Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Ну очень малая приватизация Депутаты продлили срок действия закона, который саботируется чиновниками

Ну очень малая приватизация

Депутаты продлили срок действия закона, который саботируется чиновниками

Госдума в среду приняла в третьем чтении поправки в законодательство о продлении срока «малой приватизации». Малый и средний бизнес сможет выкупать арендуемые у государства площади еще три года – до 1 июля 2013-го. Депутаты вынуждены были признать: «льготные» условия приобретения помещений подавляющему большинству предпринимателей оказались пока не по силам. Представители бизнеса считают: для того чтобы этот закон заработал в полную силу, необходимо не только продлевать сроки его действия, но и укрощать ценовые аппетиты чиновников.

Суть закона – дать предпринимателям преимущественное право приватизировать помещения, больше двух лет находящиеся у них в аренде, и возможность оплатить покупку недвижимости в рассрочку. Сроки рассрочки устанавливаются законами субъектов РФ. Как пояснил «НИ» вице-президент Национального института системных проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев, они могут розниться, но по сложившейся в регионах практике это в основном 3–5 лет. Необходимость внесения в закон поправок объясняется тем, что он вопреки ожиданиям властей за два года так и не заработал в полную силу. Парламентарии признали: за это время арендаторы – предприятия малого и среднего бизнеса – выкупили всего около 8,5 тыс. помещений, что, по весьма обтекаемой формулировке депутатов, «составляет меньшую часть от общего количества арендуемых помещений». «В связи со сложным финансовым положением многих субъектов малого и среднего предпринимательства, вызванным кризисными явлениями в экономике, существует необходимость продления срока действия «малой приватизации» на три года», – отмечается в документе. Впрочем, в Госдуме признают, что «виноваты» не только финансовые сложности. Недаром в апреле члены комитета по собственности направили в адрес генпрокурора Юрия Чайки письмо, в котором попросили провести проверку реализации закона. Один из авторов послания Алексей Плахотников утверждал, что «на 1 января 2010 года из 5 млн. 192 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса только 0,16% выкупили арендованное имущество». «Принято считать, что в рамках этого закона бизнес приватизировал до 10% имущества, официально включенного в перечень на продажу, но на деле эти цифры еще меньше и не превышают 5–7%», – утверждал он. По информации парламентария, в ряде регионов вообще не было заключено ни одного договора на приватизацию. Речь идет, в частности, об Адыгее, Ингушетии, Мордовии, Якутии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, а также Омской области и Москве. «В 26 субъектах заключено до 20 договоров, а примерно в трети регионов страны работа по малой приватизации не видна и, очевидно, не ведется», – посчитали депутаты. Поможет ли в этой ситуации продление срока действия закона? У специалистов на этот счет разные мнения. Управляющий директор «Деловой России» Николай Остарков считает, что поправки помогут тем, кто уже вложился в реконструкцию помещения: перестроил его под себя, продумал возможность складирования, обустроил офис. Впрочем, признал «НИ» эксперт, закон затронет лишь «около 30% представителей бизнеса». А вот председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Андрей Спиридонов убежден, что дело не только и не столько в сроках. «Чтобы льготный порядок приватизации недвижимости принес ожидаемые результаты, необходимо не только освободить такие сделки от уплаты налога на добавленную стоимость, но и изменить ценовую политику в отношении недвижимости, – сказал он «НИ» – Особенно в Москве, где этот вопрос стоит острее всего». Также, по мнению г-на Спиридонова, лучше вообще отказаться от каких-либо временных ограничений. Владимир Буев убежден, что исполнению закона мешает и практика его применения. Сегодня, по его словам, дело обстоит так: муниципалитет нанимает оценщика, который выставляет рыночную стоимость помещения, и ниже ее чиновники планку уже не опускают. В противном случае у них могут возникнуть проблемы при проверках, например, со стороны прокуратуры, которая может заподозрить коррупционную составляющую. И хотя закон не запрещает предпринимателю нанять своего оценщика, независимых экспертов, на практике это происходит очень редко. По мнению г-на Буева, закон не работает во многом из-за того, что ни регионы, ни муниципалитеты никак не мотивированы и не заинтересованы в его реализации, поскольку, по сути, он лишает их собственности и соответственно сужает доходную базу и бюджетов, и самих чиновников. Продать ведь можно только один раз, а сдавать – хоть бесконечно.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости