента контрольно-ревизионной работы Фонда социального страхования РФ Егор Саламатин. «Мы проверяли раньше и проверяем сейчас 1 раз в три года», - подчеркнул он. При этом глава департамента ФСС сообщил о заключенном на днях между ФСС РФ и ПФР соглашении о совместном проведении проверок. По мнению Е. Саламатина, в вопросе о реформе ЕСН целесообразно разделять две важных темы: налоговая нагрузка и административные издержки.  Также глава департамента ФСС РФ призвал предпринимателей помнить, что предприятия на УСН обеспечивают социальные затраты на содержание своих работников только на 40%, а остальные 60% соответственно Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС. В рамках обсуждения новых взаимоотношений внебюджетных фондов и предпринимательского сообщества Егор Саламатин считает важным создания ситуации улицы «с двусторонним движением», с обоюдной ответственностью. В свою очередь, директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Сергей Беляков напомнил, что решение о проведении реформы уже принято на уровне руководства страны. Теперь совместными усилиями нужно думать, что делать дальше с целью минимизации всех возможных, отметил представитель Минэкономразвития. В связи с этим, по словам главы департамента, государство готово к обсуждению ситуации и выработке решений совместно с бизнесом, к примеру, заинтересовано в помощи бизнеса при разработке компенсационных мер. «Такие решения должны быть предметом широких общественных дискуссий», - считает  С. Беляков. По итогам обсуждения этого вопроса было принято решение о разработке ОПОРОЙ РОССИИ документа, посвященного всестороннему и предельно объективному анализу ситуации в сфере предпринимательства с 2011г. Документ будет разработан предельно оперативно и представлен во все профильные органы федеральной власти. Помимо этого в рамках заседания также рассматривался ряд организационных вопросов деятельности ОПОРЫ РОССИИ и НП «ОПОРА».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости