Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В ближайшие годы у предпринимателей будет много проблем с муниципальной арендой

Освободите помещение

В ближайшие годы у предпринимателей будет много проблем с муниципальной арендой

Мелкие предприниматели по воле Госдумы опять ждут неприятностей. Депутаты законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определили новый порядок заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества, предусматривающий конкурсные процедуры. Малый бизнес, о защите которого так много говорят власти, ставится в заведомо невыгодные условия при конкуренции с более крупным.

Допустим, какой-то предприниматель лет пять назад стал арендовать у государства или муниципалитета 4–5 кв. метров под киоск. Закупил оборудование, кстати, недешевое, начал работать. Чтобы раскрутить «точку», надо проявить некоторую изобретательность: предложить товар, которого нет у других продавцов, какие-то новые услуги. Все это требует времени, денежных вложений и немалых личных усилий. Отдача, как правило, появляется только через несколько лет. И как только предприниматель начинает рассчитывать на какую-то прибыль, чиновники ему объявляют: срок аренды, мол, закончился и согласно закону «О защите конкуренции» те самые 4–5 «квадратов», что занимает ваш киоск, мы обязаны выставить на аукцион. А если кто-то предложит большую арендную плату, чем вы, то он это место и займет.

Помилуйте, растеряется предприниматель, арендная плата и так высока. Тарифы меняются чуть ли не раз в квартал, и каждый раз в сторону увеличения. Кроме того, я сверх аренды оплачиваю услуги уборщиц, охраны, хотя доля их зарплаты уже заложена в стоимость официальной арендной платы. Вы ведь официально платите им зарплату в 4–5 тыс. руб., а остальное доплачиваем мы, арендаторы. Да на нужды города при получении патента на право торговли дважды в год приходится скидываться. Как же я могу предлагать вам еще большую арендную плату? Ответ один: «Закон предписывает».

Ну и как должен ощущать себя этот предприниматель? Он, который начинал свое дело с нуля, имеет один-два киоска, просто не сможет соперничать с какими-то более крупными фирмами, у которых таких киосков много. Трудно ли предсказать итог аукциона? К тому же за год до его проведения предприниматель сведет на нет закупку товара, а значит, уменьшатся и прибыль, и зарплата продавцов, с которой тоже платятся налоги.

Аукционы, конкурсы – дело неплохое, однако это далеко не универсальный инструмент пополнения или сбережения бюджетов всех уровней. Хотя бы потому, что часто их выигрывают одни и те же фирмы. Например, ни одному швейному предприятию организации Общества инвалидов Владимирской области ни разу за несколько лет не удалось через конкурс или аукцион получить заказ на пошив постельного белья или других изделий для государственных учреждений. Хотя расценки на свои услуги они выставляют очень низкие. А порой результаты конкурсов приносят даже очевидный финансовый вред. Знакомая журналистка муниципальной газеты рассказала, что пленку для печати им лет 15 поставляла определенная фирма. И все было хорошо до тех пор, пока закон не заставил редакцию выбирать поставщиков с более дешевой продукцией по конкурсу. Так вот, самый дешевый поставщик оказал во Владивостоке. Теперь пленка с учетом почтовой пересылки обходится газете дороже, чем когда ее закупали в Москве.

Но вернемся к предпринимателю, который имеет несчастье арендовать несколько квадратных метров госсобственности. Госдума вдогонку к закону «О защите конкуренции» приняла в свое время еще и другой документ – №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности». Он наделяет субъекты малого и среднего предпринимательства преимущественным правом выкупа арендуемых помещений. На днях парламентарии продлили срок действия этого закона до 1 июля 2013 года. Но, во-первых, предприниматели еще должны добиваться права выкупить эти помещения, о чем сказал глава правительства Владимир Путин на недавнем инновационном форуме малого и среднего предпринимательства «Конкурируя за будущее сегодня». Во-вторых, как наш предполагаемый бизнесмен может этим правом воспользоваться? Как выкупить ему 4–5 кв. метров площади, например, в зале ожидания вокзала?

Те, кто уже ранее заключил договор аренды, имеют право продлить его до 1 июля 2015 года. Примерно к этому сроку должны сойти на нет последствия всемирного экономического кризиса. Значит, все тяготы этого тяжелого для экономики времени несчастный предприниматель должен вынести на своих плечах, месяцами сидя с прибылью, которой не хватает даже на оплату квартиры, а иногда и вообще без нее. При этом он должен оплачивать все возрастающие налоги государству и поборы ему же. Кстати, с января налог на вмененный доход увеличился, так что надежды на светлое будущее поубавились. А благодаря закону «О защите конкуренции» оно для данного предпринимателя может и вовсе не наступить. Работников из-за неопределенности положения найти ему будет трудно. Им, работникам, тоже стабильность нужна.
Если тот предприниматель не выиграет аукцион, он разорится. Захочет ли он начать все сначала? И у других бизнесменов такого же масштаба вряд ли появится желание что-либо арендовать у государства. Будут рисковать только фирмы, имеющие больший запас прочности. Но зачем тогда сейчас, в разгар кризиса, государство призывает людей открывать свое дело, если, судя по принимаемым законам, оно в мелких предпринимателях не нуждается вовсе? Непонятно, чем руководствовались депутаты, когда принимали этот закон. Выручить больше денег от аренды? Намного ли? Ничего, что количество налогоплательщиков при этом убавится? Если бы арендатор освобождал занимаемую площадь, решив не продлевать договор аренды, тогда ее можно было бы выставить на аукцион. Это было бы еще как-то оправданно. Но преднамеренно сталкивать лбами людей… На мой взгляд, это просто безнравственно.

Я попыталась изложить свои соображения и сомнения нашим законодателям. Хотелось понять, что, по их мнению, выиграет от нового закона государство и что проиграет, а заодно и проверить, можно ли рядовому избирателю достучаться до тех, кому очень неплохо живется на его налоги. На примере знакомого предпринимателя описала возможность апокалипсиса лично для него через четыре года, как только закончится договор аренды. Письма я направила в две фракции – «Единую Россию» и КПРФ. Единоросс Владимир Пекарев, сам предприниматель, сообщил, что он отправил обращение в адрес председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского с просьбой учесть мои предложения. О судьбе моего послания в этом направлении мне больше ничего неизвестно, хотя прошло полтора года.

КПРФ вроде бы провозглашает себя защитницей интересов трудового народа. Однако на мое письмо зампред комитета Госдумы товарищ В.И. Кашин не реагировал никак целый год. Все это время я дважды в месяц звонила его помощникам, и те рапортовали мне, что послание мое депутату передали. Звоню лично Владимиру Ивановичу. Он заявляет, что письма моего в глаза не видел. И только после моей истерики по телефону письмо нашлось и с сопроводительным текстом за подписью тов. Кашина было отослано в Федеральную антимонопольную службу и Министерство регионального развития России.

Оба эти ведомства словно под копирку разъяснили мне, как будет действовать закон, который меня так сильно тревожит. Надо сказать, сомнений они не развеяли, поскольку ничего нового для себя в разъяснениях я не нашла. Минрегионразвития для пущего моего вразумления переправило копию моего письма в совет народных депутатов города. А председатель городского совета ответил, что, мол, внимательно прочитали, даже посочувствовали тому предпринимателю, но ведь законы-то принимаются на другом уровне! Полностью согласна. Да ведь я на тот уровень изначально и обращалась!

Никто ни в законодательной, ни в исполнительной власти даже вникнуть не захотел в проблемы конкретного предпринимателя. Но заниматься ими ведь кто-то должен. Попросила оценить ситуацию руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Андрея Шубина. Вот его ответ: «ОПОРА РОССИИ» разделяет озабоченность предпринимателей существенным увеличением арендной платы и тарифов естественных монополий в последнее время. Свои предложения о необходимости изменения существующих методик проведения кадастровой оценки земель и установления тарифов «ОПОРА РОССИИ» направляла в уполномоченные федеральные органы власти. Проблема выкупа и аренды помещений остро стоит во многих регионах страны. Аренда помещений в скором будущем станет проблемой для предприятий малого бизнеса, особенно после 2015 года. «ОПОРА» неоднократно обращалась к властям об утверждении типовых досрочных договоров аренды и возможности продлевать их для предприятий малого и среднего бизнеса».

Что «обращалась», это хорошо. Но неужели у этих обращений такая же судьба, как и у моих?

ТАТЬЯНА СИБИРЦЕВА, предприниматель

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости